Развитие творческого мышления младших школьников в начальном этапе обучения английскому языку.
статья

Стручкова Раиса Иосифовна

В статье рассматривается вопрос развития творческого мышления младших школьников. Даётся краткий обзор определений терминов связанных с творческим мышлением. Описываются некоторые языковые игры развивающие творческое мышление обучающихся. Выделяются некоторые типы игр, основываясь на классификацию видов языковых игр Л. Н. Щербатых. Приводится мониторинг проведенных исследований.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyasri_razvitie_tvorcheskogo_myshleniya.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Стручкова Р.И.

МБОУ «Сулгачинская общеобразовательная средняя

школа имени И.И. Константинова-Дэлэгээт Уйбаан»

Республика Саха/Якутия/

Амгинский улус, село Сулгаччы

Развитие творческого мышления младших школьников в начальном этапе обучения английскому языку.

Необходимость развития творческого мышления можно увидеть и в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Важным отличием в новых стандартах является личностный результат каждого ученика. Прежде всего, важна личность ребёнка и те изменения, которые проходят в процессе обучения. Сумма знаний, полученных в школе, отходит на второй план. Каждый ученик должен овладеть универсальными учебными действиями, которые помогут справиться с различными проблемами в жизни. В образовательном стандарте чётко прописаны все виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Главной ценностью обучения является именно деятельность, а не совокупность знаний.

Начиная изучать иностранный язык, ребенок уже обладает определенным языковым и речевым опытом в родном языке и способностью совершать основные мыслительные операции в этом языке.  Отсюда очевидно, что в учебном процессе по иностранному языку имеются возможности опереться на сформированное на базе родного языка мышление учащегося и совершенствовать его мыслительные операции. А что такое мышление? Мышление - процесс познавательной деятельности индивида,        характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. А творческое мышление? Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. Непременный компонент творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений. Психолог Р.С. Немов говорит, что мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. [6]

Основной и важной для педагогической практики вывод Л.И. Божович состоит в том, что учителям необходим учет возрастных особенностей. И это может снять обострение возрастных кризисов у школьников, предотвратить возникновение фрустрации (состояние психического напряжения, тревожности и т.п.), способствует возможности заложить безболезненные основы следующему возрастному этапу формирования личности. [2]  Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Снижение самооценки связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. 3 класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это связано с изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. На данном этапе основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей. Так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков, складывается разное отношение к учебным предметам.[1]

Обучение иностранному языку во втором классе проводилось на основе учебно-методического комплекта «Английский с удовольствием», автором которого является М.З. Биболетова, где формируется коммуникативная компетенция, при этом особый акцент сделается на познавательное развитие ученика и его способностей. Для выявления творческого мышления учащихся 2 класса было проведено тестирование по методике «Эти пары слов можно назвать одним названием», «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит предложение», «Найди лишнее слово». В итоге выявлено, что уровень развития мышления оказался высоким только у одного ученика из шестерых (16,7%), у четверых оказался средним (66,7%), а у одного низким (16,7%).

Термин «языковая игра» был введен в 1953 г. в лингвистику Л. Витгенштейном. В стилистическом энциклопедическом словаре русского языка обозначается, что языковая игра - специфическое употребление языковых единиц, осознанное говорящим в функциональном отношении, т.е. соотнесенное со сферой общения. В новом словаре методических терминов и понятий говорится, что языковая игра – речевое поведение, особенности общения, которые направлены на достижения дополнительных эффектов, обычно с целью развлечения, усиления речевого воздействия.

 Учитывая то, что игра у младших школьников все еще остается одним из ведущих видов деятельности, исходя из вышеуказанных выводов применяли игры с целью   развивать творческие мышления младших школьников с учетом возрастных психологических особенностей: ограниченная работоспособность учащихся, быстрое утомляемость, потребность в двигательной активности и т.д. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. [3] В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Именно в игре заявляет о себе детская активность и эмоциональность. Направить эту активность в нужное русло является задачей учителя.

   Представленные нами игры на уроках трудно четко классифицировать на отдельные типы, так же, как и отделить языковое мышление и память в процессе развития иноязычной речи. Однако, основываясь на классификацию видов языковых игр, развивающих творческое мышление, по Л.Н. Щербатых, мы постарались выделить некоторые типы игр для  младших школьников[8]:
1.Игры, вызывающие двигательную активность, развивают творческую активность (физкультминутки, игры с движениями);

2.Игры, направленные на развитие логичности мышления («Составление рассказа на иностранном языке по картине», «Угадай», «Снежный ком», «Незнайка»);  
3.Игры, направленные  на развитие способности фантазировать (“Магическая палочка’’, «Сказочный город», «Королевство сказок»);

4.Игры, направленные на развитие цепкости и цельности восприятия иноязычного материала (звукоподражательные игры, игры-имитации, «Будь внимателен!», игра-фонетическая зарядка, игра-движение, «Круг», игра в звуки, «Найди пару», игра «Назови рифму»);

5.Игры, направленные на решение проблемных ситуаций ( “Думай и скажи”, игра «Путаница»)
6.Игры, направленные на развитие воображения, фантазии («Необычное животное» , “Опиши странного животного», “Дополни картинку”, “Мы поём”, Игра “Мы рисуем”, “Быть или не быть”, «Будь внимателен!», «Угадай», «Согласись или не согласись»);

7. Игры, направленные на развитие ассоциативного воображения («Ассоциация», «Круги на воде»).

