Конспект урока по теме: Традиции и занятия коренного населения нашего края в конце XVI – начале XVII вв.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Первый из двух уроков о традициях и занятиях коренного населения Югры в конце XVI - XVII вв, для обучающихся с ОВЗ специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Традиции и занятия  коренного населения нашего края

в конце XVI – начале XVII вв.

(1 урок)

        Цель

        Формировать представление о традициях и занятиях коренных жителей Югры в XVI – XVII вв.

        Задачи

        Образовательные: дать краткую характеристику занятиям и  традициям и коренных жителей Югры в XVI - XVIIв.

        Коррекционно – развивающие:  развивать пространственное мышление через  умение работать с картой; логическое мышление через работу с пословицами и загадками.

        Воспитательные: вызвать у учащихся чувство уважения к традициям и занятиям коренных народов севера.

        Основные знания: занятия – рыболовство, охота, оленеводство.

        Основные термины и понятия: чувал, облаз, морда, нарты, малица, сак, акань.

        Оборудование и материалы: карта «Русское государство в XVI - XVII в.», презентация, фотографии, макеты.

        Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Повторение пройденного материала

Фронтальная беседа.

  1. Когда Сибирь присоединили к Российскому государству? Покажите на ленте времени.
  2. Покажите на карте территорию Сибири.
  3. Какие новые города возникли на территории Сибири.  Покажите на карте.
  4. Назовите дату основания Сургута?
  5. Послушайте стихотворение и скажите о  ком идет речь?

Плывет, уж близко челнока.

Но сила року уступила,

И, закипев страшней, река

Героя с шумом поглотила.

Лишивши сил богатыря

Бороться с ярою волною,

Тяжелый панцирь - дар царя – стал гибели его виною.

  1. Какое значение имело присоединение к Российскому государству  Сибири?

Отвечают на вопросы, показывают на карте и «Ленте времени».

1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их. С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: Тобольск, Тюмень, Обдорск (Березов), Сургут.

Актуализация знаний

Вступительное слово учителя.

       Вы помните, что на территории Сибири проживали не только сибирские татары (потомки монголов – Золотой орды), но и коренные жители: ханты и манси (остяки и вогулы).

      Сообщение темы урока: «Традиции и занятия  коренного населения нашего края в конце XVI - XVII вв.»

Записывают в тетрадь

Изучение новой темы

План

  1. Образ жизни.
  2. Жилища:

а) чум (летний, зимний);

б) дом (зимний, летний);

в) хозяйственные постройки.

  1. Занятия:

а) рыболовство

б) охота

в) оленеводство

  1. Одежда
  2. Бытовая утварь.
  3. Игрушки.

Рассказ учителя.

  1. Ханты и манси вели полукочевой образ жизни, т.е. переезжали  жить в другое место, приблизительно раз в полгода, это  зависело от того, чем они занимались. У реки  - занимались рыболовством, уходили в лес - охотились, или занимались разведением   оленей.

По ходу рассказ учитель демонстрирует макеты жилищ (изготовленные обучающимися) и фотографии.

  1. Жилища:

а) чум (летний, зимний – особое отношение к огню);

б) зимний дом, состоял из одного помещения, спали на нарах, покрытых шкурами, дом условно делился на мужскую и женскую половину. На мужской половине хранились все мужские принадлежности, на женской – женские,  также там же находилась люлька ребенка. Отапливался  дом  -  чувалом (словарная работа).

 в) летний  дом не отапливался,  печь для выпечки хлеба находилась рядом с домом.

в) хозяйственные постройки: лабаз (словарная работа) - хранили запасы продуктов, зимнюю одежду.

  1. Занятия:

Загадка: О каком традиционном занятии пойдет речь, узнаете, отгадав национальную загадку. «Под водой сто глаз».

а) рыболовство – традиционное занятие ханты, манси.

- Какие две крупные реки протекают по территории нашего края? (Обь, Иртыш).

Жители края предпочитали селиться по берегам небольших рек, озер. Садился рыбак в свой облаз (словарная работа) и отправлялся ловить рыбу. Ставил сети, связанные из крапивного волокна или ловушки для рыбы – морды (словарная работа). Морды ставили по течению реки, рыба в них заплывала, а выплыть не могла.  

Если рыбы наловили много, всегда делились со родственниками.

Задание:

- Кукую рыбу ловили вы узнаете, если вставите пропущенные гласные буквы.

с

т

р

с

т

р

л

д

ь

м

к

с

н

н

л

ь

м

Рыбу ханты и манси очень любят, это их основная пища. Вот послушайте стихотворение местного поэта:

Вы изведали хоть раз

Вкус морозной строганины?

Если нет – зову я вас

В наши снежные равнины.

С перцем, с солью, ох и сласть!

