Презентации и поурочные разработки по истории и обществознанию
презентация к уроку по истории (5, 6 класс) на тему

Презентации по истории Древнего мира, 5 кл; по истории России, 6 кл

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Московское государство в конце XV - начале XVI вв. Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Слайд 2

Подумайте! Что за события изображены на картинах?

Слайд 3

Картина К. В. Лебедева «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча»

Слайд 4

Картина Н. С. Шустова «Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов»

Слайд 5

Вспомним: заполните пропуски. Был разработан план похода на Новгород. В ____ году двинулось несколько отрядов: через Вятку и Устюг в Двинскую землю, к Русе , Волочку, на Мсту. Основные силы шли Волоколамск на Торжок. … на реке ____ произошло сражение. Недостаточно организованные новгородцы не сумели противостоять великокняжескому войску.

Слайд 6

Вспомним: заполните пропуски. Полк архиепископа вообще не двинулся с места. … новгородские полки, спасаясь от великокняжеских войск, прятались в непроходимых чащобах леса, сбивались с пути и гибли от голода. 1) какая группировка новгородских бояр была противником Москвы? 2) что стало причиной описанного похода? 3) кто в это время был московским князем?

Слайд 7

Вспомним: допишите окончание предложений. Иван III перестал посылать дань в Орду в ___ году. В ответ свой войска на Москву двинул ордынский хан ___. Союзником хана был литовский князь ___. В октябре 1480 года ордынские войска подошли к притоку Оки реке ___. Московскому князю удалось заключить союз с противником Орды ___. Литовский князь принял решение ___. В ноябре 1480 года ордынский хан отдал приказ ___. В результате этих событий ___.

Слайд 8

Тема урока: Московское государство в конце XV - начале XVI вв.

Слайд 9

Возвышение великокняжеской власти 1472 год – женитьба Ивана III на дочери последнего византийского императора Софье Палеолог. Герб России Двуглавый орел. Иван III принимает на себя новый титул – государь всея Руси. Появление символов царской власти.

Слайд 10

Символы царской власти:

Слайд 11

Возвышение великокняжеской власти Титул Государь Всея Руси Символы власти, придворные церемонии Скипетр и держава, шапка Мономаха, печать, двуглавый орел; ритуал-целование государевой руки. полномочия Издавать законы, вести переговоры, объявлять войну, заключать мир, чеканить монету, возглавлять военные походы.

Слайд 12

Органы управления государством Верховный правитель ____________________ Совещательный орган ________________ Состояла из:_____________ Общегосударственные ведомства __________________ __________________ Функции: Функции: Заполните пропуски в схеме, используя текст учебника.

Слайд 13

Судебник 1497 г. Прочтите исторический документ и ответьте на вопросы: Почему понадобился общий для всей России Судебник? О чем это свидетельствует? Судебник – сборник законов

Слайд 14

Судебник 1497 года. 1. Судить судом бояром и околничим ... А посулов (взяток) бояром , и околничим , и диаком от суда … не имати ; також и всякому суду посула от суда не имати никому. А судом не мстить ...

Слайд 15

Судебник 1497 года. 8. А ТАТБЕ (воровстве). А доведуть на кого татбу , или разбой, или душегубство (преднамеренное убийство), или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того велети казнити смертною казнью...

Слайд 16

Судебник 1497 года. 46. О ТОРГОВЦЕХ. А кто купит на торгу что новое, кроме лошади, а (товар будет не качественный) у кого купит, не зная его, а будет двум- трем добрым людям будет известно об этом и те люди добрые скажут по праву, что пред ними купил в торгу, то будет прав купивший новый товар.

Слайд 17

Судебник 1497 года. 1. Первый свод законов единого государства. 2. Все законы обязательны на территории Русского государства. 3. Закреплены изменения в отношениях владельцев земли и крестьян (Юрьев день).

Слайд 18

Реформы в армии Московское войско – единая военная организация, созданная вместо дружин. Поместье – условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования. Помещик – владелец поместья.

Слайд 19

Как изменилось положение крестьян? Самостоятельная работа с текстом учебника: I вариант – стр. 189 – 191. II вариант – стр. 192 – 193 . Какие категории крестьян появились в это время? Что значит выражение: «Вот тебя, батюшка, и Юрьев день»?

