Примеры использования ситуации морального выбора на уроках истории.
методическая разработка по истории на тему

Щукина Анна Борисовна

Работа содержит краткое описание принципов создания ситуаций морального выбора и конспект урока, разработанный с применением данного метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры использования ситуации морального выбора на уроках истории.

Условия развития современного общества ставят перед учителем новые задачи. Модернизация системы образования подразумевает следование гуманистическим принципам. События мирового порядка – осложнение международных отношений, участившиеся случаи нарушения прав человека в мире, нарастание опасности экстремизма делают проблему формирования ценностных компетенций учащихся одной из наиболее важных. На первый взгляд предметы гуманитарного цикла располагают достаточным ресурсом для  реализации поставленных задач. Вместе с тем, учителя сталкиваются с рядом проблем. Сложность формирования личностных универсальных учебных действий, неэффективность морализаторства актуализируют необходимость поиска других путей формирования нравственных компетенций учеников.

Создание на уроке ситуации морального выбора может стать одним из способов достижения поставленных задач. Под ситуацией морального выбора подразумеваю комплекс действий, обеспечивающих возникновение эмоционального переживания, связанного с обсуждаемой моральной проблемой, всестороннее изучение этой проблемы и формулировка личностного отношения к ней ученика, выраженного в конкретном действии. Совокупность всех этих элементов создает условия для вовлечения в работу эмоциональной, волевой и интеллектуальной составляющей личности ребенка, обеспечивает самостоятельное осознание нравственных ценностей.

Залогом успеха ценностно-ориентированного урока являются правильные действия учителя, основанные на ряде педагогических принципов.

  • Принцип гуманизма подразумевает способность педагога увидеть в ученике самостоятельную личность, проявляющую сильные и слабые стороны характера, обладающую правом на собственное суждение и защиту своих ценностей. Данный принцип является основополагающим, т.к. именно от него зависит – сможет ли педагог уйти от насильственного насаждения морали и помочь ученику осознать себя. С другой стороны коррекция может оказаться обязательной в том случае, если ученик отстаивает разрушительные для себя и общества идеи.
  • Принцип сотрудничества предполагает постоянное внимание учителя к ученику, делает их равными участниками образовательного процесса. Совместное эмоциональное переживание создает основу для доверительного, партнерского общения, без которого невозможно обнажение и обсуждение значимых аспектов мировоззрения ребенка. Успех будет обеспечен в том случае, если идея сотрудничества пронизывает всю деятельность педагога, а не отдельные уроки. Внутреннее согласие учителя с принципом сотрудничества проявится в его поведении и  словах. Отстраненное «вы сделаете» может отпугнуть замкнутого или робкого ученика, в то время как «мы сделаем» включит учителя и класс в общее информационное и эмоциональное пространство, вызовет больше доверия.
  • Принцип социального закаливания подразумевает включение учащихся в ситуацию этического выбора. Поиск выхода создает условия для развития  рефлексивной способности, морального самопознания детей.
  • Принцип системности предопределяет успех формирования любых компетенций. Ценностно-ориентированные уроки и задания должны быть равномерно распределены в соответствии с программой предмета. Эпизодические, не связанные внутренней логикой занятия будут мало результативны. Морализаторство, расхождение слов и поступков учителя приведет к обратному эффекту. Системная работа подразумевает адекватный выбор форм работы и постоянное осмысление результатов учителем.
  • Принцип неспешности требует предоставить детям необходимое для размышлений время. Изучение материала через формирование любых компетенций занимает больше времени, чем традиционное обучение. У многих обращение к собственному внутреннему миру требует значительных усилий. Решив дать ценностно-ориентированный урок, учитель должен быть готов принести в жертву фактический материал, если того потребует темп работы учеников.

Урок

«Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы XX века:

Сущность и причины возникновения».

9 класс

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: технология развития критического мышления, элементы мастерской ценностных ориентаций.

Предметные задачи урока:

  • Познакомиться с причинами формирования тоталитарных режимов в Европе.
  • Определить сущность тоталитарных режимов

Метапредметные задачи урока:

  • Регулятивные –  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
  • Познавательные – анализировать различные источники информации; находить причинно-следственные связи; формулировать вывод.
  • Коммуникативные – использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные задачи урока:

  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества. (Современные гуманистические ценности выражены в том числе в Международной конвенции прав человека, которая была принята после Второй мировой войны. Ужасы войны заставили людей задуматься над ценностями человеческой жизни и достоинства личности. Этот урок, как и другие, посвященные XX веку, позволяет работать с такими категориями как свобода, личность, нравственный выбор, достоинство и т.д.)
  • Осмысление социально-нравственного опыта человечества; развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. (Изучение данной темы помогает понять условия, при которых становится возможным формирование тоталитарных режимов, ставит вопросы нравственного выбора.)
  • Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека.
  • Принятие ценности семьи и семейной жизни.

