Интегрированный урок по литературе и истории.
план-конспект урока по истории по теме

Урок знакомит  учащихся с историческим событием - Бородинским сражением, уточняет его значение в ходе Отечественной войны 1812,  учащиеся знакомятся с литературным произведением «Бородино», отображающим историческое событие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_litra_i_istoriya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе и истории.

Тема урока: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812

2. Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, показать, какие художественные средства использовал поэт для художественного изображения исторического события.

3. Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства.

4. Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.

Оборудование:

1. Учебник истории 5 класс.

2. Карта.

3. Видеофильм "Отечественная война 1812 г."

4. Портреты участников Отечественной войны и Бородинского сражения.

5. Учебник литературы 5 класс.

6. Портреты Лермонтова М.Ю. и Арсеньевой Е.А.

7. Хор из оперы М. Глинки "Иван Сусанин" - муз. оформление.

Ход урока.

I урок

Ребята, сегодняшний наш урок не совсем обычный, его мы проведем вдвоем с Екатериной Ивановной, так как для изучения некоторых литературных произведений, посвященных какому-либо историческому событию, надо хорошо знать историю этого события.

Сегодня именно такой случай.

(Входит старшеклассник в костюме солдата под барабанный бой. Один из учеников обращается к нему.)

Ученик:

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Солдат отвечает:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Учитель истории:

Ребята, прозвучали слова, которые являются эпиграфом к нашему уроку.

Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения. Российское государство снова возрождалось.

К началу XIX в. Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, захватить её богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.

В начале XIX в. грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свои полчища на Россию...

Сегодня мы познакомимся с событиями, вошедшими в нашу историю как "Отечественная война 1812 года".

Вопрос:      Ребята, приходилось ли раньше России отстаивать свою независимость?

Какие качества проявлял русский народ, когда отстаивал свою независимость?

Вот и эта война показала образцы патриотизма и военной доблести. Вот почему, вспоминая эту войну, мы и сейчас с гордостью повторяем слова великого русского поэта М.Ю. Лермонтова:

- "Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!"

Вы познакомились с темой нашего урока.

 

Осенними ночами 1811 г. над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула - "гроза двенадцатого года".

В ночь 24 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы Российского государства. "Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве", - любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила стоявшие против неё русские войска .армии Барклая-де-Толи и Багратиона. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии еще на границе. Но его план был сорван.

Вопрос: Как вы думаете, ребята, почему?

Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества - с разных концов России полились пожертвования. Среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу. Но наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.

Русские войска, ведя оборонительные бои, стали отступать...

Вопрос: Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: почему русские войска вынуждены были отступать.

Главнокомандующим русской армии в этот грозны час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Российский император Александр Г завидовал его популярности. Даже через 1,5 столетий переполняешься любовью и гордостью, благодарностью к этому замечательному военному деятелю - М.И. Кутузову.

Опытный полководец, ученик Суворова хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы. Но 108 верстах от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Был сентябрь 1812г.

Солдат:       "Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали... "

Видя, что русское войско сгорало желанием сразиться, он решил здесь вступить в бой с французами.

Солдат:       "И вот нашли большое поле.

Есть разгуляться где на воле!..."

Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. Наступил вечер. Тихо было в русском лагере.

"Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус..."

И в душе каждый готовился к великому бою.

Солдат:       "Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою!... "

(уходит под марш)

Во французском лагере было всё не так: оттуда доносились шум и ликование, предвкушая вкус победы. Всю ночь они веселились и пировали, уверенные в собственной победе.

Учитель литературы:             "И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось..."

Это было начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...

Учитель литературы: 

«Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел...

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой.,.»

В этом сражении лучший генерал русской армии - Багратион держал левый фланг. Здесь были построены земляные укрепления (редуты), Багратионовы флеши, на которые обрушился главный удар наполеоновской армии.

Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, русские воины продолжали сражаться в рукопашную.

Учитель литературы: «Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...»

Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего русские войска перешли в наступление. Спустя несколько минут, Багратион был смертельно ранен. Это вызвало замешательство в рядах русских воинов. Но вскоре из-за дыма, гари и копоти поднялась огромная фигура. Это был генерал Дохту-ров, назначенный командиром вместо Багратиона. Дохтуров обратился к солдатам с приказом: "За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад"

Учитель литературы:

"И молвил он, сверкнув очами:

Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали..."

Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не видали такого большого количества убитых.

Вопрос: "Ребята, вы запомнили имя императора Франции, начавшего войну против России?

Мрачный, молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Не смолкали вопли раненых, однако Наполеон редко слышал русскую речь.

Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Россия и Франция продемонстрировали свои силы всей Европе. Враги дрались с диким остервенением - они стремились в Москву.

Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивительным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.

Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.

"Француз боек, да русский стоек!"- поговаривали тогда в России.

Физкультминутка.

Вопрос: А вы помните, ребята, советы Л. В. Суворова солдатам? Какими должны быть воины, чтобы выдержать тяготы войны?

А теперь вспомним нашу разминочку:

Ать, два, ать, два,

Вдоль по дороге столбовой

Куда иду - не знаю я.

Дорога сама меня приведет куда-нибудь,

Ать, два.

Бородино является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники.

Учитель литературы: Итак, вы познакомились с исторической справкой о Бородинском сражении. История не дает оценок: хорошо или плохо, она не судит кто прав, кто виноват, а только рассказывает нам о событиях, не приукрашивая, не преувеличивая и не преуменьшая значение того или иного факта.

Художественная литература в описании какого-либо исторического факта может позволить себе снисходительность или строгое отношение, вымысел, восхваление, иногда неточности, которые необходимы для более глубокого эмоционального восприятия содержания произведения.

Но не всякое историческое событие может стать объектом художественной литературы, а только те, которые сохраняются в сердцах и памяти народной.

Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь. К таким событиям относится и Бородинская Битва.

Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал "Бородино". Это стихотворение было написано в связи с 25-ти летнем Отечественной войны 1812 года, впервые напечатано в пушкинском журнале "Современник" уже после смерти А. С. Пушкина, в этом стихотворении чувствуется огромная любовь поэта к Родине, к ее истинному защитнику - русскому народу.

Но еще в 1831 году, семнадцатилетним юношей. Лермонтов обращается к теме Бородина, пишет стихотворение "Поле Бородина" под впечатлением слышанных рассказов об этой великой битве. В нем уже есть, поразившие юного Лермонтова, слова генерала Дохтурова:

Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой!

Есть некоторые детали боя, но в целом стихотворение вылилось в том условном романтическом стиле, в каком писали тогда:

Всю ночь у пушек пролежали

Мы без палаток, без огней

Штыки вострили, да шептали

Молитву Родины своей.

Лермонтов в своем творчестве неоднократно обращается к теме Бородинского сражения: сначала - "Поле Бородино", затем "Бородино", "Воздушный корабль", "Последнее новоселье".

Вопрос: А как вы думаете, ребята, почему М. Ю. Лермонтов так часто обращался именно к этой теме?

Лермонтов родился уже в перенесшей французское нашествие Москве. Ему было меньше года, когда родители увезли его в пензенскую деревню Тарханы, принадлежавшую его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Там прошли детские годы будущего поэта.

В Тарханах его окружали люди 12-го года. В семье его кормилицы тархан-ской крестьянки жил бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Фёдоров. Бывая у кормилицы Лукерьи, мальчик не мог не слышать рассказов старого солдата о его долгой, боевой жизни.

В доме Арсеньевой всегда было много гостей. Здесь постоянно бывали военные, прежде всего братья Елизаветы Алексеевны - офицеры артиллерии ( Дмитрий и Афанасии Столыпины)-. Именно от них узнал маленький Миша о роли гвардейской артиллерии в Бородинском сражении.

Воспитателем и учителем французского языка Миши Лермонтова был мосье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе верность своему императору, он считал Наполеона великим полководцем и государственным деятелем.

Когда Мише было 6 лет, бабушка привозила его в Москву, еще хранившую следы разрушений: на улицы груды обгорелых камней, сожженные дворцы, взорванные башни Кремля, сотни трофейных орудий у стены арсенала в Кремле. Это не могло произвести глубокого впечатления на мальчика.

Шли годы, Мише Лермонтову уже 13 лет. Его "отдают к наукам и воспитанию" в пансион при Московском университете, поднимается на колокольню Ивана Великого, откуда видит Поклонную гору. высоту, с которой просматривалось поле Бородино во время битвы.

