Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"
методическая разработка по истории на тему

Холопенкова Галина Николаевна

Литературно-музыкальная композиция рассказывает о самом страшном периоде в истории России - Великой Отечественной войне; о том, что пережили дети в трагические годы войны.
Стихи, музыкальное сопровождение, свидетельство очевидцев усиливают эмоциональное воздействие и позволяют яснее прочувствовать всю тяжесть и боль происходящего. Мероприятие рассчитано на детей с 10-11 лет. Продолжительность мерпориятия - 45 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-stsenariy.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Д.

-Класс!  Равняйсь.  Смирно!  Товарищ  преподаватель,  сборная  пятых  классов  к  занятию  готова.

П.

-Вольно.  Садитесь  ребята.

Наше  очередное  занятие  посвящается  приближающемуся  празднику - 9  мая.

Это  самый  светлый  день  для  нашей  страны.

Это  горький  день  для  многих  семей – не  все  участники  сражений  встретят  эту  дату.

Мы  чествовали  героев  войны,  тружеников  тыла,  отмечали  юбилеи  главных  сражений.

А  в  этом  году,  объявленном  ЮНЕСКО  годом  детей,  хотелось,  чтобы  вы  узнали  о  жизни  своих  сверстников,  которые  оказались  свидетелями  войны.

Давайте  попробуем  представить  себя  на  их  месте,  отправимся  на  66  лет  назад,  в  лето  41  года.

Д.

-Это  было  замечательное  лето – тёпло,  солнечное,  полное  надежд.

СЦЕНА  №1  «Счастливое детство»  

Рр

Д.

Казалось,  было  холодно  цветам,

И  от  росы  они  слегка  поблекли.

Зарю,  что  шла  по  травам  и  кустам,

Обшарили  немецкие  бинокли.

Цветок,  в  росинках  весь,  к  цветку  приник,

И  пограничник  протянул  к  ним  руки.

Фашисты,  кончив  кофе  пить,  в  тот  миг

Влезали  в  танки,  закрывали  люки.

Такою  всё  дышало  тишиной,

Что  вся  земля  ещё  спала,  казалось,

Кто  знал,  что  между  миром  и  войной

Всего  каких-то  пять  минут  осталось!

ЛЕВИТАН 4.  «Начало  войны»

Рр

Д.

Самый  светлый,

Самый  летний  день  в  году,

Самый  длинный  день  Земли –

Двадцать  второго.

Спали  дети,

Зрели  яблоки  в  саду.

Вспоминаем,

Вспоминаем  это  снова.

Вспоминаем  эту  ночь  и  в  этот  час

Взрыв,  что  солнце  погасил

В  кромешном  гуле,

Сквозь  повязки  неумелые  сочась,

Кровь  народа  заалела  в  том  июне.

Шаг  за  шагом  вспоминаем,

День  за  днём,

Взрыв  за  взрывом,

Смерть  за  смертью,

Боль  за  болью,

Год  за  годом,  опалённые  огнём,

Год  за  годом,  истекающие  кровью.

Д.

-Война  развела  всех  по  разным  дорогам.

-Отцы  и  старшие  братья  уходили  на  фронт.

-А  нам  некогда  было  плакать,  началась  эвакуация.  Нас  отправляли  в  тыл.

Д.

Шли  дети  сквозь  огненные  грозы,

Шли  по  полям,  не  ведавшим  страды.

Шли  на  восток,  тайком  глотая  слёзы,

А  со  слезою  горький  дым.

Во  след  катилась  в  грохоте  и  вое,

Дробясь  о  человеческую  твердь,

Волна  войны,  несущая  с  собою

Разруху,  голод,  муки,  рабство,  смерть.

Д.

О,  трудный  марш  очередей

За  хлебом,  клёклым  от  бурьяна,

И  над  молчаньем  площадей

Суровый  голос  Левитана…

А  дети  в  ватничках  худых,

А  вдов  опущенные  плечи!

Нет  горше  будней  фронтовых,

Но  эти – вряд  ли  были  легче.

