Урок русского языка по теме "Сложносочиненное предложение. Защита проекта". 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Исанчурина Фаиля Фаритовна

Урок построен  с применением метода проекта.  Данный проект расширяет знания учеников о сложносочиненном предложении, совершенствует навыки постановки знаков препинания в ССП, готовит к тестированию. Ученики самостоятельно работают над информационным проектом (различные источники, Интернет), планируют свою деятельность и выполняют задания по намеченному плану  и, завершив работы, на уроке защищают «продукты»   деятельности (презентацию, буклет, сочинение, стенгазету), по которым  происходит контроль. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9klass.rar2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Метод проектов позволяет ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, весело и интересно. Метод проектов, как образовательная технология – это система приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации.

      Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности.

Учебный проект

«Что такое сложносочиненное предложение»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ  - это тип проекта  изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Данный проект предназначен для учащихся 9 класса и направлен на изучение темы «Сложносочиненное предложение».  Проект предполагает использование материала по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, Интернет - ресурсов, справочников.  Доминирующая деятельность в проекте – исследование.

В ходе работы над проектом школьники собирают информацию. У учащихся формируются основные умения:

  • ответственность;
  • творческий потенциал и любознательность;
  • сотрудничество и взаимодействие;
  • постановка и решение проблемы;
  • саморазвитие;

Продолжительность проекта – 3 урока

Вопросы, направляющие процесс обучения

Основополагающий вопрос

Что такое сложносочиненное предложение?

Проблемные вопросы

На какие группы делятся сложные предложения? Для чего нужны в речи сложносочиненные предложения?

Учебные вопросы

Какие знаки препинания  ставятся в сложносочиненных предложениях?

Когда в сложносочиненных предложениях перед союзом И запятая не ставится?

На какие группы делятся сочинительные союзы?

План проведения проекта

  1. Формулирование темы проекта для учеников и обсуждение плана работы (часть урока)
  2. Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий (2-3уроки)
  3. Подготовка презентации, стенгазеты, буклета
  4. Защита полученных результатов и выводов (4-й урок)

Предварительные навыки

Концептуальные знания и технические навыки, необходимые учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта:

  1. знание следующих понятий и определений: что такое сложное предложение; сложносочиненное предложение; сочинительная связь; группы сочинительных союзов; запятая в сложном предложении.
  2. навыки работы с текстом, с книгой,  со справочной литературой, с компьютером.

Средства дифференцированного обучения

Возможности для учеников

Работа над проектом позволяет развивать у его участников аналитическое и творческое мышление, специальные и общеучебные умения. Проект мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует их творчество, позволяет проявить себя.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов. Учащиеся представляют творческие отчеты о проделанной работе, предъявляют «продукты» своей деятельности. Итоговые результаты их труда обсуждаются таким образом, чтобы из фрагментов материала, оформленного учащимися, сложился ответ на основополагающий вопрос – главный для всего проекта. Кроме того, на этом же уроке оцениваются индивидуальная и групповая работа учащихся.

Тема: Сложносочинённое  предложение ( защита проекта) 9 класс

Цели урока:

1)развитие у учащихся умений классифицировать, обобщать, анализировать и сравнивать познавательный объект на уроке;

 2)развитие у учащихся монологической и диалогической речи; содействовать  развитию у детей умений общаться на уроке.

  Тип урока: защита проекта.

Ожидаемый результат обучения: после завершения проекта учащиеся должны уметь:

- различать ССП и простые предложения с союзом «И» и правильно ставить знаки препинания;

- употреблять в речи ССП;

- использовать информационные технологии для представления своей работы;

УМК и оборудование: компьютер, мультимедийная установка; Разумовская М.М. Русский язык.9 класс. М.:Дрофа, 2009. Сенина Н.А. Русский язык.9 класс. Подготовка к ГИА- 2010. Ростов н/Д: Легион,2009

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Постановка задач. (5 мин.)

Итак, сегодня у нас урок защиты проекта «Что такое ССП». Это последний этап творческой совместной работы.  Вы представляете творческие отчеты о проделанной работе, предъявляете «продукты» своей деятельности.

