Урок на тему: "Олимпийские игры в древности", 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Титова Любовь Андреевна

Урок по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_olimpiyskie_igry_v_drevnosti.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по истории Древнего мира в 5 классе

учителя Титовой Любови Андреевны

Тема: «Олимпийские игры».

Цель: 

  1. Дать представление об истории возникновения и программе  Олимпийских игр в древности   и показать их  значение в жизни Древней Греции.
  2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное, находить правильное решение в проблемных ситуациях.
  3. Расширить кругозор обучающихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:

  1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
  2. Изучение новых понятий по данной теме.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения урока обучающиеся смогут:

- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;

- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;

- назвать виды спорта в Древней Греции;

- сравнить древнюю олимпиаду с современным олимпийским движением.

Планируемые результаты (УУД)

Личностные: формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Оценить значение спорта для формирования ЗОЖ.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной, парной  и групповой работы.

Регулятивные: Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: Объяснять исторические явления, процессы, связи отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Оборудование:

  1. Учебник.
  2. ПК, проектор.
  3. Презентация к уроку.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы  учебной работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная,  групповая работа.

План урока:

1.        Значение ОИ.

2.        ОИ.

3.        Виды состязаний.

4. Олимпионики.

Ход урока

п/п

Название этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Вспомогательный материал

1.

Организационный момент

Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок.

2.

Опрос

Игра «Да – нет»

  1. 1.Театр возник из праздника в честь бога Диониса (да)

2.Участники хора одевались в козлиные шкуры, и их называли нимфами (нет)

3. Театральные представления продолжались 3 дня (да)

4. Древнегреческий театр проходил в специальном здании (нет)

5. Скенэ- сцена (да)

6. Пьесы были двух видов – трагедии и комедии (да)

Угадайте автора трагедии:

- Хиэсл (Эсхил)

комедии:

- Антоасфри (Аристофан)

Ответы учеников.

3.

Формулирование темы урока (мотивация, создание проблемной ситуации)

Ребята в руках у меня письмо. Вот строки из письма: «Мы стали свидетелями потрясающих событий. Люди со всех концов страны и из колоний пешком и на кораблях спешат на Пеллопонес, чтобы насладиться 5 незабываемыми днями. Атлеты будут демонстрировать свою силу, ловкость.  Все в Олимпию!». На этом письмо заканчивается, но вы, наверное, догадались о каком событии говорит путешественник?

Так какая я же тема нашего сегодняшнего урока?

Тема нашего урока: Олимпийские игры.

Подумайте, какая цель нашего урока, что мы сегодня узнаем?

Цель урока:  дать представление об истории возникновения и программе  Олимпийских игр в древности   и показать их  значение в жизни Древней Греции.

Проблемное задание:  Какую  роль Олимпийские игры сыграли в Греции?

Ответы учеников.

Запись темы в тетрадь.

Слайд № 2

Слайд №3, 4

4.

Работа с новым материалом

План:

1.        Значение Олимпийских игр.

2.        Олимпийские игры.

3.        Виды состязаний.

4. Олимпионики.

Предлагаю заглянуть вам в прошлое и почувствовать атмосферу честных и справедливых соревнований.

ОИ – грандиозный праздник, на который съезжаются спортсмены из разных стран и континентов. Он символизирует мир и взаимопонимание людей.

–Местом проведения ОИ в древности была область в Южной Греции – где находился город Олимпия, а Олимп – что? (гора в Северной Греции, где обитали боги).

  Кому были посвящены ОИ? (Зевсу)

Олимпия реконструкция: на основе учебника подпишите название сооружений и охарактеризуйте их назначение.

Первые ОИ состоялись в 776 г. до н.э. С этого времени началось регулярное проведение ОИ. Через какое время проводятся ОИ? (один раз в 4 года).

На время проведения ОИ в Греции провозглашался так называемый «священный мир». Все военные столкновения прекращались, и заключалось перемирие. На ОИ съезжались жители не только из самой Греции, но отовсюду, где находились греческие города – колонии. Однако,  к участию в ОИ допускались только свободные эллины.

Кто такие эллины?  Кто еще из людей  не мог принимать участие в ОИ? (рабы, лица, уличенные в преступлении, женщины).

Организация античных ОИ предусматривала контроль не только за ходом игр, но и за подготовкой атлетов к ним.  Кто такой атлет?

В течение  10-12 месяцев до начала игр атлеты проходили подготовку. Главным принципом состязаний была честность участников. Перед началом  соревнований они давали клятву соблюдать правила. Специальная комиссия – судьи, следили за тем, чтобы все правила игр соблюдались.

Что же запрещалось атлету?

Физминутка

Виды состязаний

Празднества продолжались 5 дней. Первый и последний были посвящены торжественным церемониям, второй, третий и четвертый включали разного рода соревнования на стадионе и ипподроме.

На основе слайдов скажите,  в каких состязаниях принимали участие олимпийцы? (бег, прыжки, метание диска, метание копья, борьба)- пятиборье. Начиналось оно с бега, а заканчивалось борьбой, где проявлялась сила и ловкость борцов. Она велась на песке. Перед ее началом, атлеты натирали тело оливковым маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

Также интерес у зрителей вызывал кулачный бой  и панкратий – сочетание кулачного боя и борьбы. Запрещалось кусать противника и бить его по глазам.

Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Как вы думаете, почему?

Победителей в состязаниях колесниц награждали пальмовой веткой.

Победителями ОИ называли олимпиоником. Кропотливо велся учет достижений прославленных атлетов. На  их примере воспитывалась молодежъ. Некоторые из них почитались наравне с богами. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми легендами в группах.