СЦЕНА  №2.  «Первые  дни  войны»

Рр

Д.

Мы – маленькие  очевидцы,

Последние  из  могикан,

Нам  до  сих  пор  тревога  снится,

И  до  сих  пор  отбой  не  дан.

Из  тёплой,  полной  снов  постели,

Из  комнат,  где  цветы  росли,

В  бомбоубежища  и  щели

Мы  ночью  с  бабушками  шли.

Д.

О,  детство!  Нет,  я  в  детстве  не  был,

Я  сразу  в  мужество  шагнул,

Я   молча  ненавидел  небо

За  чёрный  крест,  за  смертный  гул.

И  тем  военным  днём  кровавым

Мне  жёлтый  ивовый  листок

Казался  лишь  осколком  ржавым,

Вонзившимся  у  самых  ног.

В  том  городе, огнём  обвитом

В  два  пальца  сатана  свистел.

Мне  было  страшно  быть  убитым….

Я  жить  и  вырасти  хотел!

СЦЕНА  №3.  «Трудовая  вахта».

Рр

Д.

-Отцы и братья  сражались.  Мы  встали  вместо  них  к  станку.

-У  России  было  два  фронта:

Первый  бил  и  громил  врага,

А  второй  без  сна  и  без  отдыха

Воевал  у  сохи  и  станка.

-Детские  бригады  перевыполняли  военные  заказы  в  полтора – два  раза.

-Не  хватало  роста – вставали  на  ящик.

-Не  хватало  сил – спали  возле  станка,  не  уходя  домой.

-Не  хватало  времени – работали  без  сна.

-Всё  для  фронта!

-Всё  для  победы!

СЦЕНА  №4.  «Юные  бойцы».

Рр

Д.

-Уже  к  зиме  41  на  захваченной  фашистами  территории  сражались  партизанские  отряды.

-Многим  бойцам  не  было  ещё  и  15,  не  всегда  хватало  сил  нести  оружие.

-Но  мужества  и  отваги  хватало  всегда.

-Фашисты  не  разбирали – женщины,  дети – уничтожали  всех.

СЦЕНА  №5.  «Жернова  войны»

Рр

Д.

Они  с  детьми  погнали  матерей

И  яму  рыть  заставили,  а  сами

Они  стояли,  кучка  дикарей,

И  хриплыми  смеялись  голосами.

У  края  бездны  выстроили  в  ряд

Бессильных  женщин,  худеньких  ребят.

Нет,  этого  я  не  забуду  дня,

Я  не  забуду  никогда,  вовеки!

Я  видел:   плакали,  как  дети,  реки.

И  в  ярости  рыдала  мать – земля.

Своими  видел  я  глазами,

Как  солнце,  скорбное,  омытое  слезами,

Сквозь  тучи  вышло  на  поля.

В  последний  раз  детей  поцеловало,

В  последний  раз.

Детей  внезапно  охватил  испуг,-

Прижались  к  матерям,  цепляясь  за  подолы.

И  выстрела  раздался  резкий  звук,

Прервав  проклятье,

Что  вырвалось  у  женщины  одной.

Ребёнок,  мальчуган  больной,

Головку  спрятал  в  складках  платья

Ещё  не  старой  женщины.

Она  смотрела,  ужаса  полна,

Как  не  лишиться  ей  рассудка!

Всё  понял,  понял  всё  малютка!-

«Спрячь,  мамочка,  меня!  Не  надо  умирать!»-

Он  плачет,  и,  как  лист,

Сдержать  не  может  дрожи.

Дитя,  что  ей  всего  дороже,

Нагнувшись, подняла  двумя  руками  мать,

Прижала  к  сердцу,  против  дула  прямо…

«Я,  мама,  жить  хочу.  Не  надо,   мама!

Пусти  меня,  пусти!  Чего  ты  ждёшь?»-

И  хочет  вырваться  из  рук  ребёнок,

И  страшен  плач  его,  и  голос  тонок,

И  в  сердце  он  вонзается,  как  нож.

«Не  бойся,  мальчик  мой!

Сейчас  вздохнёшь  ты  вольно.

