Отчёт по самообразованию " использование ИКТ на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Бондарева Ольга Леонидовна

Совершенствование качества обучения и воспитания в  школе детей с нарушениями слуха напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

          Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового.

   Для меня самообразование – это желание  работать над собой и способность  творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ                                  

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа–интернат № 18 I–II видов»

МКС(К)ОУ «Ш-И №18 I-II видов»

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

« Использование ИКТ  на уроках истории

и обществознания»

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ  БОНДАРЕВОЙ О.Л.

                               

      « Использование ИКТ  на уроках истории

и обществознания»

 Введение.

      Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно - компьютерных технологий. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового.

   Для меня самообразование – это желание  работать над собой, способность  творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.  

Методическая тема.

       В нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения: мультимедиа проектор, экраны, новые компьютеры, Интернет. "Использование информационно - коммуникационных технологий стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения.

  Актуальность данной темы.

      Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха. Это требование ставит перед сурдопедагогами задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения.

       

Цель и задачи самообразования.

        Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

        Моей целью стало  пополнение педагогической  копилки наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки уроков, позволяющих мне создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием ИКТ.

Предполагаемые результаты.

        Для меня  важно организовать процесс обучения так, чтобы ученик активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
      Помочь  в решении этой непростой задачи помогло  сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера  позволяет сделать процесс обучения мобильным дифференцированным и   индивидуальным.
 Работа над данной проблемой  побудило меня  к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволили мне  повысить эффективность усвоения обществоведческих  и исторических знаний,  распознать в каждом ученике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и успешности.

Направления самообразования.

       Работа по теме самообразования была рассчитана на 3 учебного года  (с 2010-2013 год).  Работа проводилась по следующим направлениям: профессиональным, психолого – педагогическим, методическим, информационно – коммуникационным, охранно – оздоровительным.

Этапы проработки материала.  

        С учётом направлений были выделены следующие этапы работы: диагностический, обучающий, практический, обобщающий (отчётный).

        

 Диагностический этап.

       Причиной работы по данной теме самообразования   явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности, однотипности проведения уроков, однообразной наглядностью.

   

    На первом этапе  (диагностический, прогностический  ), который был реализован   в 2010-2011 уч.году.

1.Провела анализ затруднений и постановку проблемы.

2. Сформулировала личную индивидуальную тему самообразования, установила срок реализации программы, цели и задачи.

3.Определила формы самообразования:

Индивидуальную – через индивидуальный план,

групповую – через участие   в деятельности школьного методического объединения учителей старших классов, а также через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

4. Провела анализ полученных результатов.

  Обучающий этап работы над проблемой.

Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности  педагога вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять и передавать ее.

Литература по данной тематике.

      За данный период (2010-2011 уч. год)  изучила  состояние выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики через  анализ литературы и дополнительные интернет – ресурсы и литературу.

  1. Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. с.169
  2. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.- М.: Педагогика, 1988 г.
  4. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с.14
  5. Румянцев В.Б. Всемирная  истории в Интернете.// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.75-77
  6. Женина Л.В., Маткин А.А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин общеобразовательной школе / под ред. И.Г. Семакина. – Пермь: издательство ПРИПИТ,2004.
  7. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46.

Сайты Интернета: (для создания электронных пособий).

1.         Министерство образования РФ – http://www.informika.ru/text/goscom/  

2.        Российское школьное образование – http://www.school.edu.ru/

3.        Российская государственная библиотека – http://rsl.ru

4.        Государственная публичная историческая библиотека – http://www.shpl.ru

5.        Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского – http://www.shm.ru/

6.        «Музеи России» – http://museum.ru

7.        Государственный исторический музей – http://www.shm.ru/

8.        Музей истории города Москвы – http://www.museum.ru/moscow

9.        Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова – http://www.hist.msu.ru/

10.        Газета «Первое сентября» – http://www.september.ru/main.htm

11.        Энциклопедии – http://www.encyclopedia.ru/

12.        Виртуальная библиотека – http://library.virtualave.net

13.         www.pravorebenka.narod.ru. – материалы Региональной общественной организации (РОО) «Права ребенка»

14.         www.detirossii.ru – материалы общероссийского союза общественных объединений, работающих в интересах детей России «Гражданское общество – детям России»

15.        www.legis.ru – портал правовой информации.

         Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте сообщества учителей истории (материалы образовательных сайтов:  «Открытый урок»;  « Педсовет. орг»; « Открытый класс», « Портал.ру»; « Я иду на урок» по вопросам применения  ИКТ в образовании  и опыт применения ИКТ  на уроках в младших и старших классах учителями нашей школы – посещение открытых уроков (Иршенко Л.Г.; Маркова С.И.; Новиковой Л.М.; Луковой Л.Р., Марочкиной Л.В.) , я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование ИКТ. 

    За данный отчётный период применяла в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии при показателе 20% и боле 1 раз в квартал.

   

Участие в конкурсах, семинарах.

         Принимала активное участие, для обобщения собственного опыта педагогической деятельности, в конкурсах различного уровня: федерального, областного, городского и школьного уровней.

  • в федеральном конкурсе проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебном процессе», с целью выявления             и распространения передового педагогического опыта, новых идей;
  • в областном конкурсе профессионального мастерства педагогов   «Память сердца», посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне»;
  • подготовка учащихся к областному конкурсу творческих работ « России важен каждый» (с целью повышения интереса к Всероссийской переписи населения, воспитание чувства патриотизма и гражданственности);
  • в городском семинаре – практикуме «Использование современных образовательных технологий в педагогической практике учителя коррекционной школы», урок с применением ИКТ « Путешествие в страну Египет».

  Являлась лауреатом областного конкурса профессионального мастерства педагогов « Память сердца» в номинации «Методическая разработка урока с применением ИКТ».  Награждена  почётной грамотой от администрации Анжеро – Судженского городского округа за активное внедрение педагогических технологий. Отмечена благодарственным письмом от ИМЦ Анжеро – Судженского округа  за использование современных образовательных технологий в педагогической практике учителя коррекционной школы».

Практический этап работы (2011-2012 уч. год)

           Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.  Для более качественного обучения и воспитания своих учеников освоила   разные компьютерные программы. Внедрила в учебный процесс:  уроки с презентацией с анимацией и музыкой, исторические тренажёры, электронную серию уроков «Кирилл и Мефодий», электронные учебники (Всеобщая история (5,6,7,8 – класс), Обществознание (8-9 класс),  ЦОРы  по учебной  программе.          

 Я пришла к выводу, что наиболее приемлемым способом использования компьютерных технологий на уроках истории и обществоведения является применение программы Microsoft Power Point.  Собран, разработан и систематизирован банк учебных презентаций по всему курсу изучения истории и обществоведения с различным содержанием заданий:

- прочитай текст  и ответь на вопросы;

- по рисунку на слайде опиши жизнь первобытных людей;

- в тексте документа  найди причины войны;

- просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения      на слайде, расскажи о сражении (или отдельном этапе сражения);

- на основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника  составь план сражения и т.д.

 Типы информации на электронных носителях.

          В своей работе я  разнообразила  типы информации на электронных носителях, которые вошли в мой ЭУМК.

  • текстовая информация
  • визуальная информация
  • аудио- и видеоинформация
  • комбинированная информация

Учебные видеофильмы.

Мною приобретены  учебные видеофильмы, которые позволяют мне наглядно показать главные события нашей истории, привить гражданско – патриотические чувства       у учеников на  примере героев войны, исторических деятелей.

Обучающие компьютерные программы.

Применяла в  образовательном процессе электронные учебники, обучающие компьютерные программы  при показателе более 20%    в квартал.

Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий:

  • провожу анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии, виртуальные лаборатории, интегрированные обучающие среды);
  • отбираю программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления классом;
  • по необходимости комбинирую, адаптирую их в зависимости от объема и уровня сложности материала;
  • создаю собственные электронные дидактические материалы, электронные средства; контрольно – измерительные материалы  в  программе  -  Mini Test SL., что позволяет  за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

            Электронные материалы  необходимые для   осуществления учебного процесса      

находятся в учебном кабинете.  Остальной материал находится  на сменных  электронных носителях.  

Участие в конкурсах, семинарах.

       На практическом этапе решения проблемы  (2011-2012 уч. году) участвовала в системе  методической работы:

  • выступала с докладом на МО учителей старших классов « Использование ИКТ на уроках истории и обществоведения»;
  • опубликовала материалы по применению ИКТ в учебном процессе на всероссийский интернет – педсовет « Поклонимся великим тем годам», урок с использованием ИКТ.

