конспект урока «Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Урок  развивающего контроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lebedeva__9_klass.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №48

учитель истории и обществознания

Лебедева Вера Глебовна

Тема урока «Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны»

Тип урока – урок развивающего контроля.

Продолжительность – 2 часа

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере конкретного исторического и исторических источников.

Планируемые результаты:

  1. выделять и обосновывать этапы Великой Отечественной войны (предметные);
  2. систематизировать знания по теме «Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны» (предметные);
  3. аргументировать собственную позицию (личностные);
  4. учиться работать в группе - устанавливать коммуникацию и сотрудничать при решении поставленных задач (метапредметные);
  5. умение слушать и одновременно анализировать, заполнять таблицу (метапредметные);
  6. психологически адаптироваться в группе – умению прийти к единой точке зрения (метапредметные);
  7. формирование мотивации к изучению истории (личностные).

Формы работы учащихся – работа в группах

Основные понятия: эвакуация, коренной перелом в ходе войны, безоговорочная капитуляция, блокада, контрнаступление

•Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор и ПК.

Структуру и ход урока

Ход урока

1.Организационный момент: формулирование целей урока.

1 этап работы

Беседа с целью повторить основные события , связанные с боевыми действиями на фронтах Великой Отечественной войны.

Учащиеся делятся на две группы. Ученикам первой группы предлагается на основе изученного материала самостоятельно сформулировать вопросы, а ученики второй группы должны на них отвечать. Примерные вопросы:

  1. В честь освобождения каких городов Москва впервые салютовала победителям в 1943 году?
  2. Назовите основные операции в ходе Великой Отечественной войны
  3. Где впервые артиллерийско-миномётная установка БМ-13 («Катюша») приняла участие в боях?
  4. Какая битва положила начало коренному перелому в войне?
  5. Кодовое название наступательной операции немецких войск в районе Курской дуги?

Вторая группа учащихся должна назвать понятия по теме «Великая Отечественная война», а первая группа должна дать определения. Примеры: мобилизация, эвакуация, контрнаступление, блокада, план «Барбаросса», ГКО, трудовой фронт, «невидимый         фронт», Второй фронт, капитуляция.

2 этап работы

Постановка проблемы и для ее решения деление класса на группы по заготовленным карточкам с основными событиями, датами следующих боевых операций: Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва, блокада Ленинграда. Ученики получают карточки и определяют, к какой группе они относятся. После этого организуется пять рабочих столов.

Учитель сообщает:

- Ребята, для того чтобы повторить и систематизировать сведения об основных операциях в ходе Великой Отечественной войны мы с вами таким образом распределились на группы: по пяти представленным признакам определить узнать боевую операцию.

Цель работы каждой группы:

- В течение 10 минут вспомнить, обсудить и выделить 3 основных события, которые вы считаете важными в  предложенной вам военной операции. Вам предстоит обосновать свою позицию, заполнить вторую часть таблицы (Значение). У каждой группы на столах приготовлена таблица, которая в ходе отчёта групп должна вами заполняться. Таким образом, вы должны не только правильно представить боевую операцию вашей группы, но быть внимательными слушателями отчёта других групп. Для работы в группе использовать дополнительный материал (Смотри приложение).

1 группа Битва под Москвой

  1. Военный парад 7 ноября 1941 года;
  2. Операция «Тайфун»;
  3. Герои–панфиловцы;
  4. Назначение Г.К. Жукова командующим Западного фронта;
  5. 5-6 декабря 1941 года – начало контрнаступления Советской Армии

2 группа Сталинградская битва

  1. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;
  2. Операция «Уран»;
  3. 19 ноября 1942 года – начало контрнаступления Советской Армии;
  4. 2 февраля 1943 года капитуляция 6-й немецкой армии фельдмаршала Паулюса;
  5. Бои за Мамаев курган

3 группа Курская битва

  1. Операция «Цитадель»;
  2. Завершение коренного перелома в ходе войны;
  3. Танковое сражение под Прохоровкой;
  4. Первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода;
  5. 5 июля 1943 года

4 группа Блокада Ленинграда

  1. Дневник Тани Савичевой;
  2. «Дорога жизни»;
  3. 900 дней;
  4. 6-ая симфония Д. Шостаковича;
  5. 2 ударная армия

5 группа Берлинская операция

  1. Штурм Зееловских высот;
  2. Знамя Победы;
  3. Встреча на Эльбе;
  4. Имперская канцелярия;
  5. Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев
  6. 16 апреля - 2 мая 1945 года

По окончании отведенного времени каждая группа представляет результаты своей работы. Другие группы слушают и заполняют таблицу:

Сравнительная таблица «Боевые операции в ходе Великой Отечественной войны»

Даты

Событие

Значение

Битва под Москвой

Сталинградская битва

Курская битва

Блокада Ленинграда

Берлинская операция

Группы представляют результаты своей работы.

