Статья Забвению не подлежит
статья (10 класс)

Кураева Светлана Викторовна

Статья "Забвению не подлежит

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Забвению не подлежит.

«Время? Время дано. Это не подлежит обсужденью.                                        Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем».                                                                                 Наум Коржавин.

Недавно я перечитала поэму А. Вознесенского «Ров».По этому произведению можно судить, как поколение конца 20 и начала 21 века относится к памяти.  Большинство людей нашей великой страны совершенно забыли значение этого слова. Поэма рассказывает о случае, произошедшем на Феодосийском шоссе, когда преступление, совершённое много лет назад, было продолжено потомками: ров, где были зарыты расстрелянные в годы войны жители города, раскопали наши современники с целью похищения находившихся там драгоценностей. Не зря в подзаголовке поэмы автор поставил слова: «Духовный процесс»: в произведении исследуется процесс падения нравственности в обществе, причины бездуховности и потребительства. Главной проблемой нашего общества является не экономическая, не общественно-политическая, не экологическая проблемы, а проблема нравственная. Духовная нищета, умервщлённая совесть, сердце, глухое к чужой боли,- вот причина многих наших бед.                                                                А вспомните выступление учащегося школы в бундестаге! По признанию школьника, история немецкого солдата «тронула его» и заставила посетить место захоронения солдат вермахта около Копейска в Челябинской области. «Я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не хотели воевать», — говорил, в частности, Десятниченко в бундестаге. — Они испытывали невероятные трудности во время войны, о которых мне рассказывал мой прадедушка — участник войны, который был там тяжело ранен». С ним все понятно, он несовершеннолетний. А где были учителя, которые вложили в его уста эту информацию? Немецкие солдаты не сражались, они напали на нашу страну и оккупировали. Почему «сердобольному» юноше не дали прочитать "12 заповедей в обращении с русскими", в которых, в частности, говорилось: "Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка" Лучше бы он посетил лагеря смерти и своими глазами увидел кровавые зверства фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.Мне довелось побывать в Освенциме, когда мой муж служил в Польше. Увиденного хватило на всю оставшуюся жизнь, чтобы никогда не появилось желание почтить память немецких солдат. А посетила я его вместе со своими малолетними детьми, чтобы и они увидели, какой ценой завоёвано их счастье жить на этой земле в мире.                                                                         В декабре 2011 года сестры Ксения и Евгения Каратыгины, отвечая на вопрос «Что такое Холокост?» в телевикторине сказали: «Клей для обоев». Ролик набрал более 300 тысяч просмотров и вызвал скандал. Через несколько лет, за которые девушки так и не сочли необходимым уточнить, что такое Холокост на самом деле, журналист и кинорежиссер Мумин Шакиров отправился с сестрами в Освенцим. Об этом путешествии он снял документальный фильм, общее впечатление от которого можно резюмировать так: «Почему нам никто не рассказал? Мы должны были знать».                          Как донести до ребенка «болевые точки» истории 20 века – и надо ли вообще это делать? Почему тема о насилии в концлагерях и имена тех, кто противился злу, кто мученически погиб или вопреки всему на свете выжил, так непопулярна?Мы обязаны помнить тех людей, о которых не написаны книги, которых не называют торжественно героями, но которые волею судьбы оказались в самой гуще кровопролитных событий. Упоминание о них в недавние времена воспринималось как оборванная на полуслове фраза.  