Внеклассное мероприятие "Вспоминая Сталинград и Курск" (к юбилею битв)
классный час по истории (10 класс) по теме

Лапшина Елена Юрьевна

Данное занятие- одно из школьного проекта " Исторический календарь". Посвящено значительным юбилейным датам Великой Отечественной войны: Сталинградской и Курской битве.Ведется в форме диалога из воспоминаний участников битвы с обеих сторон. Использован и краеведческий материал. Рассчитано на учеников средней и старшей школы. Время занятия- 20 минут. Сопровождается презентацией, созданной учеником 11 класса- Бобковым Андреем. Пустые слайд в презентации предполагают вставку видеофайла по теме и нумерации разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx22.04 КБ
Office presentation icon 23_avgusta_kurskaya_duga.ppt2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия

«Страница исторического календаря:

    Вспоминая Сталинград и Курск..»

Примерный сценарий (20-25 минут)

1.Кадры с сиреной и бомбардировка (Слайд со звуком тревоги, сиреныи кадрами бомбардировок)

2.Нем. сторона (1 ведущий, с немецким акцентом): « Господи, это же август, 23, опять Сталинград! Когда же  наконец перестанут вспоминать о нем? А ведь мы, немцы,  так были близки к победе

Один-единственный малодушный слабак,  сдавшийся Паулюс , свел на нет доблесть и героизм целой армии!

3.Советская сторона (2 ведущий) под слайд про бомбардировку в цифрах:

 -23 августа вошел в историю Сталинградской битвы. как день памяти и скорби по погибшим: погибло 42 тыс мирных жителей (больше, чем проживает в г. Новодвинске сегодня), 50 тыс ранено. Сброшено 50 тыс бомб, на Мамаев курган было сброшено столько снарядов, что после освобождения целых 2 года на нем не росла трава. Как это можно забыть?

 Советская сторона, 3 ведущий

Уже после окончания битвы, в советском правительстве был поднят вопрос о нецелесообразности восстановления города, которое бы обошлось дороже постройки нового города.  Однако Сталин настоял на восстановлении Сталинграда в буквальном смысле слова из пепла. ( Слайд о разрушенном Сталинграде)

4.-Нем.сторона ( 1 ведущий)

…«Заводы и большие здания превращены были в крепости. Население взялось за оружие. На поле битвы лежат убитые рабочие в своей спецодежде, нередко сжимая в окоченевших руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде застыли, склонившись над рычагами разбитого танка. Ничего подобного мы никогда не видели…»  

(Слайд)

Двадцать четыре воина Красной Армии в 1942 году в течение 2 месяцев держали оборону Дома Павлова во время Сталинградской битвы. По словам маршала Чуйкова, потери гитлеровцев, пытавшихся занять Дом Павлова, превысили потери при взятии Парижа.

(Слайд)

5. 2 и 3 ведущий:

- Немцы были со всех сторон. Считай, прямо рядом, в нескольких метрах. Командиры и политработники учили нас особой тактике боев в черте города: ходить в атаки, когда немцы спали или жрали, перебираться с места на место, минировать подходы к «лежкам», - улыбнулся сталинградский воин. - Ну, мы нередко, перепрыгнув через бруствер, прямо к ним. Гаркнем: «Ур-р-а!», и в рукопашку… Отобьем с десяток, второй метров, захватим их командный пункт и ждем атаки фрицев. Успеем и каши немецкой немного съесть и хлебушком чуть-чуть запастись. Потом нас выбьют, и вновь мы в своих окопах затаимся - до следующей атаки. Нас хоть и меньше было, но воевали подчас лучше и смелее фрицев. Потому и не взяли они до конца Сталинград - слабаки в рукопашной были… Бывало, оглянешься вокруг, чтобы закурить попросить или словом обмолвиться, а никого и нет… Признаюсь сейчас: трупов было столько, что иногда трудно было через них проползать, проходить, пробегать… Жалко ребят.. К новеньким привыкнуть не удавалось, даже имена не успевал узнать, а их уж ..

6. 1 вед-й ( под звук метронома)

Во время сражения советская сторона применила меры психологического давления. Так, из громкоговорителей, установленных у передовой, неслись любимые шлягеры немецкой музыки, которые прерывались сообщениями о победах Красной армии на участках Сталинградского фронта. Но самых эффективным средством стал монотонный стук метронома, который прерывался через 7 ударов комментарием на немецком языке: «Каждые 7 секунд на фронте погибает один немецкий солдат». По завершению же серии из 10-20 «отчетов таймера» из громкоговорителей неслось танго

(музыка танго)

7. По усмотрению ( можно не включать в сценарий)

Под Сталинградом служили дети советских руководителей. Василий Сталин (сбил три, по другим данным - два самолета), Владимир Микоян (погиб в воздушном бою), Леонид Хрущев. В 51-й армии воевал отряд автоматчиков под командованием старшего лейтенанта Александра Невского. Политуправление Сталинградского фронта распустило слух, что Невский является потомком древнерусского князя - своего великого тезки.