Оснащение урока: мультимедиа проектор, доска, раздаточный материал.

Изучение темы «Тоталитарные режимы Европы» рассчитано на два академических часа. Данный урок знакомит учащихся с сущностью тоталитарных режимов, позволяет выявить причины их прихода к власти. На втором уроке происходит более детальное изучение режимов с целью их сравнения. Урок имеет межпредметных характер, т.к. изучение материала построено с учетом курса обществознания, на котором ученики уже успели изучить основные черты тоталитарных режимов. Это дает возможность учителю опираться на знания детей и больше времени посвятить анализу документов и формированию личностной позиции детей.

Ход урока.

  1. Формулировка темы и постановка проблемы.

Вниманию детей предлагается фотография, отражающая приезд Гитлера на верфи Гамбурга.

Вопросы детям:

  • Что вы видите на этой фотографии? (человек противостоит толпе)
  • Какие качества необходимы для того, чтобы противостоять толпе? (смелость, твердость, уверенность, принципиальность)
  • Как можно охарактеризовать человека в центре фотографии? (Смелый, независимый, личность)

Человека, находящийся в центре фотографии, зовут Август Ландмессер. Учитель может не сообщать его имя сразу. Интересно будет понаблюдать, возникнет ли у учеников интерес к данному персонажу, зададут ли они вопросы о нем самостоятельно. Качества, названные детьми, фиксируются на доске.

Учитель просит учеников подумать, смогли бы они, пусть в малом, противостоять мнению окружающих, просит проголосовать по трем позициям:

  • Поднимите руки те, кто уверен, что смог бы противостоять толпе.
  • Поднимите руки те, кто уверен, что подчинился бы толпе.
  • Поднимите руки те, кто сомневается в своих силах.

Работа с документом.

Ученики объединяются в группы по четыре человека. Для быстроты и удобства группы могут быть сформированы по территориальному признаку, объединив две соседние парты.

Задание для работы с документами:

  • Подберите два глагола, характеризующие описанное в документе государство.
  • Подберите два прилагательных, описывающих эмоциональное состояние людей, живущих в этом государстве.

Группы работают с разными наборами документов, составленными таким образом, чтобы отразить степень несвободы человека в тоталитарном обществе (приложение №1).

Слова, характеризующие государство и чувства его граждан выносятся на левую часть доски. Для усиления эмоционального эффекта их можно писать другим цветом (черным).

Вопрос классу:

  • Как одним словом можно назвать такое государство?

При условии, что в рамках обществознания ученики уже говорили о политических режимах, они легко назовут термин «тоталитарное государство».

Таким образом, класс коллективно формулирует тему. Учитель пишет ее на доске, поясняя фронт работ на остаток этого и следующий урок.

Учитель предлагает ученикам посмотреть на доску, где справа представлены ассоциации на тему личность и свобода, слева – характеристики тоталитарного государства, и просит сформулировать суть тоталитарного режима.

 В ходе обсуждения ученики выходят на мысль о том, что понятие «свобода» и «личность» не могут соотноситься с понятием «тоталитарный режим», что сама суть режима – в подчинении личностей государству, превращении их в массы.

2. Изучение нового материала.

Поскольку дети уже частично знакомы с этой темой по урокам обществознания, учитель просит их назвать признаки тоталитарного государства и проиллюстрировать примерами из прочитанных документов.

Учитель дополняет ответы учеников рассказом о законах, ограничивающих личные права человека в нацистской Германии. Он рассказывает о судьбе Августа Ландмессера и мотивах его поведения.

Фотография была сделана в июне 1936 года во время приезда А. Гитлера на строительные верфи в Гамбург. Человека, отказавшегося приветствовать Гитлера, как того требовал закон об обязательном нацистском приветствии, звали Август Ландмессер. Он был простым рабочим, немцем и членом партии НСДАП с 1931 года. В партию Август вступил в надежде найти работу. Казалось, все факты его биографии должны были обеспечить его лояльность к режиму. В 1935 году был принят закон о чистоте расы, предписывающий расторгать браки между немцами и евреями. Вместо того, чтобы развестись с женой-еврейкой Ирмой, Август продолжал появляться с ней в публичных местах. В браке у них родились две дочери. Попытка уехать с семьей в Данию обернулась неудачей. Несколько непродолжительных арестов не смогли заставить Августа отказаться от своей жены. В 1938 году Август Ландмессер был арестован и приговорён к двум годам каторжных работ. После окончания заключения его призвали на фронт в составе штрафного батальона. В 1944 году в Хорватии он погиб. Его жена Ирма погибла в концлагере, а дети были оправлены на воспитание в детский дом.