Слайд 20

Сделаем выводы по уроку: 1) Какие изменения произошли в сфере государственного управления? 2) Какие изменения произошли в законодательной сфере? 3) Как изменилось сословное строение российского общества?

Слайд 21

Верно – Неверно Проверьте себя: Иван III принял титул царя Руси. Боярская дума – совещательный орган власти при царе. Признаком единого государства является раздробленность. При Иване II появились символы власти – скипетр и держава. Дворец взимал налоги. Судебник - общегосударственный орган власти Московское княжество в XV-XVI вв. стало централизованным государством.

Слайд 22

Домашнее задание: § 21, читать, отвечать на вопросы. § 22 (на самостоятельное изучение). Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕСТ : ВТОРАЯ ВОЙНА РИМА С КАРФАГЕНОМ Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Слайд 2

1. Первая война Рима с Карфагеном завершилась А) присоединением к Карфагену части Испании Б) присоединением к Риму Сицилии В) появлением первых владений Рима в Северной Африке

Слайд 3

2. Основные сражения второй войны Рима с Карфагеном (укажите номер лишней позиции): А) битва в долине реки По Б) битва при Каннах В) битва при Платеях

Слайд 4

3.Прочтите текст и найдите в нем ошибку: Замысел Ганнибала полностью оправдался: поддержка жителей Италии, настроенных против Рима, сделала его армию непобедимой. А) на самом деле жители Италии поддержали Ганнибала и равнодушно следили за ходом военных действий Б) на самом деле жители Италии воевали на стороне Рима В) на самом деле жители Италии, поддержавшие Ганнибала в начале войны, проявляли затем недовольство действиями его армии

Слайд 5

4. Это было единственное сражение, проигранное Ганнибалом, и первая победа в войне, которую принес Риму молодой полководец Сципион : А) битва при Каннах Б) битва при Заме В) битва при Фермопилах

Слайд 6

5. По мирному договору Карфаген (продолжите перечень): А) лишился всех владений за пределами Африки Б) обязался выдать Риму военный флот и боевых слонов В)____________

Слайд 7

Угадай кто?

Слайд 8

Проверим себя: 1. б 2. в 3. в 4. б 5. заплатить большую сумму денег 0-1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» 4-5 ошибок – «2»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Первые шаги на пути объединения русских земель Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Слайд 2

Первые шаги на пути объединения русских земель В конце XV-XVI века в Восточной Европе появилось могущественное и обширнейшее государство – Московия, как его называли западные путешественники. Как и любое масштабное историческое явление, рождение Московской державы произошло. Тогда даже возникла теория « Богоизбранности Москвы», согласно которой ей самим Богом было предначертано стать «Третьим Римом»…

Слайд 3

План урока: 1. Причины объединения русских земель 2. Соперничество Твери и Московского княжества за первенство на Руси 3. Укрепление Московского княжества

Слайд 4

Проблема нашего урока: «Почему Москве государством слыти?»

Слайд 5

Заполните схему, используя материал учебника:

Слайд 6

Социально-экономические 1. Постепенное возрождение хозяйства: восстанавливались города, ремесла. 2. Существование слабых торговых связей. 3. Рост феодального землевладения. 4. Стремление бояр приобретать вотчины за пределами своих княжеств.

Слайд 7

Политические 1. Укрепление на Руси власти и лидерства московских князей. 2. Необходимость освобождения от ордынского ига. 3. Стремление русского народа к стабильности и миру.

Слайд 8

Духовные 1. Сохранение единого языка. 2. Наличие общей религии. 3. Наличие общей культуры. 4. Осознание необходимости духовного и культурного единства

Слайд 9

Возможные центры объединения Руси ? Великий Новгород Русско-Литовское княжество

Слайд 10

Соперничество Тверского и Московского княжеств за первенство на Руси 1. Почему Тверь и Москва могли претендовать на роль объединительного центра Руси? 2. Какие сходные черты есть в положении этих княжеств? 3. Из-за чего начались конфликты между ними? 4. Почему важно было получить ярлык на княжение?