3 этап работы

- Ребята, у вас уже составлена таблица, отражающая основные события пяти крупных боевых операций. Выделите два самых важных, кроме своего периода, и обоснуйте свой выбор. Если кто-то не согласен с мнением группы, самостоятельно заполняет таблицу (Таблица №2)

На работу отводится 5-7 минут.

Таблица №2

Основные этапы боевых операций в ходе Великой Отечественной войны

Боевая операция

Основные события

Московская битва

Сталинградская битва

Курская битва

Блокада Ленинграда

Берлинская операция

4 этап

Проверка работы: называют все столы результаты своей работы

Вывод.

Подводим итоги важнейших событий Великой Отечественной войны.

Рефлексия:

  1. Что удалось в ходе работы в группе?
  2. Что понравилось?
  3. Что было сложно?
  4. Какие способы деятельности были задействованы?
  5. Чему учились, работая в группе?
  6. Как Вы оцениваете свое участие в работе группы.

(Учились работать в группе, укладываться во времени, аргументировано отстаивать свою точку зрения, за короткое время повторили большой объём информации)

Комментарий совместно выставленных оценок.

Домашнее задание: решение предложенных вариантов тестов как закрепление обобщённого на уроке материала, составить электронную презентацию по одной из тем.


Приложение

Дополнительные материалы к уроку

Боевые действия на фронтах

1 период (с 22 июня 1941 по 18 ноября 1942 г.)

22 июня 1941 г.

Нападение фашистской Германии на СССР, начало Великой Отечественной войны

июль-ноябрь 1941 г.

Мощное наступление немецко-фашистских войск, оккупация Прибалтики, Белоруссии, Украины, Молдавии, наступление на Донбасс

июль-сентябрь 1941 г.

Героическая оборона Смоленска

июль-август 1941 г.

Героическая оборона Киева

сентябрь 1941 г.

Начало блокады Ленинграда

август-октябрь 1941 г.

Героическая оборона Одессы

Ноябрь 1941 г.

Начало героической обороны Севастополя

сентябрь-ноябрь 1941 г.

Наступление немецко-фашистских войск на Москву

5-6 декабря 1941 г.

контрнаступление советских войск под Москвой. Освобождение Калуги, Орла, Калинина. Крушение плана молниеносной войны

весна-осень 1942 г.

Поражение советских войск на юге страны (под Харьковом и в Крыму), обусловленные стратегическими просчётами Ставки, полагавшей, что главный удар германская армия нанесёт снова на Москву. Вермахт вышел к Северному Кавказу и к Волге, поставив СССР на грань военной катастрофы

2 период (с 19 ноября 1942 до конца 1943 г.)

Характеризуется как коренной перелом в ходе войны

19 ноября 1942 г.

Успешное контрнаступление советских войск под Сталинградом

июль 1943 г.

Битва на Курской дуге. Овладение стратегической инициативой Советской Армией. Развитие наступления по всему фронту

август-сентябрь 1943 г.

Освобождение Орла, Белгорода, Харькова, Смоленска, Киева

3 период (с января 1944 по 9 мая 1945 г.)

Изгнание немецко-фашистских войск с территории СССР, освобождение стран Европы от немецко-фашистских захватчиков, капитуляция Германии

январь 1944 г.

Снятие блокады Ленинграда

февраль 1944 г.

Корсунь-Шевченковская операция советского командования, в ходе которой была уничтожена мощная группировка войск противника

апрель 1944 г.

Операция «Багратион». Разгром группы «Центр». Освобождение Белоруссии

к осени 1944 г.

Освобождение Советской Армией Молдавии, Карелии, Закарпатской Украины, Прибалтики, Заполярья, Румынии, Болгарии, Югославии, Словакии

зима-весна 1945 г.

Освобождение Польши, Венгрии, Австрии, Чехословакии

апрель-8 мая 1945 г.

Берлинская операция. Капитуляция Германии

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Великая Отечественная война

образовательный

иллюстрация, презентация

http://www.otvoyna.ru/

2

ФЦИОР

образовательный

видеофрагменты

http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Наш край в годы Великой Отечественной войны"

Подробный план-конспект интегрированого урока  о Самарской области в годы Великой Отечественной войны....

Музейный урок "Знаменцы на фронтах Великой Отечественной войны"

Конспект музейного урока "Знаменцы на фронтах Великой Отечественной войны" написан с использованием материалов краеведческого музея села Знаменка Старооскольского района Белгородской области....

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"...

Конспект урока истории в 9 классе "Великая Отечественная война"

Конспект повторительно-обобщающего урока по Великой Отечественной войне...

План-конспект урока истории в 9 классе "Великая Отечественная война. Начало"

Урок  с элементами дискуссии, построен  с применением различных форм и методов, с импользованием дифференцированного подхода. Урок  спланирован с учетом возрастных особенностей у...

Конспект урока на тему "Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

В конспекте урока содержится материал, рассширяющий знания детей о Великой Отечественной войне. развивающий речь учащихся, логическое мышление и творческие способности....