Урок с использованием презентации для 5-ого класса «Устройство Римской республики»
план-конспект урока истории (5 класс) по теме

Данный урок предназначен для работы в 5-классе. Несет в себе селующие цели: формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом на урока , анализировать исторический  источник, формирование умений обобщать, использование отображенной информации в различных знаковых системах - таблица, схема, аудиовизуальный ряд, развитие познавательной активностиумение общаться в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_kiskorova.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

  План-конспект урока на тему: «Устройство Римской республики»

    Цели урока:

Образовательные:

  1. формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом на уроках
  2. анализировать исторический  источник

Развивающие: 

  1. формирование умений обобщать
  2. использование отображенной информации в различных знаковых системах - таблица, схема, аудиовизуальный ряд

Воспитывающие:

  1. развитие познавательной активности
  2. умение общаться в группах

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация к уроку «Устройство римской республики».

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного материала:

  1. Что такое республика?
  2. Как назывались потомки древнейших жителей Рима?
  3. В каком году  в Риме была установлена республика?
  4. Дайте определение термину: плебеи.

      3.Знакомство с новым материалом:

  1. Борьба патрициев и плебеев.

Борьба патрициев и плебеев продолжалась  свыше 200 лет. Основными камнями преткновения были:

  1. Равноправие в политической жизни государства
  2. Долговая кабала
  3. Пользование общинной землёй

В 5 в. до н.э. плебеи добились права избирать своих защитников – народных трибунов, которые избирались ежегодно (сначала 2-х, затем 4-х). Народный трибун приходил на заседание сената и скромно стоял у входа или садился на скамеечку. Он внимательно слушал выступавших  и не вмешивался. Но если  сенат хотел принять постановление невыгодное плебеям, трибун тотчас говорил: «запрещаю» (по-латински «вето»). Так  возникло выражение  «Вето» т.е. право запретить, отменить какое-нибудь решение.

Следующей победой плебеев стала запись римских законов в середине 5 в до н.э. они были записаны на 12 медных таблицах и выставлены для всеобщего обозрения на форуме. Законы 12 таблиц установили четкие нормы, права и обязанности для всех групп римского общества. Опираясь на авторитет закона, плебеи добились избирательного права на все должности в Римском государстве, но так  как за государственные  должности не платили, то избирались, как правило, богатые люди.

Учащимся на интерактивной доске даны фрагменты «Закона 12 таблиц» для проведения анализа исторического источника. Предлагается пользоваться памяткой  для работы  с текстом.

     Содержание памятки:

  1. Прочитайте текст
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой главную мысль
  3. Озаглавьте части, подбирая заготовки, замените глаголы именами существительными
  4. Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане
  5. Запишите получившийся план в тетрадь

В 326 г.до н.э. народный трибун Петелеий добился принятие закона  отменявшего долговое рабство для плебеев и членов их семей. В начале 3 в. до н.э. плебеи добились равноправия с патрициями и как следствие сложилась гражданская община:

  1. Нобили- правящий слой знати в римском обществе (патриции и знатные плебеи). Верхушкой общества составляли сенаторы, которые избирались пожизненно.
  2. Всадники – члены богатых и знатных семей. Могли пробиться в слой правящей знати, занимались активной экономической деятельностью (землевладельцы,  финансисты, крупные торговцы)
  3. Плебс-простой народ.

Учащимся предлагается вопросы:

  1. из-за каких разногласий  в Риме шла борьба между плебеями и патрициями?
  2. для чего собирались на форуме?
  1. Управление римской республикой.

         Римское государство было республикой. Народное собрание в Риме состояло из граждан: патрициев и плебеев, знатных и незнатных, бедных и богатых. Народное собрание было высшим органом власти: выбирало должностных лиц, консулов, народных трибунов, объявляло войну, заключало мир, принимало законы. Но только консулы, народные трибуны  и другие должностные лица имели права предлагать новый закон. Причем народное собрание без обсуждения голосовали за или против. Римляне для принятия законов собирались на форуме.

