Повторительно - обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная Война" в 9 классе. (Интегрированный: литература, история, музыка)
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Прокопович Наталья Станиславовна

Интегрированный повторительно - обобщающий урок по теме " Великая Отечественная война". Нетрадиционная форма проведения урока: урок- спектакль.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект повторительно – обобщающего урока урока по теме:

« Великая Отечественная Война».

9 класс

Цели урока:

  1. Повторение   и обобщение   знаний  учащихся о Великой Отечественной войне посредством театрализованного  действия.
  2. Продолжить формирование познавательного интереса к военному прошлому.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить представления учащихся о войне.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма.

Развивающие:

  1. Продолжить развитие творческих способностей учащихся.
  2. Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания.
  3. Развивать коммуникативные навыки.

Тип урока: комбинированный; .

Форма урока: интегрированный, театрализованный ( урок – спектакль)

Подготовительная работа:1) оформление актового зала ( см. фото в Приложении);

                                              2) подбор костюмов;

                                              3) оформление информационного стенда « Ордена Великой  Отечественной войны»

                     

План урока - спектакля:

  1. Организационный момент.
  2. Восприятие и осознание учащимися нового материала. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
  1. Сценка « 22 июня».
  2. Танец «Вальс».
  3. Сценка « Проводы».

             4)      Исполнение песни « Огонёк».

             5)      Сценка « Почтальон».

             6)      Мини- литературно – музыкальная композиция « Письма с фронта».

             7)      Песня матери в исполнении учительницы музыки Глинкиной Е. Г.

       III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Урок – спектакль  проходит в актовом зале, присутствуют учащиеся других классов с классными руководителями.

  1. Восприятие и осознание учащимися нового материала. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

( звучит песня «Журавли» в исполнении М. Бернеса, видео;  в зал,  на сцену выходят все участники cпектакля , каждый занимает определённое место)
Чтец : 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память в 1941 год.

Сценка «22 июня»

 (звучит мелодия довоенного вальса приглушённо). Сцена довоенной танцплощадки, на которой девушки танцуют друг с другом или с младшим братом.
Юноша:      Июнь. Клонился к вечеру закат.
                    И белой ночи разливалось море,
                    И раздавался звонкий смех ребят,
                     Не знающих, не ведающих горя.
Девушка:   Июнь. Тогда еще не знали мы,
                    Со школьных вечеров шагая,
                    Что завтра будет первый день войны,
                    А кончится она лишь в 45-м, в мае.

(Мелодия прерывается, на несколько секунд танцующие замирают, прислушиваются… Запись пения птиц.)

Девушка:    Такою всё дышало тишиной,

                      Что вся земля ещё спала, казалось.

                      Кто знал, что между миром и войной

                      Всего каких- то пять минут осталось!
(Мелодия довоенных лет, вальса звучит снова, становится громче.

Танец «Вальс».


Юноша:  Казалось, было холодно цветам,
                 И от росы они слегка поблекли.
                Зарю, что шла по травам и кустам,
                Обшарили немецкие бинокли.

( Танцующие замирают.  Звучит фонограмма разрывов снарядов и сразу песня «Священная война»).


Сценка «Проводы».

Видеофрагмент из кинофильма « Летят журавли».

 Сцена заполняется людьми, одни из них уезжают на фронт, другие провожают. Из толпы выходит женщина- очевидец событий. Одна из женщин держит за руку ребёнка.

Женщина1:  Вокзалы, стации стали как остановившийся табор. Везде люди, телеги, машины. Быстро работает фотография. Снимаются семьями. Задушевные прощальные слова, плач, песни, гармошка, пляски…

Женщина 2:   Надо же! И трех дней после свадьбы на прошло, а забирают…

 Женщина 3: Обнимите отца-то, обнимите, может больше не увидите…

 Женщина 4:Бери деньги, бери- сгодятся. Мы что, мы дома, проживем…

Женщина 5: Авдотья, Авдотья- то как убивается! Двух сыновей на неделе проводила, а сейчас и дочь уходит…

Она:      Что ж ты молчишь, скажи хоть слово,
              Война велит нам разлучиться.
              Что ж ты молчишь, скажи хоть слово.
              В огонь уходят поезда.
Он:        Я ухожу, чтоб возвратиться

               Смотри, уже пылает небо.

              Я ухожу, чтоб возвратиться,

              Над нашим счастьем поднят меч.

Следующая пара

Она 2: Ты помнишь наше расставание? Мне было страшно и горько. Но я старалась не плакать. Я сдерживала слезы и убеждала себя, что война скоро кончится и ты вернешься.

Он 2: Я тоже в это верил. Я уходил от тебя не надолго. В кармане, возле сердца, была твоя фотография: ты смотришь куда-то вверх, ветер растрепал твои волосы, они золотым нимбом овевают твое лицо. Ты будешь всегда со мной.