Учась в Юнкерской школе он пишет сочинение "Панорама Москвы", в этом сочинении он так отзывается о Московском Кремле: "Что сравнить с этим Кремлем, который , окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежи на высокой горе... Давно ли, как баснословный феникс он возродился из пылающего своего праха?..." Да, Москва после пожара 1812-го года давно оправилась, стала еще -краше и величавее.

В летние месяцы Лермонтов живет в Серединкове - имении вдовы генерала Столыпина (брат бабушки). Здесь большой интернат для него представляла библиотека покойного генерала, особенно богатая литературой об Отечественной войне.

Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Н.А. Дуровой (женщины-партизанки); стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник".

Одаренный необыкновенной силой воображения, Лермонтов как бы сам становится очевидцем событий, поэтому, вооружившись обширными сведениями трехлетней военной службой, в 1837'году, переработав свой юношеский набросок "Поле Бородина" в замечательное стихотворение "Бородино", Лермонтов создает произведение, ставшее лучшим во всей русской литературе произведением об этом великом сражении.

Литературный критик В.Г. Белинский писал: "Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии".

"Вам не видать таких сражений!" - в этих словах и гордость за великий подвиг русского народа и напутствие молодому поколению, которое должно брать пример с героев Бородина.

Вопрос: А вы помните, ребята, какое произведение мы изучали о Отечественной войне 1812 года? (Война и мир).

Л.Н. Толстой в своем произведении "Война и мир" описывает Бородинское сражение, а основном опираясь на стихотворение Лермонтова, сохраняя стиль и подход к изображению событий Бородина как у Лермонтова.

Гениальные лермонтовские строки приобрели особое звучание во время Великой Отечественной войны 1941-45 г. Их как клятву повторяли бойцы перед боем:

Ребята! Не Москва за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали...

Вопрос: Скажите, пожалуйста как вы думаете, что же побудило М.Ю. Лермонтова написать стихотворение "Бородино "?

Да, Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, она является переломным этапом в сражении, после которого стал очевиден исход войны. Такие события, конечно же, не забываются. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, даже басни. Память народная нетленна, вот почему М.Ю. Лермонтов обращается к этой теме.

А сейчас послушайте стихотворение М. Ю. Лермонтова в исполнении... М.Ю. Лермонтов "Бородино":

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва спаленная пожаром

Французу отдана...

Учитель истории: А сейчас, перефразируя слова великого полководца А.В. Суворова. "Служба службой, а отдых по расписанию", мы предлагаем вам отдохнуть.

II урок

Цель: Итак, на предыдущем занятии - вы познакомились с двумя историческими фактами: историей Бородинского сражения и историей создания стихотворения "Бородино", а сейчас мы с вами узнаем какие художественные средства использовал М. Ю. Лермонтов для создания поэтической картины Бородинского сражения.

Учитель литературы: Вы уже слышали, что "Бородино" начинается словами: "Скажи-ка, дядя... "Напрасно искать прототип этого "дяди" среди родственников поэта. Это просто распространенное обращение к человеку "простого звания" старше себя. К тому же к молодым солдатам приставлялись "дядьки" из старых солдат, и стихотворение постепенно в форме такого разговора дядьки с группой новобранцев. По жанру это элегия. По форме это диалог.

Вопрос: Кто помнит, ребята, что называется диалогом?

Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, в котором

начинается ответ старого солдата. Глядя на молодые безусые лица новобранцев, неторопливо, как бы желая вспомнить самое главное в сражении, он роняет ироническую реплику; "Богатыри - не вы..." Эта мысль-жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел.

А сейчас, пожалуйста, откройте свои учебники и мы приступим к работе. Оцениваться ваша работа будет жетонами (красными, синими, желтыми).

Героя стихотворения-старого солдата отличают суровая сдержанность, ясное сознание долга, далеко не угасшая душа, способность шутить.

Послушайте в чтении учителя литературы (и проследите в учебнике) отрывок из стихотворения "Бородино" и найдите в тексте предложения с ироническим оттенком:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут,

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-Французы тут как тут.

Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!...

