Итоговый проект "Использование ИМЭУ в учебном процессе"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

проект поиспользованию ИМЭУ в учебном процессе, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imeu.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый проект "Использование ИМЭУ в учебном процессе"
предмет- история
класс- 6 класс
модель организации учебного процесса с применением средств ИКТ- один ученик-один компьютер;+компьютер на столе учителя + проектор+экран
тема- Борьба Северо-Западной Руси с Ливонским орденом: Невская битва и Ледовое побоище
роль учителя- организовать коллективную работу учеников с электронными ресурсами коллекции и ИМЭУ. Проверка результатов работы.
роль ученика- принять участие в работе с электронными ресурсами ИМЭУ, выполнить поставленные учителем задачи, сделать выводы, выполнить самостоятельную творческую работу в начале домашнего задания.
 
планируемые результаты- освоение новой темы, формирование познавательной и коммуникативной  компетенции в процессе решения проблемных задач, поставленной проблемы
1 этап урока-Изучение нового материала
http://school-collektion.edu.ru/catalog/rubr/d7f90937-24cb-4e5f-8e8b-462208054e0e/?interface=pupil&class[]48&subject
http://school-collektion.edu.ru/catalog/rubr00000c72-a000-4ddd-5c3f-540043d7494/88210/?interface=pupil&class=48&subject=20
-Введение темы начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты мультимедиа урока.
-Затем ученики самостоятельно делают выводы из услышанного и увиденного о целях, причинах вторжения крестоносцев в Новгородскую землю. 
-Делается общий вывод.
2 этап урока- Первичное закрепление нового материала.
- Происходит поисковая работа учеников. Учитель определяет перед ними задачи : "Александр Невский и другие защитники Новгорода", называет имена, ученики осуществляют поиск необходимой информации и составляют краткие исторические справки, которые представляют классу
-Затем учитель подводит итог, приводя иллюстрации и комментарии
3 этап урока- Освоение нового материала при фронтальной работе учащихся
-Задания электронного атласа "Борьба Северо-Западной Руси с Ливонским орденом: Невская битва и Ледовое побоище"
http://school-collektion.edu.ru/catalog/rubr00000c72-a000-4ddd-5c3f-540043d7494/88210/?interface=pupil&class=48&subject=20
-
работа проводится учителем, ученики запоминают и делают пометки в ИМЭУ.
Учитель ставит перед учениками проблему: "Почему ни шведские феодалы, ни немецкие рыцари не смогли завоевать Новгород? В чем особенность Новгорода?"
4 этап урока- Осуществляется контроль полученных знаний
-Электронное тестирование, учащиеся выполняют самостоятельно
-Результаты заносятся в электронный журнал
5 этап урока- Домашнее задание.
-Творческая работа. Содать презентации по темам "Александр Невский-имя России", "Господин Великий Новгород". Работа по группам
Она будет оцениваться и кклассом и учителем.

Экспертное заключение по результатам  психолого-педагогической  экспертизы
электронного образовательного ресурса (ЭОР)

  1. Название ЭОР-Электронный атлас «История с древнейших времен до 16 века»
  2. Ссылка на ЭОР в ЕОК http://collektion/edu.ru/catalog/res/00000c76-2000-4ddd-1a4d-4400
  3. Название  предмета, для которого  предназначен ЭОР история
  4. Возрастная категория учащихся, для которой предназначен ЭОР средняя школа, 6-7 классы
  5. Разработчик ЭОР ЦОР «Дрофа»

Соответствие содержания ЭОР критериям психолого-педагогической  экспертизы:

Содержание критерия

Оценка и её краткое обоснование, если Вы ставите не 2 или 3 балла

 (0 – не соответствует,
1 – соответствует частично,
2 – в основном соответствует,
3 – полностью соответствует)

Соответствие содержания ЭОР ФГ ГОС / ФГОС

2

Согласованность содержания ЭОР с используемым учебником

3

Соответствие содержания ЭОР основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т.д.)

3

Учет психолого-педагогических особенностей учащихся, которым адресован данный ресурс

3

Соответствие современным направлениям модернизации образования (ориентация на новые образовательные результаты)

3

Возможность обеспечения вариативности образования при использовании ЭОР, в том числе выстраивания индивидуальных образовательных траекторий

3

Направленность ЭОР на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества

2

Оптимальность, эффективность и разнообразие предлагаемых форм и методов контроля учебных достижений школьников

2

Соответствие ЭОР функции в учебном процессе, указанной разработчиком

2

Возможность использования  ЭОР учащимися с ограниченными возможностями здоровья

3

Методическая встроенность ЭОР (согласованность ЭОР с другими учебными материалами)

3

Педагогическая целесообразность включения в ЭОР интерактивных и мультимедийных объектов, их адекватность решаемым педагогическим задачам

3

Вывод о возможности использования ЭОР в учебном процессе: ЭОР в основном соответствует возможности использования в учебном процессе. Он универсален, может использоваться со всеми учебниками из Федерального перечня. Очень хорош картографический материал с текстом и таблицами.

