Разработки уроков истории с постановкой проблемной ситуации
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Примерные разработки уроков истории с постановкой проблемной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primer_urokov_is_tori_s_postanovkoy_probl.situatsii.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории России XX века в 9-м классе "Оформление политической системы СССР в 30-е годы XX века"

Вступление учителя. Ребята, мы продолжаем изучать историю нашего государства в 30-е годы ХХ века. (Беседа учителя с учащимися).

I. Учитель - Вспомните, какие сферы жизни общества существуют?

- Какую сферу жизни общества мы изучали на предыдущем уроке?

- Поразмышляйте над полученными ответами и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ответы 2-х, 3-х учащихся)

Учитель- Да, мы будем изучать политическую сферу и рассмотрим формирование политической системы СССР.

- Запишите тему урока: “Оформление политической системы СССР в 30-е годы ХХ века”.

- Посмотрите записи в тетради по теме “Политические процессы в 20-е годы”, когда мы изучали формы государства в нашей стране.

- Какая форма правления утверждается в России? (Советская республика).

- Какая форма национально-государственного устройства? (Федерация - СССР )

- Используя знания с уроков обществознания по теме “Формы государства”, сформулируйте проблему сегодняшнего урока. (ответы 1-х, 2-х учащихся)

- Правильно, цель нашего урока состоит в том, чтобы выяснить какой политический режим окончательно сформировался в СССР в 30-е годы ХХ века.

- Какие виды политического режима вы знаете? (Демократический, антидемократический).

(По ответам учащиеся делают записи в тетради)

Записи в тетради

Форма правления - Советская республика

Национальное государственное устройство - федерация, СССР.         Политический режим        демократический                 антидемократический

II. Вступление учителя. Мы будем работать с документами: читать их и беседовать по вопросам. Разделимся на группы. (Каждая группа получает свой набор документов и вопросов к ним, по ответам на которые организуется беседа, оформляются записи в тетради. )

I группа - Какая партия утверждается у власти?

- Какие изменения в ней происходят?

Записи в тетради “Политический режим, его характерные черты”.

1. Утверждается диктатура партии большевиков, уничтожается оппозиция внутри партии.

2. ВКП (б): фактически не существует демократического правления, партия стоит над народом.

I, II группы - Какие черты политического режима вы ещё можете указать?

Продолжение записей в тетради.

3. Сращивание государственного и партийного аппарата, усиление бюрократизации.

4. Насаждается единообразие мышления.

5. Массовые репрессии.

III группа - Какова роль Сталина в этом процессе и отношение народа к нему?

Формируется культ вождя, его обожествление.

Учитель: Внимательно прочитайте записи в тетради, обратитесь еще раз к документам и сделайте вывод: “Какой политический режим формируется в СССР в 30-е годы?” (Ответы 1-х, 2-х учащихся)

Запись в тетради.

Вывод. В СССР в 30-е годы ХХ века формируется политический антидемократический режим. Советское государство – тоталитарное государство.

III. Закрепление материала

Учитель - Охарактеризуйте формы государства в СССР в 30-е годы XX века.

I. Вступительное слово учителя.

1 декабря 1934 года был убит С.М.Киров – первый секретарь ленинградского губкома ВКП (б). Это убийство послужило поводом для развертывания массовых репрессий в стране.

 На полную мощь заработала кровавая машина, сотни тысяч ни в чем не повинных людей стали «врагами народа», «шпионами», ушли в небытие, превратились в « лагерную пыль». Сейчас мы можем только догадываться, сколько гениальных ученых, врачей, актеров, музыкантов, конструкторов потеряла Россия. Сколько талантливых детей не было рождено, а сколько осталось сиротами с клеймом «детей врагов народа». В 50-х годах новое руководство страны признало сам факт репрессий. Начавшиеся в начале 90-х годов серьезные общественные политические изменения позволили открыть завесу секретности. Но проблема противостояния личности, общества и власти существует и сейчас.