Повторное голосование. Теперь ученики оценивают свои силы в противостоянии не с толпой, а с тоталитарным государством. Они оценивают способность защитить свои убеждения и право на личное счастье. Перед голосованием учитель обращает внимание детей на ту часть доски, где они записали качества Августа Ландмессера.

Вопросы для голосования:

  • Поднимите руки те, кто считают, что смогли бы поступить так, как герой фотографии.
  • Поднимите руки те, кто сомневается в своих силах.
  • Поднимите руки те, кто считает, что не смог бы поступить так, как герой фотографии.

После проводится еще одна рефлексия в той же форме:

  • Поднимите руки те, кто несмотря на новые факты, не изменил своего решения
  • Поднимите руки те, кто изменил свое решения в пользу противостояния тоталитарному государству.
  • Поднимите руки те, кто измени свое решение в противоположную сторону.

Работа с документом

Учитель рассказывает о том, что в Италии и Германии фашистские и национал-социалистические партии пришли к власти легально, т.е. они опирались на поддержку большинства людей. Ученики вновь объединяются в группы для работы с новыми документами (приложение №2).

Вопрос к документам:

  • Почему граждане Германии и Италии отказались от свободы, дав тоталитарным режимам обрести власть?

Отвечая на вопрос, ученики используют не только тексты документов, но и привлекают полученные на уроках истории знания.

В ходе обсуждения ответов, причины установления тоталитарных режимов фиксируются в тетради: экономическая нестабильность, желание реабилитироваться после Первой мировой войны, яркие и привлекательные лозунги нацистов и фашистов, желание населения как можно быстрее получить защищенную стабильную жизнь.

3. Домашнее задание:

Учитель возвращает учеников к мысли о том, что формирование тоталитарных режимов было поддержано значительной частью общества. В качестве домашнего задания он  предлагает написать рассуждение в свободной форме (эссе) на одну из предложенных тем:

  • Является ли тоталитарный режим адекватной ценой за спокойную и стабильную жизнь?
  • Есть ли смысл в поступке Августа Лэндмессера?

Формулировка такого задания ставит детей под попыткой осмыслить изученную информацию с точки зрения собственных моральных убеждений и знаний, полученных на уроке.

Приложение 1.

Задание группе № 1

А. Гитлер о нацистской молодежной организации Гитлерюгенд

«Эта молодёжь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займётся вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмём в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь…

Эрих Кестнер, немецкий писатель:

Я стоял возле университета, зажатый со всех сторон студентами, цветом нации, одетыми в форму штурмовых отрядов, смотрел, как огонь лижет обложки наших книг, и слушал сальные тирады этого мелкотравчатого лжеца. Похоронный ветер дул над городом.

Дневник Анны Франк:

Тут немцы придумали самую утонченную пытку. Это страшнее всего. Хватают без разбора ни в чем не повинных людей и держат в тюрьме. Если где-нибудь обнаруживают «саботаж» и виновника не находят, то имеется повод расстрелять нескольких заложников. И потом в газетах появляются предостережения. Что за народ эти немцы! И я тоже когда-то принадлежала к ним. Но Гитлер давно объявил нас лишенными гражданства.

Задание группе № 2

Из закона 1 марта 1940 года:

Принадлежность любого лица к коммунистическим или любым другим тайным организациям является преступлением, караемым согласно положениям настоящего закона. Правительство Испании в праве прибавить к вышеуказанным организациям дополнительные категории или группы, которые оно сочтет нужным, и применить к ним те же положения закона с соответствующими изменениями.

Дневник Анны Франк:

Вводились новые законы, одни строже другого, особенно плохо приходилось евреям. Евреи должны были носить желтую звезду, сдать велосипеды, евреям запрещалось ездить в трамвае, не говоря уж об автомобилях. Покупки можно было делать только от трех до пяти и притом в специальных еврейских лавках. После восьми вечера нельзя было выходить на улицу и даже сидеть в саду или на балконе. Нельзя было ходить в кино, в театр — никаких развлечений! Запрещалось заниматься плаванием, играть в хоккей или в теннис,— словом, спорт тоже был под запретом. Евреям нельзя было ходить в гости к христианам, еврейских детей перевели в еврейские школы. Ограничений становилось все больше и больше. 

