Мир без нацизма
план-конспект урока по истории по теме

Матафонова Алёна Владимировна

Нужно ли говорить со школьниками о нацизме? Какую угрозу несет в себя нацизм?  · В разработке урока показан  бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме, раскрыто  содержание понятий национальная и расовая дискриминация, геноцид; описаны  конкретные проявления геноцида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_uroka_mir_bez_natsizma.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока теме:  «Мир без нацизма»

Цели урока:

  • показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме;
  • раскрыть содержание понятий национальная и расовая дискриминация, геноцид; описать конкретные проявления геноцида; показать, что массовое уничтожение евреев и цыган было существенным звеном в цепи нацистских планов установления нового порядка;
  • добиться понимания школьниками преступного характера нацистского режима, понимания того, что война с Германией в середине ХХ столетия была принципиальным противостоянием.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, видеоурок « 9 мая»

Ход урока.

        Современные молодые люди и представления не имеют, что несет за собой понятия «фашизм», «нацизм», «национализм».

       Молодежи не известно и не понятно слово Холокост. Многие из них никогда не слышали об Освенциме, Бухенвальде, Хатыни     .

      С каждым годом остается все меньше участников и очевидцев нацистских преступлений. А вот современные нацистские и фашистские организации наоборот процветают, затягивая в свои сети все большее количество молодежи. Это огромная общемировая проблема, решать которую необходимо как можно быстрее.

       Всему человечеству в память о тех событиях остались воспоминания бывших узников фашистских концлагерей. !

Просмотр фильма « 9 мая»

       Мы - Люди, независимо от того, кто мы по национальности, не будем молчать. Делать вид, что ничего не происходит, отворачиваться, пробегать мимо, когда совесть требует - ОСТАНОВИСЬ! Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство по расовому или национальному признаку.
      "Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех".Сегодня унижают один народ, завтра унизят другой!

       На пороге XXI века в Стокгольме прошел Международный Форум по Холокосту. Президенты, премьер-министры, видные политики, общественные деятели заявили: "Мы сочувствуем страданиям жертв и черпаем вдохновение в их борьбе. Наше обязательство - помнить о погибших, уважать уцелевших и вновь подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости".
      Мы - это и Вы. Каждый из Вас.

      Холокост – одна из центральных тем в изучении истории Второй мировой войны. т.к. через него видна сущность фашизма.

       В XXI век необходимо идти только нравственно очистившись от гадостей ХХ века, в т.ч. и подобных трагедий.

Дополнительная информация для учащихся.

       План “окончательного решения” как убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. “Вначале было слово”. Устное и печатное, использование понятного “образа врага” для победы на выборах. Детальное антиеврейское законодательство, насилия, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры.

Работа с документом № 1.

Вопросы к документу. ( работа со словарем)

  • Что вы знаете об истории установления фашистской диктатуры в Германии?
  • Когда и как это произошло?
  • В чем были причины победы нацизма в Германии?
  • Каковы основные положения идеологии нацизма?
  • Почему идеология нацизма прежде всего побеждала в странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне?

        Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя “арийцев” представителями “высшей расы”, а всех остальных – представителями “низшей расы” и даже “недочеловеками”.

        Школа, институт, заводской цех, кинотеатры и театры, стадионы — все социальные институты делали невозможным существование человека вне политики и вне государства.

Работа с документом № 2-3.

Вопросы к документам:
— Какие цели ставились перед школой в нацистской Германии;
— Каковы были способы достижения этих целей;
— Удалось ли достигнуть этих целей?

Продолжение рассказа учителя

          Итак, мы можем сделать вывод о том, что в нацистской Германии проводилась целенаправленная политика ущемления прав людей по национальному и расовому признаку.

