Классный час "Забвению не подлежит"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Павлухина Татьяна Михайловна

Материал для внеклассного мероприятия посвящен жизни и деятельности людей, которые по разным причинам остались жить в блокадном Ленинграде.  Классный час сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_klassnogo_chasa_-_kopiya.doc692.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность выбранной темы:  проведение данного занятия приурочено к 69- годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны.

 Основная идея занятия: занятие посвящено жизни и деятельности ленинградцев, которые, по разным причинам, не покинули Ленинград в период блокады. Учащиеся знакомятся с  материалами этих событий, представленных в форме стихотворений, видеофрагментов, фотографий, текстовых документов. Предполагается, что итогом классного часа станет ответ на вопрос: «Что нельзя предать забвению в истории блокадного Ленинграда?»

Цель: на основании актуализации уже имеющихся у учащихся знаний о блокаде, на основании изученных в ходе занятия  фрагментов  воспоминаний жителей блокадного Ленинграда, кадров кинохроники, фотографий создать условия для осмысления жизни и деятельности рядовых ленинградцев, которые жили в  Ленинграде в период блокады.

Задачи:

Образовательные:

  • повышение  познавательного интереса к рассматриваемым событиям;

Развивающие:

  •  формирование навыков самоконтроля при работе с информацией (отбор);
  • формирование  умения оформлять свои мысли в устной форме;
  • способствовать формированию умения анализировать, сравнивать  и делать выводы  на основе информации  по теме занятия;
  • способствовать  развитию коммуникативных умений, развитию памяти, воображения,  логического мышления;
  • создать условия  для самостоятельного раскрытия учащимися таких понятий, как «долг», «подвиг», «патриотизм» в условиях блокады Ленинграда
  • развитие эмоциональной сферы детей.

Воспитательные:

  •  способствовать формированию чувства сопричастности к истории блокадного Ленинграда;
  •  способствовать формированию чувства уважения  к памяти жителей  блокадного Ленинграда, которая является духовным наследием истории  нашего города;
  • создать условия  для осмысления учащимися таких понятий, как «долг», «память», «патриотизм».

Особенности реализации воспитательного мероприятия: данное внеклассное занятие проводится в форме круглого стола, что предполагает обсуждение, обмен мнениями на поставленные вопросы.  Поскольку данное занятие проводится с использованием  раздаточного материала и предполагает работу в парах, то оно рассчитано на классный коллектив из 20-25 учащихся. Такая форма организации  предоставляет возможность учителю задействовать в работе весь класс, позволить проявить все свои способности.  При отборе материала для классного часа, безусловно,  должны учитываться  возрастные особенности учащихся, а именно: степень психологического восприятия учащимися информации, её осмысление, возможность выражения  личностного отношения к событиям, о которых идет речь на занятии. Возрастная группа:  12-13 лет (6,7 классы). Желательно проводить занятие таким образом, чтобы участники сидели лицом друг к другу; этот момент особенно важен при обсуждении фрагментов воспоминаний, рефлексии. При работе учащихся  с фрагментами воспоминаний классный руководитель, безусловно, участвует в обсуждении, помогает учащимся корректно формулировать высказывания, комментирует их.  

    После ознакомления с текстом, классный руководитель предлагает учащимся обсудить прочитанный материал. Желательно, чтобы каждая группа (количество человек  определяет классный руководитель) высказала свое отношение к прочитанному. Задача классного руководителя в этой части занятия состоит не только в том, чтобы помочь учащимся вести дискуссию, но и подвести итог обсуждения представленных фрагментов о событиях блокадного Ленинграда. Перед началом обсуждения идет демонстрация фотоматериалов по тематике каждого фрагмента текста. ( Сл. № 3-11 посвящены работе Эрмитажа в годы блокады, Сл. № 12 фильм «Блокадный хлеб», Сл. № 13-15 – блокадный матч в блокадном Ленинграде). (См. Приложение № 2 – технические рекомендации при работе с презентацией).

Возможно приглашение на классный час современников событий истории блокадного Ленинграда.

Подготовка мероприятия состоит из следующих  этапов:

1. Подбор содержательного материала (фрагменты воспоминаний, кинохроники, фотографии, стихотворения) по теме занятия классным руководителем;

2. Распределение стихотворений среди учащихся класса (3 человека);

3. Подготовка печатного материала:  распечатку фрагментов  воспоминаний и опорные вопросы для работы с текстом – выполняют учащиеся в кабинете школьной медиатеки;

4. Подготовка презентации по теме занятия – классный руководитель.

