Как работать над чтением на уроке немецкого языка.
консультация по немецкому языку на тему

Касимова Елена Петровна

Сейчас  это  большая  проблема.  Дети  практически  не  читают  книг, не  умеют  читать, не соблюдают  знаки  препинания, испытывают  фонетические, смысловые  трудности, в  результате  имеют  маленький  словарный  запас.И все сказанное имеет отношение к родному русскому языку. Как организовать чтение на уроке немецкого языка, чтобы оно было и результативным и вызывало интерес?  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Обучение чтению на уроках немецкого языка.

Сейчас  это  большая  проблема.  Дети  практически  не  читают  книг, не  умеют  читать, не соблюдают  знаки  препинания, испытывают  фонетические, смысловые  трудности, в  результате  имеют  маленький  словарный  запас.И все сказанное имеет отношение к родному русскому языку. Как организовать чтение на уроке немецкого языка, чтобы оно было и результативным и вызывало интерес?  

Прежде всего познакомлю вас с памяткой, которую знают мои дети.

Правила работы с текстом:

1.Читать текст на ИЯ – не значит переводить каждое слово;

2.Чтобы понять текст (или спрогнозировать, о чем будет идти речь в этом тексте), необходимо обратиться к помощи заголовка, рисунков, схем, таблиц, сопровождающих данный текст;

3.При чтении текста важно опираться в первую очередь на то, что известно в нем (слова, выражения), и пытаться с опорой на известное прогнозировать содержание текста, догадываться о значении незнакомых слов;

4.Обращаться к словарю следует лишь в тех случаях, когда все прочие возможности понять значение новых слов исчерпаны.

Обучая  детей,  я  использую  в  работе  следующие  методы:

-  словесно – наглядный (при  изучении  нового  материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я  стараюсь  подкреплять (по возможности)  наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные  материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)

-  практический  метод,  изучая  грамматику, использую  упражнения  для  тренировки  грамматических  явлений  языка, самостоятельные  работы, тестовые  задания;

-   репродуктивный  метод (применяю  на  этапе  обобщения, повторения  пройденного  материала)

элементы  частично – поискового  метода, что  приучает  учеников  к  самостоятельности  мышления  и  творчеству,  (в  старших  классах – написание  рефератов;  среднее  звено – небольшие  проекты: сделать  рисунки  с  описанием (7 класс  тема «Животные» ; контроль  домашнего  чтения – сделать  рисунки  к  понравившимся  эпизодам ; 5 класс – нарисовать  своего  любимца ( домашнего  животного ), рассказать о  нём, опираясь  на  вопросы; 6 класс – сделать  рисунок  к  тексту  с  комментарием  на  немецком  языке.

-  элементы  проблемного  метода  (6 класс сформировать  главную  мысль  текста  и  записать  её;  10 класс – выбрать  характеристики  русских  и  немцев  из  прочитанных  текстов, сделать  вывод: что  типично  для  русских, что  типично  для немцев. Оформить  таблицу, по  определённым  параметрам, записать  выводы.

                   

 Какими  приёмами  в  рамках  данных  методов  я  пользуюсь:

-  чтение  про  себя;

-  чтение  вполголоса  друг другу;

-  описание  картинки, используя  опорные  слова;

    -  рассказ  о  себе (своём  друге, любимце) по  образцу;

-  высказывание  предположение, сомнение, согласие / несогласие;

-  рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с  опорой  на  прочитанный  текст;

   (10 класс Тема: «Нация. Какой он, типичный немец / русский?»)

-  ролевая  игра  в  рамках  определённой  жизненной  ситуации;

   (5 класс Тема: «Знакомство», «Встреча», «Беседа о погоде»)

-  игра  в  мяч  на  закрепление  грамматических  форм (5 класс – спряжение глаголов; повтор  лексики; 6 класс – основные формы глагола, игра «Переводчик»; спряжение модальных глаголов)

-   поиск  ключевых  слов;

-   поиск  главной  мысли  в  тексте;

-   деление  на  смысловые  части;

-   составление  плана  пересказа;

-   коллективный  пересказ;

-   постановка  вопросов  и  ответы;

-   сделай  по  образцу  (например, составить диалог по образцу)

-   вставь  вместо  пропусков (слова, буквы и т.д.)

-   повторы, обращая  внимание  на:

а) – произношение (работа над фонетикой: отработка звуков, сочетаний)

б) - на  интонацию (в сложных предложениях; в предложениях с вопросительным словом; в предложениях без вопросительного слова)

 

 В связи с тем, что сегодня ставится задача – научить обучающегося читать аутентичный текст, важным является обучение стратегиям чтения текстов разного типа.При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения.

1. Начальный этап:

Стихи, рифмовки, короткие рассказы, личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, открытка, карта страны изучаемого языка.