А на немецкой стороне воевал правнук Бисмарка. Ему повезло: он не погиб, а угодил в плен.

8. 2 ведущий:

2 февраля 1943 года произошла окончательная капитуляция 6 армии фельдмаршала Паулюса, более 300 тысяч человек было окружено и взято в плен. Это было начало коренного перелома в войне.

(Слайд о значении Сталинградской битвы)

9.3 ведущий (слайд)

 По стечению обстоятельств, 23 августа, в день страшного наступления на Сталинград, началась еще одна битва Великой Отечественной войны - битва на Курской «Огненной» дуге

2 вед-й (слайд карта)

В ходе зимнего наступления Красной Армии 1943 года и последовавшего контрнаступления Вермахта в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 км и шириной до 200 км, обращённый в западную сторону (так называемая «Курская дуга»).

3 вед-й

 На протяжении апреля — июня 1943 года на фронте наступила оперативная пауза, в ходе которой стороны готовились к величайшему сражению, которому было суждено решить исход всей войны.

Слайд (о подготовке и работе оборонцев)

2 вед«Мы работали днем и ночью , рыли окопы кирками, лопатами..Было трудно, но никто не жаловался, даже дети. Мы понимали, что это нужно для Родины»

3 вед

Блестяще работала и советская агентура в глубоком тылу врага. Уже с начала 1943 года Сталину и советскому Генеральному штабу было известно о подготовке немецким командованием плана летнего наступления под кодовым названием «Цитадель».

12 апреля 1943 года на столе у Сталина появился переведённый с немецкого точный текст директивы № 6 «О плане операции „Цитадель“» немецкого Верховного командования, завизированный всеми службами вермахта. Единственное, чего не было на документе, это визы самого Гитлера. Он поставил её через три дня после того, как с ней ознакомился советский лидер. Фюрер, разумеется, об этом не знал.

 1 вед: из директивы Гитлера:

« Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира. Неудачи быть не должно!»

2 вед

Одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны — сражение на Курской дуге началась 5 июля 1943 года. Курская битва наряду со Сталинградской составляет так называемый период коренного перелома в войне.

1 вед (гордо): Воспоминания танкистов вермахта:

« У нас было много фотографий воздушной разведки - их показывали экипажам, мы очень основательно подготовились. Мощное вооружение новейших Тигров и Пантер позволяло поражать любой образец бронетехники противника! Первая полоса обороны пройдена всего за 17 часов!

Слайд (техника)

3 вед:

Яростные атаки продолжались в течение 7 дней, однако к 12 июля немцы продвинулись на севере дуги лишь на 10-12 км, на южном, самом опасном- на 35 км

Видео сражения.

1 вед

 (И слова  нем.стороны на фоне видео):

« Однозначно русская артиллерия намного превосходила немецкую. Танкисты часто жаловались, что русскую пушку увидишь только тогда, когда она уже по тебе выстрелила! Русские орудия выжигали до пепла целые кварталы ..(Гельмут Клаусман)

2 вед:

К лету 1943 года Советский Союз догнал и перегнал фашистскую Германию не только в плане производства вооружений, но и фактически во всех сферах военной деятельности.

1 вед:

«Трудно было представить, что кто-то из русских солдат выживет после такого жуткого смерча… Наши пошли вперед: еще 20 метров - и они займут передовые русские позиции! И вдруг они залегают под смертоносным огнем… Глазам своим не верим. Как, неужели после этого ураганного огня, бесчисленных бомб пикирующих бомбардировщиков, которые не щадили ни единого квадратного метра земли и перепахали все, что можно, еще жива оборона, живы русские солдаты? …Но что это? Наши отступают! Результат? Большинство убито, часть ранена, остальные разбиты… Разбиты наголову!»

3 вед:

С этим человеком мы еще недавно ходили по одним улицам родного Новодвинска. В июне Виктора Петровича Воробьева, ветерана, воевавшего на Курской дуге не стало.. (Воробьев В.П.:Слайд- портрет)

2 вед. (Слайд -видео Прохоровки)

«На земле сделался ад, - рассказывал Виктор Петрович Воробьев, наш ветеран- новодвинец - гул самолетов, лавины танков, взрывы бомб и снарядов. Но мы еще не представляли, что ад может быть и «покруче». 10 июля нас маршем перебросили под Прохоровку».,которой суждено было стать местом самого крупного  и ожесточенного танкового сражения Второй мировой войны.

«Рассвет 12 июля 1943 года был ясным и солнечным - середина лета в этих местах - благодатная пора. И вдруг... Казалось, воздух заколебался от скрежета и гула военных машин - танков и самолетов.

-3 вед        : «Все смешалось, - Виктор Петрович как будто вновь видел и переживал  те события. - Черный дым окутал поле боя. Что творилось, не передать словами... Так продолжалось до позднего вечера. А утром следующего дня – вновь тишина, как будто нет войны. А в Прохоровке - все черно, перерыто, исковеркано, кругом трупы, трупы... Трудно разобрать, где наши, где немцы. Фашисты не прошли.»