8.Игры, направленные на развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению («Группировка предметов», «Что лишнее?», «Пожалуйста, будь внимателен!», «Поле чудес», «Снежный ком», «Запомни», «Исправь ошибку», «Что исчезло?», «Переводчик», «Цепочка слов»).

Эти игры можно использовать на разных этапах уроков для речевой разминки, активизации употребления глаголов, закрепления новой лексики и речевого образца, повторения изученных английских звуков, активизации числительных в устной речи, фонетической зарядки, тренировки лексических навыков и т.д.

К концу четвертого класса было проведено контрольное анкетирование на выявление уровня развития творческого мышления после использования языковых игр и пришли к выводу, что с высоким уровнем-5, что составляет 83.3, со средним уровнем оказался 1 ученик-16.7%. На основе исследования, наблюдений, мониторинга пришли к выводу, что   использование языковых игр на начальном этапе обучения иностранному языку не только помогают развитию творческого мышления, но и интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, психические процессы каждого учащегося (внимание, речь, темперамент, тревожность), происходит личностное развитие обучающегося: школьная мотивация младших школьников, межличностные отношения. Учащиеся успешно начали принимать участие в других мероприятиях не только школьного, улусного, но республиканского уровня.

Таким образом, мы считаем, что использованная нами методика подтвердила свою эффективность, т.к. способствовала развитию творческого мышления младших школьников в процессе обучения английскому языку. Использование языковых игр показало, что они не только обогащают урок, мотивируют интерес учащихся к иностранному языку, развивают творческое мышление обучающихся, но они дают толчок общему (психологическому развитию) интеллектуально-познавательному развитию вообще. Все они дают учителю иностранного языка возможность выбора и творческого подхода, подталкивают на новые размышления к той или иной игре, но и требуют индивидуального подхода от каждого учителя.        

    На основе изученной литературы и апробированных методик игр разработали сборник игр, развивающих творческое мышление. Психология младших школьников нестатична. Она постоянно видоизменяется. Поэтому ценность данных методик и типов игр должна быть гибкой и изменяться вместе с ростом младших школьников.

   Таким образом эффективное использование языковых игр влияет и повышает уровень развития творческого мышления младших школьников.

Список использованной литературы

1. Битянова М. Стабильное психическое развитие – особенность возрастного периода. //школьный психолог. - 1999. - № 36.-сент.-С.2-14

2. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание.-М.:Знание, 1979.-96с.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии .1966. №6

4. Иващенко И.А.  Позитивная атмосфера-решающий фактор в классе// ИЯШ, 2013№5 с44-46

5. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд.3-е-Ростов н/Д: Феникс, 2006. -442, [1] с.: ил.- Справочник.

6. Немов Р.С. Психология. - М., 1999. - Кн.1,2 Общие основы психологии.

7. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе.1-4,5-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. -128с.

8. Щербатых Л.Н. Развитие творческого мышления школьников //Английский язык –Первое сентября№4 апрель 2014с.-8

Регистрационная карта статьи

Название конференции

Эффективные практики организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Информация о статье

Фамилия и инициалы автора на русском языке

Стручкова Раиса Иосифовна

E-mail автора

struchkova.r@mail.ru

Ученая степень, ученое звание (не сокращая) на русском языке

Не имею

Должность на русском языке

Учитель английского языка

Полное название (не сокращая) организации места работы(учебы) на русском языке

МБОУ «Сулгачинская общеобразовательная средняя школа имени И.И.Константинова-Дэлэгээт Уйбаан»

Адрес организации на русском языке

Республика Саха/Якутия Амгинский улус с. Сулгаччы

Название статьи на русском языке

Развитие творческого мышления младших школьников в начальном этапе обучения английскому языку.

Аннотация на русском языке (объем строго 30-60 слов)

В статье рассматривается вопрос развития творческого мышления младших школьников. Даётся краткий обзор определений терминов связанных с творческим мышлением. Описываются некоторые языковые игры развивающие творческое мышление обучающихся. Выделяются некоторые типы игр, основываясь на классификацию видов языковых игр Л. Н. Щербатых. Приводится мониторинг проведенных исследований.

Ключевые слова на русском языке (объем строго 3-6 слов)

Творческое мышление, языковые игры,  индивидуально-познавательное развитие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность иноязычной коммуникативной компетенции школьников на начальном этапе обучения иностранному языку

Коммуникативная компетенция охватывает языковые и речевые способности межкультурной компетенции школьников в обучении иностранному языку.   Термин «коммуникативная компетенция» во...

Развитие творческого мышления младших школьников через проектные технологии с использованием компьютерного инструментария

Использование технологии проектного обучения на занятиях в компьютерном классе при работе в графическом редакторе Paint/...

"Формирование и развитие навыков и умений чтения, как одного из видов речевой деятельности, на начальном этапе обучения английскому языку"

Теоретический материал по теме обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе....

Творческая работа на тему: "Постановка произношения на начальном этапе обучения английскому языку".

В данной творческой работе рассмотрена проблема постановки правильного произношения у ребят начальной школы....

Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек  обогащается н...