Россия в первой мировой войне
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Борисова Светлана Викторовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_rossiya_v_pervoy_mirovoy_voyne.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Россия в Первой мировой войне

1. Цель урока:

Познавательный аспект:

  1. учить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
  2. формирование навыков исследовательской работы с историческими источниками;
  3. формирование умения сочетания знаний и навыков для выявления причинно-следственных связей;
  4. уяснить, что причинами втягивания России в Мировую войну были нараставшие международные противоречия, которые непосредственно затрагивали интересы России, — это прежде всего проблемы черноморских проливов и традиционной защиты славянских народов на Балканах;
  5. раскрыть ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг.; сформировать представление об изменениях, происшедших за этот период в русской армии.

Развивающий аспект:

  1. развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
  2. развитие мышления: обучение умениям анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать, ставить и разрешать проблемы;
  3. способствовать развитию воображения.

Воспитывающий аспект:

  1. соотнесение идей и положений исторического источника с событиями и преобразованиями в жизни нашего общества, т.е. попытки использования исторического опыта России в наше время;
  2. формирование и развитие нравственных, патриотических качеств личности школьника;
  3. донести до сознания учащихся мысль, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации.

2. Оборудование:

  1. карты;
  2. мультимедийное оборудование;
  3. презентация;
  4. тексты исторических источников;
  5. таблицы.

3. Основные понятия: Антанта; Тройственный союз; военные планы; военные операции; Брусиловский прорыв.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Вводное слово учителя. В наше неспокойное время накопление военного потенциала, всплеск расизма, шовинизма представляют большую угрозу миру. Нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. Первая Мировая война – несправедливая, захватническая война, даже если страны-участницы ставили перед собой «справедливые» цели.

  1. Актуализация ранее изученного материала
  1. Терминологическая разминка: (повторение терминологической базы, необходимой на уроке) экспансия,  позиционная война, революционная ситуация,  театр военных действий.
  2. Хронологическая  разминка:

1894-1917гг, 1904-1905гг., 9 января 1905г., 17 октября 1905г., 1914-1918гг.

  1. Проанализируйте данные:

Масштабы Первой Мировой войны:

  1. Продолжительность – 1554 дня.
  2. Число стран-участниц – 38.
  3. Число государств, на территории которых проходили боевые действия – 14.
  4. Численность населения стран-участниц войны – 1050 млн. человек (62 % населения Земли).
  5. Численность мобилизованных – 74 млн человек.
  6. Численность погибших – 10 млн человек.

Вопрос: Почему война была названа Мировой?

  1. Фронтальная беседа:
  1. Каковы причины первой Мировой войны?
  2. Что стало поводом к войне?
  3. Какие военно-политическое блоки соперничали в Первой мировой войне?
  4. Попытайтесь определить характер войны.

Проверка правильности ответов учащихся – демонстрация слайда с ответами на  вопросы.

  1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока, знакомство учащихся с планом урока.

План урока:

  1. Ход Первой мировой войны.
  2. Экономическая ситуация в России в ходе войны.
  3. Герои Первой мировой войны.

  1. Изучение нового материала.
  1. Слово учителя: события Первой мировой войны вам уже знакомы из курса всеобщей истории. Сегодня я лишь напомню основные моменты, а затем мы попытаемся проверить, насколько  хорошо вы поняли этот материал.
  2. Работа с анимированной картой.

Задание: внимательно просмотреть на анимированную карту и ответить на вопросы учителя.

Выполнение разноуровневых заданий на карточках.

Задание  на «3»:

  1. Укажите  даты Первой мировой войны:

А) 1913-1914

Б) 1914-1916

В)1914-1917

Г)1914-1918

  1. К 1916 г. относится :

А) начало Первой мировой войны

Б) гибель русской армии в Восточной Пруссии

В) наступление армии на Юго-Западном фронте

Г) конец Первой мировой войны

  1. Какой год назвали «годом проигранных побед»

А)1913

Б) 1914

В) 1915

Г) 1916

  1. Какая из названных операций была проведена в  годы Первой Мировой войны

А) оборона Шипки

Б) Брусиловский прорыв

Г) взятие крепости Измаил

Д) оборона Порт-Артура

5. Союзниками России в Первой Мировой войне были

А) Франция, Австро-Венгрия

Б) Великобритания, Франция

В)Франция, Турция

Г) Болгария, Франция

Задание на «4»

  1. Какое из перечисленных ниже внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II.

