«Сыны Отечества XIX в.» Публичная защита проектов учащимися 10 классов
проект по истории (10 класс) по теме

Грибова Наталья Вячеславовна

 

Подготовительная работа:

Изучая по истории темы XIX века, учащимся было предложено разработать проекты о людях этого периода и доказать, что они являются настоящими патриотами своей страны, сынами Отечества. Каждый делал проект индивидуально, но все проекты были разделены на 4 категории: политики, военные, ученые и люди искусства. Защита должна проходить блоками. Каждый из своего проекта выбирал самое интересное и достойное.

На публичной защите ученики выступали со своими материалами и сдавали свои работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syny_otechestva.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная защита проектов по теме «Сыны Отечества XIX в.» учащимися 10 класса

Подготовительная работа:

Изучая по истории темы XIX века, учащимся было предложено разработать проекты о людях этого периода и доказать, что они являются настоящими патриотами своей страны, сынами Отечества. Каждый делал проект индивидуально, но все проекты были разделены на 4 категории: политики, военные, ученые и люди искусства. Защита должна проходить блоками. Каждый из своего проекта выбирал самое интересное и достойное.

На публичной защите ученики выступали со своими материалами и сдавали свои работы.

1 Ведущий:         «История, в некотором смысле, есть священная книга народов: главная, необходимая;

Зерцало их бытия и деятельности;

Скрижаль откровений и правил, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»

2 Ведущий: «Историей интересовались всегда! Ведь любопытство сродни человеку и просвещенному и дикому». Так говорил об истории первый историк и последний летописец Николай Михайлович Карамзин.

1 Ведущий: сегодня мы сделаем попытку заглянуть в прошлое, в XIX век. Прошлое не мертво. Под застывшей лавой времени всегда скрывается вулканический огонь.

2 ведущий: Протекшие лета

мелькают пред очами

и в тихом восхищении дух

1 ведущий: Символ XIX века Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков!»

2 ведущий: тема нашего разговора «Сыны Отечества XIX века». Кого мы считаем сыном Отечества?

1 ведущий: Какой он сын Отечества?

        В словаре Даля «патриот» - это человек, любящий Родину, радеющий о её благе и чести.

        В словаре Ушакова – это человек, готовый на жертвы и совершающий подвиг во имя интересов своей страны.

2 ведущий: каждый участник проекта нашел свое понимание этих слов. Я предлагаю ребятам дать свои определения.

По очереди ребята дают свои краткие определения.

1 ведущий: В процессе работы над проектами мы нашли высказывания известных людей на эту тему, например, Фабий Максим говорил: «Ради отечества следует жертвовать даже славой».

  • Белинский считал, что патриотизм доказывается не словом, а делом.
  • Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это, прежде всего народ – говорил Н.Г.Чернышевский
  • Чтобы стать истинным патриотом, не следует забывать, что прежде всего мы джентльмены, а уж потом – патриоты. А Джентльмен – это корректный, воспитанный, благородный человек. Эдмунд Бёрк.
  • Приятно и почетно умирать за Отечество – писал Горацио.
  • Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя (Сенека Луций Анней (Младший)
  • Любовь к родине начинается с семьи. (Френсис Бекон)
  • И дым отечества нам сладок и приятен (А.С.Грибоедов)
  • Нельзя быть героем сражаясь против Родины. (В.Гюго)

и одновременно на экране появляются их высказывания.

2 ведущий: Пришло время обратиться к нашим проектам. Слово группе, которая работала в сфере Политики

1-й        Я считаю, что таким человеком был Александр II                Видео портрет

        Воспитанник В.А.Жуковского. Поэт по случаю его рождения написал следующие строки:

                        Да встретит он обильный честью век!

                        Да славного участник славный будет!

                        Да на чреде высокой не забудет

                        Святейшего из званий: человек!

Александр IIвсю жизнь свою соизмерял с этими строками. Всё время сремился оставаться Человеком.

2-й        ( в роли Александра II )         Вступив на престол, Александр II уволил многих чиновников своего отца.

