Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
методическая разработка по истории по теме

Шпак Ольга Михайловна

Реализация технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта.

Личный сайт :http:// nsportal.ru/shpak – olga - mikhaylovna

Информационный раздел обобщения опыта

Тема педагогической проблемы

«Реализация технологии проблемного обучения на уроках  истории и обществознания в средней общеобразовательной школе»

 Актуальность проблемы:

     Современное историко-обществоведческое образование переживает период пересмотра его содержания и технологий его подачи. Вместо знаньевой  парадигмы выступает личностно-ориентированная парадигма. В связи с чем,  выделяется в качестве основной цели –  не получение массы знаний, а воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся, создание условий для национальной идентичности подрастающего поколения, формирования подлинно исторического сознания. Содержание нового ФГОС предполагает упор:

- во-первых на активные формы обучения;

- во-вторых  на самостоятельность личности на уроке и вне;

- в-третьих на развитие критического исторического мышления

Что детерминирует интерес педагогов-практиков к технологии проблемного обучения. Большинство ученых, методистов и учителей признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. На практике было  выявлено, что доминирование репродуктивных подходов в преподавании истории и обществознания создает у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение.

Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позициях ученика и учителя, в их общении в учебно-воспитательном процессе. В массовом традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий учителя, «сосуд», который надо наполнять знаниями. Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить своё сознание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. Этот подход в образовании не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении природой, а закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, в частности, учителем. Для традиционного обучения характерно управление и исполнение, руководство и подчинение, постоянная оценка действий ученика.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

   По результатам анализов многочисленных исследований, проводимых в педагогике, можно убедиться, что большинство педагогов-практиков  понимает значение проблемного обучения, его функции, многие из них  хотя бы  частично внедряют эту технологию в свою педагогическую деятельность.               С целью повышения уровня усвоения УУД  я использую технологию проблемного обучения на уроках истории и обществознания на протяжении ряда лет, в которой основополагающим является:

- учитель не над учеником, а с учеником;

- включение в работу не только органов чувств, но и эмоциональной сферы ребёнка;

- выполнение всей работы учащимися самостоятельно, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта.

-Ведущая идея педагогического опыта

   Последовательное систематическое применение технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания приведет к развитию компетенций:

1) личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, способность ставить цели и строить

жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

2) метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

3) предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

-Концептуальность

   В основе работы по технологии проблемного обучения лежит процессуальная ориентация, учебное исследование, выдвижение и проверка гипотез, эксперимент, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, развитие восприимчивости, поиск личных смыслов, принятие решений. Ученик при таком методе обучения превращается из пассивного слушателя в активного участника процесса обучения.

Цель применения технологии проблемного обучения: формирование личностных, метапредметных, предметных компетенций у учащихся.

Задачи:

  • Способствовать овладению знаниями исторической картины мира: умению объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
  • Формировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
  • Развивать умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей, на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

- Оптимальность и эффективность средств.

    В ходе работы мной выявлено, что на уроке по технологии проблемного обучения оптимальными и наиболее эффективными элементами становится вводно-мотивационный этап – стадия вызова, этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы – стадия осмысления и этап контроля-коррекции – стадия размышления.

   Каждый из этих этапов определенным образом организуется. Рассмотрим на конкретных примерах, как это реализуется практически.

Вводно-мотивационный этап – стадия вызова. На этом этапе:

Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются следующие приёмы: составление кластера, в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями; мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников.

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели.

На стадии осмысления даётся возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом):

  • V – это я уже знал;
  • + – узнал новое;
  • ? – не понял;

 по окончании чтения учащиеся обсуждают в группе только один значок: ? – не понял.

Стадия размышления позволяет учащимся осмыслить всё, то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Используются приёмы: групповая дискуссия, написание мини-сочинения – эссе, составление схем или подготовка своего вывода в виде синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, где рифма необязательна. 

Он составляется по следующему алгоритму:

1.) самое важное слово урока;

2.) 2 прилагательных его характеризующие;

3.) 3 глагола;

4.) выразить свое отношение к проблеме урока;

5.) резюме 1 словом.

Для эффективной реализации данной технологии следует соблюдать   следующие педагогические условия:

  • системность и последовательность в применении методов;

  • включение учащихся в решение поставленной проблемы;

  • позитивный настрой учащихся и учителя в процессе решения проблемы;

  • сотрудничество учителя и учеников в процессе обучения.

  • использование потенциальных возможностей учебного

     предмета «история», «обществознание» для развития логического   мышления учащихся;

Средства обучения:

текст учебника, различные виды документов, методические и наглядные пособия, ИКТ.

- Наличие теоретической базы опыта.

  Теоретическая база опыта основана на идеях и разработках известных отечественных ученых, психологов, педагогов и методистов:   Г.К. Селевко, Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.В. Кудрявцева, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманской, которые внесли значительный вклад в изучение, разработку и исследование технологии проблемного обучения.

       Технология проблемного обучения – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей.