Закрой  глаза,  но  голову  не  прячь,

Чтобы  тебя  живым  не  закопал  палач.

Терпи,  сынок,  терпи.

Сейчас  не  будет  больно».

И  он  закрыл  глаза.  И  заалела  кровь,

По  шее  детской  лентой  красной  извиваясь.

Две  жизни  наземь  падают,  сливаясь.

Две  жизни  и  она  любовь!

Гром  грянул.  Ветер  свистнул  в  тучах,

Заплакала  земля  в  тоске  глухой,

О,  сколько  слёз,  горячих  и  горючих!

Земля  моя,  скажи  мне,  что  с  тобой?

Ты  часто  горе  видела  людское,

Ты  миллионы  лет  цвела  для  нас,

Но  испытала  ль  ты  хотя  бы  раз

Такой  позор  и  варварство  такое?

Д.

-Многих  детей  фашисты  отправили  в  Германию,  в  концлагеря.

-Нужна  была  рабочая  сила,  нужна  кровь  для  немецких  солдат,  нужны  подопытные  для  экспериментов.

Д.

Доныне  в  памяти  тот  год –

Военной  гари  стойкий  запах,-

Когда  в  неволю,  словно  скот,

Враги  везли  детей  на  запад.

При  скудном,  мизерном  пайке

Едва  держались  души  в  теле.

Из  них  в  далёком  далеке

Людское  вытравить  хотели

Кругом  военная  страда

Светилась  заревом  багряным.

И  лишь  такие  поезда

И  не  взрывали  партизаны.

Д.

-Когда  наши  солдаты  освобождали  города  Европы,  во  многих  концлагерях  не  оставалось  узников – все  были  уничтожены.

-О  количестве  жертв  можно  было  догадаться – остались  целые  корпуса,  заполненные  личными  вещами.

-Огромные  грузовики,  набитые  детской  обувью  и  игрушками.

Д.

Средь  всех  улик  в  судебном  зале

О  них  ты  память  сохрани!

Так  было!  Молча  судьи  встали,

Когда  вступили  в  зал  они.

Шагали  туфельки  по  залу,

Тянулись  лентой  в  коридор.

И  в  строгом  зале  все  молчали,

И  только  пел  далёкий  хор.

Так  кто  им  указал  дорогу?

Кто  это  шествие  привёл?

Одни  ещё  ходить  не  могут

И  спотыкаются  об  пол,

Другие  выползли  из  строя,

Чтоб  хоть  немного  отдохнуть,

И  дальше,  длинной  чередою

Сквозь  плачь  детей  продолжить  путь.

Ползёт  пинетка  одиноко,-

Не  может  спутницу  найти.

Ведь  снег  лежал  такой  глубокий-

Она  замёрзла  по  пути.

Вот  пара  стоптанных  сандалий

Вступает  тихо  в  зал  суда.

Они  промокли  и  устали,

Но  всё  равно  пришли  сюда.

Ботинки,  туфельки,  сапожки

Детей  бездомных  и  босых.

Где  эти  маленькие  ножки?

Босыми  кто  оставил  их?

Бежали  немцы  на  рассвете,

Оставив  с  обувью  мешки.

Мы  видим  их.  Но  где  же  дети?

…И  рассказали  башмачки.

Везли  нас  тёмные  вагоны,

Свистел  во  мраке  паровоз.

Во  мгле  мелькали  перегоны,

Так  поезд  нас  во  тьму  привёз.

Мать  причитала:  «Три  недели…

Судите  сами…Путь  тяжёл…

Они  горячего  не  ели».

С  овчаркой  дядя  подошёл.

«О,  сколько  прибыло  народца,

Сейчас  мы  вам  поесть  дадим.

Здесь  горевать  вам  не  придётся!»

…Вздымался  в  небо  чёрный  дым.

«Для  вас-то  мы  и  топим  печки.

Поди  продрогла,  детвора?

Не  бойтесь,  милые  овечки,

У  нас  тут  в  Люблине  жара.