1-й         (в роли матери)        Царица-мать осудила его за это. На что царь ответил:

2-й        ( в роли Александра II )        «Папа был гений; и ему нужны были лишь исполнители, а я не гений и мне нужны умные советники»

3-й        На вопрос отца: «Какое наказание придумал бы для декабристов?» ответил:

2-й        ( в роли Александра II )        «Я бы их простил, папа!»

Ему принадлежат слова: «Гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу».

1-й        И он сделал это. Он не побоялся отменить крепостное право, которое мешало прогрессивно развиваться стране. Он великий реформатор, народ назвал его «Освободитель».

        И пострадал он именно за то, что сделал больше других правителей для России.

1 ведущий:        Настоящим сыном Отечества также можно назвать Николая Петровича Рязанова.                                        Портрет

Рязанов Н.П. Выдающийся русский путешественник и государственный деятель, один из учредителей Российско-Американской торговой компании. Происходил из небогатого дворянского рода Смоленской губернии.

Действительный камергер Николай Рязанов, вдовец, одержим идеей: добраться до Калифорнии и соединить Россию и Америку.

2 ведущий: Долго не дают денег на путешествие. Тогда он снаряжает два корабля на свои средства и называет одно из них «Юнона» в честь богини римской мифологии, а другое – «Авось» - символ русской удачи. Плавание было трудным. Но все-таки они добрались до цели. Он содействовал налаживанию торговых связей между Российско-Американской компанией и испанскими колонистами, мечтал соединить «американский расчет и российскую удаль». Но на обратном пути в Россию он умер в Красноярске. Там есть его могила, она сохранилась до сих пор.

1 ведущий: Об этом человеке поэт Андрей Вознесенский пишет поэму «Авось», а в 1977 г. Алексей Рыбников написал рок-оперу, которую назвал «Юнона» и «Авось».

Демонстрируется фрагмент из фильма «Юнона» и «Авось».

2 ведущий: А декабристы? «Многие герой войны 1812 года,

аристократы,

                любимцы общества,

баловни судьбы,

                иные владельцы огромного состояния»

1 ведущий: Декабристы? Да они «мятежники,

преступники,

каторжники,

висельники»

2 ведущий: Мы попытаемся понять: кто они? Ради чего рисковали жизнью и карьерой? Как случилось, что аристократы – интеллектуалы боролись не за то, чтобы получить привилегии, а за то, чтобы лишиться их?

4-й         например Норов…                         портрет

Демонстрируется фрагмент из фильма «Звезда пленительного счастья».

5-й         Наполеон Бонапарт сказал об этом человеке: «Самая светлая голова в России». Надеюсь вы догадались, что речь пойдет о Михаиле Михайловиче Сперанском.

6-й         «По-разному складываются творческие судьбы общественных и государственных деятелей, имена которых вошли в историю. Один, прожив короткую блистательную жизнь, навсегда оставляет след в памяти народной. Другой остается либо автором одного произведения, написанного в молодости, либо создателем чего-то исключительного. Третий становится представителем и выразителем тех начал, которые даже не осуществленные до конца, оказывают благотворное влияние на последующую общественную жизнь» (историк С.А. Чибиряев). Последнее целиком относится к судьбе Михаила Михайловича Сперанского.

7-й        Он родился в семье священника и получил религиозное образование. Но решил делать карьеру не на церковной ниве, а на государственной.

8-й        Сначала в царствование Павла 1 это домашний секретарь князя Куракина, затем чиновник при генерале-прокуроре, в 1800 году – уже статский советник, в 1801 – действительный статский советник, что соответствует воинскому званию генерала.

7-й        Столь стремительное за 4 года продвижение объясняется способностью быстро и ясно излагать мысли на бумаге, готовить самые сложные документы.

8-й        Кроме того, Михаил Михайлович умел нравиться людям, не смотря на его острый язык, не щадивший и начальников. Говорят, его опекал сам император Павел.

5-й        Быстро оценил способности Сперанского не только император Александр 1, но и император Франции Наполеон.