         Для обозначения такой политики существует специальное понятие — национальная и расовая дискриминация.
       Эта дискриминация вырастает из
ксенофобии, подготавливается формированием стереотипов и предрассудков; далее следует создание расистской идеологии и партии, политика которой основана на этой идеологии.
         Пиком политики расовой дискриминации в предвоенной Германии стала
ночь с 9 на 10 ноября 1938 г., когда нацистами был учинен всегерманский еврейский погром. Объектом особой ненависти гитлеровцев и распаленной ими толпы стали крупные универсальные магазины, принадлежавшие евреям. Из-за огромного количества разбитых витрин этот погром получил название хрустальная ночь.

         Еврейский юноша Гершель Гриншпан, живший тогда в Париже, потрясенный жестокостью нацистов, зашел в немецкое посольство в Париже и выстрелил в первого попавшегося чиновника. Им оказался третий секретарь посольства Эрнст фон Рат, умерший потом от ран.

         Нацистам, уже давно вынашивавшим планы еврейского погрома, этот инцидент дал хороший повод. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Более 30 тысяч евреев, в основном людей свободных профессий, были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.
         Главный ужас ждал человечество с началом Второй мировой войны. Теоретиками нацистской партии была разработана новая псевдонаука: так называемая
 биополитика, в соответствии с которой надлежало строить — на расовой основе — жизнь завоеванной Европы.
      Программа переустройства Европы получила название 
новый порядок. Суть этого нового порядка была проста — завоеванная территория объявлялась «жизненным пространством» высшей арийской расы и эта «раса господ», ее вожди, должны были решать: кому и как в этом пространстве дозволяется жить, а кто в нем жить не должен.

         К проведению этого решения в жизнь нацистское руководство подошло с истинно немецкой аккуратностью и педантичностью. Евреи подлежали изоляции в специальных поселениях — гетто, откуда они постепенно передавались в руки специальных групп СС, которые занимались массовыми расстрелами. Когда выяснилось, что уничтожение «низшей расы» с помощью расстрелов идет слишком медленно, план был пересмотрен и главным местом убийств стали специально построенные гигантские лагеря смерти: Освенцим, Майданек, Дахау и другие.

          Доставленные в концлагеря узники убивались отравляющим газом в специальных газовых камерах, а их тела сжигались в круглосуточно работавших гигантских крематориях.

        Агрессия и геноцид покоренных народов – отличительная черта нацизма, требующая уничтожения низшей расы, или “недочеловеков”.

         Понимание этой неразрывной связи объясняет особую жестокость оккупационного режима третьего рейха в Восточной Европе, особенно на территории СССР. Именно евреи стали жертвами нацистского эксперимента по разработке и реализации технологии уничтожения целого народа.
         В течение 1941—1945 гг. в ходе «окончательного решения еврейского вопроса» были уничтожены
шесть миллионов евреев — две трети живших в Европе. После войны для обозначения этой беспримерной трагедии было использовано древнегреческое слово Холокост, в буквальном переводе означающее «огненное жертвоприношение».
        Весной 1942 г. группой специалистов, работавших в Берлинском университете, по заданию Гиммлера был разработан план «Ост» — план использования немцами оккупированных территорий СССР.

Работа с документом № 4.

  • Отличалась ли судьба евреев на оккупированных территориях и во время войны в целом от судьбы поляков, русских, украинцев и других народов?

        На территории бывшего СССР проблему Холокоста выделять нельзя. Выделение Холокост в России – явное неуважение ко всем остальным жертвам нацизма. Холокост – всего лишь один из эпизодов всемирной истории и изучать его надо также,  как и другие сюжеты.

       История не бывает одномерной. Внутреннее сопротивление многих отнюдь не зараженных антисемитизмом наших сограждан признанию этой темы – важной для современной России – имеет свое объяснение.

        Ведь Советский Союз, как ни одно другое государство мира, потерял в годы войны миллионы мирных жителей разных национальностей.

        Десятилетиями люди читали и слышали: нацисты хотели уничтожить (и уничтожали) – все порабощенные народы. Что ж, никто не вправе отрицать эти планы, подкрепленные высказываниями нацистских лидеров в их пропагандистских выступлениях.

