Организация исследовательской деятельности учащимися во внеурочное время. Из опыта работы.
статья по истории на тему

Юркина Надежда Петровна

В данном выступлении обобщен мой опыт  работы с учащимися во внеурочное время: работа в научном обществе учащихся, организация экскурсий, участие в научно-практических конференциях, работе школьного исторического музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по организации исследовательской

деятельности учащихся во внеурочное время (из опыта работы)

Выступление на дискуссионной площадке августовской

конференции учителей города Нягань, ХМАО - Югра

Юркина Надежда Петровна – учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №4» г Нягань,  ХМАО-Югра.

Одной из социально значимых задач современного общества, имеющей отражение в Законе РФ "Об образовании", является развитие творческой личности, способной решать задачи в различных областях деятельности. [1] Современный школьник находится в условиях достаточно динамичной картины мира, в огромном информационном пространстве, где немалую роль отводится критическому осмыслению, творческим способностям и исследовательским навыкам. На первый план (согласно ФГОСам) выходят личностно и общественно значимая деятельность, «формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию», «активная учебно-познавательную деятельность» и т.д. [2]

Осуществлению формирования метапредметных умений и навыков способствует исследовательская и проектная деятельность учащихся, которая позволяет развить самостоятельность планирования и реализации этапов деятельности, такие ключевые компетенции, как ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, компетенции личного самосовершенствования. [3]

          Анализ школьной практики показывает, что современная школа нуждается во внедрении инновационных подходов к обучению, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению образовательных проблем. Инновационный подход к организации обучения — одно из приоритетных направлений образования нового поколения. Одним из таких подходов является организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, обеспечивающих эффективное формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня умение самостоятельно добывать знания и совершенствовать их, работать с информацией в различных областях, приобретая, новые навыки, для учащихся гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.

Исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного образования:

  • формирование исследовательской компетентности,
  • развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации,
  • преодоление проблемы включенности каждого в деятельность,
  • профессиональное самоопределение школьников и др.

Одним из главных смыслов моей деятельности как педагога является создание каждому воспитаннику ситуации успеха, дать возможность проявить индивидуальность, пережить радость достижения, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя.

В настоящее время достаточно разработанным аспектом является последовательность организации учебно-исследовательской деятельности, в своей работе придерживаюсь следующих основных этапов:

- знакомство с предметными областями, возможными объектами исследования (занятия носят коллективный характер, проводятся в лекционно-семинарском режиме);

- определение научного аппарата исследования (работа проходит в группах, по предложенным темам формулируются темы, чётко обозначается объект и предмет изучения, гипотеза, ставиться цель и обозначаются шаги (задачи) по её достижению);

- развитие экспериментальных умений (проведение ряда практических и лабораторных работ индивидуального, парного, группового характера);

- определение актуальных проблем для проведения исследования (актуальность определяется, в том числе и личной значимостью и сферой интересов будущего исследователя);

- планирование исследовательской деятельности (позволяет определить индивидуальную траекторию исследовательской работы и её желаемый результат);

- реализация плана работы (подразумевает систему индивидуальных консультаций);

- получение конечного продукта, рефлексия.

Считается, что исследовательской деятельностью занимаются одаренные дети, ориентированные на процесс познания. На протяжении нескольких лет в моей практике учащиеся занимались учебно-исследовательской деятельностью,  проектами с совершенно разными целями: развитие коммуникативных умений; повышение собственной самооценки; завоевание уважения среди сверстников; формирование авторитета у взрослых (родителей, учителей) и т.д.

Хотя мной изначально перед ребёнком не ставится целью участие в научно-практических конференциях, но всегда присутствует трансляционно-оформительский этап исследовательской работы. Данный этап не отделяю от собственно самого процесса исследования, при этом практически никогда не отводилось отдельного времени для оформления работы. Создание текста работы идёт по ходу реализации выстроенного плана деятельности.