5.Подбор  списка литературы, рекомендованной учащимся по теме блокады – учащиеся класса совместно с заведующей   школьной библиотекой.

Оборудование для проведения классного часа: так как  классный час сопровождается презентацией с демонстрацией кадров кинохроники, фотографий блокадного Ленинграда, необходимо следующее оборудование:

- компьютер со встроенными или подключенными устройствами для воспроизводства звука,

- проектор,

- экран,

- раздаточный материал (фрагменты текста воспоминаний, памятка для работы с текстом).

Основная часть:

Вступительное слово классного руководителя:

 Сегодня наш классный час связан с трагическими событиями в истории нашего города – блокадой Ленинграда. Я думаю, что каждый из вас имеет представление об этой трагической странице истории нашего города:

«…И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне»,[1] писал поэт Юрий Воронов, очевидец  тех девятисот  блокадных дней.

  Но каждый год, в день, когда  началась блокада и в день её окончания, мы горожане XXI века, вновь вспоминаем те тяжелые блокадные дни. К сожалению люди, пережившие блокаду, уходят из жизни.  Поэтому, тем ценнее  их воспоминания об этом периоде их жизни, и тем важнее нам память о подвиге  героических ленинградцев, выживших в эти тяжелые блокадные дни. Тема нашего занятия: «Забвению не подлежит» (Сл. № 1)  и прежде чем мы обратимся к событиям того периода, давайте определим значение слова «забвение». Ответы учащихся, выводы.

Актуализация знаний учащихся:

Вопросы: 1. Когда началась блокада Ленинграда? 2. Назовите дату прорыва блокадного кольца? 3. Дату полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады? 4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? 5. Как осуществлялось снабжение продовольствием нашего города? 6. Откуда можно узнать о  фактах, событиях блокады?

Постановка проблемного вопроса:

  На сегодняшнем занятии мы с вами вспомним об этой страшной и героической странице истории нашего города с помощью  фотографий того времени, фрагментов кинохроники, воспоминаний блокадников и  попробуем   ответить на следующие  вопросы: «Что же  нельзя предать забвению в истории блокадного Ленинграда?».

    Давайте обратимся к кадрам кинохроники того периода и посмотрим, каким увидел Ленинград оператор в первую блокадную зиму – самый страшный, голодный период блокады. Идут кадры кинохроники,  ученик одновременно читает стихотворение

Ю. Воронова –« Из писем на Большую землю»:

 Наш город в снег до пояса закопан.

И если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела смерть.

Вагоны у пустых вокзалов стынут,

И паровозы мёртвые молчат, -

Ведь семафоры рук своих не вскинут

На всех путях, ведущих в Ленинград.

Луна скользит по небу одиноко,

Как по щеке холодная слеза.

И тёмные дома стоят без стёкол,

Как люди, потерявшие глаза.

Но в то, что умер город наш, - не верьте!

Нас не согнут отчаянье и страх.

Мы знаем от людей, сражённых смертью,

Что означает: «Смертью смерть поправ».

Мы знаем: клятвы говорить непросто.

И если в Ленинград ворвётся враг,

Мы разорвём последнюю из простынь

Лишь на бинты, но не на белый флаг![2] 

 Вопрос к  учащимся: На что вы обратили внимание при просмотре этого фрагмента? После ответов  целесообразно подвести итог по сказанному учащимися.

Классный руководитель:  Из секретной директивы немецкого командования1-а 1601/41 «О будущности города Петербурга» от 22 сентября 1941 г.: «… после поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта …Если, в следствие создавшегося  в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты… С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города.»[3]

   А город, как мог, жил. Жил благодаря не только поддержке тех военных сил, которые пытались помочь Ленинграду снять блокаду (до 1943 г. было предпринято несколько попыток прорыва, но неудачных). Город жил благодаря тем людям, которые по разным причинам не уехали в эвакуацию, и продолжали жить.

Вопрос к учащимся: Чем занимались обычные граждане в осажденном немцами Ленинграде? Ответы учащихся.

  Кл. руководитель: Сегодня я предлагаю вам  побывать в роли исследователей и поработать с текстами. Далее учащиеся разбиваются на группы и самостоятельно работают с предложенными  материалами.  Каждая группа получает  один  материал для работы.