Слайд 12

Укрепление Московского княжества 1. Видео 2. Найдите факты, которые помогли Московскому княжеству выиграть борьбу за лидерство в объединении Руси.

Слайд 13

Иван I Данилович Калита (1283 -1340) Князь Московский с 1325, Великий князь Владимирский, Новгородский c 1328 по 1337. Четвёртый сын Московского князя Даниила Александровича.

Слайд 14

Иван I Данилович Калита (1283 -1340) Прозвище «Калита» получил за привычку носить при себе кошель с мелочью для нищих ( калита — небольшая поясная денежная сумка, от тюркского " калта " - карман).

Слайд 15

Вопрос урока ? «Почему Москве царством быти ?»

Слайд 16

Факты, которые помогли Московскому княжеству выиграть борьбу за лидерство в объединении Руси

Слайд 17

Факты, которые помогли Московскому княжеству выиграть борьбу за лидерство в объединении Руси

Слайд 18

Московский Кремль времен Ивана Калиты

Слайд 19

Причины возвышения Москвы 1. Личностные качества первых московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность, 2. Выгодное географическое положение, дававшее приток населения, торговые и политические преимущества, 3. Поддержка со стороны Церкви и перенос центра русского православия из Владимира в Москву, 4. Содействие Орды, 5. Выдача ярлыков на княжение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: Единовластие Цезаря Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Слайд 2

Как вы думаете… если бы не было Спартака, состоялось ли бы восстание рабов в Римской республике?

Слайд 3

Единовластие Цезаря В осстание Спартака было жестоко подавлено. Между двумя победителями Крассом и Помпеем начинается борьба за власть. Но в это же время становится знаменитым Гай Юлий Цезарь .

Слайд 4

Вопрос урока! «Изменилось ли управление Римским государством после захвата власти Цезарем?»

Слайд 5

В I в. до н.э. армия стала набираться из неимущих граждан, которым платили жалование. Как вы думаете почему? Изменения в римской армии. Римская армия при Цезаре

Слайд 6

Изменения в римской армии. После победы над Спартаком главными соперниками в борьбе за власть стали полководцы Красс и Помпей. Красс Помпей

Слайд 7

Плутарх о Цезаре Цезарь , как сообщают, и от природы был в высшей степени одарен способностями к красноречию на государственном поприще и ревностно упражнял свое дарование, так что, бесспорно, ему принадлежало (после Цицерона) второе место в этом искусстве, однако первенствовать в красноречии он отказался, заботясь больше о том, чтобы стать первым благодаря власти и силе оружия...

Слайд 8

Плутарх о Цезаре В самом Риме Цезарь благодаря своим красноречивым защитительным речам в судах добился блестящих успехов, а своей вежливостью и ласковой обходительностью стяжал любовь простонародья, ибо он был более внимателен к каждому, чем можно было ожидать в его возрасте. Да и его обеды, пиры и вообще блестящий образ жизни содействовали постепенному росту его влияния в государстве...

Слайд 9

Плутарх о Цезаре XI. ...Рассказывают, что, когда Цезарь перевалил через Альпы и проезжал мимо бедного городка с крайне немногочисленным варварским населением, его приятели спросили со смехом: «Неужели и здесь есть соревнование из-за должностей, споры о первенстве, раздоры среди знати?» «Что касается меня, - ответил им Цезарь с полной серьезностью, - то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме».

Слайд 10

Плутарх о Цезаре XVII. ...Любовь его к опасностям не вызывала удивления у тех, кто знал его честолюбие, но всех поражало, как он переносил лишения , которые, казалось, превосходили его физические силы, ибо он был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями и падучей . Однако он не использовал свою болезненность как предлог для изнеженной жизни, но, сделав средством исцеления военную службу, старался беспрестанными переходами, скудным питанием, постоянным пребыванием под открытым небом и лишениями победить свою слабость и укрепить свое тело. Спал он большей частью на повозке или на носилках, чтобы использовать для дела и часы отдыха. Днем он объезжал города, караульные отряды и крепости, причем рядом с ним сидел раб, умевший записывать за ним, а позади один воин с мечом .

