Поурочная разработка по истории для 10 класса по теме" Внутренняя политика Петра I. Реформы"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Журкович Ольга Ивановна

Поурочная разработка по истории России для 10 класса по модульной технологии (Цявичене). К разработке прилагаются 4 приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петр I(1689-1725). Внутренняя политика. Реформы.

План урока:

У. Э   1. Социально- экономическое развитие России к концу XVII века.

У. Э . 2. Личность Петра I.

У. Э.  3. Реформы царя.

У. Э.  4. Итоги внутренней политики Петра I.

Цели урока:

1.Охарактеризовать социально-экономическое положение России к началу правления Петра I .

2. Дать объективную характеристику личности царя.

3. Систематизировать реформы  Петра I.

4. Охарактеризовать итоги внутренней политики.

Основные понятия: Меркантилизм, протекционизм, гильдия, цех, рекрут, фискал, бурмистр, прибыльщик, коллегия,

Основные персоналии: Петр I, А. Меншиков, А. Строганов, Н. Демидов

У. Э .1

Социально- экономическое развитие России в конце XVII века.

Цели:

  1. Определить новые явления в социальной жизни России XVII в.
  2. Охарактеризовать состояние экономики России к концу XVIIв.
  3. Определить какие задачи стояли перед Россией.

Прочитай текст № 1                                                        5 минут.

Выполни задание А.

Составьте календарь основных внутриполитических        Обязательно для всех        

 событий в России к концу XVII в. По алгоритму:

Дата

Событие

Выполни задание Б.

Выпишите новые явления социальной жизни России        Обязательно для всех

 в втор. пол.XVIIв. По алгоритму:                                  В виде тезисов.

-………………..        5 минут

-……………….                                                                

-………………..

Выполни задание В.

Охарактеризуйте состояние экономики России во        Обязательно для всех.

втор. пол.XVII в. Ответ одной фразой.        3 минуты.

Выполни задание С.                                                        Выполняется по желанию.

Исходя из состояния экономики России,         5 минут

сформулируйте задачи, которые стояли перед страной Ответ в виде тезиса.

контроль: самоконтроль + взаимоконтроль        3 минуты

                                                У. Э. 2

                                        Личность Петра I.

Петр I – сын Алексея Михайловича

Романова и Н. К. Нарышкиной.

1689-1696гг- двоецарствие старшего брата Ивана и ПетраI

1696- установилось единовластие ПетраI

Цель: дать объективную характеристику личности Петра I на основе различных документов и материалов.

                                                                

Изучи текст № 2.                5 минут

        

Выполни задание А. Сформулируйте положительные

 качества ПетраI. Ответ краткий.        Уровень обязателен для

        всех. 3 минуты.

Выполни задание Б. Кратко ответьте на вопрос: почему      Выполняется по желанию

оценка личности Петра I так противоречива?        3 минуты

Выполни задание В. Какие исторические объективные        Выполняется по желанию

условия оказали большое влияние на деятельность Петра I?        3 минуты

Ответ в виде тезисов.

контроль: контроль учителя        2 минуты

                                                У. Э. 3

                                        Реформы Петра I

Цель: охарактеризовать реформы Петра I.

Изучить текст № 3.

        5 минут

Выполни задание А. Представьте в виде таблицы реформы         Обязательно для всех.

ПетраI. Параметры определите самостоятельно.

Выполни задание Б. Ответьте на короткий тест:

        Выполняется по

А. В результате государственных и административных        желанию. 3 минуты.

 реформ царя в России:        Ответ записать так:

  1. утвердилась абсолютная власть монарха                                А-..
  2. усилилась роль Земских соборов                                        Б-…
  3. усилилась роль Боярской думы
  4. утвердилась роль Верховного тайного совета

Б. Реформа государственного управления проведена

Петром I для:

  1. еще большего закрепощения крестьян
  2. укрепления неограниченной власти царя
  3. введения органов местного самоуправления
  4. создания сословно – представительной монархии

Выполни задание В.         Обязательно для всех

        5 минут.

Заполните схему « Высшие органы власти и управления в пер-

вой четверти XVIII в.», используя термины:

Синод; император; губернатор; генерал-прокурор; коллегии;

Сенат; обер-прокурор; воевода.