Ученики в тетради фиксируют схему №1. «Устройство Римской республики».

сенат

консул

консул

Народное собрание

Народные трибуны

         

 Иначе обстояло дело в Афинах, где любой гражданин мог предложить новый закон, а перед голосованием можно было обсудить сделанное предложение. Целесообразно провести сравнение между Римской  и Афинской республикой.     

Учащимися  заполняется следующая таблица по ходу объяснения учителя.

Таб. №1. Различия в государственном строе Афин и Рима.

Афинская республика

Римская республика

Принятия законов

Оплата должностей

Роль сената

Должностным лицом в Риме мог стать по закону любой гражданин,  как бедный, так и богатый. Но в Риме деньги за службу государству  не платили, следовательно, должности могли занимать только богатые люди: консул должен был содержать охрану, писцов, курьеров и так далее. Деньги нужны были и для организации выборов. Иначе дело обстояло в Афинах, где государственная  должность оплачивалась, и её мог занять любой гражданин Афин.

          Консулы были главными должностными лицами, они управляли Римом, созывали народное собрание,  предлагали новые законы, производили набор в армию. Оба консула обладали равной властью, каждый мог из них отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел.  Сенат первоначально был советом старейшин, в 3 в. До н.э. родовых старейшин в Риме уже не было, установился рабовладельческий строй. Членами сената без выборов становились бывшие консулы. Сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц, обладал огромной властью (ведал казной, вёл переговоры с другими государствами, разрабатывал новые законы).   В Афинах подобного органа власти не было.

 Вопросы:

  1. В чём сходство между государством в Афинах и Риме?  
  2. В чём различие между  афинской и римской республикой?

Учащиеся, пользуясь  памяткой на доске, дают правильный ответ.  Обобщая, дают пояснение, почему Афины - демократическая республика,  а Рим – аристократическая.

3.Римское войско.

         Крестьяне составляли большую часть населения римской республики,  главная ценность для них была плодородная земля. Во  избежание восстания  малоземельных  граждан, Рим вынужден был вести завоевательные войны. В результате длительных войн римляне завоевали Италию и создали большое боеспособное войско, которое делилось на легионы. Войско было крестьянское, безземельных бедняков на службу не брали. В армию призывались все граждане Рима в возрасте от семнадцати до шестидесяти лет. Войско делилось на две части согласно возрасту воинов: те, кто был моложе 45 лет, шли в дальние походы, те, кто был старше - оставались защищать город.

 В мирное время римская армия состояла из четырех частей. Они назывались легионами. В каждом легионе было по 4200 человек. Римский воин, участник легиона, назывался легионером. Пополнение легионов происходило каждый год весной. В назначенный день все новобранцы собирались в Риме, на Капитолии. Их распределяли по легионам.  После этого все войско приносило присягу: сначала командиры легионов - военные трибуны - новому консулу, потом солдаты — своим трибунам. Воины клялись не только сражаться мужественно, не покидая рядов, но и беспрекословно подчиняться приказам своего главнокомандующего. Если в ходе военной кампании командир менялся, то войско присягало заново. У римлян не было сильной конницы, зато  пехота  лучшая в мире. Легионер был защищен шлемам, панцирем, широким ременным поясом с металлической бляхой. Щит имел полуцилиндрическую форму, делался из дерева и обтягивался  бычьей кожей, по краям он был укреплен железными полосками, а в центре находилось железная шишка, которую воин стремился поставить под удар врага. У солдата были меч, копьё.

           Располагались легионы  в шахматном порядке. Легионы построены не сплошной линией, а  небольшими отрядами в 3 линии, каждая из 10 отрядов:

  1. Первая линия - молодые не опытные воины
  2. Вторая линия - более опытные воины
  3. Третья линия – опытные старые воины

Большим преимуществом римлян была исключительная дисциплинированность их армий. Смертная казнь на войне была событием нередким. Она назначалась советом военных трибунов - трибуналом - или лично консулом за дезертирство, пренебрежение ночным дозором, воровство в лагере, лжесвидетельство и невыполнение приказа. Казнь в войске была страшна не столько смертью, сколько позором. Приговоренного забивали палками его же соратники. Такой казни в Риме подвергали только рабов.