 - списывание – запись – прочтение слов в соответствии с определенным признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова), заполнение пропущенных букв в слове и т.д.;

- конструирование слов из разрозненных букв;

- поиск (прочтение, выписывание, подчеркивание) в тексте знакомых – незнакомых интернациональных и других слов (в разном скоростном режиме);

- чтение текста с пропущенными буквами (словами);

- чтение под фонограмму (читать слушая) незнакомых слов и т.

Всем этим заданиям можно придать игровой характер, например: заполнение кроссвордов, составление ребусов, расшифровка тайнописи (чтение текста, содержащего слова с перепутанными буквами). Но чтение (техника чтения в частности) должна отрабатываться не только на уровне слов, предложений, но и текста. Для этого можно использовать целый арсенал дополнительных творческих заданий, выполнять которые обучающиеся могут индивидуально или в парах (группах):

- неизвестный обучающимся текст разрезается на смысловые части (определенные предложения), а они составляют связный текст, затем сверяют его с оригиналом;

- обучающиеся получают копию текста с пропущенным смысловым куском, сверяют его с оригиналом и находят в нем пропущенную часть;

- обучающиеся получают предложения, взятые из текста в заранее нарушенной последовательности, расставляют их в нужном порядке и проверяют правильность выполнения задания после прочтения текста – оригинала;

- обучающиеся получают отдельные предложения, их задача – определить, соответствуют (или не соответствуют) эти предложения содержанию текста.

2. Основной курс 

Журнальные и газетные статьи страноведческого характера, а также названные выше виды текстов.

3. Основной курс 

Инструкции, публикации страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений, а также все тексты, указанные выше.

А теперь предлагаю блок упражнений для работы с разными текстами.

1. «Отгадай по иллюстрации»

Учащиеся должны отгадать по рисунку, схеме и т.п. , о чем пойдет речь

2.«Ассоциации и предположения»

Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:

1)     Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста ?

2)     О чем, по-вашему мнению, этот текст ?

  • нейтральная информация                 
  • мнения
  • юмористическая беседа                   ∆
  • советы и указания

3)     Откуда возможно взят данный текст?

  • из романа                      
  • из дневника
  • из журнала                    
  •  из газеты

3.«Вопрос - ответ»

Учитель диктует 5-10 вопросов к незнакомому для учащихся тексту. Затем он предлагает написать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый учащийся читает свой рассказ вслух, а учитель затем зачитывает текст - оригинал. После этого учащиеся пересказывают данный текст.

 4.«Кластер, карта памяти, «ёжик»

Учитель пишет на доске ключевое слово. Учащимся нужно подобрать к данному слову спонтанные ассоциации, которые записываются на доске в форме списка. Затем текст, в котором речь идет о выше названном ключевом слове, раздается учащимся. Его читают и пересказывают.

5. «Читай и угадывай!»

    Учащиеся получают следующее задание: читай и угадывай. Возьмите линейку или лист бумаги, положите на текст и прикройте часть строки. Теперь попытайтесь угадать слова и прочесть несколько предложений. После этого учащиеся читают  и пересказывают весь текст.

6. «Слушаем и считаем»

Учитель читает текст, а учащиеся слушают и одновременно ведут прямой или обратный счет. Затем идет пересказ текста.

7. «Слушаем и повторяем»

Упражнение  позволяет развить навыки восприятия речи на слух, проводится в лингафонном кабинете с возможностью индивидуальной звукозаписи, и  речь учащихся  записывается на ленту.

Учитель вслух читает текст, а учащиеся слово в слово повторяют текст вполголоса. Учитель не делает пауз, а читает текст в  нормальном разговорном темпе. При обсуждении используют две или три звукозаписи. Затем текст пересказывают.

8. «Эхо-упражнение»

Упражнение проводится в лингафонном кабинете с возможностью индивидуальной звукозаписи, и  речь записывается на ленту. Учащиеся по предложениям прослушивают текст (отрывок текста) и повторяют затем дословно каждое предложение. Во время прослушивания нельзя делать заметки. В итоге учитель раздает текст, его читают и пересказывают.

9. «Чтение по диагонали»

Учитель дает рабочий лист с текстом . Учащиеся прикрывают листом бумаги часть текста по диагонали и читают видимую часть. Затем учитель собирает тексты, и учащиеся по памяти отвечают на следующие вопросы: Что является темой? Какой точки зрения придерживается автор? И т.д. После этого текст читают и пересказывают.

10. «Кто читает?»

Учащиеся получают небольшой текст (отрывок текста) для выразительного чтения, вместе с тем учитель дает им список возможных ролей. Каждый учащийся выбирает себе роль, которая, по его мнению, оптимально подходит к тексту (отрывку текста). После небольшой подготовки каждый учащийся читает текст (отрывок) также выразительно, как, по его мнению, прочитал бы его выбранный персонаж. Класс должен угадать, кто это читает и в какой ситуации.

Предлагаемые роли: ведущий новостей, первоклассник, марафонец во время бега, диск-жокей, сказочник, спортивный репортер во время футбольного репортажа, офицер, поп-звезда во время интервью и т.д.