Она 2:  Когда ты уходил, я долго- долго смотрела тебе вслед, ты оглянулся, махнул рукой, а потом побежал. А я все стояла…

Песня « Огонёк» в исполении девочек 9 класса и 4 класса.

Сценка « Почтальон».

(Фонограмма: Альбинони “Адажио”)
/На сцену выходят женщины в чёрном со свечами, замирают в разных позах.  Из темноты лучом высвечивается чтец/.

Чтец:     «Я знал, что значит почтальон хромой,

                  Которого все ждали и боялись.
1 женщина: А, вдруг, таким придёт и мой?!
2 женщина: А, вдруг, совсем… /пауза/.
Чтец:            На улицах шептались,
                     Взвивался над селом истошный крик.
                     И слово тяжкое:
3 женщина: /громко/  Убили!
Чтец:           Я помню “первым” и ещё “зарыт”,
                    И кажется ещё, “в сырой могиле”
                    Шёл почтальон, как ворон без крыла.
                    Скрипел его костыль от хаты к хате.
                    Так каждый день
/пауза/. 

                     Осталось полсела,
                    Из тех, кто ждут, когда их горе хватит”.

«Письма с войны».


  Чтец :           «Слушайте письма военных лет!
                        Это письма погибших к родным, близким, любимым.
                        Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
                        Слушайте письма военных лет».

  (Звучит «Жди меня» Г.Виноградов.
 Девушка выходит на сцену и читает (про себя) письмо с фронта. Слышен голос бойца

   ( за кадром), читающего стихотворение К.М.Симонова « Жди меня»)
  Девушка:   Я буду ждать.

                     Так ждать, чтоб даже память вымерла,

                     Чтоб стал непроходимым день,

                     Чтоб умирать при милом имени

                     И догонять чужую тень,

                     Чтоб не довериться и зеркалу,

                     Чтоб от подушки утаить,

                     Чтоб свет своей любви и верности

                     Зарыть, запрятать, затемнить,

                     Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

                     Чтоб вздох и тот зажать в руке.

                     Так ждать, чтоб, мертвый он почувствовал

                     Горячий ветер на щеке…

( Голос умолкает. Фонограмма:     «Тишина» из к/ф « Батальоны просят огня».)

Голос 1( юноша): “Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь — 24. Мне хочется жить.              Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь…”

Голос 2 ( девушка):   Мой дорогой, любимый мой!

           Каждую минуту, каждый день я жду тебя. Каждая ночь я вижу тебя во сне. Однажды мне снился такой упоительный сон! Мы с тобой танцуем вальс. В ушах моих так ясно звучала мелодия «Большого вальса, и мы так легко, чуть касаясь земли ногами, неслись куда-то. Любимый мой, я проснулась с таким ярким  ощущением твоих рук, так крепко и нежно обнимавших меня в танце!

           Рощи, в которых мы когда- то бродили с тобой, снова стоят зеленые, снова поют птицы и плывут белые облака в бездонном небе, а тебя рядом нет.

          Мальчик  мой милый!

          Если бы ты знал, как я люблю тебя и мечтаю о встрече с тобой.

Голос 3 ( юноша):  Мимо скольких смертей надо пройти , чтобы возвратиться к тебе. Но я уверен, что мне не суждено погибнуть в этой войне. Я не выпущу из рук оружия, пока в состоянии его держать, я не боюсь смерти, я привык к ней, вижу ее ежеминутно, но я мечтаю о жизни, о тебе, о мирном очаге, только теперь я по- настоящему понял и оценил, что значит родной дом, твоя любовь.

                Я вернусь, и мы еще потанцуем с тобой под тот вальс из «Спящей красавицы», под который мы любили с тобой кружиться по нашей комнате.

                Скорей бы закончилась эта проклятая война.

Песня матери в исполнении  учительницы музыки Глинкиной Е.Г.


          Чтец: Матери! Матери России!

                     В годы Великой Отечественной войны , в те долгие жестокие 4 года, когда терзались за судьбу своих сыновей, всегда с тревогой брали они в руки солдатский треугольник – в страхе перед надвигающейся бедой.

Девушка1 :  Шла война. Миллионы на фронте... А кто-то не вернется из боя...
Юноша:   Они были молоды. Они жили, влюблялись и пели. Они готовы были терпеть все лишения,  они верили в светлое будущее.
Девушка2 : И песни были такие же оптимистические, светлые, смотрящие в будущее.

Боец:   Раздаются смех и шутки,

             И чуть слышен треск костра

             Эти отдыха минутки-

             Долгожданная пора!

Сценка- стихотворение «За языком».

Разведчик:        Расскажу я вам, ребята, как за «языком» ходил.

                           Вот сижу я, значит, братцы,

                            Под покровом темноты,

                           Слышу: шорох, вижу, братцы

                           Немец лезет...