Критерии оценивания проекта: из ваших приготовленных материалов должен сложиться ответ на основополагающий вопрос – главный для всего проекта.

Вы сами будете оценивать работу своих товарищей.

Цель проекта: Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?

  1. Расширить  знания о ССП.
  2. Знания, полученные в ходе работы над проектом, должны  оказать помощь в подготовке к экзамену по русскому языку (к ГИА), и в том числе к Единому государственному (ЕГЭ).
  3. Подготовиться  к тестированию через проект.

2. Этап защиты проекта, представление и защита «продуктов» учебной деятельности . (25 мин.)

1. Защита буклета «Что такое ССП». Оценивание по критериям( Приложение №1).

2. Защита стенгазеты. Оценивание по критериям( Приложение №2)

3. Защита презентации. Оценивание по критериям( Приложение №3)

4. Защита сочинения на лингвистическую тему «Роль тире  в русском языке», «Зачем нужна запятая?», оценивание по критериям( Приложение №4).

Обобщение. Слово учителя.

3. Этап контроля. (10 мин.)  

Тестирование

Перед вами пособия по подготовке к ГИА по русскому языку под редакцией Н.А.Сениной. В нем варианты КИМов. Предлагаю такую работу.

Задание В6. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочиненного предложения.

Вариант

№1

Вариант

№2

Вариант

№3

Вариант

№4

Вариант

№5

Вариант

№6

1

2

3

2

5

4

Контрольный тест ( Приложение №5).

Ответы: 2,2,3,3,1.

Учитель проверяет, сразу оценивает знания учащихся.

  1. Домашняя работа. (5 мин.)  

Глубокая, глубокая осень! Скоро земля застынет, и в морозном  воздухе запорхают первые снежинки. ( учитель описывает погоду на улице, глядя в окно)

Упражнение 76.  Описать картину А.А. Пластова «Первый снег». Употреблять ССП с повторяющимися союзом И для описания детей, снега, вороны…

Как «работают» ССП в тексте? Они легко «уживаются» с простыми предложениями, делая текст удобным для чтения, прозрачным для понимания. Если вы хотите вести неспешный, непринужденный рассказ, то употребляйте ССП.

ОБРАЗЕЦ : Радостью первого снега веет от картины Пластова. На дворе вечер, и снег падает тихо- тихо, и дети выбежали на крыльцо, замерли, закинули головы вверх. И ворона выскочила, испугалась внезапного холода. Припорошены снежком маленькие елочки, и побелели крыши домов. Снежинки падают, словно в сказке, и ребята застыли, пораженные необыкновенной красотой.

5. Рефлексия: итоги работы. (2 мин.)   Итак, для чего нужно знать о ССП?

Приложение №1,2

Критерии оценивания публикации (буклета)

Команда учеников ___________________                                                                             Дата _________

Тема исследования __________________                                                    Эксперт ___________________

Критерии

Баллы

макс.

Оценка группы

Оценка класса

Оценка учителя

Содержание

Работа доказывает понимание темы исследования.

20

Грамотно используются термины.

10

Информация достоверна.

10

Сделаны выводы.

20

Дизайн

Оформление 1-й страницы.

5

Оформление 2-й страницы.

5

Графика соответствует содержанию.

2

Количество текста разумно.

2

Орфография и внешний вид

Грамотность.

2

Текст легко читается, цвет фона и изображения гармонируют и удобны для чтения.

2

Приятный внешний вид.

2

Планирование

Продуманность использования буклета.

20

Сумма баллов

100

Отличная работа 100 – 90 баллов

Хорошая работа 89 – 79 баллов

Удовлетворительная работа 78– 68

Публикация нуждается в доработке 67– 57

Слабая работа 56 - …

Приложение 3

Критерии оценивания презентации

Команда учеников __________________                                                      Дата _________

Тема исследования _________________                             Эксперт ___________________

Критерии

Баллы

макс.

Оценка группы

Оценка класса

Оценка учителя

Содержание

Отражены цели исследования и выводы.

10

Содержание слайдов соответствует теме.

10

Тема раскрыта полно.

