Крепостное право отменяется навсегда.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Пименова Оксана Александровна

Урок истории в 8 классе (курс "История России, 8 класс") в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отмена крепостного права7.87 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории

Автор: Пименова Оксана Александровна, МБОУ «СОШ в пос.Усть-Омчуг»

Тема: «Крепостное право отменяется навсегда»

Урок разработан с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (сочетание приемов «Кластер», «ИНСЕРТ»), парной формы работы учащихся, предусматривающей взаимообучение. Пары образуются по схеме «учащийся с высоким или средним уровнем подготовленности + учащийся с низким уровнем подготовленности». Урок входит в систему уроков по теме «Отмена крепостного права в России» и посвящен изучению основных положений крестьянской реформы 1861 года.

Класс: 8 (общеобразовательный)

УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс.- Москва : «Просвещение», 2010 г.

Цели:

- обучающая: получение новых знаний учащимися об основных положениях отмены крепостного права в России,  о прогрессивных и крепостнических  чертах реформы;

- развивающая: развивать умение самостоятельной аналитической работы с текстом: искать, систематизировать, обобщать информацию, формирование навыка рефлексивного письма;

- воспитательная: воспитывать критическое и объективное отношение к событиям отечественной истории, культуру общения.

Оборудование:  мультимедиа (презентация  к уроку).

I Организационная часть

Приветствие

Проверка домашнего задания с целью отслеживания степени усвоения знаний, дальнейшей корректировки и активизации познавательного процесса. Домашнее задание выполняется индивидуально, используется взаимопроверка (правильный ответ появляется на слайде в период взаимопроверки).По итогам выполнения домашнего задания учащиеся делают вывод о том, что отмена крепостного права была необходима и проводилась большая работа по подготовке реформы.

 (Слайд 1      «Проверь себя»)

Задание1 : укажите недостающую причину отмены крепостного права.

Задание 2: восстановите   хронологический  порядок образования  учреждений, участвующих в подготовке крестьянской реформы.

Причины отмены крепостного права

Учреждения, участвующие в подготовке крестьянской реформы

Массовое крестьянское движение.

1) Образование  Главного комитета по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.

Социально-экономическая
отсталость России в сравнении
с Западной Европой.

2) Образование Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян».

Общественное мнение

3) Учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И. Ростовцев.

?

4) Александр II издаёт рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

Ответ:

Военно-техническое
отставание России от
европейских государств.

Ответ:

2, 4, 1, 3

II. Основная часть

Стадия «Вызов».

 Цель данного этапа урока: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях. Итог - постановка целей учебной деятельности.

Прием  «Кластер»

Сообщение темы урока. (Слайд 2)

          Опираясь на имеющиеся знания по теме,  учащиеся должны составить кластер «Основные положения  крестьянской реформы». Путем мозгового штурма ученики  совместно с учителем выполняют данную работу в тетрадях и на доске соответственно. Итогом стал    кластер (во время самостоятельной работы учеников учитель переносит получившийся кластер на слайд 3):

                                    Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

Свобода                                 Гражданские права                                              Земля  

                                                                                                               ? за выкуп       ?бесплатно          

     не могут быть         распоряжаться          открывать  

   наказаны без суда     своим имуществом     предприятия                                      

                                                         переходить в

могут выступать в суде             другие сословия

   от своего имени

                «Смысловая стадия».

Цель: поддержать активное восприятие изучаемого материала, расширить и углубить знания по теме, разрешить противоречия, возникшие на стадии вызова.

                                                                   Прием «ИНСЕРТ».

             При коллективном составлении кластера возникает проблемный  вопрос: «Как крестьяне будут наделяться землей: бесплатно или за выкуп?»  Для того чтобы разрешить эту проблему и проверить правильность высказанных предположений по основным положениям реформы, учащиеся  самостоятельно работают  с текстом учебника: маркируют текст специальными значками  по мере его чтения, систематизированную информацию вносят в таблицу «ИНСЕРТ».

«V»

 (то, что уже известно)

знак «-»

(то, что противоречит представлению, неизвестное)

знак «+»

(то, что является интересным и неожиданным, новым)

 «?»

 (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

           Следующий этап - последовательное обсуждение каждой графы таблицы в парах.  Учащиеся делятся информацией, дополняют, уточняют собственные таблицы.

           Далее идет коллективное обсуждение изученной информации, где главное внимание уделяется вопросам, возникшим у школьников, ответы на которые дает учитель или  сами ученики.

III. Итог урока.

Стадия «Рефлексия».

 Цель: суммировать и систематизировать новую информацию, оценить ее, поставить новые цели учебной деятельности.

Прием – «Кластер»

(возвращение к результату деятельности на стадии «Вызов»)

           Обращаемся к слайду с изображением кластера, составленного в начале урока. Учитель просит учащихся сопоставить предполагаемые версии основных положений реформы с реальными, о которых они узнали, работая с текстом, и сделать вывод.

           Таким образом, школьники подтверждают верность своих предположений и разрешают проблемный вопрос о земле: землей крестьяне наделялись за выкуп на определенных условиях. Кластер уточняется учащимися и учителем в тетрадях и на слайде соответственно.

            На заключительном этапе урока ученики пишут 5-минутное эссе, отвечая на вопросы: что я узнал, чему научился на уроке?

IV. Домашнее задание:

«3»- составить 5 «тонких вопроса», «4» - составить по 6 «тонких» и 4 «толстых» вопроса,

«5» - написать письмо Александру II от имени крестьянина, получившего свободу, или помещика, исполнившего Манифест об отмене крепостного права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отмена крепостного права

Отмена крепостного права  в 1861 г....

Отмена крепостного права в России

Презентация к уроку по истории России в 8 классе...

план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй   кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

«Причины отмены крепостного права» «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России»

Представленна технологическая карта урока по теме "Причины отмены крепостного права"...