«СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ОБЫЧАИ И НРАВЫ»
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Куриленко Евгения Викторовна

Цель: Изучение сословного быта, обычаев и нравов

Задачи: Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.

Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.

Воспитательная: эстетическое  воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения  к традиционным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_temett.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №54»

Открытый урок по теме:

«СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ОБЫЧАИ И НРАВЫ».

Разработала и провела:

Учитель истории и обществознания

Куриленко Евгения Викторовна

Прокопьевск, 2013

Открытый урок по теме:

«СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ОБЫЧАИ И НРАВЫ».

Цель: Изучение сословного быта, обычаев и нравов

Задачи: Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.

Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.

Воспитательная: эстетическое  воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения  к традиционным ценностям.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь.

Ход урока.

Организационный момент (1 мин.)

1. Проверка домашнего задания. (7 мин.)

тестовые задания:

1 вариант

  1. Укажите годы правления царя Михаила Федоровича Романова

а. 1533-1584 гг.

б. 1598-1605 гг.

в. 1613-1645 гг.

г. 1645-1676 гг.

  1. Территория Российского государства в 17 веке делилась на

а. губернии и округа

б. земщину и опричнину

в. уезды, станы и волости

г. наместничества и земства

  1. Прекращение созывов Земского собора во второй половине 17 века свидетельствовало об усилении роли:

а. Боярской думы

б. царя

в. приказов

г. местных выборных органов власти

  1. Свод законов Российского государства, принятый в 17 веке называется

а. «Русская правда»

б. «Жалованная грамота»

в. «Конституция»

г. «Соборное уложение»

  1. К привилегированному сословию в России 17 в. относились

а. посадские люди

б. священники

в. торговцы

г. крестьяне, жившие на царских землях

2 вариант

  1. Укажите годы правления царя Алексея Михайловича Романова

а. 1533-1584

б. 1598-1605

в. 1613-1645

г. 1645-1676

  1. Причина принятия Соборного уложения 1649 г.

а. стихийное бедствие

б. смена правящей династии

в. начало иностранной интервенции

г. огромное количество устаревших и противоречивых законодательных актов

  1. Усиление власти воевод на местах во второй половине 17 века свидетельствовало о (об)

а. усиление царской власти

б. ухудшение международной обстановки

в. прекращении действия Судебника

г. роста значения выборных местных органов власти

  1. Население страны, обязанное выполнять натуральные повинности и платить налоги государству в 16-17 вв., получило название

а. служилые люди

б. сыны боярские

в. казачество

г. тяглые люди

  1. К непривилегированному сословию в России 17в. относились

а. жители «черных слобод»

б. священники

в. дворяне

г. бояре

2. Изучение нового материала.

План урока.

1. Царский двор. (3 мин.)

2. Боярский и дворянский быт. (3 мин)

3. Жизнь посадского населения. (3 мин)

4. Крестьянский быт. (3 мин)

Задание на урок.

Учащиеся в течение всего урока должны проследить, «Какие новшества появились в быту и обычаях 17 века?»

Изучение нового материала.

Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город, где живут люди разного звания и достатка. У каждого из них свой быт, обычаи и нравы.

Вопрос к ученикам: Как вы понимаете термин быт (варианты)

Быт – это повседневная жизнь. Это всё то, без чего немыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью наших предков,  приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным.

Но изучать быт 17 в. нельзя без знаний быта 16 века. Для того чтобы вспомнить 16 век нам поможет в этом докладчик с сообщением о «Быте и обычаях 16 века».

Доклад по теме «Быт, обычаи и нравы 16 века» (5 мин.)

Предварительно на доске докладчик делает сравнительную таблицу по 16 и 17 веку, но заполняет только 16 век. 17в. заполняется в ходе урока учащимися самостоятельно.

Линии сравнения

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Посадский люд

Крестьяне

17в.

16в.

17в.

16в.

17в.

16в.

17в.

16в.

Одежда

Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

Традиционнаяиз восточных и европейских тканей. Много одежды

Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды

Домотканая из шкур домашних и диких животных

Еда

Несколько тысяч человек, более 500 блюд.

Традиционная, восточные продукты, колбаса

Традиционная

Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты

Жилище

Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна.

Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи.

Несколько различных строений

Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные

Убранство дома

Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры.

Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты

Традиционная мебель, украшенные иконы

Простая мебель

Развлечения

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Пиры, охота, кулачные бои

Посуда

Золотая и серебряная, стеклянная

Золотая и серебряная, стеклянная

Деревянная и глиняная

Деревянная и глиняная

Весьма подробно описывают Москву иностранцы, посещавшие эту страну в XVI и XVII веках. Страна эта кажется им кошмарной и дикой: «Это — страна пьянства, обжорства, невежества, сна, религиозного фанатизма».