         Прошла опытно-экспериментальную проверку своего образовательного проекта на базе нашей школы:

  • в  тематической неделе  старших классах « Калейдоскоп необычных уроков     « Учение с увлечением»,  урок с использованием ИКТ  в 11 классе  « Кто хочет стать миллионером»;
  • в  школьных  олимпийских играх, урок с использованием ИКТ  для 5-11 классов  

« История денежных единиц».

В конкурсах различных уровней:

  • в федеральном конкурсе творческих проектов «Доступная среда»       (мультимедийная презентация);
  •  в областном семинаре – практикуме « Профориентационная работа, как одно из направлений социальной адаптации детей с нарушениями слуха»    (мультимедийные материалы);
  • в проведении городского семинара – практикума « Войди в природу   с добротой» (мультимедийная презентация);
  • в городском фестивале мультимедийных презентаций, посвящённых юбилею Анжеро – Судженска  в рамках мультимедийного проекта « Родному городу посвящается».

 Обобщающий этап ( 2012-2013 уч.год).

  Этот учебный год явился для меня завершающим этапом работы по теме самообразования – т.е. обобщающим этапом.

Применение ИКТ во внеурочной деятельности.

    Регулярно провожу уроки истории и обществоведения с использованием ИКТ. Широко применяю компьютерные технологии при проведении уроков – памяти во внеурочное время.

                                                         

   За время работы по теме самообразования провела анализ и обобщение накопленных материалов по данной проблеме в форме творческого отчёта о  ходе  самообразования:

  • на МО учителей старших классов
  • на совещании по итогам ВШК.
  • на педагогическом совете МКС(К)ОУ « Ш-И № 18  I-II видов».

 

( ЭУМК по истории России на примере 6 класса).

           Используя  программу Microsoft Office Access,  создала  ЭУМК по истории России, который позволил сократить время для подготовки к уроку,  систематизировать весь материал по  курсу истории.  

Основу учебного материала в ЭУМК  составляет система навигации (вложений): конспекты уроков, презентации,  контрольно – измерительные материалы, таблицы, схемы, иллюстрации, видеофрагменты.

Безусловным плюсом применения ЭУМК на уроке,  является возможность варьировать объем материала, использовать методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся; использовать различные средства наглядности, усиливая  мотивацию обучения и познавательную активность учащихся.

      Данный ЭУМК был представлен на городском смотре – конкурсе « Лучший УМК педагога среднего звена коррекционного учреждения», и отмечен призовым местом.

Рекомендации и замечания.

       Изучив и обобщив данный опыт работы по данной теме, хотелось поделиться своими наблюдениями:

 Считаю, что применение ИКТ имеют ряд преимуществ: 
   1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована, это приучает учащихся к дисциплинированности  и точности при выполнении заданий. Кроме того, при минимальных затратах времени можно осуществить самопроверку или взаимопроверку.

    Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки  мотивации ученика.
   2. Без дополнительных затрат времени учитель может включить в урок  презентацию, видеофрагмент, вопросы к нему.
  3.  С помощью логических схем  и таблиц  можно сравнивать содержание различных источников, например, археологические памятники и летописи. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся.
   4.  Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе.

В работе с компьютером  есть и  свои минусы, т.к. трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:

  • в классе нет проекционной  техники, интерактивной доски;
  • не у всех учащихся есть персональный  компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей (доклады, рефераты, разработка презентаций и т.д.).

Подведение итога работы.

           Мои педагогические наблюдения, анкетирование учеников показывают позитивное влияние используемых компьютерных технологий на качество знаний и интерес к предмету.      

        Обучающиеся не считают эти методы, приёмы новыми, но в беседах, анкетах отмечают эти уроки как наиболее продуктивные.

            Немаловажное значение играет и контингент учащихся, но я вижу рост интереса к предмету, а это прямая дорога к повышению качества учебного процесса.

Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку

 и приносят удовлетворение своей работой.

     Считаю, что тема самообразования изучена полностью, цель достигнута.   Планирую на следующий учебный год «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время через краеведческий материал»  2013-2016 гг.

         

                                                      2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...

Отчёт по самообразованию Муратовой Л.М. учителя истории и обществознания МБОУ « Гимназия №2» на 2017-2018 уч.год.

Отчёт  по самообразованию Муратовой Л.М. учителя истории и обществознания МБОУ « Гимназия №2» на 2017-2018 уч.год....