Ничего вкуснее не надо,

Съел – и в теле разлилась

Молодящая прохлада.

Рыбу вялили, коптили, солили, сушили, ели сырой, мороженной.  Из внутренностей вытапливали жир, он шел в пищу в чистом виде или его смешивали с ягодами черемухи. На нем жарили лепешки, которые брали с собой в дорогу и на охоту. Рыбьи пузыри сушили и  варили из них клей. Рыбу сушили, толкли в муку, из которой варили болтушку.

б) охота – другое важное занятие коренных народов.

- Как вы думаете, для чего охотились ханты и манси на пушного зверя? Ясак – налог сдавали пушниной.

Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили, употребляли в пищу яйца диких птиц.

Задание: назовите представленных вам пушных животных (презентация).

На животных ставили ловушки (показ фотографий). Чтобы не повредить шкурку использовали специальные  стрелы с тяжелыми наконечниками.

И везде с охотником был его верный друг – собака.

в) оленеводство – также одно из традиционных занятий коренных народов нашего края.

Задание:

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? – «Олень есть – жизнь есть».

Олень – это мясо, из его шкуры делают чум, шьют одежду, это средство передвижения – нарты (словарная работа).

Рассказ представителя Краеведческого музея.

  1. Одежда (малица, сак)
  2. Бытовая утварь.
  3. Игрушки (акань)

Вывод по теме: Коренные народы  в начале XVII века сохранили традиционный уклад жизни, традиционные занятия.

Слушают

Рассматривают, записывают в тетрадь

Отгадывают

Отвечают на вопрос

Выполняют задание

Отвечают на вопрос

Называют: песец, белка, лисица, соболь… Рассматривают 

Отвечают на вопрос, объясняют

Слушают

Первичное закрепление.

  1. Фронтальный опрос (по презентации).
  2. Индивидуальная работа по карточкам.

1.

Назовите коренных жителей ХМАО?

Назовите их древнее название.

Ханты и манси

(остяки и вогулы)

2.

Назови основное занятие народов ханты и манси.

Охота, оленеводство, рыболовство.

3.

Что является основной пищей народов ханты и манси?

Рыба и мясо оленя, боровая дичь

4.

Назови названия хозяйственных построек народов ханты и манси.

Амбар и лабаз.

5.

Как называется кукла, которой играли и играют сейчас девочки народов ханты и манси.

Акань.

6.

Как называется основное жилище народов Севера?

Чум.

7.

Какие ценные промысловые рыбы обитают в водоёмах округа?

Осётр, стерлядь, нельма, налим,муксун

8.

Как называется зимняя одежда народов ханты и манси?

Сак, малица.

9.

На каких животных охотятся народы ханты и манси?

заяц, песец, белка, лисица, соболь…

10.

Кто является верным другом и помощником охотника?

Собака.

Отгадай хантыйские и мансийские загадки.

1.

Под водой сто глаз.

Сети

2.

Вокруг тебя вьётся, а руками не поймаешь.

Дым

3.

Дерево, обвитое множеством нитей.

Паутина

4.

Двое рядом соревнуются, никто не может победить.

Лыжи

5.

Не море, не земля – корабли не плавают и ходить нельзя.

Болото

Объясни смысл  пословиц.

Пословицы.

1.

Хозяином будешь – свой край полюбишь, родным домом назовёшь.

2.

Обильный стол даром не даётся.

3.

Добрыми мыслями живёшь – будто живую воду пьёшь.

4.

Будь рыболовом с головой, охотником – с душой.

5.

Дети, как солнце, согревают родителей заботой и лаской.

Отвечают на вопросы, выполняют задание по карточкам

Домашнее задание

По карточкам.

Составь предложения и  расскажи о быте коренного населения,  используя слова для справок: в летнем доме; деревянной посудой и  посудой сплетенной из корней деревьев; глиняной печи;  под навесом;  ловушки на животных.

Слушают разъяснения учителя.

Подведение итогов, выставление оценок.

Я вырос здесь, здесь край родной.
А лес кругом - простор таёжный,
Люблю тебя, мой край родной,
Край не любить мой - невозможно!

Оценивают друг друга, заслушивают оценки учителя

                                               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: Русское государство в конце IX начале XVII века"

Разработка обобщающе - повторительного урока по истории России 6 класс в форме игры "Звездный час". Игровая технология позволяет повторить важные факты из курса истории России за 6 классна эмоциональн...

Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв.

Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв. для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида....

Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века".

Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века" для обучающихся  8 класса с ОВЗ....

Конспект урока на тему "Традиции японской кухни"

Конспект урока по технологии для учащихся 11 классов по теме "Традиции японской кухни"...

Конспект урока Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в. 7 класс

Конспект урока Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в. 7 класс История России....