Архитектура Руси
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Кускова Любовь Сергеевна

История Руси 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУСКОВА ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА

Учитель истории и обществознания

МКОУ «Большелугская средняя общеобразовательная школа №8»

I квалификационная категория

Архитектура Руси X – XII веков.

Курс преподавания История Отечества

 с древнейших времён до конца XVI века.

6 класс


Интегрированный урок в курсе  преподавания истории Отечества.

6 класс.

Тема: Культура Древней Руси

Пояснительная записка

Интегрированные  уроки   являются  одной  из  активных форм  организации учебной деятельности обучающихся. Эти уроки позволяют развивать познавательную активность школьников с помощью художественных образов, воздействуют на эмоциональное состояние ученика, взывая к его мыслям и чувствам.

Данный  урок готовится с помощью различного рода наглядности, документов, художественные текстов, музыкальных произведений, с применением компьютерных презентаций.

Такие уроки имеют огромное воспитательное значение, так как ставят акценты на важных фактах и явлениях исторического прошлого нашей страны, формируя гражданско-патриотическую позицию будущего гражданина нашего государства.

Представленный урок создан на основе материала истории Отечества (с древнейших времен до начала ХVI в.), изучаемого учащимися в 6 классе.

Тема: Архитектура Руси X – XII веков.

Цели:

Образовательная: сформировать у учащихся представления об архитектуре Руси X – XII веков. Обеспечивать усвоение учащимися знаний о характерных приёмах деревянного и каменного храмостроения, отрабатывать навыки групповой работы.

Воспитательная: воспитывать  положительное отношение к знаниям,  бережное отношение к истории своей Родины; формировать стремления добиваться высоких результатов в работе через работу в группе.

Развивающая: развивать  умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать внимание и  умения частично-поисковой познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: поисково - исследовательская работа с элементами беседы.

Оборудование:

 1.Тетрадь, учебник, карточки с таблицей оценивания.

2. Компьютер, доступ к интернет ресурсам.

3. Презентация к уроку, мелодия «звон колоколов».

Структура урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Постановка цели урока и пути ее решения.
  2. Изучение нового материала:

 А. Объяснение нового материала.

Б. Сообщение учеников о деревянном храмостроительстве.

В. Самостоятельная работа заполнение сравнительной таблицы.

3. Самостоятельная работа в группах по учебнику и интернет ресурсам об архитектурных памятниках Руси и выявление их  характерных особенностей.

4. Обобщение работы в группах по выявлению сходств и различий деревянного и каменного храмостроительства.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

7. Оценивание.

I. Изучение нового материала:

1. Звучит запись колоколов

2. Учитель истории. Вы прослушали бой колоколов, когда я впервые услышала этот мелодичный звон, моя душа не могла откликнуться на этот звук и возникли такие строки, читает эпиграф:

Колокола!

В них мощь России вся отражена.

Как только зазвучит набат Земной,

Ты слышишь стон людской,

И боль, и радость, и покой!

И эта песнь сливается с твоей Душой!

Что вы почувствовали, прослушав  мелодию и эпиграф к нашему уроку?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель истории. Как вы думаете, какая будет тема нашего с вами урока? Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель истории. Принято считать, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева, через него (дерево) происходит слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связанна с Русью уже христианской. 988 год Владимир крестит Русь и облик архитектуры меняется.

Учитель истории задает вопрос (для постановки цели урока): как вы думаете, не потеряла ли Русь свою особенность, индивидуальность, самобытность, тем,  что  приняв христианство, меняет свой образ жизни, строительства  святынь, свой внутренний мир, свою душу.  

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель истории. Может, мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос. В таком случае, нам нужно выбрать пути решения. Учащиеся под руководством учителя формируют задачи урока.

  1. Выявить особенности деревянного и каменного храмостроительства.
  2. Определить сходства и различия.
  3. Сделать вывод.

Учитель истории. Сейчас вам предлагается материал, подготовленный учениками вашего класса, который описывает деревянное  храмостроительство. Вам необходимо выявить особенности, которые вы оформите в таблицу.

Учитель информатики. Откройте документ WORD, создайте таблицу, где количество столбцов 2, строчек 10. Первая колонка называется Деревянное храмостроительство, вторая - Каменное храмостроительство.

Особенности деревянного и каменного храмостроительства.