11. «Диктант-фантазия»

Учитель диктует начало истории (текста). Затем он предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом учащимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное. Сюда подходят небольшие истории, притчи, короткие детские сказки, анекдоты. В конце каждый учащийся зачитывает свою историю, затем учитель читает вслух сам оригинал.

12.«Текст и словарь»

Учитель дает короткий текст для перевода. Учащиеся работают в трех подгруппах: одна подгруппа работает без словаря, другая – с одноязычным, а третья – с двуязычным словарем. При обсуждении сравниваются все три версии перевода.

 13.«Редактирование перевода»

Учитель раздает разные короткие тексты (на одну тему). Учащиеся в подгруппах готовят перевод (на родной или иностранный язык). Подгруппы обмениваются текстами перевода, оставляя при себе исходные тексты. Перевод редактируется и оценивается в подгруппах: перечисляются лексические, синтаксические, идиоматические  недостатки.

14. «Бинго»

Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Учащиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, учащиеся читают его и пересказывают.

15.«Синхронный перевод»

Упражнение может проводиться  в лингафоном кабинете с возможностью индивидуальной звукозаписи, и речь записывается на ленту. Учащиеся получают текст из 30 строк  и 5 минут времени, для того чтобы подготовить его для устного перевода. Во  время чтения учителем текста, учащиеся  осуществляют его синхронный перевод.

16. «Текст с пропущенными словами»

Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Учащиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно.

Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Учащиеся работают над текстом в маленьких группах.

17.«Puzzle»

Учитель предварительно разрезает несколько текстов и перемешивает их. Ученики работают в маленьких группах и реконструируют данные тексты в нужной последовательности. Учитель может также к данным текстам добавить сюжетные фотографии, картинки, отрывки из других текстов.

18. «Редукция текста»

Учитель раздает лист с текстом (20-30 предложений). Учащиеся читают текст и сокращают предложенный текст до 10 предложений.

19. «Измени сюжет!»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и изменяют  логическое содержание (сюжет) текста. Затем каждый ученик зачитывает свою версию.

20. «Озаглавь текст!»

Учитель раздает лист с текстом (с или без заглавия). Учащиеся читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.

21. «Дефиниция»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями( дают определение)

22. «Изменение перспективы»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и рассказывают эту историю с позиции каждого из действующих лиц):

А) … рассказывает

Б) … рассказывает

23. «Совершенствование стиля»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и пишут к нему вывод. Затем  ученик обменивается со своим соседом своим выводом и улучшает свой стиль, т.е. " приукрашивают" свои выводы именами прилагательными, сложноподчиненными предложениями и т.д. Далее идет обсуждение результатов.

24. «Реклама»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, рисуют на тему текста красивую рекламу и подбирают к рисунку подходящий слоган.

 

25.«Изменение временной формы»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.

26. «Изменение типа текста»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и представляют тематику текста в форме:

А) рекламы

Б) объявления

В) дневника

Г) письма к другу

 27.«Телеграмма»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и, работая в маленьких группах, разрабатывают изложение содержания, используя ключевые слова (учащиеся вычеркивают все малозначимые слова и оставляют только самое важное). Рабочие листы собираются и обмениваются между маленькими группами. На основе " Телеграмм" реконструируется текст. Далее идет обсуждение результатов.

28.«Зашифруй текст»

        Учащиеся читают текст и составляют ЛСМ, кластер, таблицу, ментальную карту, затем пересказывают текст. На начальном этапе такая графическая кодировка информации  может быть составлена с начальной подсказкой учителя, учащиеся лишь дополняют её.

29. «Придумай концовку текста!»

Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.

30. «Преобразование»

Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и делают из интервью сообщение, из комикса рассказ, из монолога диалог, из письма телеграмму и наоборот.

31. «Два текста»

Учитель читает два текста, каждый примерно по 65 слов. Затем учащиеся по возможности детально и дословно повторяют первый текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с текстом на уроке немецкого языка

в данном материале даны рекомендации по обучению учащихся работе с текстом...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с текстом на уроках немецкого языка"

В данной работе представлен опыт использования на уроках немецкого языка аутентичных песенных и  стихотворных текстов....

Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка

Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...

Стратегическое чтение на уроках немецкого языка

На примере урока немецкого языка по теме "Ein Tag unseres Lebens. Wie ist er?"  в 6 классе  к УМК И.Л. Бим   представлена стратегия смыслового чтения....

Обучение проблемно-поисковому чтению на уроках немецкого языка. Работа по тексту.

В новом ФГОС формирование  универсальных  учебных действий обеспечивающих школьникам  умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем с...

Технология продуктивного чтения на уроках немецкого языка

Технология продуктивного чтения является эффективным инструментом для формирования читательской грамотности у учеников.  Она позволяет научить вдумчиво прочитывать текст, осмыслять его и развиват...

Организация обучения чтению на уроке немецкого языка в старшей школе

Проблема обучения чтению всегда актуальна при изучении иностранного языка...