Нам, современным русским людям, трудно представить себе Москву XVI и XVII вв.

Для того чтобы нам узнать какие изменения произошли в 17 веке и произошли ли они вообще учащимся предлагается документ.

Работа с документом (5 мин.)

На экран выводится документ. Учащиеся должны выделить и выписать в тетрадь какие традиции были присущи 17 веку, а также те традиции которые сохранились в нашей жизни из той эпохи?

Документ

«Из записок иностранца А.Олеария о русских людях»

«…У москвичей, как правило, имелось мало запасов и утвари. У большинства не более трех или четырех глиняных горшков и столько же глиняных и деревянных блюд. Мало у них оловянной и еще меньше серебряной посуды – разве чарки для водки и меду. Поэтому-то  ни в одном доме, ни у богатых, и у бедных людей, не заметно украшения в виде расставленной посуды, но везде лишь голые стены, которые у знатных  завешаны циновками и заставлены иконами. У очень немногих из них имеются перины; лежат они, поэтому на мягких подстилках, на соломе, на циновках или на собственной одежде. Спят они на лавках, а зимою на печи, которая сверху плоска. Тут лежат рядом мужчины, женщины, дети, слуги и служанки. Под печами и лавками мы у некоторых встречали кур и свиней.

…Бояре и посадские люди одевались неодинаково. И разница была не только в покрое платья, сколько в количестве одежды и в той материи, из которой ее шили.

Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата, парчи. Ткани эти проделывали долгий путь, пока не попадали в русские города из далеких стран Востока и Запада – Средней Азии, Индии, Персии, Китая, Италии, Фландрии, Англии – и были очень дороги.

Посадские люди могли купить себе только сравнительно дешевые привозные ткани – кумач, бязь, миткаль, да и то в небольшом количестве. Они одевались в основном в материи, вытканные городскими ремесленниками или подмосковными крестьянами, а то и у себя дома – льняное полотно, холст и грубошерстные сукна – сермягу, армячину. Кроме домотканой одежды, носили и платье из различных окрашенных и узорчатых тканей…»

Вопросы к документу: Какие традиции были присущи 17 веку? Какие традиции сохранились в нашей жизни из той давней эпохи?

  1. Царский дворец.

В XVII веке царский дворец претерпевает большие изменения. Он становится многолюдным: одни одевали царя, другие отвечали за сохранность его вещей, третьи одевали после сна. Одна охрана составляла 2 тыс. стрельцов.

Дворцы, в которых жили Романовы, отличались большим великолепием. Кроме царской резиденции в Кремле, появляются постоянные летние резиденции.

Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрывались войлоком или коврами. Для отделки помещений использовались атлас и кожа.

Внутреннее убранство царских палат также поражает великолепием. Стены отделывались разноцветным сукном, атласом и кожей. В окнах вставлено стекло. Это  большая редкость.  

В первой половине XVII века главным украшением дворца были выложенные разноцветными изразцами печи, во II половине XVII века появились картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.

Как и прежде царские дворцы состояли из трёх частей: жилых комнат царя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.

Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал разнообразием и изобилием. У Алексея Михайловича было до 500 различных блюд.

Главным развлечением царя и его двора была ловчая или соколиная охота. Выезд царя на охоту был обставлен особой церемонией, в которой участвовало до 3 тыс. человек.

  1. Боярский и дворянский быт.

Боярские и дворянские дворы представляли собой подобие царского только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных зданий – избы, подклети, сени, чердаки, крылечки, соединяющиеся между собой.

В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее – рыбьи пузыри. Окна украшены наличниками. Особенностью домов бояр было то, что они раскрашивали их в разные цвета.

Более разнообразным стало внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре находилась печь. В комнате находились столы, лавки, украшенные росписями и резьбой. На полу лежали ковры. В доме можно было увидеть зеркала, часы, библиотеки.

Посуда была преимущественно золотой и серебряной, но в XVII веке появляется и стеклянная посуда, привозимая из-за границы. В моду входит и венецианское стекло, обтянутые парчой кресла.

Одежда оставалась традиционной, но заметно расширился выбор тканей: наряду с парчой и тафтой добавились ткани, привозимые из-за границы шерстяные и суконные ткани. слайд

Претерпевает изменения и пища. В неё включаются новые продукты: восточные пряности и приправы, лимон, изюм, миндаль, сахар, колбаса.

  1. Посадское население.

