Работа с одарёнными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время
статья по обществознанию на тему

Золотухина Елена Леонидовна

 Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети- это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями. Они любознательны, у них высокая потребность в познании, высокий уровень развития абстрактного мышления и речи, высокая мотивация к учебной деятельности, они более активны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryon._detmi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания  и во внеурочное время

(Золотухина Е.Л, МАОУ «Востряковская СОШ№2 г. Домодедово»)

 Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети- это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями. Они любознательны, у них высокая потребность в познании, высокий уровень развития абстрактного мышления и речи, высокая мотивация к учебной деятельности, они более активны.

Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.

Одаренность – дар природы или результат разумного воспитания? Чудо природы или чудо терпения и внимания родителей и учителей? Одни утверждают, что таланту ничего не надо, если он есть, то он есть. Другие, что талант надо обязательно развивать и это развитие, прежде всего, зависит от личной направленности человека, от его жизненной позиции.

Многое в развитие одаренности зависит от того, насколько мы учитываем своеобразие человека, его специфику, непохожесть на других людей, насколько мы умеем найти в индивидуальности то “самое-самое”, что, в конечном счете, будет определять успех. Одна из насущных задач учителя в работе с одаренными детьми – увидеть в каждом из них индивидуальность. При этом надо учесть, что у одних она на виду и вызывает удивление и восхищение. У других она скрыта, спрятана в закоулках их внутреннего мира, придавлена, заслонена различными комплексами, особенностями темперамента и характера. Поэтому талант не всегда на виду, чаще всего его надо выявлять, порой приложив определенные усилия, а затем поддержать, дать возможность развиться.

В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит        три        этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему        предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить        себя,        раскрыть        свои        таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили  способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях        и        олимпиадах        разного        уровня.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать,        отстаивать        свои        суждения;
урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов);
урок-        конференция.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы,        викторины.
На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому,  или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются мероприятия (викторины, конкурсы, турниры), проводимые в рамках предметной недели или декады.  В частности, в этом году, в рамках недели истории  был проведен турнир знатоков права для учащихся        10        класса. Во время проведения предметной недели мы с детьми организуем выпуск газет разной направленности. (Дом Романовых. 400 лет», «Исторический калейдоскоп»,        «А        знаете        ли        вы…?»). Дети охотно принимают участие в подборе материала. Эта работа по силам не только одаренным детям. Процесс поиска и отбора материала является частью поисково- исследовательской деятельности.
Исследовательская и проектная деятельность наиболее ярко проявляется во внеурочной сфере.
Подобная деятельность учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.

В 2010 году мы с девочкой 11 класса Волковой Еленой  приняли участие в конкурсе исследовательских работ по краеведению, получили первое место в районе. В 2012году  Свирина Александра стала призёром  школьной научно- практической конференции «Шаг в будущее»,  заняла второе место.  

В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
стимулирование интереса детей к предмету;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области .

В 2011-2014 годах  четыре ученика стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории, обществознанию и праву.

Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества.  В перспективе хотелось бы иметь специальную авторскую программу для работы с одаренными детьми, расширять круг сотворчества и сотрудничества со студентами и преподавателями вузов, методом диагностики изучать познавательные интересы и потребности одаренных детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Целью своей педагогической деятельности считаю создание такой среды, при которой возможно формирование ключевых компетентностей. Реализую данную цель через организацию деятельности учащихся на у...

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности является одной из основных целей  учителя-предметника в 9-11 классах. Что...

Работа с одарёнными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время

Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях....

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.

В представленном материале обобщён опыт работы по развитию одарённости детей на уроках социально -гуманитарного цикла...

Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Виды работы с одарёнными детьми и результативность этой работы....

Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время

В статье идет речь о том, кто такие одаренные детьми и что для них характерно. Перечислены проблемы, возникающие у категории этих детей и их особенности, которые необходимо учитывать при работе с ними...


 

Комментарии

Майорова Любовь Никитична

прочла вашу работу,материал для меня полезный и главное показан результат вашей работы,спасибо коллега.