ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ КУЛЬТУР.
статья по истории на тему

Бирюкова Татьяна Карповна

Практика межкультурного общения является одной из наиболее быстро развивающихся и востребованных отраслей  исследования в современном мире. Это обусловлено процессами глобализации, происходящими на международной арене, все более расширяющимися экономическими, политическими и социальными контактами между представителями различных государств и культур, а также бурным развитием современных технологий и средств коммуникации.  Межкультурное общение – это процесс  информации между отдельными личностями и группами, обладающий выраженными различиями в восприятии и поведении. Эти различия в свою очередь оказывают влияние на характер, форму и результат общения. Участника акта межкультурного общения привносят в него  продиктованные своей культурой особенности, которые функционируют в качестве основы передаваемой им получаемой информации. Успех акта межкультурного общения в значимой степени зависит от  понимания участниками этих различий и осознание единства и целеустремленности в достижении поставленной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biryukova_t.k._etnokulturnaya_konferentsiya_noyabr_2012.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ КУЛЬТУР.

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и географии.

 

                             Подготовила

                                    Учитель истории

                                                           МОУ «Лямбирская СОШ №1»

                                                        Бирюкова Татьяна Карповна

Практика межкультурного общения является одной из наиболее быстро развивающихся и востребованных отраслей  исследования в современном мире. Это обусловлено процессами глобализации, происходящими на международной арене, все более расширяющимися экономическими, политическими и социальными контактами между представителями различных государств и культур, а также бурным развитием современных технологий и средств коммуникации.  Межкультурное общение – это процесс  информации между отдельными личностями и группами, обладающий выраженными различиями в восприятии и поведении. Эти различия в свою очередь оказывают влияние на характер, форму и результат общения. Участника акта межкультурного общения привносят в него  продиктованные своей культурой особенности, которые функционируют в качестве основы передаваемой им получаемой информации. Успех акта межкультурного общения в значимой степени зависит от  понимания участниками этих различий и осознание единства и целеустремленности в достижении поставленной задачи.

Говорить о значении поликультурного воспитания и образования обучающихся в России - полиэтнической государстве, в котором проживают представители более чем 100 наций и  народностей, излишне. Поликультурное образование и воспитание детей ставит главную цель для формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и  поликультурной среде, обладающего развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, убеждений и верований.

   Поставленные задачи и цель в этом направлении воспитания  российских школьников  решает и достигает, прежде всего, учитель и школа.

Как-то раз во время подготовки общешкольного фольклорного праздника «Знаешь ли ты историю и культур мордовского края?», посвященного 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства ребята заинтересовались: «Вот мы готовим  различные конкурсы, игры, национальные блюда.  Но наш праздник только о истории и культуре 3-х народов, т.е. мордвы, русских, татар. А вот интересно, насколько многонациональна наша школа, и не включить ли в программу нашего фольклорного праздника сведения о культуре, и истории каждого, представленной в ней национальности».

Думаю, что лет 15 назад такой вопрос и не возник бы вовсе? Но сегодня, когда речь идет о сохранении целостности Российского государства, поиске идеи, объединяющей всех россиян, особый интерес представляют те составляющие межэтнических отношений и тот фактор, влияющий на них, которые позволяют сделать взаимодействие эффективным. Именно эффективное межэтническое взаимодействие способствует успешной этнокультурной адаптации человека, которая предполагает достижение социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной.

В нашей школе учатся дети восьми национальностей и стараемся создать для них поликорректную культурную образовательную среду, способствующую становлению социально-активной творческой личности, опираясь на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся в нашей школе.

Это значит, все лучшее, что имеется в традициях , обычаях каждой национальности мы умножаем на восемь. Жизнь каждого нашего воспитанника становится богаче в культурном, духовном, социальном плане.

И учебный процесс,  и воспитательные мероприятия, развлечения в нашей школе мы строим исходя из задач формирования толерантности как условие выполнения культурологической миссии в школе.

Внесены изменения и в содержание некоторых предметов, они дополнены информацией о жизни, культуре, традициях, быте народов мира. Например, на уроках «История и культура мордовского края» изучаются не только культура мордвы, русских и татар, но и азербайджанцев, армян, чувашей и других. Замечательной формой полиэтнического образования стали общешкольные концерты для родителей. Ведь именно школьные мероприятия нередко становятся единственной возможностью для родителей услышать родную речь, насладиться музыкой, танцами своего народа.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определено «Культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообщение всех культурных слоев».

Правительство Российской Федерации еще в первом десятилетии XXI века утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установки толерантного сознания и профилактика экстремизма». Эта проблема актуальна и сегодня для современной России, т.к. участившееся в последние годы акты насилия, терроризма и нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты и возникла насущная потребность научиться взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. В своем образовательном учреждении определили приоритетные задачи:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог;
  • находить компромиссное решение обсуждаемых проблем;
  • воспитывать терпимость к чужому мнению;
  • создавать условие для возможности живого общения;
  • создавать условия для формирования системы нравственных ценностей на основе этнокультурных традиций у всех участников образовательного процесса;
  • содействовать этнокультурному семейному воспитания, восстановлению этнокультурных традиций семьи.

Решая эти задачи, организовываем дискуссии типа «Толерантность – путь к сотрудничеству». Практикуем уроки-тренинги, цель которых в том, чтобы создавать условия для  полноценного  общения с различными моделями ситуаций. Занятия строятся в игровой форме - игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас , но и  понять позицию, открыть для себя некоторые мотивы их поведения.

В нашей школе не бывает конфликтов на национальной почве, драк, так и ни на какой другой. Наши воспитанники умеют находить компромиссы, уважают мнение друг друга. Им будет легче адаптироваться во взрослой жизни и стать достойными гражданами и счастливыми людьми.

Воспитание в духе терпимости направлено на противодействие чувству страха и отчуждение по отношению к другим людям. У школьников сформируется личностное отношение к   ключевым понятиям культуры, навыки межкультурного взаимодействия, что и стало основной целью и ценностью культурологической миссии нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры....

Формирование творческой поликультурной личности на уроках иностранного языка.

Развитие поликультурной творческой личности на уроках иностранного языка есть требование современности....

Формирование толерантных качеств личности школьника средствами музыкального искусства

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации  прони...

Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"

Методический паспорт проекта "Международный этикет: как оставаться вежливым при общении с представителями других культур"...

Отчет по самообразованию Формирование нравственных качеств личности на основе общих человеческих ценностей

                               В наше время перед любым педагогом  встаёт ряд проблем, касающихся процесса в...

Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"

На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур н...

Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"

Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"...