Театральная деятельность на иностранном языке в рамках программ дополнительного образования
статья (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Горянина Виктория Анатольевна

Театральная деятельность на иностранном языке в рамках программ дополнительного образования

 

С каждым годом растет важность владения иностранными языками. Все чаще мы сталкиваемся с необходимостью поиска информации на иностранных языках в сети интернет, все чаще владение одним или несколькими иностранными языками становится обязательным условием приема на работу. И если не сегодня, то уже завтра владение иностранными языками будет уже не прихотью и не роскошью, а базовым навыком, которым должны в той или иной степени владеть все члены общества. Как ответ на эти изменения, с каждым годом возрастает и важность изучения  этого предмета в рамках школьной программы.

Тем временем как учебный предмет иностранный язык достаточно сложен. Он требует от учащегося как применения аналитических и логических  способностей, например, в рамках грамматических упражнений, так и хорошей памяти, например, в случае с запоминанием лексики. Кроме того, при изучении иностранного языка должен так же развиваться и общий кругозор учащегося. Ведь весь изучаемый материал имеет определенную специфику, будь то текст про Великие Географические Открытия или радиопередача про последние новости в спорте. Очевидно, что изучение данного предмета требует от учащегося довольно больших усилий. И это при том, что в последнее время все чаще говорят про снижение мотивации у школьников. И это не пустые слова.

В связи с этим как никогда остро стоит вопрос о повышении мотивации к учебной деятельности, и для решения данной проблемы необходим комплексный подход, который помимо традиционных методик преподавания будет включать в себя творческую составляющую. Ведь именно включение искусства в образовательный процесс может создать условия для самовыражения, к которому так стремится подрастающее поколение. И именно творческая составляющая может остановить снижение уровня мотивации и заинтересовать учащегося в предмете. Одним из инструментов достижения высоких результатов в данной сфере могут стать правильно разработанные и продуманные программы дополнительного образования, такие, как, например, театр на иностранном языке.

Элементы театральной деятельности, такие как инсценировка диалогов или фрагментов художественной литературы давно используется в учебном процессе. Дело в том, что спектакль является моделью реальной жизненной ситуации, а следовательно, театральная деятельность является наиболее реалистичной имитацией реального общения.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений, причем особенное внимание уделяется именно развитию навыков устной речи. Театральная деятельность здесь важна как никогда. В рамках постановки спектаклей или инсценировки фрагментов иноязычной литературы учащиеся запоминают готовые речевые образцы. Практика показывает, что помимо своих реплик, они так же запоминают реплики других героев, которые впоследствии они способны использовать на уроках иностранного языка, а так же вносить в них ряд изменений, чтобы они отвечали новой коммуникативной задаче. На основе этого можно утверждать, что театр является эффективной методикой обучения диалогической речи. Наблюдения показывают, что зачастую учащиеся даже разбирают реплики из спектаклей на цитаты и используют в повседневном общении на родном языке, что, несомненно, является показателем усвоения данных речевых образцов.

Отдельно хотелось бы отметить важность мнемотехники при изучении иностранных языков. Мнемотехника – это ряд приемов, упрощающих запоминание информации путем создания ассоциаций. При изучении иностранных языков этот прием используется довольно широко, особенно на начальном этапе образования. В рамках театральной деятельности эта техника приобретает особую важность. Учащийся не просто рассказывает выученный текст на сцене, он должен прожить его, а так же сопроводить определенной эмоциональной окраской. При этом используется все: интонация, жесты, выражения лица, действия, которые он совершает на сцене. При этом большая половина из этого рождает стойкие ассоциации с тем или иным словом, с тем или иным речевым образцом.

Мнемотехника в первую очередь важна для расширения словарного запаса. Однако именно вопрос расширения словарного запаса у слабоуспевающих участников хочется осветить отдельно. Как правило, наибольшие трудности в рамках уроков по программам общего образования вызывает общеупотребительная лексика. Она повторяется из темы в тему, и при этом в учебниках нет отдельных упражнений на закрепление таких слов, а присутствуют только упражнения на отработку лексики по изучаемой теме. В рамках театральной деятельности наращивается именно запас общеупотребительных слов. Причем учащиеся запоминают их не изолированно, а сразу в составе речевого образца, что облегчает их дальнейшее использование.

Отдельно хочется отметить, что для участия в театральной постановке необходимо не только выучить свою часть текста, но так же и понимать на протяжении спектакля, что именно происходит на сцене и что именно говорят актеры. Соответственно, речь идёт не только о продуктивных навыках речевой деятельности, но и об отработке навыков аудирования. Параллельно на выкам аудирования совершенствуются фонетические навыки. Дети начинают говорить громче, четче, понятнее, совершенствуют интонационные навыки.