Выполните задание Г. Соотнесите названия органов государ        Обязательно для всех

ственной власти и государственных чиновников,        5 минут.

 введенных Петром I, и деятельностью,

которую они осуществляли.

А. Синод

Б. Сенат

В. Коллегия иностранных дел

Г. Военная коллегия

Д. Адмиралтейская коллегия

Е. Преображенский приказ

Ж. Главный магистрат

З. Берг- коллегия

И. Камер- коллегия

К. Штатс- коллегия

Л. Вотчинная коллегия

М. Мануфактур- коллегия

Н. Обер- прокурор

  1. Внешние сношения
  2. Сухопутные вооруженные силы
  3. Дворянское землевладение
  4. Политический сыск
  5. Организация деятельности Русской церкви
  6. Разработка новых законов, контроль за финансами

страны и деятельностью администрации

7.Управление промышленностью

8. Сбор доходов

9. Управление металлургической промышленностью

10. Наблюдение за деятельностью Синода

11. флот

12. Расходы государства

13. Ведал русскими городами

Ответ записать так:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Выполните задание Д. Какая новая должность « давала         Выполняется по

возможность хорошо зарабатывать, и никакая беда не подстере-        желанию. 3 минуты

гала его, даже если он явно клеветал, шантажировал свои

жертвы, занимался вымогательством..», «..это должностное

лицо было больше заинтересовано в совершении преступления,

 чем в его предупреждении».

Ответ одним словом.

контроль: взаимоконтроль + контроль учителя        5 минут

                                        У. Э 4.

                Итоги внутренней политики Петра I.

Цели: 1) Определить основные направления внутренней

 политики Петра I

2) проанализировать различные точки зрения на царство-

вание Петра I.

Изучи текст № 4        5 минут

Выполни задание А. Перечислите, в каких сферах жизни Петр I        7 минут.

осуществил свои преобразования, и что осталось прежним.        Обязательно для всех.

Ответ по алгоритму.        Используй также

Реформы осуществлены в …..

Реформы не затронули……

1

1

2

2

3

3

текст № 3
        

Выполни задание Б.         Выполняется по

Определите, какие мероприятия Петра I         желанию. 5 минут

способствовали экономическому прогрессу страны, и какие

тормозили ее развитие.

  1. Стремление правительства регламентировать все стороны

 жизни российского общества

  1. Строительство мануфактур
  2. Запись ремесленников в цехи
  3. Введение нового Таможенного тарифа
  4. Разрешение покупать крепостных крестьян владельцами

мануфактур

     6. Создание купеческих «кумпанств» для торговли

 с заграницей

     7. Сокращение казенных и торговых монополий

     8. Контроль государства за предприятиями, построенными

казной и переданными в частные руки

     9. Практика «заимствовать», по словам Петра I, у купцов

деньги на выгодных для государства условиях

    10. Замена воеводского управления магистратами

Ответ по алгоритму:        Указывать только

А (способствующие прогрессу)-…………        цифры, например:

Б (тормозившие прогресс)-……………….        А-4,7,…

        Б-3,7,…….

Выполните задание В.        5 минут.

Соотнесите термины и определения        Обязательно для всех.

1. Монополия           А. Перепись податного населения

2. Ревизия        Б. Денежный налог, взимаемый с

        жителей государства        

3. подать        В. Перепись податного населения

4. Гильдия        Г. Объединение городских ремесленников

5. Цех                          Д. Предоставляемое государством

исключительное право

на какой-либо вид хозяйственной

деятельности

Ответ по алгоритму: А-.., Б-…, В-… и т.д.

Выполните задание Г.                                                                 Обязательно для всех.        

        5 минут

Отметьте верный вариант продолжения фразы.

  1. Система мер правительства, направленных на

преобладание вывоза товаров над ввозом, называется……

    А. меркантилизм

Б. протекционизм

В. кормление

  1. Крестьяне, которые прикреплялись к мануфактуре,

фабрике или заводу и не могли быть проданы отдельно

от предприятия, назывались….

А. посессионные

Б. приписные

В. черносошные

  1. В 1702г. верхотурские заводы, построенные государевой

казной, были переданы….

