«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ»
элективный курс по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Кондратьев Владимир Сергеевич

Элективный курс по истории России: "История в лицах. Реформы и реформаторы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_v_litsah._reformy_i_reformatory.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                Утверждаю

на заседании МС                                                        директор Горюновской школы

протокол № 7                                                              Богданова Н.А_______________

от 07.05.14

 

Программа предметного курса

по истории

«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ»

9-11классы

Программа курса разработана на основе

программы  учителя истории и

обществознания

Пономарёва М. В.

 

                                                                                                 Учитель: Кондратьев В.С.

2014-2015 учебный год

Предметный  курс

 «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ»

9-11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Программа предметного  курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» предназначена для изучения учащимися 9-11 классов. Курс рассчитан на 17 часов.

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.

Цель предметного  курса «История в лицах» - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Задачи курса:

1) способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;

Сформировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.

В процессе изучения курса происходит формирование обще-учебных умений:

•  анализ и сопоставление фактов;

•  работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;

•  анализ документов;

•  оформление сообщений и рефератов.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:

•  определять достоверность исторических фактов;

•  устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;

•  сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;

•  высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:

•  лекции с последующим опросом;

•  лекции с обсуждением документов;

•  беседы;          

•  семинары;

•  практические работы;

•  «мозговой штурм»;

•  викторины.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:

•  умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

•  умение выдвинуть гипотезу;

•  умение делать обобщения;

•  умение систематизировать материал;

•   умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

•   умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

•   умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);

•   умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических за дач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.

По окончании изучения предметного курса учащиеся должны:

•   соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

•  называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

•   сравнивать исторические события и исторических деятелей;

•   излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

•   объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

•   сравнивать предлагаемые исторические версий и оценки, выявлять сходства и отличия;

•   определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.

Условия для реализации:

Занятия по изучение предметного курса желательно проводить в кабинете истории, имея оборудование: комплекты настенных карт, атласов по истории России, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру. (Атласы: «Россия с древнейших времен до XIXв.», «Россия в XIX в.», «Россия в XX в.»; карты: «Россия вXVIIв.», «Российская империя во второй половине XIX в.» и др.)

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так измерителем обучен ноет и учащихся может быть:

•   исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанными на доске названиями, историческую личность с ее деятельностью;        

•  деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова, даты;

•  текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки;

•   обобщающие вопросы и задания;                        

•  тесты.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практика

Семинары

1

Введение

1

1

2-3

Российское реформаторство

2

1

1

Участие в семинаре

4-5

Первые отечественные реформаторы и их преобразования

2

1

1

Письменная работа

6-7

Иван Грозный

2

1

1

Участие в семинаре

8-9

Петр1

2

2

Письменная работа

 10-11

Александр II: великие реформы

2

2

Письменная работа

     12

Последний реформатор Российской империи: П. А. Столыпин

1

1

Конспект, сравнительная таблица

13

Реформаторская деятельность первых советских лидеров.

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем

14

И.В. Сталин

1

1

Участие в семинаре

15

Реформаторы середины 20 века.

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем

16

М.С.Горбачёв: перестройка, гласность.

1

1

Конспект, сравнительная таблица

17

Итоговое занятие

1

1

Защита рефератов

Итого

17

6

8

2

ПРОГРАММА КУРСА

Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).

Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.

Тема 1. Российское реформаторство (2 часа).

Лекция «Российское реформаторство».

Семинар «Реформы и реформаторы».

Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.

Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования (2 часа).

Практическое занятие «Что такое реформа?».

Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.

Тема 3. Иван Грозный (2 часа).

Лекция «Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный»

Семинар «Иван Грозный: человек и правитель».

Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея

Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.

Тема 4. Петр I (2 часа).

Практическое занятие «ПетрI: тиранили...».

Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Ито1"и реформаторской деятельности Петра I.

Тема 5. «Александр И: великие реформы» (2 часа).

Практическое занятие «Великие реформы». Личность Александра И. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра П.

Тема б. Последний реформатор Российской империи (1 час).

Лекция «П. А. Столыпин - последний реформатор Российской империи».

Личность П. А. Столыпина - последнего реформатора Российской империи. Деятельность П. А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности П. А. Столыпина.

Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам. Групповая работа - развитие коммуникативных навыков 

Тема 7. Реформаторская деятельность первых советских лидеров. (1 час).

Лекция. Первые декреты советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция 1918 года. Политика «военного коммунизма». Переход к новой экономической политики.

Личность В.И. Ленина, Троцкого, Бухарина. Результаты первых реформ советской власти.

Тема 8. И. В. Сталин. (1 час).

Семинарское занятие. Индустриализация её истоки и результаты. Коллективизация, её социальные и экономические последствия. Противоречие социалистической модернизации. Конституция 1936 года.

Культ личности Сталина.

Тема 8 Реформаторы середины 20 века. (1 час).

Практическое занятие. Экономические и политические реформы Н.С.Хрущёва.

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, ' развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г.

Тема 9. М. С. Горбачёв: перестройка, гласность. (1 час).

Лекция. Попытки модернизации советской экономики и политической-системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципом самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии

Итоговое занятие: История в лицах (1 часа).

Защита рефератов.

Литература

1. Аверх, А. Я Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.

2. Анисгшов, Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.

3. Журнал «Преподавание истории в школе». - 1997. - № 1; 2000. - № 4.

А.Захарова, Л. Г. Александр 117/ Вопросы истории. - 1992. -№ 6-7.

5. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.

6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.

7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт, изд. - М, 1991.

8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.

9.Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М, 1991.

10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. - Воронеж: Информатор, 1993.

11.  Павленко, Н. И. Петр Великий. - М, 1990.

12.  Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999.

13.  Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIH-XIX вв. - М.: Олма-Пресс Образование, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "История в лицах. Реформы и реформаторы"

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражд...

Элективный курс История в лицах. Реформы и реформаторы.

Элективный курс  по истории расчитан на  17 чсаов и предназначен  для обучающихся 9 класса. Рассказывается о реформаторах нашей страны....

Презентация элективного курса "История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи"

Представленный материал поможет учителю истории в проведении элективного курса или внеклассного мероприятия для учащихся 9-х классов ....

Реформы и реформаторы в России в начале 20-го века

Цель: показать значение реформ  С.Ю. Витте и  П.А. Столыпина для дальнейшего развития России по либеральному образцу, уяснить причины по которым начинания С.Ю. Витте и П.А. Столы...

Методическая разработка урока для 8-го класса. Тема: «Реформы и реформаторы второй половины XIX века»

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе «Реформы и реформаторы второй половины XIX века» разработан с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового пок...

Урок в 8-м классе «Реформы и реформаторы второй половины XIX века»

Урок истории на тему: «Реформы и реформаторы второй половины XIX века», разработанный и проведенный  в 8 классе, является одним из удачных примеров реализации федеральных государствен...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ИСТОРИИ «Реформы и реформаторы России»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ИСТОРИИ «Реформы и реформаторы России»...