    Для того, чтобы ученикам было удобно работать, к текстам прилагается памятка со следующими  вопросами:

1. От чьего имени ведется рассказ о блокадных событиях?;

2. Чем занимались авторы  в период блокады?;

3. Какой эпизод из прочитанного Вам больше всего запомнился? Ответ поясните;

5. Что же  нельзя предать забвению из истории  блокадного Ленинграда? Ответ поясните.

6. Можно ли участников событий, о которых идет речь в тексте, назвать патриотами. Ответ поясните.

Вниманию учащихся предложены следующие фрагменты воспоминаний жителей блокадного  Ленинграда: 1) Воспоминания сотрудников Эрмитажа, 2)  рассказ А. Дикова (в годы блокады являлся главным механиком Второго Ленинградского хлебозавода), 3) материалы о первом футбольном матче блокадного Ленинграда (см. Приложение №1).

Подведение итогов:

   Классный руководитель: Давайте подведем итог нашего обсуждения и вспомним  тему нашего занятия и  вопрос, который прозвучал в начале классного часа (здесь целесообразно дать возможность  ученикам самостоятельно  проговорить тему занятия и вопрос): «Что же  нельзя предать забвению в истории блокадного Ленинграда?». На эти вопросы предлагается ответить всем участникам классного часа, включая классного руководителя, приглашенных гостей. Задача классного руководителя в этой части занятия состоит в том, чтобы помочь учащимся подвести итог обсуждения по теме классного часа.  Давайте послушаем, как на эти вопросы ответил уже известный нам поэт – юный блокадник  Юрий Воронов:

Забвенье или память? - спросишь ты.

И я тебе отвечу, жизнь, без спора:

Конечно, память! В ней мои мосты

В грядущий день. Она - моя опора.

Когда приходит памяти конец,

Ты - дом, где окна досками забиты.

Нет ничего опаснее сердец,

В которых пережитое убито.

Забыть, что было, - значит обокрасть

Самих себя своими же руками.

Становятся слепыми ум и страсть,

Когда у человека меркнет память.

И я в свои недожитые дни

Взываю то с надеждой, то с тревогой:

О жизнь, ты только память сохрани,

Пока живу я, памяти не трогай!

Её нести сквозь долгие года -

Нелёгкий труд. Но человек - не сито!

Тем, что ворчат: Она - твоя беда, -

Отвечу: В ней - мой свет, моя защита![4]

Одновременно с чтением стихотворения идет демонстрация презентации в автоматическом режиме. (Сл. № 16)

Рефлексия:

 На этом этапе занятия предлагается всем участникам занятия ответить на следующие вопросы:

- что нового вы узнали о жизни в блокадном Ленинграде;

- какой этап занятия оказался для вас наиболее интересным;

  Классный руководитель: я благодарю Вас за работу. Мне очень хочется надеяться, что это занятие действительно оказалось полезным для вас.  Если есть вопросы по теме занятия, готова на них ответить.

Список использованной литературы:

1. Адамович А. Гранин Д. Блокадная книга. Лениздат, 1984. -543 стр.;

2.Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах/ составитель Давид В.М. СПб.: Информационно - издательское агентство «ЛИК»,2006.-304 стр.;

3. Ничто не забыто:320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда. СПб.: ДЕТГИЗ-Лицей,

2005.-320 стр.

Интернет-ресурсы:

1. http://hermitagemuseum.org/html_Ru/05/hm5_3.html;

2.http://zenit.nevasport.ru/articles.php?id=8729); 

3.http://zenitspb.ucoz.ru/blog/o_pamjatnom_pervom_matche_v_blokadnom_leningrade/2012-05-06-55;

4. http://er3ed.qrz.ru/voronov.htm#zabwenye;

5. http://www.proshkolu.ru/user/Elena1020/file/913944/ (фрагмент видеофильма «Блокада», автор – С. Лозница)

6. Видеофрагмент «Блокадный хлеб» - собственная разработка  в программе Windows Movie Maket с использованием фотографий из интернет - ресурсов;

7. http://www.audiopoisk.com/artist/ennio-morrikone/;

8.http://sergeylarenkov.livejournal.com/tag.

