Геополитическое положение России
методическая разработка (история, 9 класс) по теме

Методическая разработка урока истории 9,11 класс с использованием ИКТ и приема ГРАФ(графическое изображение обектов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.k.urok_istorii.doc72 КБ
Office presentation icon urok_po_istorii_rossii.ppt724.5 КБ

Предварительный просмотр:

Торбина Жанна Владимировна ,

учитель ОИД,МОУСОШ№9,

ст.Советской,Краснодарский край

Технологическая карта мультимедийного урока

по истории России в 11-м классе

     

Тема: «Геополитическое положение России в н.20в »

Цели:

Учебная:  расширить знания о геополитическом положении России в начале 20 в и в начале 21в

Воспитательная: продолжить формирование навыков информационной культуры при изучении истории Отечества

Развивающая: способствовать созданию условий творческого поиска в понимании законов исторического развития

Тип урока: изучение нового материала исследовательского характера.

 

Оборудование: компьютер, мультимедиа, карты, атласы

Торбина Жанна Владимировна ,

учитель ОИД,МОУСОШ№9,

ст.Советской,Краснодарский край

План занятия с элементами прогнозирования, моделирования и проектирования содержания урока.

Реализация основного принципа информационного взаимодействия (тезауруса): учебная задача урока

Техники фасцинации и майевтики как элементы режиссуры занятия: воспитательная и развивающая задачи урока

1.Организационный момент.

Учитель обращается к слайду «Тезаурус» изучаемых понятий .

Включение учащихся в информационный поиск с первой минуты урока

Прием педагогической техники «Тезаурус».

Учитель привлекает внимание учащихся к содержательной части занятия , к понятиям, которые необходимо проработать на уроке.

 2.Сообщение темы урока, его целей. Организация работы учащихся на уроке. Учитель привлекает внимание учащихся слайдом «Лист контроля», где перечислены этапы урока требующие письменных ответов.

Выявление согласованности в понимании темы и задач урока.

Организация учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Прием педагогической техники «Лист контроля».

Учитель сообщает цель урока, предлагает продолжить

расширить знания о геополитическом положении Российской империи и Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с этапами занятия в листе контроля. Им предлагается поработать индивидуально и выполнить задания в письменной форме:

1.Понятийный аппарат урока

2. Составить таблицу

3. Исследование карт и составление ГРАФА Российской империи

4. Исследование атласа и составление ГРАФА Российской Федерации в н.21в

5. Провести анализ отрицательных и положительных последствий в изменении геополитического положения страны

3. Проверка знаний учащихся.

Используя  слайд «Подумаем вместе. Логическая цепочка», учитель предлагает выполнить задание «Что дает нам знание геополитического положения страны?»

Определение понимания смысла знаний на основе системы понятий.

Прием педагогической техники «Логическая цепочка.».

Организуется работа учеников по выявлению логической закономерности.

Делаются выводы о том, что

 1.Геополитическое положение страны  влияет на

2.Численность российской армии, боеспособность которой зависит от

3.Экономического положения страны.

Учитель предлагает учащимся указать одну из частей, которая является основополагающей.

4.Контроль знаний учащихся.

С помощью слайда «Найти соответствие»  проводится проверка знаний  пройденного материала.

Обеспечение условий  для проверки знаний учащихся по пройденной теме.

Прием педагогической техники «Найти соответствие».

Каждому учащемуся предлагается работа с информацией на слайде «Территориальные изменения»

.Предлагается выбрать верные утверждения .

5. «Пятиминутка для релаксации»

Через необычную форму организации физкультминутки проводится релаксация .

Прием педагогической техники «Релаксация».

Учащимся предлагается  прослушать музыкальный фрагмент «Мелодия и звуки гор» , просмотреть слайды с изображениями горных вершин.

6. Подведение к изучению нового материала

На следующем слайде «Найти ошибку» демонстрируется  задание с материалом, подводящим к изучению новой темы.

Подведение к изучению новой темы, выявление согласованности в действиях ученика и учителя.

Прием педагогической техники  «Найти ошибку».

 Учитель предлагает учащимся проанализировать суждения, найти ошибочное, предложить правильную формулировку .

7.  Дать определение «ГРАФ»

 На слайде «ГРАФ» представляется информация о роли графически-образного восприятия понятия

Создание условий для применения знаний практической направленности.

Прием педагогической техники  «ГРАФ»

Учащимся предлагается  дать определение ГРАФа, для чего он служит. Обращается внимание на расположенность по сторонам света.Север-Юг;Восток-Запад.

8. Исследование

Привлечение внимания учащихся к целям и задачам исследовательской работы.

 

Приём педагогической техники «Исследование».

Активные действия учащихся с объемом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

9.Локализация фактов на карте.

Привитие навыков  работы с картами и атласами

Обеспечение условий применения знаний в новой ситуации.

Прием педагогической техники «Локализация фактов на карте».

Изучение учащимися карт, выявление связей и закономерностей,

взаимоположения субъектов .

10. Слайд ГРАФ

Ученикам предложено выполнить графически-образное задание.

Оно обучает видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в графически-образной форме внешние признаки и взаимосвязь и взаимозависимость стран в мире.

Прием  педагогической техники «ГРАФ»

Учащимся предлагается индивидуальная самостоятельная  работа-  проанализировать карты ,атласы, создать ГРАФы Российской Федерации 21в и Российской империи начала 20 в, сравнить их, сделать выводы.