Вся наша жизнь проходит в страхе. Йоппи всегда говорит: «Боюсь за что-нибудь браться — а вдруг это запрещено?» 

В июле 1934 года состоялась так называемая «ночь длинных ножей». Часть членов нацистской партии Германии была не согласна с действиями Гитлера. Обвиненные в заговоре против существующего порядка, сотни руководителей и рядовых штурмовых отрядов были уничтожены без суда и следствия.

Задание группе № 3

Марсель Райх-Раницкий, литературный критик:

Это выглядело странно. Как несерьезное событие. Никто не воспринимал происходившее всерьез, в том числе и те, кто это делал. Мне казалось это сумасшествием, что книги лучших немецких писателей просто так сжигаются. Тогда было еще непонятно, что все это лишь пролог, увертюра.

Печально то, что тогдашняя немецкая интеллигенция, хотя и с явным изумлением, но без возмущения просто приняла все это к сведению.


Дневник Анны Франк:

Семьи разлучают, отцов и матерей отрывают от детей. Бывает, что дети приходят домой из школы, а родителей нет, или жена уйдет за покупками и возвращается к опечатанной двери — оказывается, всю семью увели! 

В 1939 году Франко издал декрет, по которому внесудебному преследованию подлежали все участники демократического движения в Испании, начиная с 1934 года. Для вынесения приговора достаточно было того, что представший перед трибуналом принадлежал к партиям и профсоюзам. По разным сведениям, в тюрьмах Испании содержалось от полумиллиона до 2 миллионов политических заключенных.

Задание группе № 4

Дневник Анны Франк:

Сегодня у меня очень печальные и тяжелые вести. Многих евреев — наших друзей и знакомых — арестовали. Гестапо обходится с ними ужасно. Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это — страшное место. На тысячи человек не хватает ни умывалок, ни уборных. Говорят, что в бараках все спят вповалку: мужчины, женщины, дети. Убежать невозможно. Заключенных из лагеря сразу узнают по бритым головам, а многих и по типично еврейской внешности.

Закон о прессе:

Не публиковать в газетах того, что так или иначе вводит в заблуждение читателя, смешивает эгоистические цели с общественными и ведет к ослаблению мощи немецкого государства изнутри или извне, к подрыву воли немецкого народа, обороны Германии, ее культуры и экономики – а также всего того, что оскорбляет честь и достоинство Германии.

Все лица, работавшие в сфере литературы, театра, музыки, радиовещания и кино обязаны были вступить в соответствующие палаты, решения и указания которых имели силу закона. Кроме иных прав палатам было предоставлено право исключать из своего состава лиц ввиду их политической неблагонадежности или не принимать их туда. Рукопись любой книги или пьесы необходимо было предоставлять в министерство пропаганды, чтобы получить разрешение на публикацию или постановку.

 Задание группе № 5

Бруно Беттельгейм, австрийский еврей, свидетель нацистского режима в Германии:

Нацистское приветствие ввели именно для того, чтобы, сталкиваясь друг с другом в местах публичных и частных встреч: в ресторанах, вагонах железной дороги, конторах, на заводах или просто на улицах – без труда опознавать тех, кто все еще цепляется за устаревшие "демократические" формы приветствия друзей. Встречая кого-то в публичном месте, нонконформист всякий раз переживал состояние, разрушавшее его "я" и ослаблявшее целостность личности. Оставалось одно: убедить себя, что приветствие как бы не в счет, поскольку по нормам окружающей реальности приходится на него отзываться, если не хочешь попасть в гестапо. Целостность личности определяется соответствием ее поступков убеждениям. Поэтому сохранить целостность, отдавая приветствие, можно было только перестав считать подобное приветствие недопустимым. 

А это еще больше закабаляло, поскольку приветствовать надо было по многу раз в день, и не только официальных лиц – скажем, учителя, полицейского, почтальона, но и ближайших друзей. Даже зная, что друг с тобой заодно – а полагаться на друзей можно было далеко не всегда, -  приходилось учитывать других. Стоило ли осложнять положение случайно встреченного человека, отступая от нормы? Поскольку обо всех отклонениях в приветствии требовалось неукоснительно сообщать властям, нарушитель ставил под удар не только себя, но и другого. Так противника нацизма вынуждали или становиться мучеником, испытывая тем самым смелость и убежденность других, или терять уважение к себе.

