Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

 

Представлен рабочий лист для учащихся  изучения темы по истории России в 8 классе. При создании использовалась следующая литература: 1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ,19 век.8 класс:учеб.дляобщеобразоват.учреждений.М.:Просвещение,2009 г.2.Колганова Е.В.,Сумарокова Н.В. Поурочные разработки по истории России 19 в.8 кл.М.:Вако,2004.3.Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России 19 века: 8 кл.: метод.пособие.-М:Изд-во ВЛАДОС-4.Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории .8 класс.-М.ТЦ СФЕРА,2003г.ПРЕСС,2001.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochiy_list._deyat._speranskogo.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

  1. Начало деятельности М.М. Сперанского.

Работа с документами.

 «Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий».

                                    В.О. Ключевский

«…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России». Л.Н. Толстой

«Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него любое королевство!» Наполеон

«Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших..» Из «Записок» барона Г.А. Розенкампфа

«Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас  даёт  нам чувствовать нашу зависимость... Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен.. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер...»

                                                           Барон Густав Армфельд

Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний?

2.Проект политических реформ: замыслы и результаты.

« В конце 1808 г. Ваше величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с образом Ваших мыслей… Изо всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».

                                   Из письма М.М. Сперанского Александру I

Вопрос. На какие мысли вас наводит выдержка из письма М.М. Сперанского Александру I?

«…самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». С.В. Мироненко «Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале 19 в.»

Работа с текстом параграфа № 3.

Вопросы. Какой принцип был положен в основу предложенного М.М. Сперанским проекта структуры государственных органов? 

Кем впервые был предложен этот принцип?

Был ли реализован этот принцип  на практике в других странах?

Устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие). Они наделялись гражданскими правами.

Вопрос. Какие права называются гражданскими? Кто наделялся гражданскими правами? Какие права называются политическими? Каковы функции Государственной думы?

Каковы задачи Государственного совета? Что из предложенного было реализовано?

3.Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.

Вопрос. В чем вы видите причины отставки М.М. Сперанского?

Работа с документами к параграфу.

Работа с документом.

«В историю России Сперанский вошел в качестве неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлен в сколько-нибудь полной мере- большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в политику?»

                                                                                                            Томсинов В.А.

Вопрос. Ответьте на вопрос, заданный историком. Почему вы так считаете?

 Вопрос. 1. Считаете ли вы, что реформы Сперанского
могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути?

2. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку?  3. Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (занятия) на тему "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского"

Методическая разработка  предназначена для использования на уроках истории в 10 классе или на занятии элективного курса «Реформаторы в истории России 19 – начала 20 века» в системе предпрофильног...

методическая разработка урока "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского" 8класс.

в методической разработке урока "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского" используется метод исследования исторического докумнта на примере отрывка из "Введения к уложению государственных за...

Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

Эта презентация поможет провести урок истории в 8 классе на тему "Либеральные начинания в царствование Александра  I. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского...

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

Презентация окажет помощь учителям истории при подготовке к уроку  по реформам М.М.Сперанского. В презентации подробно показаны этапы   возвышения Сперанского, о планах его преобразований, р...

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

Урок 8 класс по теме "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского"....

Презентация к уроку истории России "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского".

Презентация к уроку истории России "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского"....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...