1.)Название ЭОР –Тест-тренинг «Память»

  1. Ссылка на ЭОР в ЕОК- http://school-collektion.edu.ru/catalog/res/9396255d65ee-41c1-a45e-B0ac
  2. Название  предмета, для которого  предназначен ЭОР история
  3. Возрастная категория учащихся, для которой предназначен ЭОР средняя школа, 6-7 классы
  4. Разработчик ЭОР  ЦОР ООО «Метаапейрон»

Соответствие содержания ЭОР критериям психолого-педагогической  экспертизы:

Содержание критерия

Оценка и её краткое обоснование, если Вы ставите не 2 или 3 балла

 (0 – не соответствует,
1 – соответствует частично,
2 – в основном соответствует,
3 – полностью соответствует)

Соответствие содержания ЭОР ФГ ГОС / ФГОС

3

Согласованность содержания ЭОР с используемым учебником

3

Соответствие содержания ЭОР основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т.д.)

2

Учет психолого-педагогических особенностей учащихся, которым адресован данный ресурс

3

Соответствие современным направлениям модернизации образования (ориентация на новые образовательные результаты)

3

Возможность обеспечения вариативности образования при использовании ЭОР, в том числе выстраивания индивидуальных образовательных траекторий

3

Направленность ЭОР на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества

2

Оптимальность, эффективность и разнообразие предлагаемых форм и методов контроля учебных достижений школьников

3

Соответствие ЭОР функции в учебном процессе, указанной разработчиком

3

Возможность использования  ЭОР учащимися с ограниченными возможностями здоровья

3

Методическая встроенность ЭОР (согласованность ЭОР с другими учебными материалами)

3

Педагогическая целесообразность включения в ЭОР интерактивных и мультимедийных объектов, их адекватность решаемым педагогическим задачам

3

Вывод о возможности использования ЭОР в учебном процессе: ЭОР позволяет в короткие сроки определять и повышать уровень развития памяти учащихся.

     1)Название ЭОР –Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю

  1. Ссылка на ЭОР в ЕОК http://school-collektion.edu.ru/catalog/res/491aef5b-7ceb-46b4-9d33-c43d
  2. Название  предмета, для которого  предназначен ЭОР история
  3. Возрастная категория учащихся, для которой предназначен ЭОР средняя школа, 6-7 классы
  4. Разработчик ЭОР ЦОР «Новый диск»

Соответствие содержания ЭОР критериям психолого-педагогической  экспертизы:

Содержание критерия

Оценка и её краткое обоснование, если Вы ставите не 2 или 3 балла

 (0 – не соответствует,
1 – соответствует частично,
2 – в основном соответствует,
3 – полностью соответствует)

Соответствие содержания ЭОР ФГ ГОС / ФГОС

3

Согласованность содержания ЭОР с используемым учебником

3

Соответствие содержания ЭОР основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т.д.)

3

Учет психолого-педагогических особенностей учащихся, которым адресован данный ресурс

2

Соответствие современным направлениям модернизации образования (ориентация на новые образовательные результаты)

3

Возможность обеспечения вариативности образования при использовании ЭОР, в том числе выстраивания индивидуальных образовательных траекторий

3

Направленность ЭОР на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества

3

Оптимальность, эффективность и разнообразие предлагаемых форм и методов контроля учебных достижений школьников

3

Соответствие ЭОР функции в учебном процессе, указанной разработчиком

3

Возможность использования  ЭОР учащимися с ограниченными возможностями здоровья

3

Методическая встроенность ЭОР (согласованность ЭОР с другими учебными материалами)

3

Педагогическая целесообразность включения в ЭОР интерактивных и мультимедийных объектов, их адекватность решаемым педагогическим задачам

3

Вывод о возможности использования ЭОР в учебном процессе: Прекрасный путеводитель по историко-культурному музею-заповеднику, чтобы получить целостное представление об основных этапах становления Кремля

Эксперт (ФИО, должность) : Хуснутдинова Гулсара Хасановна

Использование ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «один компьютер - один ученик»

Данная модель осуществляется при следующих вариантах технического оснащения: комплект класс-мейтов или нетбуков (мобильный компьютерный класс), стационарный компьютерный класс на 15 или 25-30 учеников; дополнительно могут присутствовать интерактивная доска или комплект проектор +экран. Компьютеры могут иметь или не иметь доступ в Интернет. При использовании этой модели  можно  практически не менять структуру классно-урочной системы без ущерба для интерактивности, т.к. вполне допустима фронтальная работа одновременно со всем классом. Данная модель предъявляет достаточно большие требования как к программному обеспечению, так и к уровню ИКТ-компетентности педагога.