Сценка

Александр 1         Осень 1808 года, г.Эрфурт, переговоры Александра и Наполеона

Наполеон (в треуголке): «Неугодно ли вам, государь Александр Павлович, променять мне этого человека (указывает на стоящего в стороне Сперанского) на какое-нибудь королевство?»

Александр1: «Сожалею, брат мой! Рад бы вам оказать услугу, да самому нужен».

Наполеон: «Тогда позвольте в знак моего уважения к нему одарить его табакеркой усыпанной бриллиантами с моим портретом»

Наполеон подходит к Сперанскому и вручает ему подарок: «Вам как единственной светлой голове в России!».

6-й        Карьера при Александре была еще стремительней: статс-секретарь, товарищ министра юстиции, главный советник при императоре, государственный секретарь при Государственном Совете, а это означало – второй человек в государстве после императора.

5-й        Любая его работа была связана с главным- государственным переустройством. Масштабы деятельности его изумляют. Но именно тогда у Сперанского появляется много врагов.

Сплетни: (дамы с веерами по двое подходят к микрофону и сообщают новости)

  • Разве вы не слышали, Он подрывает государственные устои России
  • Достоверно известно, он является главой революционного масонства в России
  • Так ведь он стремится узурпировать власть
  • Я слышала, что он шпион самого императора Наполеона
  • Утверждаю, он изменник родины.

5-й        В результате сплетен Михаил Михайлович в марте 1812 г. оказался в ссылке в городе Перми.

6-й        Возвращение его было постепенным. В Петербург он вернулся в 1821 году. Император Николай 1 очень высоко ценил ум и знания реформатора. В 1826 г.ему поручается возглавить 2-е Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и осуществить кодификацию существующих законов.

7-й        В 1830 г. вышло в свет 45 томов Полного собрания законов Российской империи, затем еще 6 томов.

8-й        Одновременно шла работа над составлением Свода законов Российской империи, к 1833 году вышли 15 томов.

5-й        М.М.Сперанского – настоящего сына Отечества в зените его славы изобразил в романе «Война и мир» Л.Н.Толстой: «А я скажу, что ежели что-нибудь сделано хорошего в нынешнее царствование, то всё хорошее сделано им – им одним… И потомство воздаст ему справедливость»

Музыка (переход к группе военных)

1 ведущий: Когда мы говорим «Сын Отечества», то а памяти возникают имена десятков военных, героев разных войн и эпох. И первым среди них стоит имя величайшего полководца, основателя русской школы военного искусства, создателя военной «Науки побеждать».                                Портрет

2-й и 1-й ведущие по очереди:

  • Это светлейший князь Италийский,
  • Граф Рымникский,
  • Граф священной Римской империи,
  • Генералиссимус Российских войск,
  • Фельдмаршал Австрийской армии,
  • Великий маршал войск Пьемонтских,
  • Наследственный принц Сардинского королевского дома,
  • Гранд короля и кузен короля Сардинского
  • Кавалер всех русских и многих иностранных орденов,
  • АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ

ВИДЕОФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «А.В.Суворов»

9-й        Александр Васильевич прожил 70 лет, из них 53 года прослужил в армии,

Пройдя путь от рядового до генералиссимуса, покорил неприступную крепость Измаил, совершил вместе с русской армией героический переход через Альпы, не проиграл ни одного сражения, ни разу не отдал приказ об отступлении, верой и правдой служил своему Отечеству.

10-й        Россия с нетерпением ждала возвращения армии и своего кумира из Итальянского и Швейцарского похода. В столице готовились к торжественной встрече. Въезд в Петербург должен был совершиться под несмолкающую пушечную пальбу и колокольный перезвон. Но полководца ждал еще один, уже последний удар – опала государя. 20 марта в приказе по армии генералиссимусу был дан выговор «за то, что в походе имел при себе, вопреки уставу, по старому обычаю, дежурного генерала».

11-й        Жаловать так жаловать, бить так бить!

        Торжественная встреча отменена. Когда больной, умирающий  Александр Васильевич въехал в Петербург, ему сообщили, что император не желает его видеть. Полководца было запрещено даже навещать, в дом входил только врач. Только когда близкая смерть стала очевидной, император разрешил посещения.

