Конспект урока в 5 классе на тему "Первобытные земледельцы и скотоводы"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Яковенко Людмила Александровна

Разработка урока рассчитана на 2 учебных часа, которая включает различные методы оргизации урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_yakovenko.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории Яковенко Людмила Александровна

МАОУ СОШ №15 Краснодарский край г.-к. Анапа

Тема урока: «Первобытные земледельцы и скотоводы» в 5 классе

Этапы работы Содержание этапа

(заполняется аттестуемым)

1

1. Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть дос-

тигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);





















• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;









• описание методов организации работы уча-

щихся на начальном этапе урока, настроя уче-

ников на учебную деятельность, предмет и те-

му урока (с учетом реальных особенностей

класса.


Цель: Развивающий аспект –содействовать развитию логического мышления при определении  методов овладения новых знаний, проверке полученных знаний по теме, грамотного оформления заданий (рисунки,); развитие способности к догадке, развитие произвольного внимания, памяти, развитие способности выполнять такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, конкретизация, систематизация; содействовать умению работать самостоятельно.

Воспитательный аспект –требовать ясности и точности мысли. Вырабатывать уважительное отношение к учителю и соученику.

Учебный аспект -организовать деятельность учащихся по формированию алгоритма работы с текстом учебника, рабочей тетрадью,  картой, иллюстрациями учебника и умения составлять собственный рассказ  по теме; Сформировать практические навыки применения полученных знаний.

Ход урока:

I Организационный момент: (3 мин.)

Цель: определить готовность класса к уроку, самоорганизация учителя.

Задача: 1. Настроить класс на работу с помощью подбора форм, методов, средств максимальной активизации учащихся и настроя на предстоящий урок.

2. Организация учителя на работу, подбор средств самообладания и выдержки.

Методы:

  1. Сформировать возможность услышать слова учителя.
  2. Сформулировать тему, цель и задачи урока, а также межпредметную связь

2

Опрос учащихся по заданному на дом мате-

риалу, включающий:

• определение целей, которые аттестуемый

ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;










• описание методов, способствующих реше-

нию поставленных целей и задач;
























• описание критериев достижения целей и за-

дач данного этапа урока;











• определение возможных действий учителя, если ему или учащимся не уда-

ется достичь поставленных целей;






• описание методов организации совместной

деятельности учащихся с учетом особенностей

класса, с которым работает аттестуемый;

• описание методов мотивирования (стимули-

рования) учебной активности учащихся в ходе опроса;



• описание методов и критериев оценивания

ответов учащихся в ходе опроса.

II.  Проверка материала предыдущего урока. – (7 мин.)

Цель: проверить знания учащихся по теме «Первобытные собиратели и охотники»; проверить знания основных терминов, дат, занятий и изобретений древних людей, этапы становления современного человека и формы их объединения; появление  искусства и первых религиозных верований; и умение их применять.


Задача:

  1. Подобрать соответствующие формы и методы проверки знаний учащихся по теме «Первобытные собиратели и охотники;
  2. Проверить пробелы в знаниях с помощью фронтального опроса на знание дат, терминов и основных вопросов темы ( более 2-х млн лет назад, появились древнейшие люди, более полумиллиона лет назад появились древнейшие люди на юге России - Кубань; 40 тыс. лет назад появился человек разумный; каменные орудия труда; собирательство и охота, родовая община, колдовской обряд, оборотни, душа, жизнь после смерти
  3. Проверить умения работы с картой (Восточная Африка, Австралия, Россия, Кубань), составления логического рассказа с помощью рисунков и схем .
  4. Обеспечить


Методы:
1. Фронтальный опрос (участвуют все учащиеся, которые сидят на своих рабочих местах ).

- Чем древнейшие люди отличались от  людей нашего времени?;

- Где появились древнейшие люди? (карта);

- В чем было главное отличие древнейших людей от животных? ;

- Чем занимались древнейшие люди?;

- Назовите первые орудия труда первобытного человека;

- Что такое родовая община и каковы ее основные признаки                                    - Что появилось раньше – умение добывать огонь или умение применять его?

2.Индивидуальный опрос. Расскажите об одном дне древнейшего человека.

- С какими верованиями связаны сказки с превращениями людей в животных и другие предметы? Рассказы с помощью рисунков и схем

Критерии оценивания достижения поставленных целей:

  1. Оценка знаний по теме;; знание исторического материала: где, когда появились первые люди, их занятия и верования.
  2. Оценка правильности и полноты рассказа о жизни первобытного человека.
  3. Оценка правильности употребления новых понятий и терминов в ответах учащихся.              Учащиеся сами оценивают знания соучеников.


Если учащийся допускает ошибку в знаниях исторического материала необходимо обратить внимание на нееа и попытаться проанализировать была ли допущена в следствии незнания фактов или  неумения логически                       Метод организации совместной работы заключается в совместной проверке, поиска ошибки в решении соученика или совместном заключении о правильности решения.

Учащийся, который найдет ошибку в рассказе или сделает заключение о правильности рассказа соученика получает вместе с учащимся, который делал основное сообщение  по теме или вопросу,   оценку.


Учащиеся сами делают заключение о правильности выполнения задания и ставят друг другу оценки, мотивируя при этом свое решение о выставлении той или иной оценке.

