Личностно-ориентированное обучение
статья по немецкому языку на тему

Харламова Ольга Николаевна

Личностно- ориентированный подход влияет на выбор формы  проведения урока, приемов (технологий) обучения. Наряду с традиционными формами ведения урока я использую нетрадиционные: урок- игра, урок- экскурсия, урок- путешествие, урок- смотр знаний, урок- представление творческих работ и т.д. Использование личностно-ориентированного подхода   на уроках немецкого языка позволяет индивидуально подойти к каждому ученику, дать поверить ему в свои силы. Ученик получает возможность выбора задания в соответствии со своими интересами, способностями, желаниями. Это важно для реализации его индивидуальных способностей. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности позволяет раскрывать субъектный опыт учащихся. Создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса, стремление находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Использование личностно-ориентированного подхода на уроках немецкого языка дает  мне возможность поддерживать устойчивый интерес к предмету, мотивирует учащихся, активизирует их познавательную деятельность, повышает уровень обученности школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы все понимаем, что выпускник школы должен обладать знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями  осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую. Он должен  также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.

Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Личностно- ориентированный подход влияет на выбор формы  проведения урока, приемов (технологий) обучения. Наряду с традиционными формами ведения урока я использую нетрадиционные: урок- игра, урок- экскурсия, урок- путешествие, урок- смотр знаний, урок- представление творческих работ и т.д. При выборе формы проведения урока я учитываю не только интересы, склонности, но и  возрастные особенности учащихся. Так, обобщающий урок по теме «Времена года» в 3 классе я провожу в форме урока-праздника, а открытый урок в 10 классе по теме «Вартбург - музей национальной культуры немецкого народа» в форме урока-семинара. Для того чтобы сделать ученика активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу практическую направленность, я отдаю предпочтение  таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве», «метод проектов». Начиная с 3 класса, учу учащихся работать в группах.

Так, готовясь к обобщающему уроку по теме «Времена года», учащиеся самостоятельно в группах подбирают рифмованный материал, диалоги о любимом времени года, готовят выставки рисунков, фотографий, мастерят костюмы. Такая работа обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, изобразительную, эстетическую, развивает  инициативу, трудолюбие, творческую фантазию детей.   В 10 классе, готовясь к уроку-семинару, учащиеся также объединяются в группы. Каждая группа самостоятельно подбирает, изучает материал по выбранной теме, готовит реферат и устное сообщение. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации – обмену информацией с другими группами, к оценочным суждениям по поводу прочитанного или услышанного от других.

На уроках иностранного языка преобладают задания с мнемической направленностью, цель которых – запоминание языкового материала и репродуктивное его воспроизведение. Внедряя в практику своей работы принципы личностно- ориентированного развивающего обучения, я  даю учащимся проблемные задания, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и формируют практические умения пользоваться языком как средством общения.

Проблемный характер носят предтекстовые задания при восприятии иноязычного текста (на слух или при чтении). Целью подобных заданий является актуализация личного опыта учащихся, активизация интеллектуальной деятельности и стимулирование познавательной активности, которая направлена на получение определенной информации. Например, прочитав название текста и рассмотрев сопровождающие его иллюстрации, ученики отвечают на следующие проблемные вопросы: Was konnen wir aus der Uberschrift raten? Was erwarten wir von dem Text? Welche Bedeutung haben die Bilder zu diesem Text? Was wurden wir zu einem solchen Titel schreiben? Wovon wird die Rede sein?

Проблемными можно считать также следующие задания к тексту: Gliedert den Text in Sinnabschnitte und findet dazu kurze Uberschriften. Stellt die wichtigsten Informationen aus dem Text fest.