Список рекомендованной литературы для учащихся:

(данный список научно-популярной и художественной литературы составлен на основе фонда школьной библиотеки ГБОУ СОШ № 506)

1. Адамович А. Гранин Д. Блокадная книга. Лениздат, 1984. -543 стр.;

2. Байков В. Память блокадного подростка. Лениздат, 1989.-134 стр.;

3. Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Лениздат, 1965. -535 стр.;

4. Лукьянов Ю.А. Зеленый пояс славы. Лениздат, 1972. -280 стр.;

5. Ничто не забыто:320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда. СПб.:ДЕТГИЗ-Лицей,

2005.-320 стр.;

6. Селиванов В.Н.  Стояли как солдаты. Блокада. Дети. Ленинград. СПб.:Издательство «ЭГО», 2002. - 223 стр.;

7. Суслов В. 50 рассказов о блокаде. СПб.: Нотабене, 1994.-206 cтр.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

(фрагменты воспоминаний жителей блокадного Ленинграда)

1) Воспоминания сотрудников Эрмитажа:

  Все мы находились на казарменном положении. Работы велись круглосуточно... Ящики, в которые укладывались вещи, стояли на полу, и все время приходилось работать внаклонку.      Вскоре у многих из нас появилось носовое кровотечение. Выбившись из сил, прикорнешь под утро на полчаса... Сознание мгновенно выключится, а полчаса или час спустя какой-то внутренний толчок снова включит сознание, отряхнешься - и опять за дело" (А. В. Банк).

     Работаем с утра до позднего вечера. Ноги гудят. Снимаем картины со стен... Обычного чувства трепета перед шедеврами нет, хотя "Данаю" заворачиваем нарочито медленно. Скорее, скорее все это убрать! Внизу скульпторы что-то упаковывают в ящики. По залам всюду Орбели. С каждым днем бригада художников редеет. Пустой Эрмитаж похож на дом, из которого вынесли покойника" (Художница Е. В. Байкова)

     "Орбели кликнул клич. Это была самомобилизация всей ленинградской интеллигенции: профессора Академии, искусствоведы, старые и молодые художники пришли сюда в первые же часы войны, пришли по зову сердца. Надо было торопиться. Враг подходил к городу. Реставраторы дали согласие срезать картины с подрамников. Так было быстрее. Но что значит срезать картины?! Художники на это не пошли. Сократили время отдыха, сна". (Художница Л. А. Рончевская)

   "Эвакуация отшумела, началась наша жизнь на крышах. Воздушные тревоги становились все более длительными, и в первый период блокады мы буквально не слезали с крыш. Во время воздушных бомбардировок и артиллерийских обстрелов от чердаков во многом зависела судьба эрмитажных залов. На крышах дежурили кладовщица и экскурсовод, археолог и кровельщик". (П. Ф. Губчевский)

      "10 декабря 1941 года в окруженном, скованном полной блокадой Ленинграде, в одном из залов Эрмитажа, где температура дошла уже до минус 12 градусов, проходило торжественное заседание, посвященное 500-летию великого узбекского поэта Навои. Когда звучали стихи Навои, воздух содрогался от разрывов немецких снарядов, но никто из зала, где шло заседание, не вышел". (И.А. Орбели)

   Невыносимо хотелось есть зимой 1941 -1942 года... Как-то раз особенно щедрыми оказались матросы на Дворцовой набережной. Они кинули мне целую охапку душистых веток сосны. Весь путь домой я их грызла, дотла уничтожила и нежную кору и иглы... Весной же 1942 года трава была таким же спасением, как столярный клей, как сыромятные ремни". ( Художница В. В. Милютина)

    "Долгие часы дежурства на постах научные сотрудники даром не теряли, они занимали время разговорами на научные темы. Одно время в ротонде Зимнего дворца я стоял на посту вместе с великолепным ученым, безвременно погибшим, А.Я.Борисовым; я его образовывал в области археологии, а он меня в области семитологии. Научная работа облегчала нам тяжелую жизнь. Те, кто был занят работой, легче переносили голод". (Б. Б. Пиотровский)

     Полностью использована вся площадь в Висячем саду и почти вся полезная площадь на Большом дворе. Окучка картофеля и прополка гряд произведены своевременно". (Из отчёта за июль 1942 г.)