А) русско-японская война

Б) Берлинский  конгресс,  подведение итогов русско-турецкой войны

В) начало формирования русско-французского союза

Г) Первая мировая война

Д)заключение Рапалльского договора с Германией

Е) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Средней Азии

Укажи верный ответ

1) АБГ                    2)АГЕ                   3)БДЕ                  4)ВГЕ

2.Расположите имена российских полководцев и флотоводцев в хронологической  последовательности их жизни и деятельности

А) Петр Багратион

Б) Павел Нахимов

В) Алексей Брусилов

г

а

б

в

Г)Александр Суворов                         Ответ:

Задание на «5»

Вопрос 1. Проанализируйте исторический источник.

«Настоящая война начата не Россией … Русская мобилизация имела целью поддержку ____________, славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах».
П.Н. Милюков. 

Вопросы к документу:

  1. Вставьте пропущенное название страны.
  2. Могла ли Россия избежать участия в Первой Мировой войне?
  3. Каковы цели России в Первой Мировой войне?

(Сербия. Чтобы закрепиться на Балканах и Черноморских проливах, Россия должна была вступить в войну под любым предлогом. Милюкова даже называли «Константинопольским» за агрессивные цели в предстоящей войне.)

Вопрос 2. Проанализируйте исторический источник.

«Немного дней тому назад Манифестом нашим оповестили Мы русский народ о войне, объявленной нам Германией. Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажившая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей её России … В предстоящей войне народов Мы не одни: вместе с Нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить, наконец, вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию…»

Вопросы к документу:

  1. Назовите императора – автора Манифеста.
  2. Назовите год издания Манифеста и начавшуюся войну.
  3. Назовите «доблестных союзников» России в этой войне.
  4. Почему Австро-Венгрия названа в Манифесте «первой зачинщицей мировой смуты»?
  5. Приведите исторические факты «спасения» Россией Австро-Венгрии.

(Николай II подписал Манифест в 1914 г. Союзники России по Антанте – Англия, Франция. 15 июня 1914 г. в г.Сараево (Босния) сербом Принципом был убит наследный принц Австро-Венгерского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия неоднократно спасала Австро-Венгрию в Семилетней войне, в сражении под Аустерлицем в 1805 г., в битве народов под Лейпцигом в 1813 г.)

  1. Слово учителя: Мы знаем какие цели преследовал царь, издавая Манифест о вступлении России в Первую мировую войну. Но мог ли он предположить, что его стремление защитить «братский славянский народ» и укрепить положение России «среди великих держав» обернется крахом империи, кризисом, а затем и падением монархического строя в России. Чтобы понять, почему это стало возможным, обратимся к самым лучшим доказательствам – цифрам и статистическим данным.

Итак, мы переходим к следующему этапу урока – рассмотрим экономическое положение России в ходе Первой мировой войны. Для этого рассмотрим презентацию и заслушаем сообщение 1 творческой группы учащихся.

  1. Заслушивание результатов исследовательской работы по теме «Экономическая ситуация  в России в ходе войны» (Приложение 1)
  2. Вывод. Слово учителя: Россия являлась худшей по подготовке в политическом, финансовом, экономическом и военном отношениях. Сама война породила невиданный кризис. Россия послала на фронты 16млн. человек, т.е. приблизительно половину всех трудоспособных мужчин. Народное благосостояние России потерпело урон в 50,5 млрд. рублей. Небывало вырос внешний долг. Сельское хозяйство почти полностью работало на нужды фронта. В стране наблюдалась инфляция, острый продовольственный голод. Сократилось валовое внутреннее производство, импорт и народное потребление. Господствовала спекуляция и дефицит.
  3. Переход к изучению 3 пункта плана.

Слово учителя: В советские годы немного писалось о Первой мировой войне, герои ее известны далеко не всем. Поэтому уместно вспомнить о людях, чья доблесть была отмечена высокими наградами. Они любили Россию и не жалели себя в борьбе за Отечество.

Давайте послушаем отчет о проведенной исследовательской работе второй  творческой группы.

  1. Заслушивание результатов работы второй творческой группы по теме  «Герои Первой мировой войны». (Приложение 2)
  1. Закрепление изученного на уроке материала.