Основные характеристики проблемного обучения:

1) новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем;

2) в ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает высокого уровня;

3) темп передачи информации зависит от учащегося или группы учащихся;

4) повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;

5) результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

  Стержнем методической конструкции данной технологии является проблема, т. е. вопрос, содержащий внутреннее противоречие. В процессе решения проблемы ученик выполняет определенный алгоритм учебных действий, изучает необходимый объем материала; тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения.

Технология проблемного обучения включает в себя такую деятельность учителя и учащегося, как: организация проблемной ситуации, формирование проблем, индивидуальное или групповое решение проблем учащимися, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.

Мною разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса :

Рабочие программы по истории:

-для 7 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы к учебнику «Новая история зарубежных стран: конец XVвека – конец XVIIIвека. 7 класс» В.А. Ведюшкина, С.Н. Бурина,2010г. и авторской программы к учебнику «История России.  7 класс»,2010г. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной;

- для 8класса на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы к учебнику «Новая история зарубежных стран: конец XVIIIвека – начало XXвека. 8 класс» В.А. Ведюшкина, С.Н. Бурина,2010г. и авторской программы к учебнику «История России. XIX век. 8 класс»,2010г.. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной;

-9 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004., а также Примерной программой  основного общего образования по истории // Сайт МОиН РФ и авторской программой к учебнику «История России XX- начало XXI века»,2010г. А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., М.Ю. Брандт;

-для 10 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной  программы  среднего (полного) общего образования  по   истории . Базовый уровень.  10   класс, 2004г.(Сборник нормативных документов. История /сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев .-М.: Дрофа, 2007.)и авторской программы к учебнику «История России с древнейших времен до конца XIXвека ( в II частях)»,2010г. А.Н. Сахарова, В.И. Буганова, П.Н. Зырянова;

- для 11 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной  программы  среднего (полного) общего образования  по   истории . Базовый уровень.  11   класс, 2004г.(Сборник нормативных документов. История /сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев .-М.: Дрофа, 2007.)

 Рабочие программы по обществознанию:

- для 7-9 класса на основе Федерального компонента государственного общего образования по обществознанию, Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., авторской программы «Обществознание. 6-11 классы 2007г.» А.Ф. Никитина;

- для 10 класса на основе Федерального компонента государственного общего образования по обществознанию, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., авторской программы Л.Н. Боголюбова к учебнику «Обществознание. 10 класс, 2010г»;

-для 11 класса на основе Федерального компонента государственного общего образования по обществознанию, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., авторской программы Л.Н. Боголюбова к учебнику «Обществознание. 11 класс», 2010г.

     

В работе использую:

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  Тематическое и поурочное планирование к учебнику «История Росси конец XVI - XVIII  век. 7кл.» М.: .: Просвещение, 2010
  2. Научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе»
  3. О.Н. Журавлева. Тесты по истории Росси: 8кл.: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
  4. Н.Б.Суркова, О.А. Яровая. История 5-9классы. Интерактивные методы преподавания. Волгоград:Учитель, 2011
  5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «История Росси XIXв. 8кл.» М.:  Просвещение, 2010.

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  Тематическое и поурочное планирование к учебнику «История Росси XX- началоXXI века 9кл.» М.: Просвещение, 2010
  2. О.Н. Журавлева. Тесты по истории России: 9кл.: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
  3. В.В. Кириллов, М.Н. Чернова. Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIXв. М.: Центр гуманитарного образования, 2010.
  4. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ. История России. М.: Рустест, 2010.
  5.  А.В. Рогозин. История. Тематические карточки – информаторы. Тесты. 10-11 классы. Волгоград: Учитель, 2009.
  6.   А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов Тематическое и поурочное планирование к учебнику «История Росси XX- началоXXI века 11кл.» М.: Просвещение, 2010    
  7. А.Ф.Никитин. Основы обществознания. М.: Дрофа, 2008.
  8. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/   Под ред. Л. Н. Боголюбова. -М.: Просвещение, 2009.
  9. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008.
  10. А.Ф. Никитин. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Обществознание» для 7-9кл. М.: Дрофа, 2009.
  11. Дидактические материалы по курсу «Обществознание.»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова. -М.: Просвещение, 2009.
  12. Методические рекомендации по курсу «Обществознание.» /Под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009.

   Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Библиотека Школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, ресурсы Интернета.

    Свободно ориентируюсь в современной литературе базовой науки, педагогике, методике.

-Результативность опыта по применению технологии проблемного обучения:

  • Повышается познавательная активность на уроке (из пассивного слушателя в активного участника);
  • Высокое усвоение УУД на уроке ;
  • Формируются личностные компетенции.

    Итак, опыт показывает, что реализация технологии проблемного обучения дает положительные результаты работы, стимулирует самостоятельность и саморазвитие в рамках оптимизации учебного процесса. Уровень успеваемости благодаря использованию этой инновационной технологии  составляет по истории и обществознанию 100 %, качества знаний колеблется от 58 % и до 80 %. Учащиеся подтверждают уровень своих знаний во время сдачи ГИА и ЕГЭ.

- Возможность тиражирования

Накопленный опыт работы по  технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания  пропагандируется  на  республиканских, район- ных семинарах и конференциях , открытых уроках, на школьном сайте и на личном сайте в социальной сети работников образования: http://nsportal.ru/  shpak – olga – mikhaylovna.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...