      В подвале под залом Афины нужно было укрыть тысячи предметов. Каждую вещь мы до половины закапывали в песок. Фарфоровые статуэтки, вазы, сервизы мы старались расставлять не только по размерам, но и по стилям - давала себя знать профессиональная привычка музейщика. Работали недели две. Огляделись перед уходом, сами поразились: экспозиция! Закончили мы работу утром 18 сентября». (Т. М. Соколова)

    "Вспоминается один из дней 1942 года, когда Петр Петрович Фирсов, главный инженер Эрмитажа, в нашем присутствии стал выламывать замок ржавой железной двери, ведущей в подвал. Открыв дверь, мы увидели море воды с плавающим в нем фарфором и люстры, сорвавшиеся в воду с прогнивших канатов. Многие были из Павильонного зала. В абсолютной темноте мы на ощупь доставали со дна этого моря затопленные вещи, наполненные грязью и песком". (Из воспоминаний О.Э. Михайловой)

     Великолепие пустого, местами разрушенного Эрмитажа казалось нереальным. Мрамор и позолота под слоем инея. Иорданская лестница... страшно ступать на ступени, сплошь устланные кусочками какой-то пленки - это отслаивается и осыпается живопись плафона».(В. Милютина)

   После каждой бомбежки, каждого артобстрела надлежало произвести обход зданий - когда все гремит и грохочет, легко недоглядеть на нашей огромной территории даже серьезное происшествие. Однажды, обходя здание Нового Эрмитажа, я вошел в Двенадцатиколонный зал, где до войны помещался Отдел нумизматики. Поглядел вокруг - над галереей, где мы упаковывали монеты и медали, зияет дыра от прямого попадания снаряда!" (июль 1942 г.
П.Ф. Губчевский)

       Снаряд попал в Большой двор Зимнего дворца". Выбито до 750 кв. метров стекла - в том числе в Гербовом зале, Фельдмаршальском зале, Петровском зале и в эрмитажных помещениях, имеющих богатую внутреннюю художественно-историческую отделку. Государственный Эрмитаж просит оказать содействие в получении
5,5 куб. метров фанеры". (16 декабря 1943 г.)

     Последний, тридцатый снаряд разорвался в Гербовом зале 2 января 1944 г.

    Из докладной записки о повреждениях, причиненных зданиям музея:

   "Летом 1944 г., когда основные коллекции Эрмитажа находились еще в тылу, было решено устроить в Эрмитаже выставку тех экспонатов, которые не были эвакуированы. Выставка была размещена в двух галереях у висячего сада и в Павильонном зале. Эти помещения меньше пострадали от обстрелов и могли быть отремонтированы в сравнительно короткий срок. Несмотря на отсутствие самых ценных частей коллекции, выставка давала представление о характере основных разделов Эрмитажа". (А. Н. Изергина специалист в области западноевропейского искусства)

    "Значение выставки было очень велико: это был первый этап восстановления нормальной жизни Музея, переход на работу мирного времени, ответ на никогда не угасавшие культурные запросы населения. Жители Ленинграда воспринимали возможность вновь ходить по чистым и теплым залам Эрмитажа как заслуженную награду после перенесенных испытаний, как реальное доказательство блестящих побед над врагом". (А.Н. Изергина)[5]

2) БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ

А.Диков в годы блокады главный механик Второго Ленинградского хлебозавода

 «… В блокаду мы стали важнейшим «объектом». После бомбежек и артиллерийских налетов прежде всего интересовались- не случилось ли чего с нами?... Блокадный хлеб! … Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки- мякина, отруби, целлюлоза. И все же это был хлеб, почти единственное питание ленинградцев. … наши работники не знали отдыха и ниоткуда не ждали пополнения. Они выпекали хлеб, разбирали на топливо старые деревянные дома, на жгучем морозе добывали вёдёрками невскую воду для замесов, дежурили под огнем на наблюдательной вышке, выгружали муку, ухаживали за ранеными в подшефном госпитале, гасили термитные бомбы, спасали детей, оставшихся без присмотра, и хоронили своих погибших товарищей и родичей.

Самой острой проблемой было водоснабжение. Городской водопровод нас больше не обеспечивал водой. Но рядом с заводом течет Нева. Мы поставили на мосту Свободы, метрах в ста от завода, пожарный насос. Он гнал воду по резиновому рукаву в бак. Но насос работал на электроэнергии, а её  вскоре не стало. Не знаю уж, из каких резервов, но райком партии добыл нам собственную электростанцию… Её мощности оказалось вполне достаточно для завода.

Однако вскоре нас настигла новая беда. В первый же морозный день отказал насос на мосту. Точнее, не насос, а рукав, по которому гнали воду. Гибкий резиновый шланг промерз насквозь, не пропускал воду и ломался, как стеклянный.