 Александр Яковлев (возглавлял комиссию по реабилитации жертв политических репрессий и Международный фонд «Демократия», умер 18 октября 2005 г.) считал, что в нынешнее время происходит демонтаж некоторых важных элементов гражданского общества:

 - фактически поставлено под контроль телевидение;

 - в результате выборов 7 декабря 2003 года наметился переход к однопартийной системе;

 - значение имеют и, казалось бы, чисто символические шаги – возврат к сталинскому гимну, под звуки которого функционировала тоталитарная мясорубка, строился ГУЛАГ;

 - кроме того, по данным Федеральной Службы Исполнения наказания Министерства юстиции РФ из 143 млн. россиян в учреждения ФСИНа содержится 883,5 тыс. заключенных, т.е. 161 житель страны. Россия занимает первое место в мире по относительному количеству заключенных – 655 человек на 100 тыс. жителей. Ни в одной европейской стране относительное количество заключенных в настоящее время не превышает 100 человек на 100 тыс. населения.

 Если мы хотим, чтобы российское общество умело и хотело защищать и ценить условия политической свободы и обеспечивающие их правовые и демократические институты, важно. чтобы еще на школьной скамье молодежь получала ясный ответ на вопрос, что представлял собой Советский Союз, общество и государство с точки зрения уважения и обеспечения прав и свобод человека и интересов личности.

Документ

          В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие… Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить… Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты говоришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может… Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства… Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способность находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими – но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными – но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем – разве только что с проклятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом – убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).

Задание. Проанализируйте текст, ответив на следующие вопросы:

 - Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.? Какими способами оно формировалось?

 - Какой вывод можно сделать об уровне жизни населения?

 - Почему большинство советских людей были уверены в превосходстве социалистической системы?

 - Возможно ли индивидуальное сопротивление тоталитаризму?

Заключение

VII. Повторение темы заканчивается тестированием.

Политическая и социальная система в 30-е гг.

 Тест

 Вариант I

1. Характерными чертами тоталитарного режима являются:

 а) политический плюрализм;

б) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

 в) насильственное установление однопартийной системы;

 г) унификация общественной жизни;

 д) культ национального вождя;

 е) массовые репрессии.

2. В августе 1929 г. на предприятиях и в учреждениях СССР был введен новый трудовой распорядок, а именно установлена:

а) 6-дневная рабочая неделя с одним выходным днем;

 б) 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

 в) 7-дневная рабочая неделя без выходных дней.

3. На июльском (1928 г.) Пленуме ЦК при подведении итогов «шахтинского дела» Сталин выдвинул тезис, ставший основополагающим для всей его последующей политики. Суть его сводилась к следующему:

 а) возможность построить социализм в одной отдельно взятой стране;

 б) классовая борьба в стране будет обостряться по мере продвижения ее к социализму;

 в) нынешнее поколение советский людей будет жить при коммунизме.

4. Назовите последствия стахановского движения в социальной сфере:

 а) социальное расслоение рабочего класса;

 б) выравнивание уровня жизни всех слоев общества;

 в) рост асоциального поведения в рабочей среде.

5. В декабре 1934 г. в СССР был введен «упрощенный» порядок судопроизводства. Он предусматривал:

а) ограничение срока работы следствия до 10 дней;

б) ограничение срока судебного рассмотрения до 2 дней;

в) сокращение срока рассмотрения дел о помиловании;

г) слушание дела без участия сторон;

д) запрет на просьбы о помиловании.

6. Идеалом несуществующей трудовой крестьянской партии был объявлен известный русский ученый:

 а) Н.И.Вавилов;

 б) И.В.Мичурин;

 в) А.В.Чаянов.

7. Сталинские репрессии с особой силой обрушились на Красную Армию, так как:

 а) в армии были очень сильны троцкистские организации;

 б) армейские кадры противились мерам по реорганизации и механизации армии, абсолютизируя опыт, полученный во время Гражданской войны;

 в) это была реальная сила, представлявшая потенциальную опасность для сталинской диктатуры.