Б. Муссолини «Учение о фашизме»:

«Для фашизма абсолютно государство, перед которым индивидуумы и группы относительны. Не индивидуумы, а только государство может быть тем, чье мнение должно быть решающим»

Каждое утро издатели берлинских газет и корреспонденты  собирались в министерстве пропаганды, чтобы выслушать наставления рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса: какие новости печатать, а какие нет, как подавать материал и озаглавливать его. Во избежание каких-нибудь недоразумений издавалась письменная директива на день, а также давались устные указания. 

Задание для группы № 6

Б. Муссолини «Учение о фашизме»:

Для фашизма абсолютно государство, перед которым индивидуумы и группы относительны. Не индивидуумы, а только государство может быть тем, чье мнение должно быть решающим.

Из призыва немецкого Комитета  Народного Фронта:

В Нюрнберге вожди национал-социалистов проповедовали крестовый поход против Советского Союза и против демократических государств. Была провозглашена борьба против всех освободительных движений в мире. Эта борьба началась в Испании. Германские бомбы превращают Мадрид и другие испанские города в развалины; германские дивизии, вооруженные всеми орудиями техники убийства, обрушиваются на испанский народ, героически борющийся за свою свободу.

Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года немецкая авиация, поддерживавшая фашистский режим Франко, совершила налёт на Гернику. На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налета Герника горела еще трое суток. 

Приложение 2

Выдержки из программы Немецкой рабочей партии «25 пунктов»:

  • Мы требуем, чтобы государство в первую очередь обязалось заботиться о трудоустройстве и жизни граждан Германии. Если невозможно прокормить всё население государства, то лица, принадлежащие к чужим нациям (не граждане государства), должны быть высланы из страны.
  •  Первейшей обязанностью для каждого гражданина Германии является выполнение умственной или физической работы. Деятельность каждого отдельного гражданина не должна противоречить интересам общества в целом. Напротив, такая деятельность должна протекать в рамках общества и быть направленной на общую пользу. Поэтому мы требуем:

Уничтожения нетрудовых и лёгких доходов, а также сломления процентного рабства.

 Мы требуем национализации всех (ранее) созданных акционерных предприятий (трестов).

 Мы требуем разработки и создания по-настоящему достойного пенсионного обеспечения.

 Мы требуем проведения земельной реформы, соответствующей потребностям и интересам нации, принятия закона о безвозмездной конфискации земли для общественных нужд.

Число официально зарегистрированных безработных (в тысячах).

1929

1930 г.

1931 г.

1932 г.

Германия

1.899

3.076

4.520

5.575

Италия

301

425

735

1.019

Версальский договор 1919 г.

… Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и убытков, понесенных союзными правительствами и их гражданами вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии.

В качестве гарантии исполнения Германией настоящего Договора германские территории, расположенные на запад от Рейна будут оккупированы войсками Союзных держав в течение пятнадцатилетнего периода.

Общая стоимость содержания всех союзных армий в оккупированных германских территориях будет лежать с момента подписания перемирия 11 ноября 1918 года на Германии.

Постройка и приобретение всяких подводных судов, даже торговых, будут воспрещены Германии. Военные силы Германии не должны заключать в себе никакой военной или морской авиации…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры использования робота Lego Wedo на уроках информатики

Сегодня цель школы – научить школьника ставить и решать познавательные задачи, а для этого – находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространств...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...

Пример использования Метода интеллект-карт на уроках ОБЖ

Пример использования Метода интеллект-карт на уроках ОБЖ в 5 классе. Тема "Безопастность дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие". Экспериментальная работа для написания диплом...

Презентация "Примеры использования различных видов оценивания на уроках ИЗО и МХК (Искусство)"

Примеры заданий с использованием различных видов оценивания на уроках ИЗО и МХК (Искусство). Разные типы заданий  направлены на:- закрепление полученных ранее знаний, - предварительный анали...

Примеры использования графического редактора "GeoGebra" на уроках математики

   Сегодня уже никого не надо убеждать в целесообразности внедрения инфокоммуникационных технологий. Необходимость компьютерной поддержки учебного процесса определяется сегодня стреми...

Пример использования технологии проблемного обучения на уроке английского языка

Изучение иностранного языка предполагает работу с информацией на языке, которая, в свою очередь, требует формирование определенных интеллектуальных умений: умение анализировать информацию, отбирать не...

Примеры использования технологии проблемного обучения на уроках математики

Современные школьники должны не только уметь применять приобретённые знания на практике, но и быть способными заглянуть вперёд, проявить познавательный интерес, гибкость мышления, быть готовыми взять ...