11Самоконтроль

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Используется слайд с работой ученика

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

Ученики проводят самоконтроль выполненного задания.

Некоторые ученики могут усложнить его, подписав названия стран и столиц только первыми буквами.

Обращается внимание на соответствие расположения стран- сторонам света.

12.Подводящий итог

Расширение и углубление знаний об актуальности изучения геополитического положения стран.

Расширение кругозора учащихся как фактора мировоззренческих идей.

Сильному ученику, умеющему анализировать работу, поручено подвести итоги проделанной работы, сделать выводы

13.Заключительная часть урока

Лист самоконтроля.

На слайде «Лист контроля» демонстрируются верные ответы по выполненным заданиям на уроке.

Информация о домашнем задании

Реализация условий для выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития

Обеспечение условий обратной связи по изученной теме.

Обеспечение понимания содержания домашнего задания

Прием педагогической техники «Лист контроля».

Учащимся предлагается сверить свои ответы с ответами на слайде. Дать собственную оценку своей работы на уроке и сделать вывод по изучаемой теме.

Д\з Найти самостоятельно названия столиц государств, с которыми граничила Российская империя в начале 20в.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Торбина Ж.В. Урок по истории России в 11 классе Тема: «Геополитическое положение России в начале 20века»

Слайд 2

Учитель истории высшей категории МОУСОШ№9 ст.Советской , «Почётный работник общего образования РФ» Торбина Жанна Владимировна

Слайд 3

Тезаурус Геополитическое положение Модернизация Протекторат Империализм ГРАФ Соседи второго порядка Задание: работая со словарём, дайте определения следующим понятиям.

Слайд 4

Подумаем вместе! Логическая цепочка Геополитическое положение Российской империи Численность российской армии Экономическое положение страны

Слайд 5

Найти соответствие Казанское, Астраханское, Сибирское ханства+Башкирия конец16века Левобережная Украина 2 половина 17века Правобережная Украина + Белоруссия 2 половина 18века Разделы Польши 19 век Финляндия Начало 19века Прибалтика 18 век Средняя Азия 2 половина 19века Закавказье Начало 19века Северное Причерноморье(Кубань,Терек) 2 половина 18века Народы Поволжья 16век

Слайд 6

5 минут для релаксации

Слайд 7

Найти ошибку А)В I и II мировой войне Россия воевала с Германией ,с которой она граничит и в наши дни. Б)В начале 20 века Российская империя имела общую сухопутную границу с Афганистаном. В)Сегодня Россия и Швеция страны-соседи второго порядка. Ответ: А)

Слайд 8

Дать определение«ГРАФ» 1.ГРАФ-это математическая модель, использованная для описания соседства стран. 2.На ГРАФЕ исчезает форма стран, нет привычных цветовых ориентировок. Но можно использовать привычные обозначения : верх-север, низ-юг. 3.ГРАФ-это средство для тренировки пространственной, географической памяти. 4.Он ориентирует на самый сложный аспект запоминания политической карты- связанность территорий. 5.ГРАФ чётко выделяет особенности г.п.какой-либо страны среди других стран региона, материка-то ли в гуще событий, то ли на отшибе.

Слайд 9

Исследование Работа по карте и атласу Нанесение ГРАФА Российской Федерации 21в Нанесение ГРАФА Российской империи начала 20в Сравнение ГРАФОВ Выводы о геополитическом положении стран, его плюсах и минусах.

Слайд 10

Локализация фактов на карте

Слайд 11

ГРАФ Российской Федерации Р. М. Н. О. Ф. Х. Э. Т. Л. Р. Л. В. П. В. Б. М. У. К. Г. Т. А. Б. К. А. К. П. М. У. К. П. К. П. Я. Т. С. В. C Ю В З

Слайд 12

Граф Российской империи к.19в Росс.импер. Санкт-Пет Норвегия Швеция Германия Австро- Венгрия Османс. империя Иран Афганистан Китай Монголия Япония США В З

Слайд 13

Самоконтроль Работа ученицы 11 класса Гуслевой Галины

Слайд 14

Подводящий итог

Слайд 15

Лист контроля Понятия Таблица ГРАФ №1,2 Сравнение и анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии "Геополитическое положение Калининградской облоасти

В презентации говорится о геополитическом положении Калининградской области...

Географическое положение России. Особенности физико –географического положения.

Урок по географии в 8 классе. Тема "Географическое положение России. Особеннгости физико-географического положения"....

Современное геополитическое положение России в мире. Вклад каждого молодого человека в улучшение международной обстановки.

Работа содержит анализ современного геополитического положения России. Особое внимание уделено тому вкладу, который может внести молодое поколение с активной жизненной позицией, в улучшение международ...

Кросскультурный менеджмент (геополитическое положение России в XXI веке).

Пояснительная записка               Курс предназначен для изучения в системе дополнительного образования детей.  Курс рассчит...

Урок на тему "Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России"

При изучении нового материала необходимо заполнить логически - опорный конспект (по параграфу учебника). Где необходимо отразить особенности различных видов положения России и стран, которые взаимодей...

Презентация "Геополитическое положение Краснодарского края"

Данный материал предназначен для использования на уроках кубановедения в 11 классе...

Практическая работа "Анализ геополитического положения страны"

Данная практическая работа может быть реализована в курсе географии 9 и 10 класса, а аткже в преподавании элективного курса "Политическая карта мира"...