Слайд 11

Подумаем Каким был Цезарь? К чему стремился Цезарь? Какой знаменитый полководец древности был его кумиром?

Слайд 12

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп . 2, 3 на с. 239 Что предпринял Цезарь для укрепления своей власти? а) Угощал неимущих. б) Помирил Красса и Помпея. в) Добился поддержки армии, давал солдатам двойное жалованье .

Слайд 13

На улицах города Цезаря встречала беднота. Помпей и Сенат в страхе бежали на Балканы, где попытались набрать войско для борьбы с Цезарем. Но тот не оставил противникам шансов - он атаковал и разбил войско Помпея. А вскоре сам Помпей погиб. Захват Цезарем власти. Вступление Цезаря в Рим

Слайд 14

Захват Цезарем власти. Опираясь на легионы, Цезарь добился от Сената провозглашения себя диктатором. Большинство своих обещаний он выполнил: в провинциях солдатам раздали землю, были заново отстроены Карфаген и Коринф- туда переселили бедняков.

Слайд 15

На государственные должности избирали только тех, кого рекомендовал Цезарь. Его профиль чеканили на монетах, украшая голову диктатора короной. На торжествах Цезарь садился на золотое кресло, напоминавшее трон . Захват Цезарем власти.

Слайд 16

Убийство Цезаря 15 марта 44 г. до н.э.

Слайд 17

Убийство Цезаря.

Слайд 18

Убийство Цезаря.

Слайд 19

Памятник Цезарю в Риме Памятник Юлию Цезарю в Риме

Слайд 20

Подумаем! Какой характер носила власть Цезаря в Риме? Какие черты характера и особенности биографии Цезаря привели к тому, что именно он стал первым диктатором Рима?

Слайд 21

1. Цезарь а) защищал интересы простого народа б) использовал ненависть бедняков к богатым римлянам в собственных интересах в) выражал интересы знатных римлян. Вспомним изученное

Слайд 22

2. Главными соперниками в борьбе за власть в 50-е гг. 1 века до н.э. были (укажите номер лишней позиции): а) Цезарь б) Помпей в) Брут г) Красс. Вспомним изученное

Слайд 23

3. Успехи Цезаря в борьбе за власть объясняются (укажите несколько позиций) а ) популярностью среди римской бедноты б) преданностью Сената в) поддержкой легионов г) военными победами в Галлии.

Слайд 24

4. Расположите в хронологической последовательности следующие события. а ) примирение Красса и Помпея б) восстановление Коринфа в) переход Цезаря через Рубикон г) гибель Красса.

Слайд 25

«Враги Цезаря в Сенате составили заговор. Главой заговорщиков был молодой сенатор…(1). Цезаря предупредили о готовящемся покушении, но…(2) марта…(3) года до н.э. он, как обычно, пришел в Сенат. Увидев среди бросившихся к нему с обнаженными мечами того, кому он так доверял, Цезарь воскликнул: «…(4)» Вспомним изученное

Слайд 26

Вопрос урока! «Изменилось ли управление Римским государством после захвата власти Цезарем?»

Слайд 27

Домашнее задание: прочитать § 52; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Цезарь смог прийти к власти в Риме?»; для любознательных: что обозначает крылатое выражение «перейти Рубикон»? Для выполнения задания воспользуйся лингвистическим словарем.



Предварительный просмотр:

Карточка 1. Составь рассказ от имени гладиатора о том, почему ты сбежал из школы гладиаторов в г. Капуя. Для этого вспомни:

  • Как содержали рабов?
  • Были ли у них какие-либо права?

Чем вооружались сбежавшие рабы?        

Карточка 2. Составь рассказ от имени гладиатора, который участвовал в битве у подножия Везувия. Для этого вспомни:

  • Почему сбежавшие рабы организовали свой лагерь на Везувии?
  • Чем были вооружены воины Спартака?
  • Какую хитрость применили восставшие, чтобы победить регулярные войска?

Как сражались воины Спартака?