1 вед,(нм сторона):

«Это был ад! Только одна моя рота уничтожила 15 русских танков»

2-3 вед:

Много славных имен оставила нам Курская огненная дуга. Слава Алексея Маресьева зарождалась именно во время битвы на Курской дуге. Вернувшийся в боевую авиацию после ампутации обеих ног старший лейтенант Маресьев столкнулся с недоверием, летать с ним в паре лётчики не хотели, опасаясь, что пилот с протезами не справится в трудную минуту. Но Маресьев в разгар боёв на Курской дуге совершал боевые вылеты наравне со всеми. 20 июля 1943 года во время боя с превосходящими силами противника Алексей Маресьев спас жизни двух своих товарищей и лично уничтожил два вражеских истребителя «Фокке-Вульф 190» За время участия в боях лётчик-истребитель Алексей Маресьев лично сбил 11 самолётов противника: четыре до ранения и семь — возвратившись в строй после ампутации обеих ног. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Жизнь и судьба реального военного лётчика Алексея Маресьева, который в Советском Союзе был известна практически всем, легла в основу книги писателя Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

А сейчас, оказывается, мало кто знает об этом человеке и читал эту книгу.

Слайд (Итоги):

1 вед, нем. сторона: « В результате провала наступления «Цитадель»(кодовое название операции на К.Д) мы потерпели решительное поражение .Русские использовали победу «по полной» -  и больше на Восточном фронте не было спокойных дней» (Гудериан)

2 вед под слайд видео со словами диктора:

: … До конца войны оставалось еще долгих 2,5 года..

Используемая литература к разработке сценария:

  1. Г.К. Жуков « Воспоминания и размышления»,т.3
  2. Манштейн.Э. «Потерянные победы»
  3. « 5 неизвестных фактов о Сталинграде», АиФ,2012
  4. «Помним лица Победы», Новодвинск, 2005
  5. Киноэпопея « Освобождение»

6.Серии фильма «Великая война» и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

23.08.1942 4-й воздушный флот Рихтгофена совершил 1500 вылетов На Сталинград было сброшено 1000 тонн бомб различных типов За один день уничтожено более 80% зданий Потери среди мирного населения составили 40000 человек

Слайд 4

Мамаев курган

Слайд 5

Сталинград в руинах

Слайд 6

Дом Павлова

Слайд 9

2 февраля 1943 - окружение и окончательная капитуляция фашистской армии Паулюса

Слайд 10

Память о Сталинграде

Слайд 11

23.08.42 - 23.08.43

Слайд 12

Операция «Цитадель»

Слайд 13

РККА В полосе Воронежского фронта было выкопано 4200 км траншей. На участке Центрального фронта эта цифра достигала 5000 км. Построено 2000 км дорог Возведено / восстановлено 686 мостов За 2 месяца по железной дороге доставили 300000 вагонов с техникой и грузами

Слайд 15

Вермахт На участке Курского выступа введено 50 дивизий Вермахта общей численностью в 900000 человек 16500 танков и сау, включая новейшие Тигры, Пантеры и Фердинады 2000 самолетов

Слайд 16

Начало сражения

Слайд 17

танки

Слайд 19

Воробьев Виктор Петрович 1922-2013

Слайд 20

Уже 10 июля на пятый день битвы наступление Моделя на северный фас курской дуги практически остановилось. Задачу измотать противника войска Рокоссовского выполнили и теперь настало время думать о наступлении. В разговоре со Сталиным по телефону Жуков назвал дату его начала – 12 июля.

Слайд 21

Прохоровка

Слайд 22

Алексей Маресьев

Слайд 23

Итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Сталинград"

Театрализованное представление посвященное 70-летие со дня Победы....

Внеклассное общешкольное мероприятие "У нашей школы юбилей"

Предлагаемый материал можно использовать в любой школе на празднествах, посвящённых юбилейной дате. Содержание сценария разносторонне освещает школьную жизнь, стихи легко заучиваются. Музыкальные номе...

внеклассное мероприятие по истории "Наши земляки в битве под Москвой"

Внеклассное мероприятие расчитано для учащихся 5-11 классов. Цель: воспитание патриотизма, чувство гордости за подвиг земляков....

Внеклассное мероприятие в рамках недели психологии.Игра «Битва полов».

Внеклассное  мероприятие в рамках недели психологии Сценарий вечераИгра «Битва полов»Цель: создание условий для развития  творческих способностей, воображения, фантазии в процессе игры...

Внеклассное мероприятие по теме "Курская дуга"

Внеклассное мероприятие по теме "Курская дуга" включает в себя содержательный материал по данной теме....

Презентация к внеклассному мероприятию "Живой символ Курского края-птица соловей"

Презентация является дополнением к внеклассному мероприятию "Живой символ Курского края-птица соловей"...

Внеклассное интегрированное мероприятие "Гимн курскому краю."

Внеклассное интегрированное мероприятие  "Гимн курскому краю" способствует  обобщению и закреплению знаний  учащихся о Курской области;  даёт  возможность учащи...