А ведь именно эта тема является важным воспитательным механизмом в педагогической практике, особенно если эта деятельность осуществляется в русле целого ряда продуманных мероприятий, объединенных единой целью. Люди боролись с ненавистным врагом человечества — фашизмом в условиях террора и мракобесия концлагерей смерти гитлеровской империи. На территории лагеря Маутхаузен был заживо заморожен фашистами -- генерал-лейтенант инженерных войск, профессор Военной академии Генерального штаба, доктор военных наук, 70-летний Дмитрий Михайлович Карбышев, попавший в плен с тяжёлым ранением. Он выдержал все нечеловеческие испытания фашистского застенка. Он принял мученическую смерть и был верен присяге и долгу, Родине. Сначала его поливали холодной водой, потом горячей, а на улице был мороз! Постепенно застывая, превращаясь в груду льда, он произнёс посиневшими губами: “Думайте о Родине, и мужество не покинет вас”. Он чувствовал, что его видят заключённые сквозь щели барака, и обращался к ним. Такие примеры способствуют возникновению искренней жертвенной любви ученика к своей стране.                                                Добрая дружба связывает ребят нашей школы с бывшими малолетними узниками концлагерей. Они постоянные гости всех наших мероприятий. Ребята их хорошо знают, любят, посещают и оказывают посильную помощью, поздравляют с праздниками. Они им доверяют.Поэтому, слушая полные горечи рассказы, испытывают, прежде всего, чувство сострадания и милосердия. Воспоминания узников концлагерей представляют собой настоящие уроки мужества для подрастающего поколения.  Счастье, что они застали тех, кто видел войну взрослыми, или познал ее ребенком. Проще понять и больше хочется знать, когда ты видишь людей, которые через это прошли. Хочется ощутить причастность к прошлому, зацепить эту память. Это можно сделать, только общаясь с ветеранами и слушая их живые воспоминания о их тернистом пути страданий и мученичества. Только тогда вы увидите чистые искренние слёзы в глазах ребёнка. И отойдут на какой – то сотый план их мелкие жизненные проблемы, которые казались им глобальными. То, что человек понял, пережил, осознал, принял на душу, - отнять у него уже нельзя.Только видя те ужасы, через которые прошли наши непокорённые герои, они почувствуют сердцем, душой весь тот ужас, который испытали люди войны, особенно дети, оценят то, как хорошо им живётся сейчас.                                         Эта работа не «на час», приуроченная к праздничным датам, а постоянная, ежедневная. Поэтому мои ученики работают над долгосрочным проектом «Опалённый цветок». Кропотливо, по крупицам собирают всё, что связано с темой узников концлагерей в нашем районе. Каждый класс трудится над определённой темой. Младшие - с рисунками детей, письмами. Старшие ребята ищут ответы на более сложные вопросы. Продуктом проекта станет альбом, который пополнит наш школьный музей, и участие во всероссийском конкурсе «Урок письма».                                                                                                Дети поняли, что узники – настоящие непокорённые герои и острее осознали истинную, всеохватную правду о войне, которая остается в сердцах и памяти как великое выстраданное народное достояние.  Мои ученики никогда не примерят фашистскую каску, не будут привлекаться прокуратурой к ответственности за распространение нацистской символики в соцсетях, не заинтересуются идеологией Третьего рейха. Во всяком случае очень, очень хочется так думать.                                                                                         Людям тяжело говорить и вспоминать о том, что было, но они делают это для того, чтобы подобного больше никогда не было. Такие встречи нужны детям! Ребята должны знать, как на глазах у Ольги Ивановны Трифонкиной, которая пятилетней девочкой выжила среди тел умерших и убитых, мучили и убивали, применяли бактериологическое оружие. В «Озаричах», лагере в Белоруссии, в котором она была, не было бараков, и ей, пятилетней девочке, приходилось зимой спать на ледяной земле. Они должны знать, какие нечеловеческие испытания в лагере смерти довелось испытать Марии Григорьевне Зоренко и другим малолетним узникам. Такие беседы служат для ребят поводом для глубоких размышлений и сострадания. Вызывают чувство глубочайшего протеста против тех, кто сегодня развязывает войны, кто забывает, что дети всей Земли хотят жить в мире.