10

Исследование отвечает ОПВ и проблемным вопросам.

10

Приведён список использованных ресурсов.

5

Дизайн

Оформление презентации логично, эстетично.

5

Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами.

5

Использование эффектов анимации логично.

5

Организация

Текст написан грамотно, нет опечаток, сформулированные идеи изложены ясно.

10

Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией.

10

Чёткое планирование работы всей группы и каждого участника группы.

20

Общая оценка

100

Отличная работа 100 – 90 баллов

Хорошая работа 85 – 75баллов

Удовлетворительная работа 70 – 60

Публикация нуждается в доработке 55 – 45

Слабая работа  40 - …

Приложение№4

Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему

Роль тире в русском языке

Зачем же нужно тире? Думаю, что   каждый школьник задается таким каверзным вопросом и долго пытается понять роль этого важного пунктуационного знака, но я с твердостью могу утверждать, что тире играет очень важную роль в русском языке.

Тире относится к двум группам знаков препинания: к отделяющим и выделяющим.Относясь к отделяющим знакам, тире помогает нам отделить однородные члены от обобщающего слова. Например: Собака, и кот, и петух – все жили дружно. Или в предложении (Язык-средство общения)тире отделяет  подлежащее от сказуемого. Тире также помогает нам отделить одну часть сложного предложения от другой. Конечно, без тире нельзя  обойтись и в сложносочиненном предложении. Чтобы поставить  тире в ССП должно быть резкое противопоставление по отношению к первой части или резкая смена событий .Подтвердить свои утверждения я могу при помощи такого предложения :С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. Не нужно забывать того , что тире входит в группу и выделяющих  знаков пунктуации. Тире выделяет вставные конструкции. Например: Утки- их было три- каждое утро дружно шагали к пруду.

На этом основании я считаю, что тире – важный пунктуационный знак, помогающий точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией.

Работу выполнила Габдуллина Алина

Приложение №4

Проверка и оценивание задания С1

Номер

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на

лингвистическую тему (С2.1)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления.

2

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления.

1

Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления.

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.

2

Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления,

или  экзаменуемый привёл 2 примера, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста,

или экзаменуемый привёл 1 пример из текста,иллюстрирующий 1 функцию языкового явления.

1

Экзаменуемый привёл 1—2 примера из текста, не соответствующих обоснованиям, или экзаменуемый не привёл ни одного примера,

иллюстрирующего функции языкового явления

0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка,  и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но  допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

С1К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и

завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С1К1С1К4

7

Приложение №5

Контрольный тест для 9 класса по теме

«Сложносочиненное предложение»

  1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?
  1. тоже, либо, зато;
  2. и, да, тоже;
  3. да, не то…не то;
  4. однако, или, но.

2.В каком ряду перечислены разделительные союзы?

1)   то…то, зато;

2)   или, либо;

3)  да, не также;

4)  однако, но.

3.Определить, какое  предложение сложносочиненное:

 1) Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

  1. Не выдержав, отец опять обернулся.
  2. Ещё одно усилие, и подрубленное дерево покачнулось.
  3. Луч солнца пробился сквозь чащу и осветил всё вокруг.

4.Укажите сложносочиненное предложение, в котором есть общий второстепенный член:

1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.

3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.

4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам.

5.Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Я люблю Россию до боли сердечной () и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.

  1. В этом предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед   И не ставится.
  2. В этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая.
  3. Это предложение сложносочинённое, перед И ставится запятая.
  4. Это предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится.

МБОУ «2-Имангуловская СОШ Октябрьского района» Исанчурина Фаиля Фаритовна, учитель русского языкаСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс....

Технологическая карта урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса.

В архиве технологическая карта урока  по теме "Второстепенные члены предложения" по учебнику А. Д. Шмелёва, аудиозапись упражнения из аудиоприложения к уроку, презентация к уроку. Нет электронной...

Презентация к уроку русского языка "Словосочетание. Простое предложение" в 6 классе

Данная презентация содержит материал для повторения темы "Словосочетание", которая тесно связана с последующей темой "Простое предложение". Простые  примеры помогут учащи...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...