 Смертная казнь могла ожидать и солдат целого подразделения — взбунтовавшегося или покинувшего свое место в сражении. Перед строем легиона виновные, разбившись по десять человек, бросали жребий, означавший позорную казнь одного из каждой десятки. Всех остальных воинов с лошадьми и мулами переводили на довольствие ячменем вместо хлеба и выдворяли на ночлег за ограду лагеря. Так было до тех пор, пока провинившееся подразделение отличием в бою не восстанавливало свою честь. Самым страшным наказанием для римского легионера было унижение его достоинства и чести. Особую роль в сражении играло знамя легиона. Это был символ славы легиона, предмет гордости и почитания солдат. Знаменосец в окружении наиболее надежных воинов всегда находился в первых рядах. Часто знаменосец со знаменем сам устремлялся в гущу врагов. Римские воины вслед за ним бросались вперед, чтобы спасти символ своего легиона.

 Внешний вид римских воинов поражал и ужасал их противников. Высокие султаны на шлемах римлян делали их как бы выше ростом, блеск оружия и роспись щитов говорили об их силе и свирепости. В бой легионеры шли, громко крича. Этими же криками они не только пугали противника, но подбадривали себя.

 Одной из особенностей военной стратегии римлян было обязательное, а в случае дальнего похода ежевечернее возведение укрепленного лагеря. Римляне считали, что лагерь — место отдыха для победителя, а для побежденного — убежище. Он сооружался буквально за несколько часов, так как каждый солдат четко знал свои обязанности. Армия римской республики была одной из самых больших и хорошо организованных, поэтому римляне начали вести войны для увеличения территории собственного государства.

Высший знак отличия – венок:

  1. Дубовый  – воину, спасшего в бою товарища
  2. С изображением зубчатой стены – первый взобрался на стену неприятельской крепости
  3. Лавровый - полководцу, одержавшего победу.

4.Закрепление нового материала:

Задание:    представлено в виде кроссворда: использованы термины - консул, народный трибун, сенат, легионер.

5.Инструктаж домашнего задания: параграф 46, сделать чертёж римского лагеря, пользуясь описанием в учебнике.

6.Творческое задание: представьте себе, что вы жители Индии или  Афин, побывавшие в Риме. Опишите свои впечатления. Что удивило бы вас больше всего? Ученики выполняют работу в группах. После подготовки дети «защищают» свою работу.

7. Итог урока:

  1. Чем отличалось народное собрание в древнем Риме от народного собрания в Афинах?
  2. Какую роль играл сенат в жизни римского государства?
  3. В какой из двух республик Римской или Афинской свободные бедняки играли большую роль в управлении?
  4. Где собирались римляне для принятия законов?

   

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устройство Римской республики. Презентация урока для 5 класса.

Данная презентация разработа к уроку по теме: "Устройство Римской республики" к учебнику Вигасина А.А.,  Годера Г.И., Всенцицкой С.С. 5 класс....

Разработка урока истории в 5 классе "Устройство Римской республики"

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Устройство Римской республики" с использование технологий "Педагогическая мастерская"...

5 класс. История Древнего мира. Устройство Римской республики.

Дополнительный материал - презентация для обучающихся 5 класса "Устройство Римской республики"...

Презентация "Устройство Римской республики" 5 класс, история древнего мира

Презентация содержит тестовые заданиядля проверки домашнего задания...

Урока истории в 5 классе "Устройство Римской республики" ФГОС

К учебнику: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций/ А.А. Вигасин, Г. И. Годер , И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова.- 5-е ...

Презентация и задания "Устройство римской республики"

Презентация и задания "Устройство римской республики"...

Презентация. 5 класс.Устройство римской республики

Презентация к учебнику Всеобщая История. 5 класс. Учебник - Вигасин А.А, Годер Г.И., Свенцицкая И.С....