А. Демидову

Б. Меншикову

В. Строганову

  1. В 1724г. для увеличения сбора налогов правительство

 провело…

А. подушная перепись

Б. подворная перепись

В. рекрутский набор

  1. По заданию правительства поисками новых статей

 государственных доходов занимались…

А. прибыльщики

Б. фискалы

В. бурмистры

Ответ записать так: 1-.., 2-…, 3-…, и т. д.

Выполните задание Д. Из представленных мнений выберите        Выполняется по

 наиболее объективное,  на ваш взгляд. Свой ответ        желанию

 аргументируйте.

«Антихрист- Петр распаренную  глыбу

Собрал, стянул и раскачал»

                                        М. Волошин. Китеж.

     «Великий Петр был первый большевик,

       Задумавший Россию перестроить

       Склонениям и нравам вопреки,

       За сотни лет к ее грядущим далям.»

        М. Волошин. Россия

     «Петр не только первый русский интеллигент, но и первый

       русский нигилист…»

        Д. Мережковский. «Грядущий хам».

      «Петр не только укрепил закрепощение крестьян…,

        его многочисленные технические заимствования у Запада

        вели к еще более последовательному переустройству…

        в старомосковском духе»

        Г. В. Плеханов

      «Петр явился олицетворением…начала труда, явился

вечным работником на троне… отсюда ожесточенное

преследование праздности, тунеядства,

отлынивания от службы»

        С. М. Соловьев

    «Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в

      некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр»

        Карамзин.

контроль: взаимоконтроль + контроль учителя



Предварительный просмотр:

                                        Текст № 1

Со втор . пол. XVIIв. Россия начала переход от самодержавия с Боярской думой к абсолютизму. Абсолютизм- это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации.

В России абсолютная монархия сложилась ходе петровских реформ. Однако изменения начались еще до Петра. Так с 80г. XVIIв. прекратился созыв Земских соборов. Были предприняты попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов подчинялись одному лицу. Алексеем Михайловичем был создан  Тайный приказ, контролирующий важнейшие государственные дела. Изменения вносились и в систему управления на местах: с целью централизации власти соседние уезды были объединены в «разряды»- своеобразные прообразы петровских губерний. На места посылались воеводы, облеченные всей полнотой власти. В 1682г. отменено местничество. Стал выдвигаться принцип служебного соответствия. Были предприняты разрозненные попытки реорганизации армии. Создавались так называемые полки «нового строя» из вольных. Делались первые попытки создания флота. Под Коломной было сооружено несколько военных кораблей для плавания по волге и Каспийскому морю. Эти полки собирались только на время войны. В армию стали приглашать иноземных офицеров. «Соборное уложение» 1649г. разрешив обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один класс- сословие. В XVII в. в России насчитывалось около 30 мануфактур: кожевенные, металлургические, текстильные. Так как свободных рук  в России не было, государство стало приписывать крестьян к заводам. Приписные крестьяне должны были свои подати отрабатывать на фабрике по определенным расценкам. Возросли роль и влияние купечества. Наряду с развитием внутренней торговли  росла и внешняя. Русское правительство поддерживало развивающееся купечество. Начал складываться всероссийский рынок (слияние отдельных земель в единую экономическую систему). В XVIIв. в Европе проживало 100млн. жителей. Из них в России-14 млн., во Франции- 15 млн., в Германии- 20 млн. В тоже время Россия давал не более 1 процента общеевропейского производства железа. Если в Западной Европе в городах жило 20-25 % населения, то в России - лишь 2,5%. Характерен состав тогдашнего импорта. Кроме предметов роскоши - шерстяные ткани, металлы и изделия из них, порох, селитра и особенно огнестрельное оружие. Зависимость России от ввоза таких товаров все возрастала и приобретала опасный характер для ее независимости.



Предварительный просмотр:

                                Текст № 3

В годы петровского правления мануфактур стало более 100. Складываются новые промышленные районы: Урал и Петербург. В1719г.- указ Петра, позволяющий всем жителям России заниматься поисками полезных ископаемых и с разрешения Берг- коллегии основывать заводы. Возникли новые отрасли : судостроение ( в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги. В 1722г. был издан указ о создании ремесленных цехов в русских городах. В1721г. издан указ, разрешавший заводчикам - недворянам покупать и переселять крестьян на заводы. Таких работников называли посессионными.

Продолжалось сельскохозяйственное освоение новых земель на юге страны. Расширялись посевы технических культур, разводились более продуктивные породы скота.