В организации учебно и научно-исследовательской деятельности важно четко обозначить этапы, последовательность которых может варьироваться в зависимости от прохождения процесса исследования, его условий, своеобразия объекта, степени осознанности результатов исследования, наличия определённых знаний и умений у ребенка.

Организация исследовательской работы достаточно технологичный процесс, самым сложным моментом является создание условий, в которых у ребёнка возникает желание заняться исследовательской деятельностью. Если же желание возникло, то ничто уже не помешает завершению начатого процесса.

 Важными средствами привлечения учащихся к участию во внеурочной исследовательской деятельности в своей практике я считаю:

  • Участие в работе Школьного научного общества «Поиск»
  • проведение экскурсий (исследуем работу муниципальных органов власти, работу лесничества, лесхоза, Молодежного парламента в г.Нягань и т.д.)
  • участие в работе школьного исторического музея
  • участие в школьных, муниципальных научно-исследовательских конференциях и др.

Отрадно каждый раз слушать защиты результатов работ учащихся на уроках истории и обществознания, а выступления на конференциях становятся потребностью представить свой труд, получить оценку не только руководителя. Как правило, ребята самостоятельно определяют уровень конференций, так как преследуют разные цели: кто-то ограничивается мини-конференцией на кружковых занятиях, а кто-то чувствует силы пройти дальше (дорабатывают свои работы, иногда не один год).

За время моей педагогической деятельности были выполнены работы исследовательского и проектного характера по истории, краеведению, работы по интегрированным областям с ребятами младшего, среднего и старшего школьного возраста. Ребята неоднократно становились лауреатами школьных, городских и всероссийских конкурсов и  конференций: «Шаг в будущее», «Золотое Руно», «Патриоты Отечества». Зайцев Александр и Алимова Александрина заняли первое место в 2014году в городских краеведческих чтениях «В семье единой», на Городской научно-практической конференции исследовательских  работ  учащихся «Шаг в будущее» 2 место. Результатом совместной работы учащихся, классного руководителя 11а класса Парадник Л.П. и учителя истории Юркиной Н.П. стало написание нескольких исследовательских работ

  • «Я помню, я горжусь! Мои деды – участники Великой Отечественной войны» - Уткин Тимофей, 11а класс.

      Научно-исследовательские работы 2015г.

  • «Моя бабушка – моя гордость» – Постоева Вероника, 6б класс
  • «Я помню – я горжусь! Евстигнеев Кирилл Алексеевич » – Санягина Алена, 6б класс
  • Продолжается работа по сбору информации для написания Книги Памяти о родственниках учащихся и сотрудников школы, участников ВОвойны.

       Исследование — всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это — не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в ходе исследования, может быть малополезным с точки зрения общества и самого исследователя.

Не каждому дано пройти путь исследователя, представить результат на должном уровне, для этого необходим самоконтроль, упорство, стремление достичь цели, преодолеть трудности познавательного процесса.

         Выше изложенная информация позволяет сделать вывод: на мой взгляд  исследовательская деятельность создает благоприятные условия для самореализации и саморазвития личности школьника, формирования универсальных учебных действий. Как результат — повышение качества образования, решение проблемы формирования мотивации достижения успеха, определение ребёнком своего места в жизни.

Список литературы:

  1. Закон РФ "Об образовании"
  2. Федеральный Государственный стандарт среднего (полного) общего образования.
  3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. http://www.eidos.ru /journal/2005/1212.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе (на примере подготовки и проведения предметной недели, посвященной Дню открытия Царскосельского Лицея)...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который  решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самос...

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (уч...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Методические рекомендации содержат рабочую программу кружка, который работает на экологической...

Организация проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

 Описание практического применения, организации технологии проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Новизна программы «Юные исследователи» заключается в возможности участия ребят в экологических акциях, конференциях, слѐтах, семинарах муниципального, регионального, всероссийского...

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (из опыта работы)

В статье опыт работы по изучению истории семьи.Возможно использовать в ходе занятия по проектной деятельности учащихся....