А как раз в тот день на завод привезли муку. В то время доставка муки была событием. Муку разгружали всем коллективом. Трехпудовый мешок с трудом тащили или волочили по полу четверо, а то и пятеро работниц.

Разгрузка затруднялась еще и тем, что мешки были покрыты слоем льда. Очевидно, они побывали в воде.

На втором этаже, на складе, мешки рассекали топорами – под ледяной коркой показывалась сухая мука. Её бережно бросали совками на сита. После просева на решетках часто оказывались пули, мелкие осколки, окровавленные куски шинельного сукна.

Мы смотрели на эти лоскутки, и нас охватывало тревожное волнение. Люди за эту муку отдавали жизни. Но мука без воды в хлеб не превратится.  От нас зависела жизнь тысяч людей, собственная жизнь, а мы не знали, что делать, как выйти из создавшегося положения.

  Я стоял у распоротых, немного оттаявших мешков, с которых работницы отскабливали ножами каждую  крупинку муки, когда меня окликнула старая работница,…. Варвара Даниловна Орлова.

- Поди-ка скорей, Александр Александрович, - торопила она, - посмотри, что надумали комсомолки.

Она повела меня во двор, а со двора на набережную.

И вот что я увидел.

Несколько десятков девушек выстроились живой цепью от проруби в Неве -  до лотка, выходившего в окно первого этажа и соединенного с баком.

Мелькали обледеневшие ведра, передаваемые из рук в руки. От воды и от людей на трескучем морозе шел пар.

Я обрадовался и ужаснулся в одно и то же время:  будет, будет вода для замесов!  Но дорого она нам обойдется…

Мороз доходил до 35 градусов. На набережной, со всех сторон открытой ветрам, стужа была особенно  чувствительна. А надо было принять тяжелое обледеневшее ведро, передать соседу, снова принять…

И так много, много раз.

Воды требовалось для каждой смены около тысячи вёдер.

Через каждые руки проходило фактически по две, три тысячи ведер, потому что вёдра, быстро покрывавшиеся на морозе толстым слоем льда, вмещали только половину, а то и треть чистой воды.

Никогда не забуду: на «водной трассе» работает после 12-тичасового дежурства у печей смена комсомолки Лиды Райковой. Лида, как всегда, на самом трудном месте – последней принимает ведро и, подняв его на уровень груди, сливает в лоток.

Вода выплескивается на ватник, под ноги…

Проходят часы. Вылито последнее ведро.

Девушка облегченно вздыхает и собирается покинуть свой  трудный пост, но не тут – то было: её валенки накрепко вмёрзли в лёд..

Подруги топорами освобождают её из ледяного плена  и, окоченевшую, только сейчас почувствовавшую смертельную усталость, на руках несут в цех…»[6]

3) Блокадный футбольный матч

   В мае 1942 года в блокадном Ленинграде состоялись два  футбольных матча. 6 мая на стадионе Динамо  (расположен на Крестовском острове) состоялся матч между футболистами команды Динамо – Ленинград и сборной командой моряков-балтийцев. представлявшая расквартированную в Ленинграде воинскую часть Балтийского флотского экипажа майора А.Лобанова (7:3 в пользу "Динамо").   Более известный футбольный матч, состоялся  31 мая 1942 года между командами "Динамо" и "Н-ского завода" (как в то время был "зашифрован" Ленинградский металлический завод, который до войны имел свою собственную футбольную команду с громким именем «Зенит»).

   «Значение этого события невозможно прочувствовать, если не принять во внимание исторический контекст, в который это событие оказалось навечно вписано. Ведь в апреле 1942-го немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями листовки: "Ленинград - город мертвых. Мы не берем его пока, и только потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли". Игра, которая состоялась на стадионе "Динамо" в мае, опровергала эти доводы вражеской пропаганды. …Ленинград жил и даже играл в футбол! И, все же, нельзя сказать, что матч в осажденном городе дался легко. Это был подвиг. Стадион "Динамо" в то время представлял собой печальное зрелище: одно футбольное поле перепахано снарядами, второе - занято огородами. Оставалось только третье, то, которое слева от центрального входа - на нём и играли.»

