Работа с одарёнными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время
статья по истории по теме

Горбунова Тамара Николаевна

Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi_vo_vneurochnoe_vremya.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными детьми

на уроках истории, обществознания  и во внеурочное время

                                                                                                  Горбунова Тамара Николаевна                                          

                                                                                                 учитель высшей категории,

                                                                                                МБОУ Кулундинская СОШ №1

с. Кулунды

tomsik1962@mail.ru

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.

Никого особого рецепта по работе с одарёнными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы.  Беда в том, что не все из них об этом знают.

 Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребёнка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотеть» особенности каждого ребёнка. Учебный процесс в  общеобразовательной школе  предполагает, что ребёнок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности опрелеляет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей.

Когда дети приходят в 5-й класс, работу я начинаю со всем классом. В течениие работы и выстраивается методика выявления одаренных детей, в первую очередь  в рамках урочных занятий я стараюсь проявить интерес к своему предмету, где как раз и выявляюся дети, имеющие выраженные способности. Широкое распространение получают групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке, в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику. При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми. В своей работе я использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, провожу  нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие и т.д.)

Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом,- коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, мышления, работу с разными мыслительными предложениями - защита своей точки зрения,оппонирование, последующая рефлексия. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна моя роль  в раскрытии способностей учащихся, использовать и применять возможности новых компьютерных технологий. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, что позволяет повысить самооценку ученика.  

Мной была разработана программа работы с одарёнными детьми. Школьное образование, традиционно считавшееся основным, не решает главные задачи.

Школа гарантирует лишь некий стандарт, который недостаточен в реальной жизни. Это и заставило усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа «Одиссея разума», дополнительная работа с учащимися при подготовке к олимпиадам (история, обществознание, право), исследовательская работа. Материально- техническая база кабинета способствует данному виду работы

- комплектование кабинета библиотекой (учебная, научная, психолого- педагогическая литература) позволяет привлечь внимание «звёздочек» для дополнительной работы ;

- создание банка вопросов для любознательных (у нас накопилось уже довольно много), проводим конкурсы на лучшие вопросы.

Создать условия для выявления поддержки и  развития одарённых детей, их самореализации, активизации познавательной деятельности.

Одна   из форм   - это работа во  внеурочное время, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты, стараюсь способствовать развить у учащихся творческие способности, дающие возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное. На протяжении 7 лет в школе организован и работает кружок «Одиссея разума», который посещают дети, зачастую опережающие своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Традиционно в нашей  школе проводится интеллектуальная игра «Одиссея разума». В  ней принимают участие не только учащиеся, но и команды учителей, родителей, с ними на равных состязаются сборные команды НОУ «Эрудит» (младшая и старшая группы). Команда школы под моим  руководством ежегодно участвует  в районном, окружном, конкурсах  интеллектуального творчества «Одиссея разума», где становится победителем или призером. Пять лет мы принимаем участие в финальной игре краевого конкурса «Одиссея разума» в городе Барнауле, где были лауреатами, призерами.

Параллельно я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. В рамках поддержки одаренных детей  стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. Считаю, что предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами олимпиад по истории, обществознанию и праву различного уровня. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и систематической работе с одарёнными детьми. При подготовке к олимпиадам и конкурсам, как и все учителя, провожу индивидуальные занятия с детьми, направленные не только на изучение материала, но  намного опережающего школьную программу, на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.

 Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с «одаренными» детьми – это процесс взаимообогащающий, взаиморазвивающий.

Одной из форм  работы является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Исследовательская и проектная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.         Ежегодно готовлю с учащимися научно- исследовательские работы, которые занимают призовые места на школьном, муниципальном, в этом году на краевом уровне.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных олимпиад, успешно поступают и учатся в ВУЗах .

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с одарёнными учащимися на уроках физкультуры и во внеурочное время»

«Работа с одарёнными учащимися  на уроках физкультуры  и во внеурочное время»...

Система работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время

презентация содержит материал опыта работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время...

План работы с одарёнными детьми на уроках технологии и во внеурочное время.

План работы с одаренными детьми на уроках технологии и во внеурочное время на 2013-2014 учебный год...

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.

В представленном материале обобщён опыт работы по развитию одарённости детей на уроках социально -гуманитарного цикла...

Работа с одарёнными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время

Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраж...

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время

Методическая статья, раскрывающая примеры форм работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время...

Работа с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочное время .

Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения....