Проект на тему: "Ознакомление младших школьников с государственной символикой России и Чувашии"
методическая разработка по истории по теме

Туйцына Татьяна Николаевна

Целью данного проекта является рассмотрение и систематизирование методических приемов по ознакомлению младших школьников с государственными символами РФ и ЧР, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_ideya_tuycynoy.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная идея.

Государственная символика является частью истории и культуры страны.

Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка, к которой мы должны относится очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Младший школьник ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордится своей Родиной, в том числе и её государственными символами.

Чтобы познакомить детей с гербом и флагом России, Чувашии, необходимо разобраться в истории развития государственной символики, понять и оценить её символический смысл, а также проникнуться мироощущением традиционной культуры.

Знания, представления о символике составляют основу формирования уважительного к ней отношения.

Современный младший школьник узнаёт о символах Российской Федерации из курса «Окружающий мир». Ребёнок учится узнавать российский флаг, герб, знакомится с гимном России.

Однако, изображения, цвета, составляющие герб и флаг России, Чувашии имеют символическое значение. И чтобы суметь прочитать герб и флаг государства, нужно знать значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения. Существуют определённые общие правила, которые сформировались ещё в эпоху средневековья. Однако определение символического значения во многом зависит от национальных традиций, этнокультурных особенностей. Белый, синий и красный цвета российского флага несут иное значение, нежели, например, такие же цвета французского флага. Двуглавый орёл австро-венгерской империи в силу особенностей исторического развития имеет другой смысл, отличный от российского двуглавого орла.

Таким образом, возникает ПРОБЛЕМА: как научить младших школьников правильно читать государственные символы России, ЧР, определять их символический смысл.

ТЕМА исследовательского проекта: «Ознакомление младших школьников с государственной символикой России и Чувашской республики».

АКТУАЛЬНОСТЬ проекта: формирование личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому невозможно без обращения к государственной символике России, ЧР. В связи с этим требуется активизировать работу по ознакомлению детей с государственными символами Российской Федерации, Чувашской республики. Это возможно, если применять различные методические приёмы ознакомления школьников с российским и чувашским флагом, гербом, гимном, о которых говорится в данном исследовательском проекте.

ОБЪЕКТ исследования: учебно-воспитательный процесс, занятия кружка «Мир вокруг нас».

ПРЕДМЕТ исследования: методические приёмы ознакомления младших школьников с государственной символикой России, ЧР.

ЦЕЛЬ исследования: рассмотреть и систематизировать методические приёмы ознакомления младших школьников с государственными символами России, Чувашии, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

Исходя из объекта, предмета и цели исследования, определяю следующие ЗАДАЧИ:

  1. Выявить сущность понятия гражданственности как черты личности.
  2. Проанализировать интегральные курсы, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
  3. Разработать содержание и методические приёмы ознакомления младших школьников с государственной символикой Российской Федерации, Чувашской Республики.
  4. Экспериментально проверить полученные результаты.
  5. Выявить продвижение детей по формированию умения определять значение символов и знаков.

Коррекционные задачи:

- развитие всех психических функций;

- формирование навыка самоконтроля;

- воспитание эмоциональной адекватности поведения;

- воспитание мотивации к обучению и общению;

- воспитание базовых эмоций личности.

ГИПОТЕЗА исследования: если научить детей определять значение изображения, символику цвета, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям России, Чувашии, применяя различные методические приёмы, используя составленные мною тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения младшими школьниками осознавать смысл официальных государственных символов Российской Федерации, Чувашской республики и их популяризации.

МЕТОДЫ исследования: аналитический, экспериментальный, наблюдение, тестирование.

ЭТАПЫ проекта:

Февраль 2011–  подготовительный.

Март 2011 –апрель 2012 –  реализация проекта.

Апрель2012-май2012– подведение итогов, обобщение результатов.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ проекта: буклет «История российского флага», слайды с изображением  символов России и Чувашии, кроссворд «Государственные символы», тесты.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- расширение исторических знаний и представлений учащихся;

- популяризация государственных символов РФ, ЧР;

- развитие всех психических функций;

- развитие навыков самоконтроля, воспитание базовых         эмоций личности, адекватности поведения.

Методика отслеживания результатов освоения материала заключается в оценивании результативности работы на занятиях.

Конечный результат:

- обобщение проектной работы;

- мониторинг проекта (наборы тестовых заданий, сценарии, конспекты занятий, фотографии, слайды и др.);

- создание мультимедиа презентации.

НОВИЗНА исследовательского проекта состоит в организации усвоения детьми знаний об истории развития и значении государственных символов Российской Федерации, ЧР, через систему вопросов, включающих обучающихся в творческую, исследовательскую деятельность.

Сказать об этом можно словами китайской пословицы:

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь».

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Государственная символика России"

Цели: изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории; воспитание патриотизма и гражданственности у...

Презентация "Государственная символика России"

Государственная символика России с древнейших времен по современность...

Агитационный поезд «Государственная символика России»

Данная методическая разработка может быть использованане только педагогами дополнительного образования,  но и учителями школ,педагогами-организаторами, воспитателями детских дошкольных учре...

Классный час "Государственная символика России"

Классный час о госуцдарственных символах России...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».

Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Название проекта: «Государственная символика России»

Цель проекта: -обогащать имеющийся опыт и полученные ранее знания о своей Родине посредством ознакомления с основной символикой и геральдикой России.Теоретическая значимость проекта заключается в том,...