 При данной модели компьютер может выступать как инструмент обучения; в этом случае учащиеся работают со специальными программами (тестами, гипертекстами, интерактивными заданиями индивидуального и группового характера). А может выступать в качестве инструмента деятельности учащихся; тогда ученики сами с помощью определенного программного обеспечения создают некий учебный продукт (например, электронные творческие работы,  текстовые или мультимедиа сочинения, исследования в среде моделирования или виртуальной лаборатории, проекты). Поэтому при данной модели желательными являются различные инструменты для работы с информационными объектами (редакторы), среды для моделирования и проектирования, наборы тестов, коллекции информационных источников. В качестве дополнительного оборудования, которое может быть подключено к компьютеру, можно назвать, в зависимости от изучаемого предмета,  интерактивные графические планшеты,  музыкальные клавиатуры, комплекты датчиков, управляемые компьютером конструкторы,  видеокамера, комплект пультов мгновенного контроля знаний и навыков учащихся. В перспективе можно говорить о продуктивном использовании  планшетного компьютера типа iPad, медиаплеера с возможностью записи типа iPod (например, комплекты медиаплееров с возможностью записи iPod в качестве мобильного лингафонного кабинета уже используются в ряде школ) или о широких апробации, внедрении и применении устройств типа ридеров, используемых в качестве электронных учебников (ИМЭУ).

Как и в предыдущем случае, использование интерактивной доски или проектора может существенно сократить время на некоторые традиционно затратные виды учебной деятельности (представление и проверка полученных результатов, опрос и т.п.), тем самым повышая эффективность обучения.

При работе в компьютерном классе  могут быть использованы ЭОРы практически всех типов, вне зависимости от их прямого назначения: они становятся поддержкой фронтальной беседы, иллюстрацией к выступлению учителя и учащихся, материалом для самостоятельного наблюдения и анализа, поиска закономерностей и извлечения собственных выводов, для организации проектов, деятельности по подготовке докладов и сообщений, для тренировки или контроля с автоматической проверкой результатов.

Наличие у компьютеров доступа в Интернет существенно расширяет возможности для организации исследовательской и самостоятельной работы учащихся (в том числе, в плане информационного поиска). Функции учителя меняются при этом от преимущественно контролирующих к преимущественно организационным, устанавливается атмосфера сотрудничества, характерная для совместной распределенной деятельности.

Но даже и без использования он-лайн ресурсов Интернет применение ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке целесообразно в связи с изменением роли ученика в учебном процессе, усилением личностного компонента образования. В традиционной методике (даже если говорить только об использовании наглядных средств обучения) роль учителя была главенствующей: именно он производил отбор материалов для демонстрации, демонстрировал, комментировал, предлагал вопросы и задания, направленные на выявление восприятия и понимания источников. При всей эффективности такой работы она могла быть реализована только самим учителем с помощью специального школьного оборудования.

Сегодня арсенал технических средств демократизировался, и с помощью компьютера ученик получает индивидуальный доступ к пособиям для самостоятельной работы, альбомам изобразительного раздаточного материала, электронным книгам, разноуровневым заданиям и тестам, диафильмам и видеофильмам. Иными словами, ученик обязан овладеть утвержденным «минимумом» учебного материала, дальнейшее же «вхождение» в мир учебного предмета может осуществляться по выбранному им самим пути с использованием новых информационных источников.

Использование ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «компьютер на рабочем месте учителя (с интерактивной доской)».

Данная модель может использоваться для организации образовательного процесса наиболее эффективно в варианте, когда компьютер совмещен с интерактивной доской или проектором и экраном (в противном случае непосредственно на уроке учительский компьютер может служить только для обеспечения индивидуальных заданий или контроля для одного или нескольких учащихся, а также для автоматизации хранения учебных и контрольных материалов). При использовании интерактивной доски компьютер превращается в  современную многофункциональную школьную доску. Прежде всего, это может решить проблему обеспечения наглядности на уроках (опросы показывают, что в последнее время происходит снижение уровня наглядности в учебном процессе, в значительной степени из-за устаревания учебно-методической базы школ; это вступает в противоречие со всё большим уровнем  — количеством и качеством —наглядности в повседневной жизни).