Деревянное храмостроительство

Каменное храмостроительство

Сообщения учеников:

Деревянное храмостроительство.

Деревянное зодчество составляет значительную часть русской культуры и определяет ее национальное своеобразие. На протяжении многих веков развития деревянного зодчества был накоплен богатый строительный опыт, выработаны определенные  приемы. Дерево – небесное творение, имеющее свое потаенное предназначение, которое необходимо было воплотить для новой жизни, не утратив его божественной красоты. Назначение деревянных построек у народа связано с представлением о красоте мира, созданным Богом. Красота и польза неотделимы в мире, потому и неотделимы они в древнерусской архитектуре. Под красотой понималось тонкое, сердцем прочувственное и осмысленное единение частей и целого, простота форм и изящество линий. То есть то осознание архитектуры как модели Божьего мира, которое делает ее не ремеслом, но искусством.

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа. До нашего времени не сохранилась ни одна деревянная постройка, срубленная ранее XVI века.

Сокровищницей русского деревянного зодчества по праву называют русский Север. Незатронутость монголо-татарским нашествием в XII-XV веках, отсутствие крепостничества в XVIII-XIX веках, удаленность от промышленно развитых районов способствовали развитию и сохранению этого уникального вида народного творчества.

Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела. Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство, благодаря умению славянских мастеров, восполнило ее. Вскоре оно стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество.

Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. Святой князь Владимир активно способствовал строительству храмов, «начал ставить по градам церкви». Большинство их рубилось из дерева. Деревянное храмостроительство постепенно приобретало черты яркой индивидуальности и самобытности, в которой сохранились основные принципы храмостроения, заимствованные некогда у Византии.

Русские мастера проявили большую изобретательность были выработаны определенные конструктивные приемы, которые смело, применялись в деревянном храмостроительстве.

Просто и скромно выглядели деревянные храмы внутри и причудливо были украшены они снаружи. Готовых форм в дереве не было, и мастерам приходилось брать их с храмов каменных. Повторить их в дереве было во многом невозможно, но переосмысление этих канонов практиковалось широко и успешно.

Для строительства храмов в основном применяли хвойные породы – сосна, лиственница, ель. Прямизна и отсутствие дуплистости позволяли сплачивать бревна в стены, а также раскалывать бревна по слоям для получения пластин и теса. Смолистость этих пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению. На срубы стен шли сосна и лиственница, из ели изготавливались элементы кровли (стропила). Из осины, благодаря ее податливости при обработке, изготавливали кровельный лемех (деревянный кровельный элемент). Этому способствовали два важных свойства данной породы: увеличение прочности при воздействии дождя и снега и приобретение со временем серебристого оттенка. Подобные крыши из осинового лемеха практичны и привлекательны, они не только издали, но даже с близкого расстояния производят впечатление посеребренной кровли.

Лес шел в дело, прежде всего в виде бревен, средний диаметр которых составлял 25-40 см, длиной 5-10 метров. Главным орудием производства русского плотника был топор, которым выполнялись все операции.

Деревянное церковное зодчество является искусством национальным, искусством, сохранившим свой национальный характер.

Это было искусство, созданное путем долгих раздумий и опыта, с мудрой устойчивостью традиций, единством стиля и величием образного содержания. Оно было безымянным, соборным: от Бога.

После устного сообщения учащиеся заполняют таблицу и озвучивают свои результаты.

Физминутка. Учитель. На протяжении многих веков лес был основным строительным материалом. Давайте каждый представим, как мы входим в прекрасный лес. Чистейший  воздух переполняет ваши легкие, вы глубоко вдыхаете, ваша спинка выпрямляется, мы поднимает  руки через стороны вверх, сжимаем кисти рук, разжимаем и опускаем. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

Учитель информатики: А теперь давайте ознакомимся с архитектурой X – XII вв. У вас в компьютерах есть список Соборов, церквей и ссылка на интернет ресурсы, где вы сможете найти необходимую вам информацию и продолжить заполнять таблицу. Для того, чтобы работа наша не затягивалась мы разделимся на группы.

1группа. Десятинная церковь 

2 группа. Спасо – Преображенский Собор 

3 группа. Софийский Собор

4 группа. Дмитровский Собор

5 группа. Церковь покрова на Нерли.

 Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель истории. Следующим этапом нашей работы будет выявления сходства и различия деревянного и каменного храмостроительства. Вы используете данные вашей таблицы и данные учебника, параграф №7, страница 59- 62.

Учитель информатики. В вашей таблице вы добавляете 10 строчек, давайте вспомним, как это делается, поставьте курсор на нижний правый край таблицы и нажмите клавишу «enter». Затем на первой и пятой строчки объедините ячейки. В первой напечатайте «Сходства», в шестой – «Различия».

Деревянное храмостроительство

Каменное храмостроительство

Сходства

Различия

Заслушиваются ответы учащихся.

II. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. А теперь возвращаемся к нашему вопросу урока: не потеряла ли Русь свою особенность, индивидуальность, самобытность, тем,  что  приняв христианство, меняет свой образ жизни, строительства  святынь, свой внутренний мир, свою душу. Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Заслушивается мнения учащихся и делается вывод.

III. Оценивание.

Учитель. У вас на парте есть карточка с табличкой. Каждый из вас должен поставить оценку всем кто работал с ним в группе, затем вы находите сумму всех оценок и делите на количество человек в группе. Таким образом, результат и будет являться вашей оценкой за урок. Некоторых из вас мы попросим прокомментировать свою оценку.

IV. Домашнее задание.

1. Параграф 7 прочитать, приготовить одно устное сообщение из предложенных тем:

  • Устное народное творчество.
  • Письменность и грамотность.
  • Литература.

2. Новые слова выписать в тетрадь и дать им определение.

На данном уроке применяется метод и методические приёмы:

В соответствии с источниками приобретения знаний (методы устного изложения; методы наглядности; методы работы с печатными и устными текстами).

По специфике целей и содержания обучения, особенностям способов его усвоения и характеру познавательной деятельности учащихся (частично-поисковый).

По степени активности познавательной деятельности обучающихся (объяснительные, иллюстративный, частично – поисковый).

Формы организации: беседа, групповая, опережающее обучение.

Список литературы:

Древне - русское искусство X-XVII в. Ю. Л. Лебедева М. 2001г.

Искусство народов СССР. В 9 т. М. 1971 г.

История русской архитектуры. Краткий курс. М. 1956 г.

История искусств. Отечественное искусство. Т.В. Ильина М. 1994 г.

История русской культуры IX-XX» В.С. Шульгин, Л.В Кошман, Е.К.Сысоева, М. Р. Зезина. ДРОФА, 2003

История России с древнейших времён до конца XVII века, Н. Сахаров, В.И. Буганов. 2002

“Повести Древней Руси”, А.Дмитриева, Н.В. Понырко М. “Художественная литература”, 1987 г.

Этюды по истории русского искусства. М.В. Алпатов В 2 т. М. 1967 г.

Приложение.

Таблица оценивания

1

2

3

4

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архитектура Руси X - XII веков.

Слайд 2

Колокола! В них мощь России вся отражена. Как только зазвучит набат Земной, Ты слышишь стон людской, И боль, и радость , и покой! И эта песнь сливается с твоей Душой!

Слайд 3

Деревянное храмостроительство

Слайд 4

Десятинная церковь

Слайд 5

Спасо – Преображенский Собор

Слайд 7

Софийский Собор

Слайд 9

Дмитровский Собор

Слайд 11

Церковь Покрова на Нерли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории "Архитектура Древней Руси"

Презентация для уроков истории и МХК. Можно использовать в 6 и 10 классе. Содержит краткую характеристику архитектурных стилей и описание древнерусского собора....

Архитектура Древней Руси X-XIII век

ØКаменное зодчество Руси:•Начало строительства храмов;•Закладка храма;•Разметка храма;•Устройство фундамента;•Материал для строительства: глина и камень;•Устройство стен и окон;•Наборы кирпичей ...

архитектура древней руси часть 1

урок-викторина, представлена архитектура древней руси...

урок истории в 10 классе "Архитектура Древней Руси"

Методическая разработка может использоваться на уроке истории России по теме "Культура Древней Руси" и на уроках МХК....

Архитектура Древней Руси, презентация

Архитектура Древней Руси, презентация к уроку МХК, 9 класс...

урок по МХК в 10 классе "Архитектура Киевской Руси"

Урок по МХК в 10 классе "Архитектура Киевской Руси" включает конспект  и презентацию по теме....