План урока по истории (10 класс) по теме: Иван III.
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Ельникова Валентина Борисовна

Урок дает возможность понять как происходило образование единого государства, как рождалось русское самодержавие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План урока по теме: Иван III57 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»

                              П л а н    у р о к а.

Тема: Образование единого государства.

               Рождение русского самодержавия.  

                                                                    Автор:

                                                                    учитель истории

                                                                    высшей квалификационной

                                                                    категории

                                                                    Ельникова Валентина

                                                                    Борисовна

с.Надежда                                                                                     2013 г.

ПЛАН  УРОКА

ТЕМА: Образование единого государства России.

              Рождение русского самодержавия.

ЦЕЛЬ: рассказать об основных направлениях внешней и внутренней

             политики Ивана III, показать его роль  в создании централизованного

             государства.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:  проанализировать деятельность исторической личности,

                                   сыгравшей важную роль в становлении русской

                                   государственности.

Развивающие: формировать навык умения работать с источниками,

                            содействовать развитию мыслительных операций,

                           формировать умение высказывать свои мысли,

                                   обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать любовь к Отечеству, формировать уважение

                                 к государственной символике.

Оборудование: карта «Россия во второй пол. XV- начале XVI в.;

                            раздаточный материал /документы/;

                            презентация урока /слайды/.

Основные понятия: «централизованное государство»,

                                     самодержец, республика, вече, Софья Палеолог,

                                    Судебник 1497 г.,  Юрьев день, пожилое.  

Тип урока: урок  изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения: наглядно-слуховой, словесный, анализ, обобщение,

                                  творческие задания.

                                       Изумленная Европа, в начале царствования Ивана

                                       едва замечавшая существование Московии,

                                       стиснутой между татарами и литовцами, была

                                       поражена появлением на ее восточных границах

                                       огромного государства.

                                                                               К.Марс.  

                                       

                                    ХОД   УРОКА

1.Орг. момент. Я надеюсь, мы сегодня плодотворно поработаем…

В XV веке обозначились границы огромного государства и неслучайно «Изумленная Европа….»  Какова тема нашего урока? Тема нашего урока… Нам предстоит выяснить так ли это было? /слайд №2-тема и эпиграф/

В настоящее время некоторые государства добиваются своей независимости.  Что необходимо иметь государству для полной независимости? Каковы признаки государства? /слайд №3-признаки государства/

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и

   актуализацию опорных знаний.

            Эти задачи необходимо было решить и Ивану III. Придя к власти он приступил к планомерному объединению земель. А что было сделано его предшественниками в этом направлении? Вспомните Ивана Калиту и Дмитрия Донского. /рассказ детей/

 /слайд №4-Предшественники Ивана III/

ВЫВОДЫ: Иван Калита присоединил Белоозео, Галич,Углич. Дмитрий Донской укрепил положение Москвы, выиграв Куликовскую битву.                                                    

Мы видим как возвышается Москва. Мы также видим, что не присоединена Новгородская земля. /слайд №5-карта/ Что мы знаем о Новгородском княжестве? /рассказ детей о своеобразии данного региона/

3.Ознакомление с новым материалом.

             Как складывались отношения  между Москвой и Новгородом  мы узнаем из документов. Нам предстоит выяснить экономические, внешнеполитические и религиозные причины присоединения Новгорода.

     1. Работа с источниками.

                               Документ 1. Вариант-1   /слайд №6/

          Новгородское боярство к середине XV века разделилось на две группировки. Одну из них возглавляла энергичная вдова посадника Марфа Борецкая, считавшая, что независимость Новгороду, сохранение республиканских вечевых традиций может гарантировать лишь союз с Литвой.

         Вторую боярскую группировку представляли сторонники сближения с Москвой. Однако и эти бояре надеялись на сохранение независимости Новгорода, гарантией которой и стали бы хорошие отношения с московским князем. За Москву также стояло и простонародье.

         Союз Новгорода с Литовским князем Казимиром вынудил Ивана III собрать полки с подвластных ему земель и двинуться на свободолюбивый город.

         1.О каких партиях рассказывает документ?

         2.Почему Иван III двинул свои полки на Новгород? Назовите экономические и внешнеполитические причины?

Выводы:

 Внешнеполитические причины: опасный сосед на Западе и нельзя ему дать стать сильнее за счет Новгородского княжества. Экономические: через Новгород проходят торговые пути. Земля богата природными богатствами. Расширились московские владения.

                              Документ 1. Вариант-2

        Когда в Москве узнали о переходе Новгорода к Литве, то взглянули на это как на измену не только великому князю, но и русскому народу. В этом смысле великий князь Иван писал в Новгород, убеждая новгородцев отстать от Литвы, и короля-католика. Стали готовиться к походу. Походу на новгородцев был придан вид похода за веру на отступников.

        1.О чем рассказывает документ?

        2.Какое значение имела православная вера в средневековой Руси?

Вывод: объединению русских земель способствовала и православная церковь.              

                                   

                                             

                                       Документ 1. Вариант-3

        Сражение на реке Шелонь в 1471 году, где новгородцы были разбиты, не дало возможности сразу присоединить республику к Москве. Заплатив контрибуцию и отказавшись от союза с Литвой, Новгород еще семь лет сохранял независимость. Лишь в 1477 году Иван III предпринял новый поход. Осадив Новгород, великий князь предъявил свои требования:                                                    

«…вечю и колоколу в отчине нашей в Новгороде не бытии. Посаднику бытии. А государство нам свое держати».

      1.Каковы этапы покорения Новгорода?

      2.Почему перевоз вечевого колокола в Москву играл большое значение?

Выводы: Этапа было два. Перевоз вечевого колокола в Москву, назначение наместника означали окончание существования Новгородской республики.