Простому солдату важно рассказать молодым воинам, как достойно, по-деловому, без страха и суеты готовились к бою его однополчане. Послушайте отрывок из стихотворения:

Прилег вздремнуть я у лафета,

И было слышно до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Учитель истории: Обратите внимание на третью строчку. Как вы думаете, почему ликовал француз?

Учитель литературы: Назовите слова и сочетания слов. передающие деловитость, бесстрашие и спокойствие воинов перед битвой.

Старый солдат не мог не вспомнить с грустью и благодарностью своего командира, поднявшего солдат в бой и погибшего в этом бою.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга - царю, отец - солдатам...

Сейчас чтение следующего отрывка:

И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята, не Москва лъ за нами?

Умремте ж под Москвой

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой! "

Учитель истории: Вспомните, ребята, кому принадлежали эти слова?

В стихотворениях Лермонтова очень часто ритм, ритмическое движение сопровождаются словами, несущими в себе какую-то энергию. Послушаем следующие строчки:.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Учитель истории: Ребята, а вы знаете, кто такие уланы, драгуны?

Учитель литературы: Что называется ритмом? Какие слова в тексте создают ритмическое движение?

Лермонтов использует контраст и сравнение как стилистический элемент.

Вопрос: Что называется контрастом, что такое сравнение?

Чтение отрывка:

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Вопрос: Какие строчки из услышанного вами отрывка передают контраст, назовите слова, передающие сравнение. Скажите пожалуйста, какую роль играют глаголы в тексте?

В стихотворении "Бородино" мы чувствуем напряженность стиха и в то же время он мелодичен, это достигается различными интонациями: напевной, разговорной, ораторской.

Чтение отрывка:

Вот смерклось-

Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны-

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы...

Вопрос: Какие строчки передают напевную, какие разговорную, а какие ораторскую интонации?

Итак, перед нами поэтическая картина грандиозной битвы

Вопросы на закрепление.

1. Скажите, ребята, какие художественные средства использовал автор для того, чтобы показать, нарисовать яркую картину боя?

2. Когда вы читали, встретились ли вам непонятные слова, какие? (Со значением этих слов вы можете познакомиться на стенде, а также, заглянув в учебник по литературе, в сноски)

3. Почему М.Ю. Лермонтов использовал эти слова, можно ли их заменить? (Нет, они указывают на историческую эпоху и т.д.)

Учитель истории:

1. М.Ю. Лермонтов посредством поэтического слова сумел передать не только самоотверженность русских солдат, но и нарисовать яркую картину событий: отступления и поражения. Давайте ребята приступим к практической работе по истории. Работа с картой-схемой.

2. А сейчас для закрепления пройденного материала мы проведем практическую работу в творческих группах, с такой формой работы вы уже знакомы. (Задания к практической работе прилагаются.)

Учитель литературы:

Ребята, эти работы будут оценены позже, а сейчас мы узнаем, кто сколько набрал жетонов и какие заработал оценки. (Называются оценки)

У вас на столах лежат рабочие материалы с домашним заданием. Вклейте эти листочки в тетради по литературе.

Учитель истории:

Ребята, как вы думаете, почему сегодня на двух предметах, истории и литературе, изучалась одна и та же тема: Бородино?

1. Потому что глубокое изучение стихотворения "Бородино" невозможно без знания истории Бородинского сражения.

2. Мы изучаем литературное произведение, посвященное такому историческому сражению, которое мы должны помнить всегда.

Да, сегодня у нас урок-память. Давайте почтим память солдат, русского народа, отстоявшего свободу нашей Родины.

(звучит хор из оперы М. Глинки "Иван Сусанин" - Славься...)

Домашнее задание:  Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения "Бородино"(I, 2, 3-ий куплеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе и истории 10 классе

«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир») ...

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».Цель урока: познакомить с содержанием...

Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)

Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....

Интегрированный урок по литературе и истории. 5 класс

На уроке  учащиеся знакомятся  с историческим событием - Бо­родинским сражением, выясняют  его значение в ходе Оте­чественной войны 1812, знакомятся с литературным  произве...

Интегрированный урок по литературе и истории. Урок разработали: Ергалиева А.Б., Ильина Е.Е., Суворина Н.Е.

Интегрированнй урок по литературе и истории. По рассказу А. Толстого " Русский характер"....

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...