Стоит ли говорить, что поначалу медленные передвижения по полю этих измождённых людей мало напоминали спортивное состязание. Если футболист падал - встать самому зачастую не было сил. Но постепенно игроки вошли во вкус, игра наладилась, немногочисленные зрители (в основном, раненные из близлежащего госпиталя, человек 40), как в довоенные годы начали подбадривать футболистов - и игра пошла! В перерыве (а таймы продолжались по полчаса - больше было просто не выдержать) на траву даже не садились, знали: сядешь - сил подняться не будет. После матча игроки покидали поле в обнимку. Не только из дружеских чувств - так просто было легче идти.

Трудно сказать, кто первым вспомнил тогда о футболе. Но в мае 1942-го, после вызова в горком партии, довоенные капитаны "Динамо" и "Зенита" - В. Фёдоров и А. Зябликов - начали собирать своих старых товарищей, тех, кто ещё остался в городе или воевал под Ленинградом. К поиску подключились играющий тренер, заслуженный мастер спорта Валентин Федоров и капитан команды мастер спорта Аркадий Алов. Отзывали футболистов даже с передовой. Специально для проведения этого матча с передовой были отозваны бывшие игроки ленинградских "Динамо" и "Зенита": командир бронекатера лейтенант Виктор Набутов, командир торпедного катера главстаршина Борис Орешкин (у него в первый год блокады погибли почти все родственники, сражался на Балтике), снайпер старшина Георгий Шорец, замполитрука медсанчасти А. Викторов, пехотинцы - рядовые Евгений Архангельский и Г. Московцев... В городе в рядах милиции служили в то время     К. Сазонов, капитан довоенного "Динамо" Валентин Фёдоров, Аркадий Алов (оба - будущие старшие тренеры "Зенита"), Ал. Фёдоров. В цехах ЛМЗ трудились игроки "Зенита" А. Зябликов, С. Медведев, А. Лебедев, Н. Смирнов... На Дороге Жизни работали шофёрами зенитовцы А. Коротков и Г. Медведев. За Металлический завод выступали Иван Куренков и Николай Смирнов, которые играли за "Зенит" в 1944 году, когда он выиграл Кубок СССР, Александр Зябликов, Анатолий Мишук, Алексей Лебедев, Георгий Медведев, Николай Горелкин и другие мастера-зенитовцы. И вот, после почти годового перерыва на стадионе "Динамо" собрались игроки прославленных команд.

Не все заявленные на этот матч спортсмены смогли выйти на поле - слишком сильное истощение не позволило принять непосредственное участие в игре футболисту ленинградского "Спартака" П. Горбачёву (послевоенному зенитовскому полузащитнику), игроку "Зенита" А. Короткову... С огромным трудом смог играть только что выписавшийся из госпиталя после тяжёлой стадии дистрофии полузащитник "Зенита" А. Мишук (как он сам вспоминал впоследствии, первый же мяч, принятый им в игре на голову, попросту сбил его с ног). Футболисты "Динамо", благодаря несколько большему блокадному пайку милиции и военнослужащих, были в немного лучшей форме (если вообще уместно в данном случае рассуждать о форме игроков), но, естественно, ни о каких добротных игровых кондициях этих измученных и истощённых людей, не могло быть и речи. Необходимо сказать, что команда "Динамо" почти полностью была составлена из футболистов, действительно до войны выступавших за этот клуб, в то время, как команда ЛМЗ была более "разнородной". Многие игроки профсоюзных клубов были эвакуированы из города со своими предприятиями, ленинградский "Спартак" практически в полном составе ушёл добровольцами на фронт. Игра закончилась победой более сыгранного "Динамо" 6:0. Да так ли важно, кто тогда победил! Вот отрывок из письма бывшего нападающего "Динамо" Н. Светлова, не игравшего в том матче: "Никогда не забуду день, когда в траншеях на Синявинских болотах в 500 метрах от немцев услышал репортаж со стадиона "Динамо". Я сначала не поверил, побежал в землянку к радистам, и они подтвердили: верно, передают футбол. Что делалось с бойцами! Это был такой боевой подъем, что если бы в тот момент был дан сигнал вышибить немцев с их траншей, плохо бы им пришлось!".

Факт проведения этого матча в блокадном городе вызвал такой резонанс во всей стране (естественно, это событие не осталось незамеченным ни нашими, ни немцами), настолько поднял дух жителей города, что впору говорить: игра закончилась победой Ленинграда!»[7]

ПАМЯТКА  при работе с текстом:

1. От чьего имени ведется рассказ о блокадных событиях?;

2. Чем занимались авторы  в период блокады?;

3. Какой эпизод из прочитанного Вам больше всего запомнился? Ответ поясните;

5. Что же  нельзя предать забвению в истории блокадного Ленинграда? Ответ поясните.