Были построены каналы, соединившие Волгу с Невой (Вышневолоцкий и Ладожский). По-прежнему большую роль играли ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская). Правительство Петра оказывало постоянную поддержку русским купцам и промышленникам ( политика протекционизма). Купцы были объединены в первую и вторую гильдию. В целях поощрения купечества в 1724г. был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров и ограничивавщий ввоз иностранных.

1714г.- «Указ о единонаследии» (дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной; указ ознаменовал окончательное слияние двух сословий в единый класс).

1722г.-издание «Табели о рангах» (все военные, гражданские и придворные должности подразделялись на 14 рангов; занять каждый следующий можно было, только пройдя все предыдущие; чиновник, достигший 8 класса, или офицер получал потомственное дворянство (до сер. XIXв). Господствующий класс укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

1718-1724гг.- введение подушной подати (все мужское население обязано было платить ежегодно денежный налог) для этого была проведена подушная перепись   всего мужского населения- ревизия.

1720г.- указ передал сбор налогов, суд и городское благоустройство городским магистратам. Для руководства магистратами был создан Главный магистрат.

1724г.- указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного разрешения (начало паспортной системы в России).

1724г.- указ предписывал переписать всех больных и увечных, которые направлялись в богадельни, устроенные при монастырях.

1704- создан кабинет (личная царская канцелярия)

1711г.- учреждение Сената (в него вошли 9 ближайших Петру сановников). Сенат должен разрабатывать новые законы, следить за финансами страны и контролировать деятельность администрации.

1708г. с целью укрепления власти на местах страну разделили на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, и Сибирскую.

1720г. введена единая система делопроизводства в государственном аппарате.

1722г.- Генерал-прокурор руководил работой сенаторов.

1718-1721гг.- вместо приказов создано 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел- внешними сношениями, Военная- сухопутными силами, Адмиралтейская- флотом, Камер- коллегия- сбором доходов, Штатс- коллегия- расходами государства, Вотчинная- дворянским землевладением, Мануфактур- коллегия- промышленностью, Берг- коллегия- металлургической, Преображенский приказ- политический сыск.

1721г.- создан Синод (духовная коллегия), для организации деятельности русской церкви.

1721г.- Обер- прокурор наблюдал за деятельностью Синода.

1721г. должность патриарха- главы русской церкви была упразднена.

1721г.- провозглашение Петра I императором.

1705г. введена единая рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием.

1716г. введен новый устав, организованы военные училища, создан флот.

1722г.- «Устав о наследовании престола» (император сам мог назначить себе наследника, исходя из интересов государства). Издание указа связано  с личным конфликтом Петра с  его сыном от первого брака Алексеем.

В области культуры:

1701г. основана Школа математических и навигацких наук.

1702г. издание первой русской газеты «Ведомости»

1715г. создана морская академия, затем артилеррийская, инженерная, медицинская школы.

1708г. введение нового гражданского шрифта взамен церковнославянского, что облегчило обучению грамоте.

1714г. в губерниях открыты цифирные школы, в них принимались дети непривилегированных сословий кроме крепостных.1724г. указ о создании академии наук

Начаты изучение природных условий и картографирование страны. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и Бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, Ледовитого океана, Средняя Азии.

1719г. открылся первый естественно- исторический музей- Кунсткамера

1714г.- положено начало Библиотеке Академии наук

Введены европейские обычаи и нравы ( только для привилегированных сословий):

европейская одежда, бритье бород, разрешалось курить, проведение ассамблей( место развлечений и встреч), устраивались фейерверки, проводились массовые гуляния, смотры флота, коронационные торжества. Сам царь дополнил немецкое руководство о правилах хорошего тона- «Юности честное зерцало».

1700г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки, так Россия перешла на летоисчисление от рождества Христова.



Предварительный просмотр:

                

Текст 4

Эти реформы проводились в течение всего правления Петра I. У Петра не было специального плана проведения реформ. Многие историки считают, что реформы Петра выросли под воздействием военных потребностей России. И действительно, из 36 лет царствования Петра 28 лет войны. Другие же историки считают, что реформы Петра были продолжением тенденций, проявившихся еще в XVII в. Реформы проводились сверху, и огромную роль в их осуществлении сыграла личность Петра Великого. Реформы, несомненно, отвечали национальным интересам России.