 Но если мы будем замалчивать или приукрашивать нашу историю, дабы не расстраивать страшной правдой детей, то за нас это сделают другие, повернув в свою сторону. Но поглощение гамбургеров и освоение техники мордобоя в американских боевиках не способно искоренить в человеке отвратительных качеств его души, пробудить в нём сопереживание и потребность быть нужным кому – то.  И может тогда мы все увидим, ЧТО происходит с георгиевскими ленточками – на сумках, в девичьих прическах, на заляпанных бамперах дорогих машин, даже вместо шнурков в кроссовках… Это только мода, но не искреннее чувство… Осквернение могил и памятников, торговля орденами и медалями, неуважительное отношение к ветеранам войны, неонацистские молодежные движения, фальсификация истории – всё это говорит о нравственной распущенности, стирании в памяти судьбоносных для народа событий.Старая мудрость гласит: «Не плачьте об умерших – плачьте о потерявших душу и совесть». Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя. Собирая симптомы бездуховности и анализируя их, мы исходим из того, что, чем больше соберём их в своей памяти, тем меньше её останется в жизни. Всем тем, кто ею поражён,мы противопоставляем людей, способных на подвиги и мужество.

Мой юный друг!                                                         Открой глаза и уши.                                                 Ты слышишь стон:                                                 «Спасите наши души!».

Сейчас мы постоянно читаем каждый выпуск газеты «Судьба». Она рассказывает о трагедии детей – жертв фашизма, их судьбах,воспитывает патриотические чувства и убеждения в том, что никогда больше мы, россияне, не будем жить в режиме оккупации, а с территории России не будут угоняться на чужбину и в рабство старики, женщины, дети.Мудрое издание, которое предоставляет людям возможность высказаться о былом страдании. Такие газеты во что бы то ни стало нужно сохранять! Они нужны нашим детям, потому что взывают: насилие над детьми и подростками, над человеческой личностью недопустимо и губительно.Трудно переоценить, что сделано для газеты главным редактором- бывшим малолетним узником Саласпилса, прекрасным журналистом и неравнодушным человеком – Л.К.Синегрибовым. Презентация его книги «Простите нас. Покаяние со страниц газеты «Судьба» прошла в стенах нашей школы. Мои ученики были победителями замечательного конкурса «Была бы страна родная».                                                                                         19 марта в нашем городе состоялось тематическое мероприятие «Память сердца», посвященное 75 -летию освобождению узников концлагеря «Озаричи» в Белоруссии.На мероприятии присутствовали: участники краевой организации «Малолетние узники»-председатель Галина Викторовна Васильева, участники Усть-Лабинской организации «Малолетние узники»- председатель Мария Григорьевна Зоренко и участники других районных организаций Краснодарского края, ветераны, депутаты, ученики школ города, активисты общественности. У нас в городе Усть-Лабинске проживает Ольга Ивановна Трифонкина, единственная, находящаяся в Краснодарском крае живая свидетельница тех страшных событий, которая вместе с мамой и бабушкой была в числе 34 тысяч освобожденных узников концлагеря «Озаричи», поэтому город Усть-Лабинск был выбран для проведения мероприятия. Мы посетили данное мероприятие и поблагодарили участников за мирное небо, за яркое солнце и цветущую землю.                                                                                                И нам нужно следовать тем Заветам, которые даёт нам старшее поколение! Объединиться в Отечестве за достойную Людей жизнь на Родной Земле, в рамках исконных Традиций всех коренных Родов Отечества!А значит, школьный учитель по-прежнему будет рядовым на вечной войне за души детей.Помолимся за победу разума над ненавистью, разрушающей душу, над безумным желанием воевать. Помолимся за то, чтобы нам хватило сил сохранить душевность и избежать повторения великого зла второй мировой войны. 

        

 

                                                                                                

        

                                        

                        

                                                

        

                                                                                

                                

                

                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция по стихам репрессированных и гонимых поэтов России «Забвению не подлежит…»

Который год мне   не даёт покоя               Всё то же неотступное виденье....

Классный час "Забвению не подлежит"

Материал для внеклассного мероприятия посвящен жизни и деятельности людей, которые по разным причинам остались жить в блокадном Ленинграде.  Классный час сопровождается презентацией....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забвению не подлежит"

Классный час «Забвению не подлежит» с приглашением ветерана ВОВ....

Методическая разработка тематического внеклассного мероприятия «Холокост. Забвению не подлежит».

Внеклассное мероприятие для 8 – 9 классов. Виртуальная экскурсия «Холокост. Забвению не подлежит» Цель: формирование толерантного отношения к жертвам геноцида на примере изучения истории Холокоста...

Презентация к внеклассному мероприятию "Холокост. Забвению не подлежит..."

Презентация - виртуальная экскурсия к внеклассному мероприятию "Холокост. Забвению не подлежит..."...

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. ТЕМА: «Забвению не подлежит»

Память о соотечественниках, отдавших жизнь во имя народа,   с древних времён почиталась на Руси..........

Полготовка к итоговому сочинению: разбор направления"Забвению не подлежит"

Методика работы .Подготовка к итоговому сочинению- самое сложное для учащихся, поэтому поэтапное введение в тему необходимо.Алгоритм подготовки прост и понятен, рассмотрены основные аспекты для подгот...