Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности
учебно-методический материал по истории (5 класс) по теме

Ящук Людмила Петровна

Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности по истории и обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.

Одной из важнейших задач учебной деятельности я считаю развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний. Решению этой задачи, всемерной активизации самостоятельного, творческого мышления учащихся служит применение, как в учебной, так и во внеклассной работе игр и игровых моментов. Опыт их применения не раз уже показал их эффективность.

Творческое применение игр и игровых моментов способствует углублению знаний учащихся, расширению их кругозора, развитию общей культуры, разносторонних интересов и способностей.

Игра была и остается одним из главных средств и условий развития интеллекта ребенка. Но в ней не должно быть серости и однообразия. Ее задача – пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызвать положительные эмоции.

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями.

Значение имеет и тот факт, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся «леностью ума» незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов. Положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Игры помогают не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. Такая игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие воспитания и обучения, требует значительного умственного напряжения от ее участников, в тоже время, приносит им больше удовлетворения.

В играх и игровых моментах могут быть различные участники: учитель и детский коллектив, только дети или вообще один ребенок.

При разработке игры необходимо определить цель, разработать план и общие для всех участников правила.

Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности:

  1. «Выборы Президента» - внеклассное мероприятие по правовому воспитанию школьников 9-11 классов.
  2. «Древний Египет» - повторительно-обобщающий урок в 5 классе.
  3. «Брейн-ринг по истории Отечества» - внеклассное мероприятие по истории в 6 классе.

Выборы Президента школы.

Деловая игра – один из вариантов массового общешкольного мероприятия, способствующего углублению правовых знаний, а так же формированию гражданской позиции и гражданской активности.

Цели деловой игры:

  1. Создание стимулов для углубления правовых знаний;
  2. Создание условий для развития критического мышления;
  3. Создание условий для развития таких умений, как участие в полемике, умение корректно отстаивать свою позицию, терпимо относиться к чужой точке зрения, готовность и умению сотрудничать.

Задачи деловой игры:

  1. Правовое обеспечение избирательного процесса в школе;
  2. Роль выборов в общественной жизни;
  3. Правовые знания школьников;
  4. Роль школьных выборов по формированию правовой культуры и начал самоуправления.

Подготовительный этап:

  1. Выборы кандидата в Президенты, создание групп поддержки (включая доверенных лиц, имиджмейкеров, группы-агитаторы и т.д.);
  2. Печатание списков, бюллетеней;
  3. Разработка программ кандидатов, способов и методов агитации, листовок, плакатов;
  4. В помещении, где проходят выборы, развешиваются плакаты с афоризмами по теме:

«Голосование не определяет ход событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий» Дж. Уилл.

«Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» Л. Питер.

«Избирательный бюллетень – сильнее пули» А. Линкольн.

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» Дж. Нейтон.

Ход игры:

Ведущий: Сегодня – выборы Президента школы. За ходом выборов следят наблюдатели (представляет их).

Поскольку это игра, то здесь мы (за неимением времени) нарушим некоторые положения Федерального Закона о выборах:

- Агитация за кандидатов проводится непосредственно перед выборами. А как по закону?

Ответ: Агитация, согласно Закону, прекращается за день до выборов, чтобы дать возможность избирателю на размышление;

- Удостоверением личности у нас является дневник (По закону – паспорт гражданина РФ).

Прежде чем мы начнем выборы, я расскажу вам притчу:

«Ворона сидит на ветке дуба с куском сыра, который у нее много раз отнимала хитрая лиса. Только ворона хотела приступить к завтраку, как лиса опять прибежала, учуяв сырный запах. Ворона решила, что на этот раз ни за что не допустит предыдущих ошибок. А лиса меж тем, начала издалека. Она подбежала к дубу и спросила ворону: «Дорогая ворона, ответь мне, пожалуйста, ты на последних выборах в лесу голосовала за медведя?». Не стала отвечать ворона на этот вопрос, а хитрая лиса, обежала вокруг широкого дуба и продолжила: «Ворона, я же тебя спрашиваю по-дружески, у нас в лесу есть у каждого свобода мнения, так что можешь ничего не бояться. Так за медведя ты голосовала или нет?». Опять не дождалась ответа лиса. Еще раз она сделала круг вокруг дуба и, понизив свой голос до шепота, сказала: «Если уж говорить честно, то мне поручено всех зверей распределить на специальном листе по спискам – кто за кого голосовал. Смотри, вдруг я тебя не в ту колонку помещу. Так все таки за медведя ты голосовала или нет?».