8. Репрессии 30-х гг. были направлены прежде всего против представителей старых партийных кадров (ленинской гвардии), ибо они:

а) отрицательно относились к личности Сталина на и его методам строительства социализма;

 б) поняли, что строительство социализма – неосуществимая мечта;

 в) пытались осуществить совет Ленина о смещении Сталина с должности генерального секретаря.

10. Ведущим принципом распределения социальных благ стал принцип распределения по:

 а) труду;

 б) потребностям;

 в) социальной норме.

12. Одним из главных разработчиков новой Конституции СССР был:

 а) Н.И.Бухарин;

 б) И.В.Сталин;

 в) Л.Д.Троцкий.

13. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

 а) ряд руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий партийный или государственный орган;

б) верхушка господствующего класса;

 в) кооперативная организация добровольно объединившихся крестьян для ведения крупного хозяйства на основе общественных средств производства и коллективного труда;

 г) последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения;

 д) штатные партийные работники, обеспечивающие функционирование структуру партии.

а) иерархия; б) колхоз; в) номенклатура; г) партийные функционеры; д) элита.

7 класс

При изучении курса истории России первой половины XVIII века, нам стали известны следующие факты: Россия победила в Северной войне, утвердилась как великая европейская держава и приобрела выход к Балтийскому морю. Проверим наши знания!

Опрос фронтально.

 Назовите дату Северной войны

 Ответ: Северная война (1700- 1721г.)

Ребята! Назовите самое крупное сражение Северной войны

Ответ: Самое крупное сражение Северной войны Полтавская битва 1709г.

Были ли предприняты попытки завоевания выхода к Черному морю при Петре I?

Ответ: Да. Азовские походы. Прутский поход.

 Были ли предприняты попытки завоевания выхода к Черному морю в годы дворцовых переворотов?

Ответ: Да. При Анне Иоанновне. В результате Русско-турецкой войны 1735-1739г, по условиям Белградского мира 1739 года Россия утверждала за собой только Азов, однако обязывалась не содержать флот на Азовском и Черном морях.

Объяснение нового материала

Активизация учащихся

Ребята! Мы уже знаем, что выход к Балтийскому морю, Россия получила. А был ли завоеван выход к Черному морю? Ответ: Нет. Известно ли нам что- либо о завоевании Россией выхода к Черному морю? Ответ: Нет. Значит, нам необходимо пополнить наши знания. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Проблемное задание:

 Внимательно слушайте объяснение учителя, работайте сами и постарайтесь ответить на вопрос «Подтвердила ли Россия во второй половине XVIIIв статус великой европейской державы?».

Екатерина II надеялась в свое правление решить внешнеполитические задачи, поставленные еще ее предшественниками. Какую важнейшую задачу ей предстояло решить? Ответ: Завоевание выхода к Черному морю.

Какое направление было самым важным? Южное направление. Россия стремилась приобрести выход к Черному морю

8 класс

В 1861г произошло ключевое событие в истории России – отмена крепостного права, Оно было долгожданным, давно подготавливаемым, выстраданным. А что же дальше? К каким социально-экономическим изменениям приведет отмена крепостного права? Построение древа предсказаний (прием по технологии развития критического мышления). (Гипотеза)

- развитие крестьянского хозяйства

- укрепление крестьянской общины

- развитие промышленности за счет освободившихся рабочих рук

- развитие банковского дела

Давайте проведем исследование, чтобы доказать наши предположения. Какова цель исследования? (Каким образом происходило социально - экономическое развитие в пореформенный период?)Первая группа исследует уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время. Для этого она использует текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем (Приложение1), и документ, помещенный после текста параграфа. Документ называется: «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н.. Этой группе предлагается найти ответы на следующие вопросы:

Сравнить показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделать соответствующие выводы.1.Объяснить, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ?2.Объяснить, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный период?