Конечно же, знать (бояре, дворяне, богатые купцы) старались  подражать царскому  быту.  Перед вами дом  купца. Эта постройка XVII в.

Оцените достаток купца по горнице (мебель говорит о достатке)

Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки - горницы, сени, клети, баня, конюшня, сараи. Скромной была и домашняя утварь. В домах было много икон, которые находились в красном углу.

Если в жизни горожан можно наблюдать изменения, особенно к концу столетия, то крестьянская жизнь текла медленно, никаких  значительных перемен  не происходило. (cлайд)

  1. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.

Крестьянский двор – это крытая дранкой или соломой изба, топившаяся по – чёрному, хлев для скота, сарай. Окна затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста. (cлайд)

 Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу  обязательно икона, сюда усаживали   гостя. Главная часть крестьянской избы это русская печь – зимой здесь спала вся семья, т.к  это было самое тёплое место. Посуда деревянная и глиняная. Для освещения жилища использовали светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.

Зимой крестьяне переводили скот в избу. Печи с дымоходом отсутствовали, поэтому они топились по-чёрному.

Работа с учебником: (5мин)

Прочитайте материал на стр. 89-90 и ответьте на вопрос: «Чем питались крестьяне?»

Ответ: Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Много употреблялось в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовали в пищу грибы и лесные орехи.

Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных.

Одежда (3 мин.)

Об одежде XVII в. нельзя говорить отдельно, не затрагивая предыдущих эпох. Покрой менялся гораздо медленнее, чем в наше время, когда платья, носившиеся двадцать лет тому назад, уже кажутся совершенно невозможными.

В XVI и XVII вв. покрой платья был почти один и тот же, и в XVII в. только некоторые детали прибавились к костюму прежнего века, например, горлатная шапка, у которой высокий, ушитый каменьями или вышитый золотом, стоячий воротник — козырь и т. д., но основы были те же; это были те же кафтаны, те же охабни, те же шубы. Костюм — как и орнамент, как архитектура и как язык — изменялся незаметно для лиц, носивших его, и изменялся он не по приказам делателей мод, а под влиянием самой жизни всего народа.

Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата и парчи.

Посадские люди могли купить только дешёвые привозные ткани – кумач, бязь. Они одевались, в основном, в материи, вытканные городскими ремесленниками, а то и как крестьяне в одежду из льняного полотна,  домотканого холста, из грубошёрстного сукна – сермяги, армячины. (слайд)

Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.

Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом – запястьем.

Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.

Летник – вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.

Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.

Кафтан – ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати, и она подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».

Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.

3. Закрепление изученного материала (5мин.)

После выполненного задания проходит обсуждение поставленного вопроса в начале урока: «Какие новшества появились в быту и обычаях 17 века?»

Т.о. сегодня на уроке вы узнали, что из себя представлял царский двор в 17 веке, какие перемены произошли при дворе в 17 веке, что из себя представлял боярский, дворянский, крестьянский быт, жизнь посадских людей, чем быт посадских людей отличался от крестьянского. Вы узнали, что на быт и нравы населения России в 17 веке имели влияние и Запад и Восток. И для того чтобы нам закрепить материал давайте выполним задание №3 на стр.34 из рабочей тетради.

Учащиеся выполняют из рабочей тетради задание №3 на стр.34 и параллельно происходит обсуждение.

Домашнее задание: (2 мин.)

Параграф 11, рабочая тетрадь с.32-34, таблица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сословный быт. Обычаи и нравы

Урок на тему "Сословный быт. Обычаи и нравы" раскрывает обычаи и нравы XVII века....

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Римские религия,обычаи и нравы"

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе.Используются разные виды деятельности учащихся на уроке.Урок полезен начинающим педагогам...

Урок литературы в 7 классе Н.В.Гоголь "Запорожская Сечь, ее обычаи и нравы..."

Урок интересен тем учителям, кто прошел уровневые курсы. Краткосрочное планирование разработано с использованием семи модулей с применением групповой формы работы....

Сословный быт. Обычаи и нравы в XVII веке.

Сословный быт. Обычаи и нравы....

Сословный быт. Обычаи и нравы.

Цели: -  Познакомить учащихся с сословным бытом Руси 17 века, обычаями и нравами.- Показать, что несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и...

План открытого урока в 5 классе на тему "Религия, обычаи и нравы Рима".

План открытого урока в 5 классе на тему "Религия, обычаи и нравы Рима"....

технологическая карта урока по истории 7 класс "Сословный быт.Обычаи и нравы".

технологическая карта урока "Сословный быт. Обычаи и нравы"...