Интегрированный урок по литературе и истории. Урок разработали: Ергалиева А.Б., Ильина Е.Е., Суворина Н.Е.
учебно-методическое пособие по литературе (7 класс) на тему

Интегрированнй урок по литературе и истории. По рассказу А. Толстого " Русский характер".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_literature_i_istorii.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе и истории.

Тема урока: А.Н. Толстой. « Русский характер». Человеческая красота и сила характера героев произведения.

Цель урока: рассмотреть тему и главную мысль рассказа « Русский характер»,изучить эпизод из истории страны и жизни целого народа; проанализировать поступки главных героев произведения, воспитание чувства патриотизма и гуманизма на примерах  героев рассказа.

Задачи: формирование у учащихся нравственной, эстетической оценки поступков главного героя произведения, научить самостоятельно давать такую оценку человеческим поступкам, разбираться в характерах людей.

                 Развитие умения производить классификацию фактов, делать обобщенные выводы; развитие умения обобщения и конкретизации.

                    Воспитание чувства гордости за свою страну и народ, формирование чувства долга и готовности к защите Родины.

Оборудование: доска с записями, презентация о Курской битве, иллюстрации, текст произведения., портрет писателя, выставка книг писателя.

Эпиграф: Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа. ( Н.М. Карамзин)

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы собрались на необычный урок, это урок-память, урок-посвящение тем, кто более шести десятилетий назад боролся с фашизмом за свободу и независимость нашей страны. И победил, победил, несмотря на тяжелейшие 4 года жестокости и ненависти, крови и бедствий, но также любви и милосердия. Что же помогло нам, русским, победить фашистскую орду, выжить в тылу и остаться самой сильной и мужественной страной. А это то, что есть в русском человеке, это наш характер, удивительный и непредсказуемый, когда надо - жесткий, когда надо - милосердный. Но всегда стойкий и мужественный.

(Презентация о жизни и творчестве А.Н. Толстого)

2.  Вступительная беседа о писателе.

1 ученик.                                                                                                                                                 Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в  городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.

 Отец Алексея Николаевича Толстого - Николай Александрович  Толстой.

Его мать Александра Леонтьевна Толстая, урожденная Тургенева. Алексей провёл своё детство  в  семье отчима  в  Сосновке недалеко от Самары.   

Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником "Лирика". В 1910-1912 гг. опубликовал романы "Чудаки", "Хромой барин" и цикл рассказов и повестей.
 2 ученик.                                                                                                                                                                  В середине 20-ых годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого "Хождение по мукам" - роман "Сестры" . Вторая часть трилогии, "Восемнадцатый год", вышла в 1928 г., третья, "Хмурое утро", - в 1941 году. В начале 30-ых годов Толстой приступил к своему роману "Петр Первый" (1930-1945). -19 марта 1943года  за роман "Хождение по мукам" присуждена Сталинская премия первой степени.
  Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку "Приключения Буратино", которая стала одной из любимейших книг детворы.  

  3 ученик.                                                                                                                                                             В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции он опубликовал автобиографический роман "Детство Никиты" (1921), а год спустя  фантастический роман "Аэлита".
 В 1923 году Толстой вернулся в Россию.
 4 ученик.                                                                                                                                                   30 марта 1943года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка "Грозный".
В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».  

 Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями - за трилогию "Хождение по мукам", за роман "Петр Первый" и за пьесу "Иван Грозный".  

3.Сообщение учителя.

Учитель. Тема нашего урока сегодня: «А.Н. Толстой «Русский характер». Человеческая красота и сила характера героев произведения»

«Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа»  Н.М.Карамзин           

                                                                                                                 

Эти слова великого русского писателя лучше всех других слов, определяют главную мысль произведения А.К. Толстого «Русский характер».

Рассказ учителя истории . Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.  Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки "тигр" и "пантера", штурмовые орудия "Фердинанд", самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190-А" и штурмовики "Хейнкель-129".  Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер.  Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено.  Окончательно похоронило гитлеровскую операцию "Цитадель" крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля. В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были   отказаться от наступления.  12 июля начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород.  Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия.  23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов.  За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов - участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда»

Показ презентации о Курской битве

4. Беседа по рассказу А.Толстого « Русский характер»

Участником этих страшных и великих дней был и наш главный герой Егор Дрёмов. Что случилось с ним ходе танкового сражения? (Он получил сильные ожоги и ранения, но выжил)

 Что пережил Егор в госпитале? (В госпитале Егору делали многочисленные пластические операции для спасения его жизни. Эти операции очень обезобразили его лицо.)

Почему Егор, очень хотевший повидать семью, при встрече с отцом и матерью представился другом их сына? (Он не хотел причинить душевную боль родителям и боялся, что его внешнее уродство заставит отвернуться от него невесту)  

Мать и отец Егора Дрёмова, невеста Катя Малышева  сначала не понявшие обмана, всё - таки сердцем почувствовали, что к ним приезжал их Егор.                                                                         Как поступила мать? (Мать написала письмо сыну, с просьбой сказать правду о приезжем.)

 Какие черты характера проявились в поступке Кати Малышевой? (Мудрость, способность любить и видеть прекрасное не в лице человека, а в его поступках)

 Как вы думаете, прав ли был Егор Дрёмов, скрывая от близких своё несчастье? Объясните почему? (…..)

Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека,

  обнаруживающихся в его поведении.                                                                                                     Почему рассказ называется «Русский характер»?

В каких словах рассказа заключается его главная мысль?

В чьих поступках проявился русский характер?

Чем красивы поступки этих людей?

5. Обобщение.

Сегодня на уроке мы много раз употребляли слово "характер". А что же оно обозначает?

 А что же такое русский характер?

 А как об этом говорит сам Толстой?

 Давайте вернёмся в начало урока и посмотрим на эпиграф, слова историка и писателя 18 века о русском народе. Как вы понимаете их? (Обращение к эпиграфу)

Вот они на ваших иллюстрациях к данному рассказу. (Обращение к иллюстрациям)

6.Рефлексия

Сегодня мы познакомились с рассказом "Русский характер", с главным героем Егором Дрёмовым. Но ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье. И сегодня мы отдаём дань памяти всем героя Великой войны. Минута памяти.

Посмотрите на доску, на которой  прикреплены слова, обозначающие различные характеры людей. Выберите из них те черты характера, которые, по вашему, можно отнести к национальному русскому характеру.  

7.Домашнее задание. Написать эссе по эпиграфу Н.М. Карамзина. Как слова Карамзина подтверждают последние строки рассказа А.Толстого « Русский характер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе и истории 10 классе

«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир») ...

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».Цель урока: познакомить с содержанием...

Интегрированный урок по литературе и истории России в 8 классе «Два Александра: поэт и царь» (Эпоха. Личность. Деяния)

Урок истории и литературы знакомит учащихся 8 класса с эпохой начало царствования Александра I, условиями воспитания, становления характеров и взглядов Александра I и Александра Пушкина....

Интегрированный урок по литературе и истории. 5 класс

На уроке  учащиеся знакомятся  с историческим событием - Бо­родинским сражением, выясняют  его значение в ходе Оте­чественной войны 1812, знакомятся с литературным  произве...

Интегрированный урок по литературе и истории.

Урок знакомит  учащихся с историческим событием - Бородинским сражением, уточняет его значение в ходе Отечественной войны 1812,  учащиеся знакомятся с литературным произведением «Бородино», ...

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...