Нас  привели  к  немецкой  тёте…

Мы  встали  молча  перед  ней.

«Сейчас  вы,  крошки,  отдохнёте,

Снимите  туфельки  скорей!

Ох,  будет  здесь  жара  большая…

А  ну,  в  считалочки  играть!

Сейчас  я  вас  пересчитаю:

Один,  два,  три,  четыре,  пять…»

Нам  песенку  она  пропела

И  снова  сосчитала  нас.

А  в  доме,  где  заря  горела,

Нас  сосчитали  в  третий  раз.

Везли  нас,  голых,  люди  в  чёрном…

И  захлебнулся  детский  крик…

И  в  тот  же  день  на  пункте  сборном

Свалили  обувь  в  грузовик.

Да,  дело  шло  тут,  как  по  маслу.

Бараки.  Вышки.  Лагеря.

И  круглосуточно  не  гасла

В  печах  фашистская  заря.

СЦЕНА  №6.  «Печи  концлагерей»

Рр

ЛЕВИТАН 12.  «Окончание  войны»

Рр

Д.

-Приближается  самый  светлый  праздник  в  нашей  стране.

Самый  горький  день  для  тех,  чьи  родные  и  близкие  не  смогли дожить  до  этого  счастливого  события.

П.

-Почтим  память  павших  Минутой  Молчания.  Прошу  вас  встать.

МЕТРОНОМ  ПАМЯТИ.

Рр

Д.

Я  никогда  не  видела  войны

И  ужаса  её  не  представляю,

Но  то,  что  мир  наш  хочет  тишины,

Сегодня  очень  ясно  понимаю.

Спасибо  вам,  что  нам  не  довелось,

Представить  и  узнать  такие  муки,

На  вашу  долю  всё  это  пришлось –

Тревоги,  голод,  холод  и  разлуки.

Спасибо  вам  за  солнца  яркий  свет,

За  радость  жизни  в  каждом  миге  нашем,

За  трели  соловья,  и  за  рассвет,

И  за  поля  цветущие  ромашек.

Да!  Позади  остался  страшный  час.

Мы  о  войне  узнали  лишь  из  книжек.

Спасибо  вам!  Мы  очень  любим  вас.

Поклон  вам  от  девчонок  и  мальчишек.

Д.

Как  хорошо  проснуться  на  рассвете,

Как  хорошо,  что  ночью  снятся  сны,

Как  хорошо,  что  кружится  планета,

Как  хорошо  на  свете  без  войны.

Как  хорошо  влюбляться  и  смеяться.

Как  хорошо  порою  погрустить.

Как  хорошо  встречаться  и  прощаться.

Как  хорошо  на  свете  просто  жить.

П.

-Ребята,  у  вас  на  столе  лежит  лист  бумаги.  Что  вы  теперь  думаете  о  судьбе  своих  сверстников,  которым  выпало  жить  в  то  время,  время  Великой  Отечественной  войны.

Запишите  свои  мысли.

СЦЕНА  №7.  «Журавли»

Рр

П.

-К  9  мая  каждому  классу  надо  приготовить  газету  по  теме  «Детство,  опалённое  войной».

Надеюсь,  наш  видеожурнал  поможет  вам  достойно  справиться  с  этим  заданием.

Чтобы  наполнить  газету  интересной  информацией  предлагаю  продолжить  занятие  в  библиотеке,  где  Нина  Фёдоровна  подготовила  для  вас  литературный  обзор  и  выставку  книг.

Наше  занятие  закончилось,  сдайте  работы.  До  свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"

Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...

театрализованная литературно-музыкальная композиция " Нет войне!"

Данная композиция предназначина для проведения тематического вечера посвященного 67 годовщине Победы в ВОВ. Все стихи в данной компазиции авторские....

Литературно-музыкальная композиция "Дорогами войны"

Это сценарий праздника, посвященного Дню Победы....

Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо"

Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо" . Автор - Рогунцова О.Н....

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны".

Литературно-музыкальная композиция расчитана на учащихся 14-17 лет.Целью данного мероприятия является воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.В процессе   композиции школьники знакомятся ...