Диалог Державина и Суворова

Державин:                 Смерть настигла Александра Васильевича на историческом переломе. Заканчивался один век и уже наступал другой Х1Х век. Опального полководца, уже умирающего, посетил Державин. В конце разговора Суворов спросил:

Суворов:        Что напишешь на моем могильном камне, умру ведь скоро?

Державин:         Зачем много слов, напишу просто «Здесь лежит Суворов»

Суворов воскликнул удовлетворенно: «Помилуй Бог, как хорошо!»

9-й        Александр Васильевич Суворов похоронен в Александро-Невской лавре.

Изображение надгробного камня

Чтец                 стих Кузнецова «Сказанье дней»

Как странно видеть эти письмна,

Что прямо на полу,

На серых плитах

При полных титулах и званьях имена

Князей,

Княгинь и прочих … именитых.

«Под камней сим…» -

Но дальше не прочесть,

Ногами тертых, понять нетрудно

За какую честь

Спесивых закопали здесь и гордых.

Но есть плита – простая как солдат;

К ней подойти безмолвно и сурово –

На ней ни титулов, ни званий, ни наград,

А просто надпись: ЗДЕСЬ ЛЕЖИТ СУВОРОВ.

Пройдя полсвета, он обрел покой,

Оставя навсегда солдат бывалых,

Почти у всех границ земли родной

И на альпийских горных перевалах.

Когда б ему привстать мы помогли

И клич его услышали просторы –

К нему полки пришли б из-под земли!..

Но … тяжела плита.

И спит Суворов.

2-й ведущий:         Суворов жив в своих учениках, которые сумели дать отпор нашествию французов.

        Отечественная война 1812  года породила огромное количество замечательных командиров, которые вместе с русским народом смогли изгнать неприятеля с Русской земли, вслушайтесь в эти имена:         

выстраивается портретная галерея (все ребята, держа в руках портреты героев войны 1812 года, создают подобие галереи. Выходя, они называют имя своего героя).

1-й ведущий: Среди мемориальных сооружений особым памятником Отечественной войне 1812 г. является Военная галерея Зимнего дворца. Здесь находится 332 портрета военачальников русской армии – участников кампании 1812-1814 гг. А.С. Пушкин, часто бывая в Зимнем дворце, посещал галерею много раз, в 1835 г. он написал стихотворение Полководец», посвященное Барклаю де Толли.        Портрет

Чтец читает стихотворение «Полководец»

1-й ведущий: Генералам 1812 г посвящается (ученица исполняет романс Настеньки из кинофильма  «О добром гусаре замолвите слово».

переход к группе ученых

2-й ведущий:        Ученые это особые люди. Их открытия не принадлежат кому-то одному, а всем. Наверное, правильнее их назвать КОСМОПОЛИТАМИ. И все-таки мы называем их «Сынами Отечества».

1-й ведущий:        Слово тем, кто делал проекты об ученых.

10-й        Николай Михайлович Карамзин, (Портрет) более 20 лет пишет свой знаменитый многотомный труд «Историю государства Российского», показал, что история может быть увлекательной и общедоступной.

2-й ведущий:        А.С.Пушкин назвал его «первым историком и последним летописцем».

11-й        Николай Иванович Лобачевский, (Портрет), математик, в 23 года уже профессор, создатель собственной ГЕОМЕТРИИ. Он опередил свое время на полстолетия. Его геометрия применяется в освоении космоса.

12-й        Николай Николаевич Зинин, (портрет) профессор, получил искусственным путем краситель – анилин для получения различных красок.

13-й        Павел Петрович Аносов, (портрет) неутомимый исследователь, экспериментатор. Он сделал то, что считалось невозможным, над чем бились многие поколения металлургов. Он раскрыл секрет восточного булата. Клинки из русского булата, полученные Аносовым, не знали себе равных в мире и снискали неслыханную славу. Английская сталь – лучшая в мире – крошилась под аносовскими клинками.