К проблемным заданиям на уроке относятся и кроссворды на немецком языке. Для работы с кроссвордами учащиеся объединяются в группы, что позволяет, с одной стороны, каждому ученику группы выполнять  посильные функции,  с другой, осуществлять взаимодействие, взаимопомощь. Решение кроссвордов активизирует страноведческие знания учащихся, способствует закреплению изученной лексики, расширению словарного запаса, протекает в условиях активной мыслительной деятельности и вызывает эмоциональное удовлетворение  обучающихся. Для обобщения и систематизации знаний по темам «Школьные принадлежности », « Одежда », « Покупки », «Продукты питания », « Путешествие », « Животные », « Спорт » и т.д. я предлагаю детям составить свои кроссворды, что вызывает большой интерес у учащихся. Такие домашние задания обеспечивают выход речевой деятельности в другие виды деятельности: изобразительную, эстетическую; стимулируют самостоятельный поиск учащимися новых слов; требуют развития творческой фантазии.

Таким образом, одним из критериев деятельности учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью является  использование творческих заданий, которые стимулируют познавательную активность учащихся, дают возможность каждому ученику проявить свои индивидуальные способности.

Творческие задания я предлагаю  учащимся при работе с поэтическими произведениями. После знакомства учащихся в 7 классе со стихотворением  Е.Гуггенмоса  «Ich weiss einen Stern »  я предлагаю учащимся домашнее задание на выбор: выучить стихотворение наизусть, сделать его поэтический перевод или  нарисовать к нему иллюстрацию. Каждый ученик выбирает задание по своему желанию. Работая над темой « Защита окружающей среды» в том же классе,  я знакомлю учащихся со стихотворением Г. Браэма  «Ich schenke dir diesen Baum» и иллюстрацией к нему художника Ренэ Магритте из немецкого журнала « Mucke » и также предлагаю детям задание на выбор: сделать поэтический перевод стихотворения, или изобразить, как ты представляешь себе чудо-дерево, и прокомментировать свой рисунок. На следующий урок появляется целая выставка  рисунков и поэтических переводов.

Работа над поэтическими произведениями на уроке немецкого языка не только совершенствует произносительные и коммуникативные навыки учащихся, но и обеспечивает создание эстетической и творческой мотивации.

Для развития умений  и навыков чтения  и устной речи я использую дополнительно аутентичные тексты  из различных источников. При подборе  таких текстов учитываю возрастные особенности, интересы и потребности учащихся. Не менее важным при этом является само содержание текстов, новизна и практическая значимость имеющейся в них информации. Чтение аутентичных текстов способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации, положительно воздействует на личностно-эмоциональное состояние учащихся. Включение аутентичных текстов в работу над разговорной темой создает благоприятную почву для развития коммуникативных умений учащихся, обеспечивает активность и личную заинтересованность школьников на уроке, опору на имеющийся опыт в языке и общении. В рамках беседы учащиеся учатся выражать свое мнение, делать выводы, формулировать свое отношение к данной проблеме.

Работа с аутентичными текстами предусматривает продуктивный вид деятельности, одним из вариантов которого являются творческие задания. Например, после чтения с полным пониманием аутентичного текста « Der Hund, der lieber ein Auto gewesen ware » я предлагаю учащимся задания на выбор: придумать продолжение истории, написать сценарий  к диафильму или нарисовать эту историю в форме комикса.

В конце урока я обсуждаю с учащимися не только то, что « мы узнали » (чем овладели), но и то, что понравилось (не понравилось)и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. При выставлении отметки учащимся оцениваю не только правильность ответа, но и самостоятельность, оригинальность выполненного задания.

Использование личностно-ориентированного подхода   на уроках немецкого языка позволяет индивидуально подойти к каждому ученику, дать поверить ему в свои силы. Ученик получает возможность выбора задания в соответствии со своими интересами, способностями, желаниями. Это важно для реализации его индивидуальных способностей. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности позволяет раскрывать субъектный опыт учащихся. Создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса, стремление находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Использование личностно-ориентированного подхода на уроках немецкого языка дает  мне возможность поддерживать устойчивый интерес к предмету, мотивирует учащихся, активизирует их познавательную деятельность, повышает уровень обученности школьников.

Использованная литература:

Якиманская И. С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе», М, 1996

Бим И. Л. «Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы», «Иностранные языки в школе», 2002, №2

Использование принципов

личностно-ориентированного обучения

для развития творческих способностей

учащихся на уроках иностранного языка

Творческая работа

учителя немецкого языка

МОУ «Лицей № 36»

Певцовой И.Н.

Саратов 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты