Источники знаний о прошлом
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Игнатенко Екатерина Николаевна

Второе занятие по истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._istochniki_znaniy_o_proshlom.doc70 КБ
Office presentation icon 2._istochniki_znaniy_o_proshlom.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия №5.2

ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Источники знаний о прошлом. (1 час).

Цель занятия: сформировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.

Задачи занятия:

образовательные: раскрыть для учащихся новые для них понятия, такие как исторический источник, вещественные, устные, письменные исторические источники, памятник, документ.

развивающие: развить умение классифицировать информацию, давать описание исторических источников.

воспитательные: воспитывать уважение к традициям народа.

Структура занятия:

Этапы занятия

Тайминг

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

-

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

5 мин

-

Точечные вопросы:

1. Что изучает история?

2. На какие вопросы отвечает история?

3. Приведите пример исторического факта?

4. Кто такой Геродот?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

8 мин

Историческая память

1 слайд

Обращение к цитате Дмитрия Сергеевича Лихачева, работа с ней:

1. Что имеет в виду автор под словом память?

2. Почему охрана памяти – это наш с вами нравственный долг?

3. Где может храниться память?

Учащиеся отвечают на вопросы:

1. Память – это дух прошлого, заключенный в предметах и явлениях.

2. Историческая память помогает человеку осознать свое «я» в истории своего народа и человечества в целом.

3. В текстах, предметах, сказаниях.

Целеполагание

2 мин

-

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

2 слайд

О предметах и явлениях, заключающих в себе историческую память.

Запись в тетрадь темы занятия:

Источники знаний о прошлом.

Изучение нового материала

20 мин

Исторический источник,

Устные, письменные и вещественные исторические источники, Памятник, Документ

1. Как гибнут памятники старины.

3 слайд

Десятинная церковь – пример разрушения исторических источников из-за человеческой деятельности.

4 слайд

Фаросский маяк – пример разрушения исторических источников из-за природных катаклизмов.

Приведите примеры разрушения исторических источников?

2. Исторические источники.

Что такое источник?

Какие значения этого слова вы знаете?

Что мы можем назвать историческим источником?

5 слайд

3. Группы источников.

6 слайд

Пустая таблица.

7 слайд

Таблица с заполненными колонками для проверки работы учащихся.

8 слайд

Осталось разобрать еще два понятия:

Памятник и документ.

9 слайд (с примерами)

Что из изображенного на слайде является памятником, а что документом?

Какое еще значение имеет слово документ?

Какие документы у вас есть?

Последствия Великой отечественной войны, извержение вулкана Везувий.

Источник – место, где что-то появляется, начинает свое распространение.

Источник воды, источник информации.

Исторический источник – все, что когда-то было создано людьми; благодаря историческим источникам мы можем изучать прошлое человеческого общества.

Учащиеся переписывают в тетрадь определение понятия.

Парная работа. Учащиеся работают в парах: распределяют исторические источники по колонкам таблицы. После этого три человека из разных пар представляет свою колонку и объясняют, чем характеризуются источники данной группы.

Правильная таблица должна быть у каждого в тетради.

Учащиеся переписывают в тетрадь определения.

Памятник архитектуры: собор Александра Невского

Документ: старая фотография города.

Документ – свидетельство, указывающее на какой-либо факт.

Справка со школы, удостоверяющая, что вы здесь учитесь.

Закрепление

3 мин

-

Точечные вопросы:

1. Что такое исторический источник?

2. Приведите примеры устных, письменных и вещественных исторических источников.

3. Назовите памятник литературы.

4. К какой группе исторических источников относится документальный фильм?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия, рефлексия

2 мин

-

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

1. Зачем нужны исторические источники?

2. Зачем исторические источники делить на группы?

10 слайд

Рефлексивный экран.

Опросить точечно тех, кто на уроке ни разу не проявил себя.

Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым подводя итог занятию.

Учащиеся записывают в тетрадь:

Плюс: что на занятии понравилось,

Минус: что на занятии не понравилось,

Интересный факт: то, что впервые узнал.

Домашнее задание

2 мин

Архив,

Музей, Библиотека

11 слайд

Домашнее задание:

необходимо самостоятельно заполнить таблицу «Архивы, музеи, библиотеки».

Учащиеся записывают домашнее задание.

Схема тетради:

Источники знаний о прошлом

Исторический источник – предмет, созданный людьми и несущий в себе сведения о прошлом человеческого общества.

Исторические источники

устные

вещественные

письменные

Сказки

Песни

Поговорки

Пословицы

Мифы

Храмы

Оружие

Посуда

Украшения

Одежда

Летописи

Дневники

Письма

Записи на папирусе

Записи, выдолбленные на камне

Документ – исторический источник, содержащий текст, изображение или звук.

Памятник – исторический источник, дошедший до наших дней.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление пространства. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Дмитрий Сергеевич Лихачев

Слайд 2

Источники знаний о прошлом Цель занятия: сформировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.

Слайд 3

Десятинная церковь – первая каменная церковь в Древней Руси, строительство которой началось в 989 году.

Слайд 4

Фаросский маяк - маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии, является одним из 7 чудес света.

Слайд 5

Исторический источник – вещь, созданная людьми и несущая в себе сведения о прошлом человеческого общества.

Слайд 6

Исторические источники устные вещественные письменные Сказки Записи на папирусе Песни Поговорки Храмы Записи, выдолбленные на камне Пословицы Письма Оружие Посуда Мифы Украшения Одежда Летописи Дневники

Слайд 7

Исторические источники устные вещественные письменные Сказки Песни Поговорки Пословицы Мифы Храмы Оружие Посуда Украшения Одежда Летописи Дневники Письма Записи на папирусе Записи, выдолбленные на камне

Слайд 8

Документ – исторический источник, содержащий текст, изображение или звук. Памятник – исторический источник, дошедший до наших дней

Слайд 9

Рефлексивный экран Плюс – Минус – Интересный факт

Слайд 10

Домашнее задание Архивы, музеи, библиотеки Учреждение Перевод названия Что хранится внутри Примеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)

Технологическая карта урока истории в 5 классе...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Источники знаний о прошлом"

Презентация разработана к уроку истории в 5 классе.В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием истоник, видами источников, местами их хранения....

Презентация по истории на тему "Что изучает история. Источники знаний о прошлом."

Вводный урок по истории на тему "Что изучает история"....

5.2 Источники знаний о прошлом

Конспект и презентация занятия по истории в 5 классе...

Презентация "Способы получения знаний о прошлом"

Чтобы найти исторические источники, история привлекает своих верных помощников – различные науки....