Карточка 4. Вариант 2

1.    Спартак был родом из

1)   Карфагена 2)   Фракии 3)   Греции

2.    Поведение Спартака во время восстания свидетельствует о его

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

1)   смелости

2)   военном искусстве

3)   чрезвычайной жестокости

4)   выдающемся уме

3.    Выхода не было. Ров, прорытый от моря и до моря, был наполнен водой. За рвом римляне возвели» высокую и прочную стену. И тогда Спартак приказал пробиваться сквозь римские укрепления. Это рассказ

1)   о тяжелом бое с Крассом на южной оконечности Апеннинского полуострова

2)   о победе Спартака над наместником Галлии

3)   о победе восставших у подножия Везувия

4.    Римский Сенат направил против Спартака легионы Красса, Помпея и Лукулла, которые шли на юг Италии соответственно (продолжите перечень)

1)   с севера Италии

2)   из Испании

3)   ___________

5.    Римские легионы терпели поражения от восставших рабов, потому что (укажите несколько причин)

1)   Сенат не сразу осознал опасность восстания

2)   Спартак проявил выдающиеся полководческие таланты

3)   восставшие добились полного единства в своих рядах, имели четкий план действий

4)   к восстанию присоединились десятки тысяч рабов со всей Италии

Карточка 3. Воины-спартаковцы в своей песне пели:

Свобода! Свобода! Богиня богинь!..

Когда нападут легионы врагов, - В мечи превратишь ты оковы рабов! И в странах позора, где царствует гнет, Пусть самый ленивый оружье берет! Свобода! Свобода! Богиня богинь! Тебя, призывая, мы рвемся к мечам! К оружью, товарищи, смерть палачам!

К чему призывает эта песня? В каких словах заключен ее основной смысл?

Карточка 3. Воины-спартаковцы в своей песне пели:

Свобода! Свобода! Богиня богинь!..

Когда нападут легионы врагов, - В мечи превратишь ты оковы рабов! И в странах позора, где царствует гнет, Пусть самый ленивый оружье берет! Свобода! Свобода! Богиня богинь! Тебя, призывая, мы рвемся к мечам! К оружью, товарищи, смерть палачам!

К чему призывает эта песня? В каких словах заключен ее основной смысл?

Карточка 4. Вариант 1

1.    Восстание Спартака началось

1)   в крупном имении на острове Сицилия

2)   в гладиаторской школе в городе Капуя

3)   во время гладиаторского боя в Риме

2.    По мнению историков, Спартак выделялся

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

1)   отвагой

2)   физической силой

3)   коварством и хитростью

4)   мягкостью характера

3.    Выхода не было. Единственную тропинку перекрыло римское войско, восставшим грозила голодная смерть. И тогда Спартак приказал плести лестницы из виноградных лоз. Это рассказ

1)   о победе восставших у подножия Везувия

2)   о тяжелом бое с Крассом на южной оконечности Апеннинского полуострова

3)   о победе рабов в долине реки По

4.    Римский Сенат направил против Спартака легионы (продолжите перечень)

1)   Красса

2)   Лукулла

3)  ___________

5. Восстание Спартака потерпело поражение, потому что (укажите несколько причин)

1)   Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами

2)   среди   восставших   постоянно   возникали   разногласия   о дальнейших действиях

3)   Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов

4)   у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки по истории 10 кл. " Русь во времена Владимира"

Раннефеодальные отношения в Киевской Руси; значение христианства при князе Владимире...

Поурочная разработка по истории для 10 класса по теме" Внутренняя политика Петра I. Реформы"

Поурочная разработка по истории России для 10 класса по модульной технологии (Цявичене). К разработке прилагаются 4 приложения....

поурочные разработки по истории России, 8 класс

Поурочные разработки по истории России, 8 класс. Учебник Данилов, Косулина....

Поурочная разработка по истории Отечества - 10 класс:"Становление новой Российской государственности.".

Характеристика особенности становления новой Российской государственности. Показать, что главным серьезным шагом на пути сохранения ЕДИНСТВА РОССИИ стал ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР. Показать важность приняти...

Поурочные разработки по истории средних веков

Материал разработан учителем истоии и содержит коннспекты уроков по истории средних веков, документы скоторые можно использовать как раздаточный материал для учащихся, а тек же тестовую часть  дл...

Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)

Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».Задачи:обучающая: обобщение  и систематизация  знаний  учащихся по теме «Д...