11 класс

Возможный вариант вступления.

Мы перевернули последнюю страницу – война закончилась. Наступил мир. И все же осталось ощущение, что что-то мы упустили, остались сомнения и чувство недосказанности – не все события, факты, личности вошли в материал уроков.

Проблемы оценки фактов, их трактовка давно существует у историков: в любом событии есть две стороны, а может быть и три, и четыре. Какое бы из событий мы не взяли, везде есть место сомнениям: пакт Молотова-Риббентропа и “секретный протокол”, начало войны и поведение Сталина, значение ленд-лиза, тайная дипломатия периода войны, поведение союзников, блокада Ленинграда и многие другие. А уже разного рода воображаемые сюжеты: что было бы, если бы покушение на Гитлера удалось, II фронт открыли бы раньше, Гитлер и Сталин договорились, Англия была бы оккупирована – дают простор для фантазии. Но история – наука строгая. П.Чаадаев когда-то написал: “История всякого народа представляет собою не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей… Эту историю создает не историк, а сила вещей…”.

Теперь становится понятно, что без собственной оценки тех или иных фактов обойтись никак нельзя и мы остановили свое внимание только на нескольких аспектах проблемы: спорные вопросы – вопрос о II фронте, и “темные страницы” – тема предательства и истоки героизма (фанатизма?) и “белые пятна” – неоправданные жертвы во время заключительного периоды Великой Отечественной войны: штурм Берлина. Вопрос же “советский воин – освободитель: кто он?”

Развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период

(60 – 70 –гг. XIX века).

Показатели развития сельского хозяйства.

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в.

Посевные площади.

82,5 млн. десятин.

103,8 млн. десятин.

Урожайность хлебов с одной десятины.

5 центнер.

7 центнер.

Средневаловой сбор хлебов.

31,2 млн. тонн.

54,1 млн. тонн

Дворянское землевладение.

Около 90 млн. десятин.

53,2 млн. десятин.

Развитие промышленности в пореформенный период.

(60 – 70 –гг. XIX века).

Показатели развития промышленности.

Показатели до 1861 года.

Показатели с 1870-х по 90-е годы XIX в.

Свеклосахарная промышленность.

1,9 млн. пудов.

12,5 млн. пудов.

Выплавка чугуна.

20,5 млн. пудов.

88,7 млн. пудов.

Добыча каменного угля.

18,3 млн. пудов.

555,5 млн. пудов.

Добыча нефти.

500 тыс.

377 млн.

Развитие железнодорожного строительства

в пореформенный период (60 – 80-е годы XIX века).

Показатели железнодорожного

строительства

Показатели до

1861 года.

Показатели с 1870-х –

по 1890-е годы.

Протяженность железных дорог.

2 тысячи км.

22 тысячи км.

Ассортимент перевозимых грузов.

Хлеб составлял 40 % всех грузов.

Хлеб составлял 25 % грузов,

нефть – 30 %,

лес, уголь – 40 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

«Повышение эффективности обучения на уроках математики через создание проблемных ситуаций»

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у ...

Постановка проблемной ситуации перед учащимися на примере разработки урока "Оптимизация графических файлов".

Данный урок можно провести в конце учебного года, когда учащиеся знакомы с различными типами файлов, умеют работать в различных графических редакторах (MS Paint, MS PowerPoint, Adobe Photoshop)....

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»

В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы с...

Мастер-класс «Формирование критического мышления на уроках физики для решения проблемной ситуации через эксперимент»

Важная задача, которая стоит перед учителем – не только передать знания, но и создать ситуацию при которой ученик сможет применить полученный багаж....

Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках чтения, истории через создание проблемной ситуации

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

Урок-диалог на основе проблемных ситуаций в 8а классе.

Тема: Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Подготовка к ОГЭЦель урока:расширить представление учащихся о способах связи слов в словосочетании, о специф...