Историк В. Г. Хорос указывает на три основные черты имперской модели развития России, характерной для XVIII в.:

  1. выборочное заимствование технических и организационных достижений более развитых стран в обмен на сырье и сырьевые продукты.
  2. одновременное ужесточение эксплуатации собственного народа традиционными, добуржуазными методами.
  3. растущая централизация и бюрократизация управления

К концу правления Петра Россия обогнала Англию и Францию по производству чугуна. Русская промышленность, армия, флот бурно развиваются и оснащаются. Но подавляющее большинство мануфактур находились в собственности государства. Это значит, что:

1. производство осуществляется не на рынок, а на заказ. Это заказ государственный.

2. на мануфактурах используется не наемный труд, а труд приписных и крепостных крестьян.

Производство сохраняет экстенсивный феодальный характер. Оно основано на государственном принуждении, внеэкономических формах управления.

Оценки деятельности Петра нередко противоположные: «Петр- спаситель России от разложения», «Петр вдохнул душу в Россию», «Петр – хирург, спасший Россию от смертельной внутренней болезни», «один из самых самобытных гениев», «государь отсталого народа», «истинно русский по склонности к практическому здравомыслию», «работник на троне», но….. «предшественник Сталина», «подражатель», «петровские новшества - лишь самообольщение и маскарад», «человек реформации», «ребенок- деспот».



Предварительный просмотр:

Текст № 2

После смерти Алексея Михайловича на русский престол был возведен 14- летний Федор(1676-1682). Федор с детства был хилым и болезненным. После смерти бездетного Федора Алексеевича  престол должен был занять 15- летний царевич Иван, который был полуслепым, хилым и болезненным. Однако патриарх и бояре решили провозгласить на трон здорового и смышленого Петра. Бунт стрельцов, возглавляемых царевной Софьей привел к провозглашению на престоле двух царей- Ивана и Петра, регентшей была назначена царевна Софья.

 Алексей Михайлович

                        

                         

Мария Милославская        (1645-1676)        Наталья Нарышкина

Федор    Иван   Софья        Петр I

Петр учился грамоте по Часослову, Псалтырю, Евангелию и апостолу. Дьяк посольского приказа Никита Зотов требовал от ученика наизусть знать молитвы, догматы православного учения. Но жизнь, оказавшаяся главным учителем юного царевича, обучала его вещам, далеким от христианских добродетелей. Если старших братьев, Федора и Ивана, наставлял образованнейший монах Симеон Полоцкий, то Петра после обучения грамоте у дьяка не учил никто. Позднее, застав как- то своих дочерей Анну и Елизавету за уроками, Петр вздохнул и с горечью сказал: «Ах, если б я в моей молодости был выучен как должно!». Предоставленный самому себе, он продолжал свое образование неслыханным для русских царей путем. Руки Петра тянуться к рабочим инструментам, а токарный станок приводит его в восторг.

Испытывая постоянный страх перед Софьей и ее стрельцами, Петр инстинктивно ищет средства защиты. Окружив себя сверстниками, он создает забавное тогда, но славное в будущем потешное войско. Из Оружейной палаты он требует оружия и притом настоящее, ибо его воинство подрастает вместе с ним. Эти «озорники», как их насмешливо называла Софья, станут ядром регулярной армии.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки по истории 10 кл. " Русь во времена Владимира"

Раннефеодальные отношения в Киевской Руси; значение христианства при князе Владимире...

поурочные разработки по истории России, 8 класс

Поурочные разработки по истории России, 8 класс. Учебник Данилов, Косулина....

Презентации и поурочные разработки по истории и обществознанию

Презентации по истории Древнего мира, 5 кл; по истории России, 6 кл...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Поурочная разработка по истории Отечества - 10 класс:"Становление новой Российской государственности.".

Характеристика особенности становления новой Российской государственности. Показать, что главным серьезным шагом на пути сохранения ЕДИНСТВА РОССИИ стал ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР. Показать важность приняти...

Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века

Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....

Поурочные разработки по истории средних веков

Материал разработан учителем истоии и содержит коннспекты уроков по истории средних веков, документы скоторые можно использовать как раздаточный материал для учащихся, а тек же тестовую часть  дл...