3

Изучение нового учебного материала. Дан-

ный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед

учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);




• определение целей и задач, которые ставит

перед собой учитель на данном этапе урока;












• изложение основных положений нового

учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

• описание форм и методов изложения (пред-

ставления) нового учебного материала;




















• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает учитель;















• описание критериев определения уровня

внимания и интереса учащихся к излагаемому

учителем учебному материалу;







• описание методов мотивирования (стимули-

рования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

III. Изучение нового материала: - (15 мин.)

Цели:

  1. Научить учащихся слушать объяснение учителя активно т.е. работать вместе, используя учебник, доску, карту, тетрадь, словарь исторических терминов
  2. Научить логически применять ранее полученные знания в изучении новой темы «Первобытные земледельцы и скотоводы»                              Задачи:
  1. Показать алгоритм исторического перехода от собирательства к земледелию; от охоты – к скотоводству;  ния.
  2. Показать взаимосвязь тем «Первобытные собиратели и охотники», «Первобытные земледельцы и скотоводы», изобретения гончарного круга и ткацкого станка , появление веры в духов, идолов и жертвоприношения привели к разделению труда и человеческого общества в целом
  3. Научить  составлять минирассказы по иллюстрациям учебника

Изложение основных положений нового учебного материала:

  1. Учащийся должен четко понимать пути преобразования жизни человеческого общества происходит за счет изобретения новых орудий труда – мотыга, серп, зернотерка, гончарного круга, ткацкого станка,  добывание огня, каменный топор привели к разделению труда: Как итог данного пункта для задействовання зрительной, слуховой, ассотативной видов памяти, я применяю графический рисунок: собирательство    земледелие

охота                      скотоводство

        рисунки орудий труда. …    2.Предлагаю учащимся самим дополнить графическими значками рыболовство, гончарный круг, ткацкий станок, огонь, добывание огня, гарпун, лодка, мотыга, плуг, идолы, появление медных (Cu) орудий труда


3. Поскольку пятиклассники еще недостаточно знают учебник, я применяю такой метод, как чтение учебника, но не весь пункт или параграф, а предлагаю отыскать и прочитать в параграфе, где описываются орудия труда, использование этих орудий труда  в процессе трудовой деятельности людей, умения людей объединять прирученных животных с новыми орудиями труда, после этой работы я предлагаю учащимся сделать выводы (какие последствия имели данные изменения в жизни людей; как изменился характер труда людей – присваивающий и   производящий)


        4. Все новые понятия учащиеся проговариваются на уроке и обязательно записываются в исторический словарик.

Выводом по этому пункту урока может служить схема: разделение труда: земледелие, скотоводство, ремесло. Эти понятия также заносятся в исторический словарик

         5. Следующим пунктом плана урока идет объяснение учителя  и постановка задачи «Как изменилось общественное устройство жизни древнейших людей» чтение учебника пункт  «Выделение знати». Вначале выясняем что такое «род», «племя», соседская община,» самостоятельное хозяйство». При объяснении нового материала можно сделать схему: род – все родственники; соседская община – соплеменники; управление – вождь – цари (качества вождя; передача власти по наследству); ведение войн и походов на чужую территорию, военная добыча, ее распределение; рабы; появление неравенства, появление городов и государств..


Формы и методы организации индивидуальной работы учащихся:

Учащимся после объяснения нового материала раздаются карточки с заданием, имеющими рисунки, схемы, написанные термины и понятия, где анализировать, дифференцировать предметы, понятия и термины, вставить пропуски в схемы или  термины).

Учащиеся получают разноуровневые карточки :


Критерий определения уровня внимания и интереса учащихся:

Если после изложения нового материала учащиеся не задают вопросов или при решении самостоятельно задания по образцу у них не возникает потребности в инструкции учителя, следовательно, учащийся пассивен, так как обязательно найдется в классе ученик, которому потребуется инструкция учителя (2 ученика 7-го вида).

Методы мотивирования и стимулирования учащихся:

За счет того, что учащиеся имеют разноуровневые карточки, они могут почти одновременно справиться с полученным заданием. Поэтому первые 5 учеников, справившихся с заданием получают оценки в конце урока. А остальные сдают карточки после выполнения задания.

4

Закрепление учебного материала, предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед

учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);


 

• определение целей и задач, которые ставит

перед собой учитель на данном этапе урока;




• описание форм и методов достижения по-

ставленных целей в ходе закрепления нового

учебного материала с учетом индивидуальных

особенностей учащихся, с которыми работает

аттестуемый.







• описание критериев, позволяющих опреде-

лить степень усвоения учащимися нового

учебного материала;





• описание возможных путей и методов реаги-

рования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

IV. Закрепление учебного материала. – (4 мин.)

Цели:

  1. Закрепить знания полученные во время урока.
  2. Научить применять полученные знания на практике
  3. Выработать навыки работы на уроках истории.

Задачи:

  1. Сформировать умения работы с учебником.
  2. Научиться применять полученные знания в составлении исторического рассказа.
  3. Подвести рефлексию и итоги урока.

Формы и методы достижения поставленных целей:

  1. Какие изменения произошли в жизни  древнейших  людей?
  2. У кого готов рассказ по иллюстрации на с.22  и с.26
  3. Какие новые понятия и термины вы узнали на уроках?
  4. Совместное проговаривание всех новых понятий и терминов, которые были внесены в исторические словарики
  5. Проговаривание результатов урока.

Критерии определения степени усвоения учащимися нового материала:

Показателем усвоения является решение, которые выполнили учащиеся в карточках, действуя по образцу. А также наличие вопросов у учащихся к концу урока.

Пути реагирования на ситуацию:

Если у учащихся в ходе изучения данной темы возникли вопросы, они действуют по алгоритму (инструкции учителя)

5

Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы

для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь

учитель, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся крите-

риев успешного выполнения домашнего зада-

ния.

Цель: закрепить полученные знания в ходе решения домашнего задания




Цель: проверить степень усвоения нового материала


Необходимо читать и отвечать на вопросы учебника §§ 4,5, составить рассказы по рисункам и иллюстрациям учебника, выучить новые термины и понятия, опираясь на образцы в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока по истории "Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта"

1. Цели урока: - деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельнос...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...