/слайд №7/.-  Покорение Новгорода./

2.Работа с документом №2.

         Споры вокруг имени Ивана III началась еще при нем. Находились люди, недовольные его подчас крутой политикой, некоторые критиковали его, называли правителем нерешительным. Споры эти перешли в среду историков XIX  - XX веков. И мы поговорим об этом человеке. Судьба отмерила ему более 60 лет, была наполнена бурными и важными событиями, имевшими для истории Отечества значение исключительное./ слайд №8 –Иван 3/

           

                            Документ 2. В-1 /слайд №9 – документ №2/

«Нельзя не удивляться его уму, сметливости, с какой он умел преследовать избранные цели… Но…не следует… упускать из виду… что истинное величие исторических лиц в том положении, которое занимал Иван Васильевич, должно измеряться степенью благотворного стремления доставить своему народу возможность большее благосостояние и способствовать его духовному развитию… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своею единою властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами, умел наполнять свою великокняжескую сокровищницу всеми правдами и неправдами, но эпоха его мало оказала хорошего влияния на благоустроение подвластной ему страны. Сила его власти переходила в азиатский деспотизм, превращающий всех подчиненных в боязливых и безгласных рабов. Такой строй политической жизни завещал он сыну и дальнейшим потомкам».

Н.Н.Костомаров. О значении Ивана III для русской истории.

1.Охарактеризуйте Ивана III  как политического деятеля.

2.Можем ли мы сказать, что рождается русское самодержавие?

                                   Документ 2. В-2

        Иоанн на двенадцатом году жизни сочетался браком с Мариею, Тверскою княжною; на восемнадцатом уже имел сына, именем также Иоанн, а на двадцать втором сделался государем. Но в лета пылкого юношества он изъявлял осторожность, свойственную умам зрелым, опытным а ему природную: ни в начале, ни после не любил дерзкой отважности; ждал случая, избирал время; не быстро устремлялся к цели, но двигался к ней размеренными шагами, опасаясь равно и легкомысленной горячности и несправедливости, уважая общее мнение и правила века. Назначенный судьбою восстановить единодержавие в России, он не вдруг предпринял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными.

Н.М.Карамзин. Предание веков. М.1998.

1.Используя  документ, охарактеризуйте Ивана III как человека.

                                              Документ 2. В-3

             «Параллельно с фактическим усилением власти московского государя происходит идейно-политическое возвышение этой власти. После взятия Константинополя турками (в1453 г.) и падения Византийской империи не оставалось более ни одного независимого православного государства, кроме Москвы. Брат последнего византийского императора Константина, Фома Палеолог нашел с семейством убежище в Риме. Великий князь московский Иван III в 1467 году овдовел, и скоро римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в супружество Ивану III в надежде посредством этого брака устроить присоединение Москвы к Флорентийской унии. Брак этот состоялся в 1472 г.; он не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софьи в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. В Москве строятся новые соборы и стены Кремля.

            С конца XV в. постепенно прекращается господствовшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и «домашнего» титула «великий князь Иван Васильевич» Иван  III принимает пышный титул: «Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси».

            С конца XV в. на печати московского государя появляется византийский герб – двуглавый орел.

С.Г.Пушкарев. Обзор русской истории. М.,1991.

1.Что появилось нового в Московском государстве с приездом Софьи Палеолог?

2.Из каких строк документа мы можем понять, что рождалось русское самодержавие?

/слайд №10   -Софья,   слайд № 11-  печать,   слайд №12 -   герб,

слайд № 13  -Успенский собор,  слайд № 14-  Кремль /

   

Выводы: появилось сильное, мощное государство. Рождается русское самодержавие. Меняется жизнь во дворце. Появляется пышный церемониал, строятся соборы, меняются титулы, появляются новые символы государства.

3.Работа со слайдами.

            Ивану III необходимо решить еще одну задачу – это освобождение от монголо - татар. Чувствуя силу единого государства  Иван решается на дерзкий поступок. Он разрывает ханскую грамоту. Хан Ахмат идет с войском на Русь. У реки Угры  в 1480 году два войска встречаются, но так и не решаются вступить в бой. Хан Ахмат уводит свои войска. Так произошло освобождение Руси от монголо-татарского ига. На Руси появляется свод законов единого государства – Судебник.

Слайд №15 – Уничтожение ханской грамоты.

Слайд №16 -  Стояние на реке Угре.

Слайд № 17-  Судебник 1497 г.      

Слайд № 18 – Карта централизованного государства.                                        

       

                                                 

4.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах

   изучения.

Вернулись к высказыванию К.Маркса. /Слайд № 19/

1.  Выводы: 

- В 15 веке завершилось объединение Русского государства.

- Русь освободилась от монголо-татарского ига.

- Формируется русская народность.

- Первый кодекс законов единой России – закрепил единое устройство и

   управление в государстве.

5.Подведение итогов.

6. Домашнее задание.  /Слайд №20/ $ 23. Работа  с тестом. Дать сравнительную характеристику правления Ивана III и президента РФ

 Путина В.В. Найти дополнительный материал по теме в сети Интернет.

7. Работа с литературой. /Слайд №21/  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "Иван Крылов - великий русский баснописец"

Данная презентация является наглядным материалом и сопровождением к уроку литературы в 5 классе  по теме "Иван Крылов - великий русский баснописец" и предназначена для проведения урока в общеобра...

план урока по истории 11 класс "Духовная жизнь"

План-конспект урока по истории России для 11 класса....

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...

План урока по истории 5 класс

План урока по истории 5 класс...

Мастер-класс Урок по истории 10 класс "XVI век. Иван IV. Теория и практика государственного правления"

Урок по истории 10 класс «XVI век. Иван IV.Теория и практика  государственного правления»...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...