1 группа – Полидам

2 группа – Милон

3 группа – Феаген

Вопрос: В каком виде состязания он прославился, и чем?

Возрождение  олимпийского движения связано с   Пьером де Кубертена – француз. Историка, литератора. 

Что символизируют разноцветные кольца? (синий – Европа, красный – Америка, черный – Африка, желтый  - Азия, зеленый – Австралия).

В чем отличие современных олимпийских игр от античных?

Работа с картой, ответы обучающихся

Самостоятельная работа с текстом учебника

(стр. 202)

Работа в парах

 (стр. 202-203)

Запись в тетрадь

Ответы обучающихся.

Обучающиеся записывают понятие в тетрадь.

Ответы обучающихся.

Самостоятельная работа с текстом учебника

(стр. 203)

Работа с иллюстрациями

Работа с иллюстрациями

Групповая работа

Проверка работы групп

Слайд №5

Слайд № 6-7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14-17

Слайд № 18

Слайд № 19

Слайд № 20

5.

Закрепление изученного материала

Рефлексия (в группах)

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

Первые ОИ состоялись в …… году  до н.э. Они посвящались богу ……. Проводились ОИ в ……..Греции. Празднества продолжались …….дней. Рабов, чужеземцев и ……….на игры не допускали. Победители ОИ а разных видах спорта в качестве награды получали ………………….Награждение проходило перед храмом …………….

Проблемное задание:   Какую  роль Олимпийские игры сыграли в Греции?

_Что нового мы сегодня узнали? Что вас сегодня удивило?

Предлагаю зажечь наш символический олимпийский огонь. Перед вами «язычки пламени». Если вам было интересно, и вы считаете, что план урока выполнен – приклейте язычки оранжевого цвета. Если в течение урока были  непонятные моменты и  неинтересно – приклейте  язычки желтые. Ну а если урок совсем не понравился – приклейте – язычки коричневого цвета.

«Секунда – малая частица, ее ценить научит спорт. Секунда может превратиться порой в неслыханный рекорд. Добиться нужно непременно своей мечты. Нет счастья выше для спортсмена, чем счастье взятой высоты».

Ответ на проблемный вопрос

Слайд № 21

6.

Домашнее задание

&41.

Дифференцированное задание: составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.

Слайд № 22

7.

Итог урока

Молодцы! Сегодня на уроке вы хорошо работали. Выставляем отметки.

Урок окончен. До свидания!

1 группа.

Атлет   Полидам.

Повсюду в Греции рассказывали о подвигах Полидама. Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Говорили, что он по силе превосходил всех своих современников. Гуляя по горе Олимп, Полидам встретил льва и, безоружный, одолел его, а однажды схватил в стаде самого огромного свирепого быка за ногу и, сколько тот не вырывался, не выпустил его. Наконец бык, рванувшись изо всех сил, убежал, но его копыто осталось в руке атлета. Как-то раз его друзья устроили пир в пещере. Внезапно потолок его треснул и начал рушиться. Полидам попытался удержать его руками, но ему не удалось, и могучий атлет погиб.

Вопрос: В каком виде состязания он прославился, и чем?

2 группа.

        Атлет Милон.

Самым знаменитым и единственным за всю историю древних Олимпийских игр борцом, победившим на шести Олимпиадах, был «сильнейший среди сильных» Милон из Кротона. С детских лет он носил на плечах  теленка и повторял это упражнение ежедневно.  В 540 г. до н.э. Милон победил в состязаниях мальчиков-борцов на Олимпийских играх и оставался непобедимым на протяжении 30 лет. Обычно он сокрушал противника, обрушиваясь на него тяжестью своего тела. Однажды никто не решался выступить против Милона, и тот получил победу без борьбы. Направляясь к судьям за венком, он поскользнулся и упал на ровном месте. Зрители потребовали не давать венка атлету, который падает на землю без противника. Но Милон гордо ответил, что он упал только один раз и очень хочет видеть того, кто сможет бросить его на землю во второй и третий раз. Желающих этого сделать не нашлось.

Даже  смерть Милона была необычной. Будучи глубоким стариком, он захотел разорвать руками пень, который не могли разрубить дровосеки. Но пень защемил руку, и ночью Милон стал добычей волков.

Вопрос: В каком виде состязания он прославился, и чем?

3 группа.

        Атлет Феаген.

Знаменитый бегун и кулачный боец Феаген уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади, понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжелую статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции. За всю жизнь на различных состязаниях Феаген получил 1400 победных венков.  Когда он умер, один из его врагов приходил по ночам к статуе Феагена и хлестал его бичом. Она упала и задавила хлеставшего. Статую обвинили в убийстве, судили и бросили в море. На следующий год был неурожай, начались болезни. Граждане обратились к оракулу, и прорицательница пифия велела им вернуть всех изгнанников. Граждане разрешили всем изгнанникам вернуться, но мор не кончался. Опять пошли к оракулу, и пифия сказала: «Забыли Феагена». Статую сетями вытащили из моря, поставили на место, устроили в честь ее празднество, и все кончилось благополучно.

Вопрос: В каком виде состязания он прославился, и чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Олимпийский игры в древности"

Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция)  ...

Урок по теме "Олимпийские игры в древности и современности"

Урок по теме "Олимпийские игры в древности и современности" Цели урока: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции. Рассказать учащим...

Урок на тему "Олимпийские игры в древности"

Цель урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции....

Конспект урока на тему: "Олимпийские игры в древности"

Конспект урока на тему: "Олимпийские игры в древности" (5 класс)...