Формирование регулятивных и познавательных УУД на уроках историии обществознания
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Чугунова Ольга Павловна

В данной работе размещен материал, связанный с внедрением ФГОС в 5 классах, обобщенный опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий познавательных и регулятивных на уроках истории и обществознания.

Чугунова Ольга Павловна МОУ СОШ пгт Атамановка

Федеральный государственный стандарт основного общего образования второго поколения, внедряемый в школьную жизнь с 2012 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Обращая свое внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей.

Современное  информационное общество  требует  от школы  подготовить  человека способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для современного человека характерно не накопление «впрок» информации (запаса  внутреннего багажа всего усвоенного), а возможность нестандартно мыслить и принимать ответственные решения. В школе обучающийся учится учиться, жить в обществе, применять на практике приобретенный опыт и знания.

Педагоги вынуждены  отказаться от традиционных технологий и перейти на компетентностно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания  способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же  его адаптации  в обществе.

       Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

К основным функциям УУД относятся:

  1. обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  2. создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в  поликультурном обществе, высокой  социальной и профессиональной мобильности;
  3. обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и  компетентностей в любой предметной области познания.

В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Какие УУД  необходимо формировать и развивать на уроках истории и обществознание? Можно все 4. Главная проблема – как сформировать эти умения?  На уроках истории и обществознания необходимо формировать и развивать УУД: личностные;  регулятивные  познавательные;  коммуникативные: провести отбор содержания материала по темам; необходимо разнообразить формы работы, методы их достижения; систематическая работа всех учителей, работающих в одном классе, на уроках, а также дополняется формами внеурочной и внеклассной работой.

 

       На мой взгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы взаимного сотрудничества, методы их достижения. В-третьих, выполнение части С в ЕГЭ и ГИА, вызывает наибольшее затруднение, необходимо с 5 класса знакомить обучающихся с такого рода заданиями, следовательно, должна быть системная организация учебного процесса. Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.

Мне хотелось бы остановиться на формировании познавательных и регулятивных УУД на уроках истории и обществознания.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

На уроках истории древнего мира, тема «Древний Восток» я использую следующие задания по формированию регулятивных учебных действий:

1.Прослушайте стихотворение. О каком государстве идет речь?

 Перед древностью склоняюсь,

И храмов древних

гордый вид,

Объять вниманием стараюсь…

Разделите свою тетрадь на две части, в 1 части запишите, что вы уже знаете об этом государстве, во 2 части, чтобы вы хотели узнать из истории этого государства.

В ходе выполнения задания обучающиеся выполняю следующие действия:        

1.Определение темы урока

2. Задачи урока ( что мы будем изучать ..)

3. Целеполагание

 Следующее задание предполагает контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона:

 Выполните задание из рабочей тетради, часть1, задание №45.

Найдите ошибки:

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.

- Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям,- то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было пройти вброд. Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще.  Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась…

Какие ошибки допущены рассказчиком, опишите и исправьте эти ошибки.        Выполняется действие: найти исторические ошибки в тексте, объяснить выделенные ошибки.

На уроках обществознания в 5 классе регулятивные учебные действия формируются через задание:

Тема: «Как человек оценивает себя и других?»

В начале урока учащимся задается вопрос: «Как вы понимаете фразу: Человек существует в оценке других людей?»

Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель подводит учащихся к теме урока: Как человек оценивает себя и других?        

При выполнении задания выполняется действие умение определять тему урока и цели урока.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические;    логические,  действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  знаково-символические действия, включая  моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта  и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);   умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;   выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Изучая тему «Сословия Древнего Египта» учащимся предлагается выполнить следующее задание:

«Сословия Древнего Египта»

вельможи

земледельцы

ремесленники

1.Род занятий

2.жилища

3.пища

Положение в обществе

Работа с пар. 7-8. Прочитать параграфы, выделить основные характеристики сословий, перенести их в таблицу.

При выполнении данного задания выполнялись действия:

Умение выделять главную информацию из текста учебника. Обобщать данную  информацию, оформлять таблицу.

Работа с картой в учебнике на стр. 33.

Охарактеризуйте природно-климатические особенности Древнего Египта. Исходя из природно-климатических особенностей, определите основные занятия древних египтян.        Действие: установление причинно-следственных связей.

Изучая тему «Сословия Древнего Египта» обучающимся может быть предложена работа с схемой:

Фараон

вельможи

писцы -          сборщики налогов

земледельцы и ремесленники – плательщики налогов

             Что такое налоги?

Выполняется действие – подведение под понятие.

    Таким образом, формирование и развитие  познавательных и регулятивных УУД делают детей активными участниками учебного процесса, заинтересованных в полноценных образовательных результатах. ( глубокое, личностно окрашенное овладение УУД возможно лишь  на основе вовлечения школьника в учебный процесс в роли не пассивного исполнителя, но активного его участника. Уметь учиться - значит уметь учить самого себя, не только быть учеником, но и стать своим собственным учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....

Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках математики в основной школе

Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках математики в основной школе (выступление на школьном семинаре)...

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.

«Все наши замыслы,все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».В.А. Сухомлинский...

Коммуникативные, познавательные и регулятивные умения и навыки на уроках истории

Данный материал поможет учителю-предметнику в планировании работы  на уроках истории в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся....

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...