       Запущенный в 1941 году механизм уничтожения евреев и коммунистов был распространен впоследствии нацистами на оккупированных территориях СССР и в лагерях смерти на всех, кто оказывал малейшее сопротивление или подозревался в нем. Фашистские изверги уничтожали их за что угодно, но только не за национальную (расовую) принадлежность.

        Любая теория о превосходстве отдельных рас или народов, о неполноценности других рас и народов рождает нетерпимость, ненависть, жестокость в отношении наций, а в сочетании с силой тоталитарного государства (а именно такой была гитлеровская диктатура времен третьего рейха) – создает условия для агрессии, геноцида и тотального уничтожения.

          Весной 1943 г. по поручению Гиммлера была издана брошюра “Унтерменш” (“Недочеловек”) – о русских (и шире – о славянах). Ее предполагалось использовать в качестве учебного пособия для немецких солдат на Восточном фронте.

         Цель этого издания состояла в том, чтобы показать эти народы, и, в частности, русских в образе монголоидных чудовищ: “Недочеловек, биологически как будто бы совершенно такое же существо, является тем не менее другим, ужасным созданием, с человекоподобными чертами лица, но в духовном отношении стоящим ниже, чем животное… Живут ли другие народы в изобилии или дохнут от голода интересует меня лишь в той мере, в какой мы нуждаемся в рабах для поддержания нашей культуры”.

  • Затрагивала ли эта политика интересы других наций?

       Нет необходимости доказывать, что когда в стране, победившей фашизм, звучат нацистские лозунги, а преследования и оскорбления людей по национальному признаку (в том числе и русских в некоторых бывших советских республиках) становятся обыденным явлением, тема нацизма  звучит особенно актуально.

     Актуальность темы определяется не только воспитательным значением познания прошлого, но и пониманием сегодняшнего смысла мировых событий, проблем развития нашей страны, остроты политической борьбы и угрозы возрожденного шовинизма, фашизма, антисемитизма.

       Подтверждением этих слов служат события на Украине.

  • Можно ли говорить об идейной близости украинской политики  и фашистов?

         Наверное, самым ужасным, оставшимся навсегда в памяти человечества преступлением нацистов стало именно истребление народов — сознательное, продуманное, планомерное уничтожение людей по национальному признаку.

        Для обозначения этого страшного явления юристам пришлось ввести специальное понятие — геноцид.

       Нацистам удалось (к счастью, лишь отчасти) осуществить только одно из задуманных ими преступлений — массовое истребление евреев и цыган, но, как мы теперь понимаем, огненное жертвоприношение ждало не только их.
       В ходе  изучения  Второй мировой войны, мы выясняли, что эта война была не только борьбой между государствами, это была борьба всего человечества против абсолютно бесчеловечного и преступного режима, борьба за спасение в человеке человеческого начала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему: "Нацизм и национализм"

данный классный час проводился в группе 31 ПОВТ Белгородского индустриального колледжа 16 апреля 2013 года....

Открытый урок "Мир против нацизма" 1-11 класс

Тема: Прозабыть такое невозможно, потому что позабыть нельзя....

Сценарий урока "Мир без нацизма!"

Открытый урок "Мир без нацизма!" проведен в рамках празднования 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны....

конспект урока "Немецкий нацизм"

Цель урока.-Создать условия для формирования представления о внутреннем положении Германии в период экономического кризиса, в результате которого стал возможен приход к власти НСДАП, о причинах возник...

СКАЖЕМ "НЕТ ФАШИЗМУ И НАЦИЗМУ

В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность, нетерпимость, стремление с помощью насилия ...

Классный час "Мир без нацизма"

Классный час на актуальную тему позволяет уч-ся осознать подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны,способствовать сохранению памяти о жертвах фашизма,провести профилактическое предуп...

Внеклассное мероприятие в 10 классе "Мир без нацизма"

Нацизм - страшное слово для многих в нашей стране. Это явление пользуется популярностью в граничащих с Россией странах. Дети должны знать, что такое нацизм и фашизм. На занятии также ребята знакомятся...