Компьютер с интерактивной доской или проектором позволяет превратить  проблему реализации в учебном процессе наглядности в вопрос наглядности интерактивной. При этом новый уровень такой интерактивной иллюстративности носит мультимедийный и контекстный характер (например, на уроках литературы используются ЭОР не только визуального, но и аудио типа, исторические источники и материалы литературных сайтов, не обязательно образовательной направленности, все они в комплексе могут составить основу компьютерной презентации).

При этом выступление с опорой на компьютерную презентацию может использовать как учитель, так и ученик, что в значительной мере способствует формированию коммуникативной компетентности. Программное обеспечение самих интерактивных досок позволяет выполнять действия, которые невозможны при ином построении урока. Например, можно сохранять все написанное учащимся для последующего совместного анализа и разбора; можно делать и сохранять пометки непосредственно по ходу выступления поверх текстового или иного демонстрирующегося материала (это, в частности, позволяет эффективно использовать материал, приближенный к непосредственному опыту учеников); можно «пробовать» различные варианты учебных действий (заполнения пропущенных орфограмм, построения графиков, подстановку и упрощение уравнений и т.п.), в том числе неправильные, безопасно с психологической точки зрения реализуя «право на ошибку».

В данной модели востребованными являются, прежде всего, коллекции информационных источников и модули построения демонстраций. Наибольшую ценность представляют интерактивные модели и среды для моделирования, геокешинговые системы и т.д. Так, в курсе геометрии значительно увеличивает доступность понимания геометрических закономерностей использование математического конструктора для создания чертежей и работы с заранее подготовленными  интерактивными чертежами. В курсах географии, иностранного языка, ОБЖ и на уроках в начальной школе использование сервисов типа Google-карт или Yandex-карт с фотографической привязкой к местности позволяет создавать интерактивные задания с максимальной имитацией неучебной деятельности и соответствующей мотивацией, например, проложить наиболее безопасную с точки зрения ПДД дорогу от школы до дома, или найти и оформить иллюстрации к англоязычному путеводителю по городу и т.п. Разумеется, подготовка таких заданий требует определенной подготовительной работы от педагога и соответствующего уровня ИКТ-компетентности.

На уроках с использованием проекционного оборудования или интерактивной доски в сочетании с рабочим компьютером учителя также могут быть использованы все существующие виды ЭОР, независимо от их основного назначения. При коллективной работе в классе находят свое применение как специальные демонстрационные, иллюстративные и опорные материалы (гипертекстовые определения и правила, анимации и иллюстрации, интерактивные таблицы, правила,  гипер-  и учебные тексты), так и материалы, ориентированные преимущественно на индивидуальную самостоятельную работу учащихся (учебные словари, электронные задания и задачи, лаборатории и тесты).

Использование ИКТ, программных продуктов и ЭОР во внеурочной деятельности.

Требования новых ФГОС (которые уже приняты для начальной школы и ожидаются для общего образования) предполагают, что наряду с урочной деятельностью в организации учебного процесса должна учитываться внеурочная деятельность (выделяется 10 учебных часов на внеурочную учебную деятельность).

В рамках внеурочной могут быть использованы следующие модели организации учебного процесса:

  1. индивидуальная работа учащихся;
  2. работа в мелких группах, в том числе в парах;
  3. работа в больших группах – оптимально для внеурочной деятельности группа до 10 человек (фронтальная работа с большей группой учащихся будет фактически превращать внеурочную деятельность в вариант дополнительного урока).

В соответствии с этими видами работ и с образовательными задачами можно выделить в данной модели такие требования к техническому оснащению:

  1. наиболее предпочтительный — организация свободного доступа к компьютерам, имеющим доступ в Интернет, для учащихся во внеурочное время — это могут быть компьютерный класс, компьютеры в библиотеке или информационном центре и т.д.;
  2. один компьютер (возможно, в предметном кабинете, у учителя) для индивидуальной работы учащегося, работы пары или группы до 5 человек;
  3. очень желательна именно для этой модели подключенная к компьютеру дополнительная аппаратура (музыкальные клавиатуры, планшеты, плееры, видеокамеры  и т.п.).