5.1. Проанализируйте исторический источник.

«Когда летом 1915 г. русские армии были потрясены и сокрушены артиллерийским превосходством Германии, французы копили свои снаряды, как будто это было золото».
«В течение почти 3 лет Россия задерживала на своих фронтах больше половины всех неприятельских дивизий и в этой борьбе потеряла убитыми больше, чем все прочие союзники, вместе взятые».
У. Черчилль.

 «Союзники решили вести войну до последней капли крови русского солдата».
«Мы предоставили Россию её собственной судьбе».
Ллойд-Джордж.

Вопросы:

  1. Какой фронт играл главную роль в Первой Мировой войне?
  2. Как можно объяснить действия наших союзников?
  3. Приведите из истории аналогичные предательства нашими союзниками.

(Восточный фронт играл первостепенную роль. Русские солдаты были «пушечным мясом» для союзников. Союзники предавали нас и в Северной войне, и в Семилетней войне, и в Наполеоновских войнах).

5.2.. Проанализируйте исторический источник.

«Крови наше командование не жалело. Причиной этого была не какая-то жестокость, а скорее примитивизм стратегических и тактических концепций; … преступная военная неподготовленность, за которую приходилось расплачиваться потоками бесполезно проливаемой крови».         
С.Е. Трубецкой.

«Старая русская армия дралась безропотно почти 3 года; часто шла с голыми руками против убийственно высокой техники врагов и своей обильной кровью искупала грехи верховной власти».
А.И. Деникин, командующий дивизией во время Брусиловского прорыва.

«Какой война и была, такой и осталась… Взять, к примеру, меня. За последние 20 лет я не прочёл ни одного военного учебника».         
Военный министр В.А. Сухомлинов.

Вопрос: Назовите 3 главные причины поражения России на Восточном фронте.

(Стратегические, тактические просчёты командования; техническое отставание от Европы; отсутствие грамотного, высококвалифицированного офицерского состава.)

5.3.. Проанализируйте исторический источник.

«Финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность страны - на громадную убыль; пути сообщения в полном расстройстве. Наборы обезлюдили деревню, ощутился громадный недостаток рабочей силы. Города голодали. Товара было мало, цены росли, развивалась продажа «из-под полы», получалось «мародёрство». Армия устала, недостатки понижали её дух. Упорядочить дело было некому».
Министр Внутренних дел А.Д. Протопопов.

«К 1917 г., в атмосфере неудачной войны, всё созрело для революции».
Н.А. Бердяев.

Вопросы:

  1. Как повлияли поражения России на Восточном фронте на её судьбу?
  2. Перечислите кризисы, порождённые Первой Мировой войной.
  3. Изменилось ли отношение русского общества к войне? Как?

(Кризисы: финансовый, ж/д, металлургический, топливный, продовольственный, политический. Россия встала перед неизбежностью революции. Отношение русского общества к войне резко изменилось: если в начале войны на мобилизацию откликнулись 96 % призывников, то к 1916 г. дезертирство, братания на фронтах.) 

5.4. Беседа по вопросам:

  1. Можно ли назвать Первую  мировую войну для России Отечественной? Почему? Каков ее характер?
  2. Какую роль играл в войне Восточный фронт?
  3. Каковы были причины неудач на фронте?
  4. Как повлияла война на жизнь в России?
  5. Назовите главную военную награду Первой мировой войны?
  6. Перечислите героев первой мировой войны?
  1. Итог урока

Рефлексия.

  1. Домашнее задание

1.Прочитать параграфы 8-9

2.Составить развернутый план ответа по теме «Влияние Первой мировой  войны на экономическое и политическое положение России».

3.Подготовить дополнительный материал о персоналиях: А.Ф.Керенский, Л.Г. Корнилов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в первой мировой войне

Методическая разработка урока с использованием ИКТ...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Россия в Первой мировой войне. Презентация

Данная презентация может использоваться как готовый материал урока или как зрительный ряд урока по теме "Участие России в первой мировой войне"...

Участие России в первой мировой войне

Участие России в первой мировой войне....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Россия в Первой мировой войне"

Методическая разработка урока для 11 класса по курсу "История России, 20 век" с использованием материалов ЕК ЭОР (http://www.school-collection.edu.ru)....

Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...