Отдельного внимания заслуживает сценическая импровизация или ролевая игра. Импровизация в отличие от инсценировки уже не является просто подражанием общению на иностранном языке. Она уже сама по себе является этим общением. Причем важно, что при условии увлеченности процессом, иностранный язык перестает быть самоцелью. Основной задачей становится именно выполнение упражнения на актерское мастерство, а иностранный язык становится лишь инструментом для достижения цели. Это способствует созданию более непринужденной обстановки, исключает страх участников перед совершением лингвистической ошибки и позволяет активизировать механизмы непроизвольного усвоения материала.

Кроме развития речевых навыков и умений театральная деятельность на иностранном языке решает еще несколько задач. Одной из них является упрощение знакомства с культурой и литературой стран изучаемого языка. Инсценировка фрагментов художественной литературы позволяет учащимся познакомиться с произведениями  на языке оригинала, а так же наличие времени на отработку каждого фрагмента в рамках репетиций позволяет осуществлять работу с достаточно сложным и неадаптированным лингвистическим материалом, работа с которым в рамках уроков по общеобразовательным программам вызывает довольно большие сложности и как таковая  возможна лишь в старших классах. А между тем подобная работа очень важна для эстетического воспитания подрастающего поколения, для формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Стоит отметить, что наряду с развитием литературного кругозора театральная деятельность помогает пополнить запас лингвострановедческих знаний. Это касается и исторических фактов, и имен, и топонимов, которые встречаются в текстах.

Все вышеупомянутое позволяет сделать следующие выводы. Программы дополнительного образования, включающие в себя театральную деятельность на иностранном языке, позволяют совершенствовать фонетические и коммуникативные навыки, навыки аудирования, расширяют словарный запас а так же позволяют создать обширный багаж лингвострановедческих знаний. Все это помогает при освоении общеобразовательной программы а так же способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности.

Литература:

  1. Гербач Е.М. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе. / Иностранные языки в школе, 2006
  2. Страшнова И. В. “Литературный театр в школе как средство воспитания этической и эстетической культуры личности”. – Мурманск, 2008.
  3. R. Martín, D. Case, K. Wilson “Taller de teatro”. – Heinemann 1997

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральная деятельность на иностранном языке в рамках программ дополнительного образования

С каждым годом растет важность владения иностранными языками. Все чаще мы сталкиваемся с необходимостью поиска информации на иностранных языках в сети интернет, все чаще владение одним или несколькими иностранными языками становится обязательным условием приема на работу. И если не сегодня, то уже завтра владение иностранными языками будет уже не прихотью и не роскошью, а базовым навыком, которым должны в той или иной степени владеть все члены общества. Как ответ на эти изменения, с каждым годом возрастает и важность изучения  этого предмета в рамках школьной программы.

Тем временем как учебный предмет иностранный язык достаточно сложен. Он требует от учащегося как применения аналитических и логических  способностей, например, в рамках грамматических упражнений, так и хорошей памяти, например, в случае с запоминанием лексики. Кроме того, при изучении иностранного языка должен так же развиваться и общий кругозор учащегося. Ведь весь изучаемый материал имеет определенную специфику, будь то текст про Великие Географические Открытия или радиопередача про последние новости в спорте. Очевидно, что изучение данного предмета требует от учащегося довольно больших усилий. И это при том, что в последнее время все чаще говорят про снижение мотивации у школьников. И это не пустые слова.

В связи с этим как никогда остро стоит вопрос о повышении мотивации к учебной деятельности, и для решения данной проблемы необходим комплексный подход, который помимо традиционных методик преподавания будет включать в себя творческую составляющую. Ведь именно включение искусства в образовательный процесс может создать условия для самовыражения, к которому так стремится подрастающее поколение. И именно творческая составляющая может остановить снижение уровня мотивации и заинтересовать учащегося в предмете. Одним из инструментов достижения высоких результатов в данной сфере могут стать правильно разработанные и продуманные программы дополнительного образования, такие, как, например, театр на иностранном языке.

Элементы театральной деятельности, такие как инсценировка диалогов или фрагментов художественной литературы давно используется в учебном процессе. Дело в том, что спектакль является моделью реальной жизненной ситуации, а следовательно, театральная деятельность является наиболее реалистичной имитацией реального общения.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений, причем особенное внимание уделяется именно развитию навыков устной речи. Театральная деятельность здесь важна как никогда. В рамках постановки спектаклей или инсценировки фрагментов иноязычной литературы учащиеся запоминают готовые речевые образцы. Практика показывает, что помимо своих реплик, они так же запоминают реплики других героев, которые впоследствии они способны использовать на уроках иностранного языка, а так же вносить в них ряд изменений, чтобы они отвечали новой коммуникативной задаче. На основе этого можно утверждать, что театр является эффективной методикой обучения диалогической речи. Наблюдения показывают, что зачастую учащиеся даже разбирают реплики из спектаклей на цитаты и используют в повседневном общении на родном языке, что, несомненно, является показателем усвоения данных речевых образцов.