Не выдержала ворона и громко каркнула: «Да!». Сыр, естественно, при этом упал и достался хитрой лисе. А грустная ворона продолжала сидеть на ветке дуба и задавала себе вопрос: «А изменилось бы что-нибудь, если бы я каркнула: «Нет!»?»

Ведущий: Какие настроения избирателей отражает эта история? «Люди не верят, что их участие в выборах, что-то изменит».

Есть ли в действиях лисы признаки нарушения Закона о выборах? (Да, голосование тайное)

Прежде чем мы начнем представление кандидатов, я хочу познакомить вас с избирательной комиссией…

Чтобы узнать, насколько компетентна избирательная комиссия, я предлагаю рассмотреть типичные ситуации, встречающиеся в жизни:

  1. Молодой человек пришел на избирательный участок, вместо паспорта предъявил военный билет. Выдаст ли ему избирательный бюллетень избирательная комиссия? (Да, т.к. этот документ также является удостоверением личности согласно Федеральному Закону о выборах);
  2. Девушка предъявила избиркому водительские права в качестве документа, удостоверяющего личность. Правильно ли поступила комиссия, отказав ей в выдаче избирательного бюллетеня? (Правильно, т.к. водительские права не входят в перечень документов, дающих право на участие в выборах);
  3. Молодой человек предъявил избиркому свой паспорт и паспорта своих близких. Он объяснил, что родственники не могут прийти на выборы, т.к. они застряли в пробке, поэтому, позвонив домой, попросили сына проголосовать от их имени. Ваши действия? (Отказать т.к. только личное голосование);
  4. Старенькая бабушка обнаружила, что оставила дома очки, без которых совсем ничего не видит. Она просит членов избиркома расписаться в списке избирателей и проголосовать за того кандидата, который ей нравится. Ваши действия? Ответ: Она вправе воспользоваться помощью других избирателей, но не членов комиссии, не наблюдателей; устно извещает об этом членов избиркома. Лицо, оказавшее помощь, расписывается в списке избирателей, ставит свои ФИО, номер, серию паспорта.

Теперь, когда мы убедились в высокой квалификации членов избиркома, глубоком знании ими Федерального Закона о выборах, мы внимательно следим за выступлениями кандидатов и их доверенных лиц. Сделайте свой выбор!

Выступления кандидатов (Вопросы по программам), их доверенных лиц, групп поддержки.

Ведущий: Спасибо всем. Предоставляем слово Председателю избиркома, который напомнит вам, как проходит процедура голосования.

Председатель избиркома: Каждый из присутствующих здесь избирателей, подходит к своему избирательному участку, предъявляет документ, удостоверяющий личность, расписывается в списке, получает бюллетень и, поставив «галочку» или «крестик» напротив ФИО своего кандидата, бросает бюллетень в избирательную урну. Голосование – тайное. Запомнить бюллетень можно в избирательной кабинке.

Перед началом голосования, мы проверим урну – она пустая – и опечатаем ее.

Идет процедура голосования.

Ведущий: Пока избирательная комиссия подсчитывает голоса и заполняет Протокол, избирателям предлагается игра «Угадай сказку»:

  1. В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины, при устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимо больших затратах на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации? (А. С. Пушкин – «Сказка о мертвой царевне…»);
  2. В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается благополучно. (Ш. Перро – «Красная шапочка»);
  3. В какой сказке лицо под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семерых несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. («Волк и семеро козлят»);
  4. В какой сказке речь идет о некоем спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Но финал трагичен – проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила техники безопасности, он погибает. («Колобок»);
  5. В какой сказке невеста была украдена накануне свадьбы у одного жениха, убежала от другого и вышла замуж за третьего? (Г.Х. Андерсен – «Дюймовочка»);
  6. Разыскивается сказочный герой. Ушел из дома среди бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, четвертая встреча оказалась, по-видимому, роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек. («Колобок»);
  7. В какой сказке один долго-долго-долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с нею в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену. («Царевна-лягушка»);
  8. В какой сказке женщина крайне неопределенного возраста замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Е. Мартыновым? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками. («Гуси-лебеди»);
  9. Героиня, какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости да так и не захотела уйти оттуда – очень ей понравилось архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированны как незаконный захват жилища. («Заячья избушка»);
  10. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной любви к стяжательству? (А.С. Пушкин – «Сказка о золотой рыбке»).