14-й         Николай Иванович Пирогов, (портрет) хирург, профессор в 25 лет. Для расширения практики и помощи воинам едет на Кавказскую войну. Затем становится участником обороны Севастополя в Крымской войне. Первым стал применять обезболивающие средства при операциях.

1-й ведущий:        Однажды находясь в гостях у скульптора Степанова, заметил окаменевшие тряпки пропитанные алебастром. Вот так были открыты гипсовые хирургические повязки – прочные и незаменимые.

2-й ведущий:        Его «Атлас распилов…» стал путеводителем для студентов – хирургов.

1-й ведущий:        Эти ученые двигали Российскую науку вперед,  были борцами за новое, их можно назвать верными сынами отечества. Им предлагали работу за границей, обещали прекрасные лаборатории.

Но они остались верны своей Родине. Они как щит стали на защиту т развитие русской науки, выстояли и победили. Честь и хвала им.

Переход к группе людей искусства

2-й ведущий:        А люди искусства? Как оценить их труд? Можно их называть «сынами Отечества»? создавая свои творения, они лишь реализовывали свои способности.

1-й ведущий:        Нет, конечно же, они настоящие «сыновья Отечества». Ведь многие из них, создавая свои шедевры, тратили на это годы, часто бедствовали от безденежья. Как правило, их работы признавались обществом уже после смерти.

2-й ведущий:        А ведь многие могли, выполняя конъюнктурные предложения, обеспечить себе безбедное существование. Но они считали по другому.

15-й         Александр Иванов 20 лет создавал главную картину своей жизни «Явление Христа народу», (картина) выполнил более 600 эскизов, многие из которых можно отнести к самостоятельным работам. А российское общество картину не признало, успеха не было.

16-й        Верещагин Василий Васильевич. (Портрет) Русский художник-баталист считал, что он пишет не военные картины, а картины о русской жизни и русской истории.

17-й         Тем не менее, он стал реформатором самого скучного, рутинного, академического жанра. Предшественники изображали войну как красочное зрелище, как триумф военной мощи и славы императора и его армии. Верещагин показал совершенно другое «лицо» войны и этим потряс общество. На его картинах война – это страшное, кровавое, жестокое, будничное дело, лишенное всякой романтики.

16-й        Верещагин – это человек огромного личного мужества, участник многих войн: туркестанской, русско-турецкой и русско-японской. Он был убежден, что только личное участие в боевых действиях, испытание холодом и голодом, опасность быть раненым и даже убитым, позволит создать подлинные картины о войне.

15-й        Март 1874 год. Петербург. Персональная выставка работ художника. Каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. Зрители впервые увидели, как живут люди в Туркестанском крае. Но самое большое впечатление произвели картины, посвященные войне.

18-й        Война обрушилась на публику во всей своей неприглядности и жестокости, и оказалась совсем не похожей на ту войну, которую изображали другие художники.

17-й        Цикл картин «Пусть войдут!», посвященные осаде Самарканда, показали готовность русских солдат биться до конца.

16-й        Картина «Вошли!» - трупы, кровь, искаженные лица людей.         (картины на экране)

15-й        Картина «Забытый!» - в горной долине, среди высушенных солнцем колючек, лежит, раскинув руки, русский солдат, а на прикладе его ружья и на груди уже сидят вороны, к трупу слетаются другие хищники. Эта картина вызвала неудовольствие императора Александра 11, а командующий туркестанской армией Кауфман обвинил Верещагина в том, что он позорит славу русского оружия.

18-й        Верещагин представил на выставке и другую серию под названием «Варвары», в нее вошли картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Торжествуют».

17-й        И «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову.

1-й ведущий:        Заключает эту серию картина «Апофеоз войны». У нее есть эпиграф автора «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

2-й ведущий:        Когда эти серии картин выставлялись за границей, то смотреть выставку запретили детям и солдатам. Картины Верещагина внушали отвращение к войне и снижали воинственный дух армии. В этом его заслуга перед Отечеством.

1-й ведущий:        Кистью и красками он боролся за мирное небо, за спокойное развитие страны. Погиб на русско-японской войне.

Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро».

2-й ведущий:        Все узнали балет Петра Ильича Чайковского. (Портрет) Он создал огромное музыкальное наследство. Получил мировую известность. Его произведения исполняются во всех уголках мира.

1-й ведущий:        «Ода к радости», написанная Чайковским, исполняется на олимпийских играх при выносе олимпийского флага.

2-й ведущий:        Петр Ильич не раз бывал в Курской губернии в гостях у Александра Фета. Написал 5 романсов на его стихи: «На заре ты её не буди…», «Только станет смеркаться немножко…», «Сияла ночь. Луной был полон сад».

Вслушайтесь в эти чарующие звуки. (исполняется романс ученицей)

(На экране картины природы)

1-й ведущий:        А сейчас речь пойдет о человеке, которого можно назвать предпринимателем, меценатом, коллекционером, благотворителем.

2-й ведущий:        Он был из купеческого рода, который вел свое начало с 17 века, а также являлся потомственным почетным гражданином города Москвы, членом московского отделения Совета торговли и мануфактур. Действительным членом петербургской Академии Художеств. Членом Русского музыкального общества, членом совета Московского художественного общества.

19-й        Это Павел Михайлович Третьяков. (портрет) Им была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, скромная, не рассчитанная на рекламу и восхваления.

20-й        У него был безошибочный вкус. Он не боялся покупать произведения молодых, еще неизвестных художников.

19-й        Третьяков задумал создать «Русский пантеон» - портретную галерею своих великих соотечественников, современников, сохранить их живые образы для будущих поколений. Это Л.Толстой, Ф.Достоевский, И.Тургенев, А.Герцен, Некрасов, Гончаров, П. Чайковский и другие.

20-й        Август 1892 года. «…Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с  тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями».

19-й        Среди условий дарения Павел Михайлович Третьяков поставил всего несколько:

  • Он пожизненно остается попечителем галереи и продолжает пополнение собрания картин,
  • Галерея должна быть «открыта на вечное время для бесплатного обозрения всеми желающими».

20-й        В том же 1892 году Павел Михайлович отказался от дворянства, которое хотел даровать царь после передаче галереи Москве.

19-й        «Я купцом родился, купцом и умру», ответил Третьяков чиновнику. Единственное звание принятое с ним с гордостью – Почетный гражданин города Москвы.

20-й        О галереи он думал и в свое последнее утро 4 октября 1898 года. Молча выслушав сообщения, Павел Михайлович угасающим голосом произнес: «Берегите галерею…» и тотчас умер. Эти слова были последними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-салон "Защита проектов" 11 класс

Урок- салон   рекомендован для старших классов - защита проектных работ учащихся....

План-конспект урока по теме "защита проектов", 11 класс

Расширенный план-конспект по теме "Защита проектов" для учащихся 11 классов....

Урок русского языка по теме "Сложносочиненное предложение. Защита проекта". 9 класс

Урок построен  с применением метода проекта.  Данный проект расширяет знания учеников о сложносочиненном предложении, совершенствует навыки постановки знаков препинания в ССП, готовит к тест...

План-конспект занятия "Защита проекта", 8 класс

В материале представлен план-конспект итогового занятия в 8 классе по технологии "защита проекта". Цель занятия - создание экспозиции героико-патриотического музея имени К.К.Рокосовского, посвящённой ...

План-конспект занятия "Защита проекта", 8 класс

В материале представлен план-конспект итогового занятия в 8 классе по технологии "защита проекта". Цель занятия - создание экспозиции героико-патриотического музея имени К.К.Рокосовского, посвящённой ...

Конспект учебного занятия по теме "Ночная сорочка" (Защита проекта), 7 класс (2018г.)

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку по теме: "Ночная сорочка"(защита проекта). Урок разработан для учащихся 7 класса...

Приказ № 528 от 03.04.2021. О проведении защиты проектов 8 класс

№ 528 от 03.04.2021. О проведении защиты проектов 8 класс в качестве члена аттестационной комиссии...