6. Можно ли участников событий, о которых идет речь в тексте, назвать патриотами. Ответ поясните.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

( технические рекомендации при работе с презентацией)

 Данная презентация выполнена в программе Power Point 2003. При использовании данной разработки при проведении занятия необходимо учитывать следующее:

1. В презентации использованы эффекты анимации ( Сл. № 1,2,16). Эффекты  для фотографий или текста каждого слайда можно посмотреть в режиме «настройка анимации» (в правой части экрана):

2.  В Сл. № 2  вставлен фрагмент видеофильма «Первая блокадная зима». При демонстрации необходимо учитывать, что надпись появляется по эффекту анимации «после предыдущего» и самостоятельно «исчезает с экрана», фрагмент видеофильма включается «по щелчку мыши». Программное обеспечение компьютера должно поддерживать программы для просмотра видеофайлов следующего типа:  тип AVI File (.avi),  Windows Media Video File (.wmv).

3. Сл. № 3-11 посвящены работе Эрмитажа в годы блокады. Слайды № 3-10 переключаются в автоматическом режиме (см. настройки анимации), показ сопровождается музыкой (Э. Морриконе). Музыкальный фрагмент включается автоматически (на значок «звук»  нажимать не надо).

4. Сл. №  12: видеоролик «Блокадный хлеб»: показ производится «по щелчку мыши»; файл типа Windows Media Video File (.wmv).

5. Сл. № 13-15 – футбольный  матч в блокадном Ленинграде: слайды № 13,14  переключаются автоматически, показ сопровождается музыкой (Э. Морриконе). Музыкальный фрагмент включается автоматически (на значок «звук»  нажимать не надо). Звуковой фрагмент воспроизводится в течение 5 мин., технически выключить звук, не переходя к следующему слайду, нет возможности, поэтому можно использовать музыкальное сопровождение до конца воспроизведения,  как фон.

6. Слайд № 16. Здесь использованы эффект анимации « появление после предыдущего»: фотографии появляются одна за другой, после этого появляется надпись «мы будем помнить…». Показ сопровождается звуком метронома и воспроизводится автоматически.

    Все звуковые и видеофайлы должны быть помещены в ОДНУ папку с презентацией. Если педагог захочет использовать  отдельно  только файл  программы Power Point 2003 для демонстрации,   то ссылки на звуковые и видеофайлы работать не будут.


[1] http://er3ed.qrz.ru/voronov.htm#zabwenye

[2] http://er3ed.qrz.ru/voronov.htm#zabwenye

[3] Адамович А. Гранин Д. Блокадная книга. Лениздат. 1984. С. 36.

[4] http://er3ed.qrz.ru/voronov.htm#zabwenye

[5] http://hermitagemuseum.org/html_Ru/05/hm5_3.html

[6] Ничто не забыто:320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда. СПб.: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005. С. 46-47

[7] http://zenit.nevasport.ru/articles.php?id=8729


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов России «Забвению не подлежит…»

Который год мне   не даёт покоя               Всё то же неотступное виденье....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забвению не подлежит"

Классный час «Забвению не подлежит» с приглашением ветерана ВОВ....

Методическая разработка тематического внеклассного мероприятия «Холокост. Забвению не подлежит».

Внеклассное мероприятие для 8 – 9 классов. Виртуальная экскурсия «Холокост. Забвению не подлежит» Цель: формирование толерантного отношения к жертвам геноцида на примере изучения истории Холокоста...

Презентация к внеклассному мероприятию "Холокост. Забвению не подлежит..."

Презентация - виртуальная экскурсия к внеклассному мероприятию "Холокост. Забвению не подлежит..."...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. ТЕМА: «Забвению не подлежит»

Память о соотечественниках, отдавших жизнь во имя народа,   с древних времён почиталась на Руси..........

Полготовка к итоговому сочинению: разбор направления"Забвению не подлежит"

Методика работы .Подготовка к итоговому сочинению- самое сложное для учащихся, поэтому поэтапное введение в тему необходимо.Алгоритм подготовки прост и понятен, рассмотрены основные аспекты для подгот...

Статья Забвению не подлежит

Статья "Забвению не подлежит...