С точки зрения программного обеспечения на первый план выходят web-браузеры, программы для интерактивного общения типа ICQ, Skype и т.д., виртуальные лаборатории и тренажеры. С точки зрения дидактической направленности внеурочная деятельность в этой модели может стать продолжением урочной деятельности (выполнение домашнего задания, дополнительные тренировочные работы, автотестирование и т.д.), самостоятельным учебным исследованием или ИКТ-проектом, подготовкой к праздничным или иным внеклассным мероприятиям (в том числе, олимпиадам и конкурсам). Работа может быть организована как самостоятельная с последующим контролем, так и под руководством педагога (куратора).

Отдельное место в организации внеурочной деятельности как педагогов, так и учащихся играет использование комплексных информационных систем типа NetSchool, которая создает виртуальную информационную среду, объединяющую всех участников образовательного процесса (см., например, видеофильм об использовании системы в школе 1298 Куркино г.Москвы – http://www.school1298.ru/data/foto_galery/cinema_netschool.php?PHPSESSID=ea7mdhdkkktgqr77boduuus5q2). В качестве примера можно привести также опыт казанской гимназии № 75, которая внедряет и работает с системой NetSchool с 2003 г. — кроме существенной помощи в работе администраторов школы и педагогов (управленческие циклограммы, электронный журнал, автоматизированная отчетность и т.п.), в гимназии используют интересную  практику создания портфолио проекта:

«С помощью такого проекта выпускается школьная газета «Мы». Главный редактор, педагог дополнительного образования, выстраивает портфолио в системе NetSchool в виде структурированного каталога. Наиболее крупной ячейкой каталога является отдельный выпуск (например, «№16, январь-февраль 2005»), в нем есть меньшие ячейки – полосы (например, «первая полоса»), уже в них содержатся сами материалы. Это могут быть текстовые документы или графические документы, которые прикрепляются из ресурсов персонального компьютера. Прикрепленные документы можно изменять и удалять. Каждый документ имеет краткую характеристику: название, жанр, имя автора и комментарий. Также к любому разделу можно прикреплять ссылки в Интернет, что очень важно для такого информационного органа школы, как газета.

Создать проект может любой пользователь NetSchool. Он определяет руководителей проекта, его участников и права доступа к проекту. Права доступа можно задавать в двух режимах: просмотра и редактирования, причем к каждому разделу они устанавливаются индивидуально. Таким образом, материалы, созданные, например, Бикушевой Анной, могут редактировать сама автор и редакторы, а другие участники только просматривать. Те, кто не участвует в создании газеты, не  имеют доступа к портфолио. Это исключает возможность просмотра выпуска газеты до его выхода. Участникам проекта необязательно встречаться, они могут общаться с помощью Net-сообщений системы NetSchool, дистанционно делать замечания или подсказки во время работы над школьной газетой»[1]. Очевидно, что при такой работе учащиеся получают не только опыт и практику в формировании собственной ИКТ-компетентности, но и навыки проектной работы, работы в распределенной группе, развивают информационную и коммуникативную компетентность.»

Среди вышеописанных моделей нет некоторых «производных» и «гибридных» моделей, учитывающих или не учитывающих наличие или отсутствие компьютеров и доступа в Интернет у учащегося (да и у учителя) дома, но это уже тема для другого обзора.

Среди вышеописанных моделей нет и моделей использования ЭОР в дистанционном обучении и обучении детей с особыми потребностями, так как при этом использование ЭОР в обучении становится, с одной стороны, ведущим, а с другой — комплексным, так как обеспечивается не только наличием ресурсов и доступом к ним, но и целым комплексом дополнительных условий, достаточно сильно отличающихся от повседневной школьной практики.


[1] Т.В.Лунёва, Г.Х.Ризатдинова, М.Э.Скрябнева "Использование системы NetSchool в гимназии №75 г. Казань", 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

Индивидуальный практико-ориентированный проект по использованию ИМЭУ в учебном процессе

Данный мультимедийный урок представляет собой мультимедийное сопровождение викторины, включающий в себя иллюстративный материал в виде картинок и видеофрагментов для каждого из заданий викторины по пр...

«Индивидуальный практико-ориентированный проект по использованию ИМЭУ в учебном процессе»

Модель организации учебного процесса с применением средств ИКТ, с расчётом на которую собран данный комплект – один ученик – один компьютер....

Опыт использования ИМЭУ в образовательном процессе

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частно...

Итоговый аттестационный проект на тему: Организация внеурочной деятельности в учебном процессе напримере театральной студии.

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовател...

Организация учебного процесса при подготовке к Государственной итоговой аттестации по иностранному языку

Важной задачей для учителя английского языка является разработка стратегии и тактики успешной подготовки обучающихся к ГИА. Но процесс подготовки к экзаменам не будет успешным без четкого представлени...