Отдельно хотелось бы отметить важность мнемотехники при изучении иностранных языков. Мнемотехника – это ряд приемов, упрощающих запоминание информации путем создания ассоциаций. При изучении иностранных языков этот прием используется довольно широко, особенно на начальном этапе образования. В рамках театральной деятельности эта техника приобретает особую важность. Учащийся не просто рассказывает выученный текст на сцене, он должен прожить его, а так же сопроводить определенной эмоциональной окраской. При этом используется все: интонация, жесты, выражения лица, действия, которые он совершает на сцене. При этом большая половина из этого рождает стойкие ассоциации с тем или иным словом, с тем или иным речевым образцом.

Мнемотехника в первую очередь важна для расширения словарного запаса. Однако именно вопрос расширения словарного запаса у слабоуспевающих участников хочется осветить отдельно. Как правило, наибольшие трудности в рамках уроков по программам общего образования вызывает общеупотребительная лексика. Она повторяется из темы в тему, и при этом в учебниках нет отдельных упражнений на закрепление таких слов, а присутствуют только упражнения на отработку лексики по изучаемой теме. В рамках театральной деятельности наращивается именно запас общеупотребительных слов. Причем учащиеся запоминают их не изолированно, а сразу в составе речевого образца, что облегчает их дальнейшее использование.

Отдельно хочется отметить, что для участия в театральной постановке необходимо не только выучить свою часть текста, но так же и понимать на протяжении спектакля, что именно происходит на сцене и что именно говорят актеры. Соответственно, речь идёт не только о продуктивных навыках речевой деятельности, но и об отработке навыков аудирования. Параллельно на выкам аудирования совершенствуются фонетические навыки. Дети начинают говорить громче, четче, понятнее, совершенствуют интонационные навыки.

Отдельного внимания заслуживает сценическая импровизация или ролевая игра. Импровизация в отличие от инсценировки уже не является просто подражанием общению на иностранном языке. Она уже сама по себе является этим общением. Причем важно, что при условии увлеченности процессом, иностранный язык перестает быть самоцелью. Основной задачей становится именно выполнение упражнения на актерское мастерство, а иностранный язык становится лишь инструментом для достижения цели. Это способствует созданию более непринужденной обстановки, исключает страх участников перед совершением лингвистической ошибки и позволяет активизировать механизмы непроизвольного усвоения материала.

Кроме развития речевых навыков и умений театральная деятельность на иностранном языке решает еще несколько задач. Одной из них является упрощение знакомства с культурой и литературой стран изучаемого языка. Инсценировка фрагментов художественной литературы позволяет учащимся познакомиться с произведениями  на языке оригинала, а так же наличие времени на отработку каждого фрагмента в рамках репетиций позволяет осуществлять работу с достаточно сложным и неадаптированным лингвистическим материалом, работа с которым в рамках уроков по общеобразовательным программам вызывает довольно большие сложности и как таковая  возможна лишь в старших классах. А между тем подобная работа очень важна для эстетического воспитания подрастающего поколения, для формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Стоит отметить, что наряду с развитием литературного кругозора театральная деятельность помогает пополнить запас лингвострановедческих знаний. Это касается и исторических фактов, и имен, и топонимов, которые встречаются в текстах.

Все вышеупомянутое позволяет сделать следующие выводы. Программы дополнительного образования, включающие в себя театральную деятельность на иностранном языке, позволяют совершенствовать фонетические и коммуникативные навыки, навыки аудирования, расширяют словарный запас а так же позволяют создать обширный багаж лингвострановедческих знаний. Все это помогает при освоении общеобразовательной программы а так же способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности.

Литература:

  1. Гербач Е.М. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе. / Иностранные языки в школе, 2006
  2. Страшнова И. В. “Литературный театр в школе как средство воспитания этической и эстетической культуры личности”. – Мурманск, 2008.
  3. R. Martín, D. Case, K. Wilson “Taller de teatro”. – Heinemann 1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»

Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....

Внеурочная деятельность по иностранному языку в рамках реализации ФГОС второго поколения

Внеурочная деятельность очень важна в начальной школе. Анализ последних лет показал, что уже в начальной школе у детей возникают проблемы со здоровьем и наблюдается низкий уровень активности. Вне...

Интерактивное обучение иностранному языку в рамках дополнительного образования

За последние годы значительно повысился интерес к английскому языку как средству международного общения. Он уже признан языком профессионального общения в разных с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык (Английский язык) по профессии «Повар, кондитер»

Рабочая программа учебной дисциплины Английский язык является частью основной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 19.01.17 «Повар, кондитер»...

Формирование основ духовно-нравственной культуры школьников в рамках программы дополнительного образования «Школьный хор»

Хоровое пение издревле являлось фундаментом отечественной музыкальной культуры, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Коллективный характер, широкая доступность и, при этом, бо...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...