1 солдат:      Ну а ты?

Разведчик:      Ну, а я конечным делом,

                           Притаился меж сосен,

                          Белый снег, и я вес в белом.

                          Жду бандита...

2 солдат:       Ну а он?

Разведчик:      Ну, а он ползет по лесу,

                          Только вижу я, браты,

                          Много в том фашисте весу,

                           Как бугай он...

  3 солдат:     Ну а ты?

             Разведчик:    Ну, а я по весу муха,

                            Как полезешь на рожон?

                            Ах ты, думаю, поруха,

                            Как с ним сладить?

  1 солдат:     Ну а он?

  Разведчик:     Ну, а он все ближе, ближе...

                            Только вижу я, браты,

                             Брюхом он лежит на лыже,

                             Снег глубокий...

  2 солдат:     Ну а ты?

Разведчик:        Ну, а я решил упрямо:

                                                  Взять живьем его должен,                                                                                                       

                                                Автомат наставил прямо.

                                                   Будь что будет...

  3 солдат:      Ну а он?

  Разведчик:      Ну, а он совсем уж рядом,

                                                   Норовит вильнуть в кусты.

                                                  Водит, вижу, волчьим взглядом.

                                                     Подползает...

   1 солдат:     Ну а ты?

    Разведчик:    Тут меня и осенило!

                                                  Взял я в бок одним прыжком

                                                  И на фрица, на верзилу

                                                   Прямо с маху сел верхом.

                                                «Хальт», - кричу, - не то стреляю!

                                                  Ходу, чертова душа!»

                                                  И к затылку приставляю

                                                  Свой заветный «пэ-пэ-ша».

  2 солдат:   Ну а он?

    Разведчик:     Куда ж деваться?

                              Подчинился мне, подлец,

                             И повез меня он, братцы,

                              Как хороший жеребец.

                             Ох, уж утром было смеху!

                              Из лесочка под уклон

                             Так на пленном я и въехал

                             В свой гвардейский батальон.

Исполнение фрагмента песни « Эх, путь- дорожка, фронтовая….»

 ( Тишина. Звуки автоматной очереди… Звук метронома)

Сценка « Блокада».

Чтец 1:      И вдруг тишина…

                   Начинается чёрная пантомима!

          Чтец 2:     Черные улицы немо бредут,
                            Черные тени падают мимо.
                            Черные ветки скручены в жгут.
                            Черные руки уставились в небо!

          Чтец 3:      Раненный город от стужи свело,
                             Столб телеграфный уперся в зарницу.
                            Мальчики, как тяжело мне без вас!
                             Как дописать мне эту страницу!

           Чтец 4:      Матери в санки впрягутся сейчас
                              Гробик за гробиком, в ночь, через вьюгу,
                              Что ты кричишь, сумасшедший фугас?
                              Что ты по смертному мечешься кругу.

Учащаяся 5 класса читает стихотворение из «Блокадной книги».

(Звучит минусовка фонограммы  «Журавли»)

Сценка « У Вечного огня»


Вечный огонь. Фонограмма «Вечная память» Д. Д. Шостаковича.

            Чтец1:   Вечный огонь!
                          Незаживающая боль!
                          Немеркнущая память!
                          Вечный символ бессмертия!
                          И море цветов
            Чтец 2: Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600.

                          Итого 2600 километров.                    

Чтец 3:  Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом —   четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года.
Чтец 4: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»
 Чтец 5:  Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.
 Чтец 6 : Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
 Чтец:  Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя.

Финальная песня « Кино идёт, воюет взвод…» ( поют учащиеся 9 «а» и 4 « а» класса.

Участники спектакля под финальные аккорды покидают актовый зал.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Этот этап урока проходит в форме « круглого стола», обсуждаются наиболее запомнившиеся этапы урока – спектакля. Можно пригласить на урок ветеранов, участников Великой Отечественной войны. Тогда подведение итогов  будет проходить на эмоционально высоком уровне.

Отметки выставляются только положительные всем участникам урока- спектакля, и тем, кто выступал на сцене, и тем, кто выполнял  оформительскую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

повторительно - обобщающий урок по теме "Страны Азии в 19 веке", новая история 8 класс.

помещаемый материал содержит презентацию и план урока по теме, включая весь необходимый раздаточный материал для урока....

повторительно - обобщающий урок по теме "Страны Азии в 19 веке", новая история 8 класс.

помещаемый материал содержит презентацию и план урока по теме, включая весь необходимый раздаточный материал для урока....

Повторительно- обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война".

Тема: «Великая Отечественная война»(Повторительно-обобщающий урок)проводится в форме урока-конкурса (не ролевая игра)....

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война»

Повторительно-обобщающий урок по теме:«Великая Отечественная война» предназначен для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....