Подводятся итоги, поздравляется победитель, высказываются наблюдатели.

Использованная литература:

  1. Федеральный Закон о выборах.
  2. Организация внеурочной работы по праву. – М., 2002.
  3. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт. Выпуск 2. – М., 2002.
  4. Кравченко А.Н., Певцова Е.А. Учебник «Обществознание». 9 класс. – М., 2001.

«Древний Египет»

5 класс

Повторительно-обобщающий урок.

Цель: Проверка и закрепление навыков, умений и понятий, полученных в ходе изучения данной темы.

Форма урока: КВН.

Подготовка к уроку: учащиеся делятся на четыре команды, по желанию или по жребию. Каждая команда садится за отдельный стол.

Оборудование к уроку: карточки с кроссвордом, карточки с заданиями «Живые Картины», таблица на доске:

задание

I команда

II команда

III команда

IV команда

1. словарная разминка

2. загадки

3. конкурс знатоков карты

4. задача

5. кроссворд

6. «живые картины»

7. итоги

Ход урока:

1 задание – «Словарная разминка» - работа с понятиями: понятие – ответ – понятие.

Например:1 команда – 2 «Что такое оазис»?

2 команда дает определение и в свою очередь задает вопрос третьей команде и т. д.

Оценивается правильный полный ответ и знание как можно большего количества понятий. Если команда не может дать ответ, она пропускает свой ход. За каждый ответ-вопрос – 1балл.

2 задание – «Загадки». На обдумывание ответа командам дается время (1,5-2 минуты):

1 команда: Эти египетские стражи охраняют покой реки Невы в городе Санкт-Петербурге. (Сфинксы).

2 команда: Этот «Журавль», черпающий воду, известен египтянам с давних лет.(Шадуф).

3 команда: Его всегда определяют по метке на спине. (Раб).

4 команда: Знак высочайшего расположения фараона. (Носитель царских сандалий).

Правильный ответ – 5 баллов.

3 задание Конкурс знатоков карты.

К доске выходят по одному человеку от каждой команды. Задание – схематически изобразить карту Египта. Чем больше деталей, тем выше оценка – до 5 баллов.

В это же время остальные члены команды выполняют 4 задание

Задача:

 Например: «Сколько лет прошло от 210 года до н.э. до 25 года н.э.».

Чем быстрее команда решает задачу, тем выше балл – до 5 баллов.

5 задание – Кроссворд.

По горизонтали:

  1. Разговор с богом (молитва)
  2. Островок зелени в пустыне (оазис)
  3. Металл, из которого делали наконечники копий (бронза)
  4. Столица Древнего Египта (Мемфис)
  5. Знаменитая красавица, царица Египта (Нефертити)

По вертикали:

  1. Египетский фараон (Тутанхамон)
  2. Бог пустыни (Сет).

На задание дается 3-4 минуты, за полностью выполненный кроссворд – 5 баллов.

6 задание «Живые картины» истории Египта.

Каждая команда получает карточку с заданием. Через 203 минуты команды должны показать сценку из истории Древнего Египта, так чтобы остальные зрители могли понять происходящее.

Темы:

 «Прием у фараона»

«Урок в древнеегипетской школе»

«Суд Осириса»

«Рисует египетский художник».

Каждая команда получает 5 баллов.

Подведение итогов. В таблице подсчитывается общее количество баллов, набранных каждой командой. В это время члены команд выставляют оценку каждому участнику, в зависимости от вклада в общую работу.

Как правило, все ребята активно включаются в работу, «болеют» за свою команду, равнодушных нет, а это главное.

Домашнее задание: Составить кроссворд по теме «Древний Египет». Минимальное количество слов – 5.


Брейн-ринг по истории Отечества

6 класс

Правила игры:

  1. От каждого класса – команда из 5 человек.
  2. Блицтурнир, определяющий, какие команды первыми вступят в игру.
  3. Начинают играть две команды, набравшие наибольшее количество баллов по итогам блицтурнира.
  4. Команда, не ответившая на вопрос, уступает место третьей команде и т.д. Игра идет по кругу. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество голосов.

Вопросы блицтурнира:

  1. «Погодите, я напишу два слова на… - сказала старая лапландка, - а то бумаги у меня нет». На чем она написала? (На треске).
  2. Всего несколько столетий назад книги писали на …(пергаменте).
  3. На чем писали в древнем Новгороде? ( На бересте).
  4. В других странах называли его «Свирепый», в России этого царя называли … (Грозный).

Вопросы к брейн - рингу:

  1. Это может быть в рыболовной сети, это нужно грибнику и ягоднику. Это используют грибник и охотник, это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода. Что скрывается за словом «это»? (береста)
  2. Какое отношение имеет свинья к войне? (боевое построение тевтонских рыцарей)
  3. В годину лихих испытаний новгородцы на своем вече принимают решение: «Настал час послать к Ярославу. Бить челом, звать в Великий Новгород». Что означает выражение «бить челом»? (низко кланяться).
  4. С именем какой птицы связана одна из героических страниц русского народа в далеком прошлом? Что это за событие? Когда произошло? (Кулик, Куликовская битва, 1380 год).
  5. О ком писал А.С.Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»? (о Петре I)
  6. На каком музыкальном инструменте играл былинный герой новгородец Садко? (на гуслях)
  7. А.С.Пушкин: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». О ком эти слова? В каком веке жил этот человек? (М.В.Ломоносов, XVIII век).
  8. Одно историческое лицо обращается к вам: «Да как я скажу: братья, ударим вместе! А сам лицо свое начну скрывать. Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть». Кто произнес перед вами речь? (Д.Донской).
  9. «Не было крепости крепче, не было отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят». На памятнике какому полководцу отлиты эти слова? (А.В.Суворову).
  10.  Среди русских крестьян часто можно было слышать такое выражение: «Полюби Андреевну, будешь с хлебом». Какую Андреевну нужно было любить, чтобы с хлебом жить? (Андреевной крестьяне часто называли соху).
  11. Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя. Что это? (Карта).
  12. Однажды археологи нашли сосуд с надписью «Сделано в 220 году до н.э.». Археологи сразу поняли, что это подделка. Почему?
  13. Самый древний и долговечный материал для письма (камень).
  14.  Он считается основателем Москвы. Он приглашает в Москву своего союзника: «Приди брате ко мне в Москов». Кто он? (Ю.Долгорукий).
  15. Красавица, на носу которой устанавливалось деревянное изображение покровителя, переплывала моря в поисках воинской славы о сбыта товаров. (Ладья).
  16. Город, «матерь городов русских». (Киев).
  17. Про кого говорили, что они имели «мужество львиное, терпенье собачье» (монголо-татары).
  18. Через что можно легко переступить дома, но трудно переплыть на кораблях? (порог).

В конце игры подводим итоги. Награждается команда-победительница, самый активный игрок каждой команды.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРАКТИКЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

При выборе форм проведения урока рекомендовано отдавать предпочтение тем технологиям, которые позволяют дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса, что позволяет помим...

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности".

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности". Главным вопросом данной статьи является вопрос о том, как р...

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности по математике

Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Наверное, дать почув...

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Статья "Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности" напечатана в сборнике по материалам региональной научно-практической конференции"Современные образовател...

«Роль игровых технологий на уроках и во внеурочное время »

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нов...

Презентация "Применение игровых технологий на уроке биологии и внеклассной деятельности в коррекционной школе".

В данной презентации отражаются основные виды игровых технологий для учащихся коррекционных школ....

Игровые технологии на уроке и во внеурочной деятельности

Статья, позволяющая ответить на вопросы о необходимости использования игровых технологий в обучении...