Технологическая карта и презентация к уроку истории в 6 классе по теме :"Волжская Булгария"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

В данной технологической карте урока по истории в 6 классе отображаются материалы по теме Волжская Булгария:города,культура и международные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Волжская Булгария: города, международные связи, культура

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Рассказать о соседях славян-волжских булгарах, их местонахождении, занятиях, культуре, городах и  уровне развития и отношениях со славянами используя возможности школьного музея.

Образовательные  ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Татарстана с древнейших времен до середины 16 в», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты,  карточки-тесты для проверки домашнего задания , музейные экспонаты, Ресурс:  http://nsportal.ru/node/1379248    

План урока

1. История возникновения Волжской Булгарии

2.Принятие ислама на территории Волжской Булгарии

3. Основные занятия жителей Волжской Булгарии

4. Города и культура Волжской Булгарии

5.Международные связи Волжской Булгарии

Личностно значимая проблема

Каково значение развития городов, культуры и международных связей Волжской Булгарии в истории России?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода

Основные понятия

 городище, каган, ислам, мектебе, мечеть.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с музейными экспонатами; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников, музейных экспонатов сформировать представление у учащихся о соседях славян- Волжских Булгарах; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки с помощью музейной педагогики.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа

фронтальный опрос

1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения

  1. – а)С какими славянскими  племенами мы познакомились на прошлом уроке?
  2. –б)Что такое торговый путь « из варяг в греки»?
  3. – в)Какую территорию занимали славяне?
  4. –г)Какие народы и племена являются соседями восточных славян
  5. –д)Откуда на Волгу и Каму пришли булгарские племена?
  6. –е) почему булгары стремились поселиться у больших рек?

1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение Слушают.

А)Восточные славяне

Б)Торговый путь идет от Балтийского моря через территории восточных славян и дальше до Черного моря

В)В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи лет назад

Г)Соседи: Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь), булгары

Д) из Таманского полуострова, после  распада Великой Болгарии

Е) им нужна была питьевая вода

Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

Работа в школьном музее-экскурсия

Работа с презентацией

Работа с терминами

Работа с терминами

Работа с презентацией

Работа с документом

Работа с презентацией

Работа с презентацией

Работа с презентацией

Работа с картой

Работа с экспонатами музея

Работа с презентацией

Работа с презентацией

Вывод

Работа ведется по школьному музею. Коротко проводится  обзорная экскурсия по школьному музею. Год создания музея 1999. В музее экспозиции расположены в хронологическом порядке, есть и тематические. Хранятся как экспонаты оригиналы, так и копии Знакомство с соседями славян- волжскими булгарами мы начнем с рассмотрения презентации.

Первые болгары появились на Средней Волге в конце VII - начало VIII веков. Отправиться в столь долгий путь их вынудил разгром  Великой Болгарии хазарами.  Придя в наши края, болгары принесли с собой традиции полукочевого образа жизни.(вопрос учителя: что такое полукочевой образ жизни) Занимались они в основном пастушеским скотоводством.

 Через сто лет крупное поражение от арабов терпят хазары, в зависимости от которых оказались приазовские болгары. Теснимые хазарами, болгары большими группами вновь уходят на Среднюю Волгу.

Последнее переселение болгар в наши края было вызвано мощным наступлением на Хазарский каганат печенегов. Произошло это в конце IX - начало X веков.

Задолго до прихода болгар  в Среднем Поволжье жили поволжско-финские племена.(вопрос учителя:кого называли мадьярами?) То были предки современных марийцев, удмуртов и мордвы.  Волжские булгары (в современной науке их принято писать через "у") быстро заняли среди местных племен лидирующее положение. Они активно осваивали пашенное (плужное) земледелие, новые ремесла, что ускорило нарастание имущественного неравенства в булгарской среде.
У военно-племенной булгарской знати была сильная военная дружина. Дружинники совершали походы и набеги на соседние земли.  При их помощи с населения собирались налоги. 
Завершающим этапом в образовании Булгарского государства явилось начало X века. Тогда на берегах Волги и Камы, в нашем крае, строятся города и крепости. Появляются первые булгарские монеты.
В поисках союзников  для борьбы с хазарами булгары приглашают к себе
посольство багдадского халифа аль-Муктадира. Булгары получают поддержку арабов и принимают новую религию. В 922 г. ислам становится государственной религией Волжской Булгарии.( вопрос учителя:что вам известно о принятии ислама в Волжской Булгарии)

Волжская Булгария занимала обширные земли. К XII веку границы государства раздвинулись ещё больше. На севере они доходили до реки Казанки, на юге - до Самарской Луки. Западными пределами Булгарского государства служила река Зай. Соседями булгар были древние марийские, удмуртские, мордовские  и другие племена.  

Булгары жили по обеим сторонам Волги и на землях, примыкающих к Каме с севера. Крунпные города Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау  находились на волжском левобережье. Десятки городских, сельских поселений, и среди них знаменитый Ошель, располагались на  правобережье Волги. Здесь среди городов наиболее известны Кашан и Чаллы. На реке Казанке в самом начале XI столетия возникает военная крепость и торговое поселение Казань - будущая столица нашей республики.

Вопросы к презентации:

- Какие сведения мы можем получить из этого слайда о занятиях волжских булгар?

Булгарское государство славилось как страна городов. Один из путешественников XIII века так и писал: "Булгария - великое и могущественное  царство с богатыми городами". Крупнейшим городом всей средневековой Европы являлся Биляр. По своей територии он был в полтора раза больше Парижа и два раза больше Киева и Рима. Русские летописцы называли его Великим городом. Теперь у села Билярска Алексеевского района Республики Татарстан мы можем видеть только остатки города. Биляр был столицей государства. Булгарскую столицу окружали земляные валы и широкие стены с башнями по углам. Оборонительные сооружения делили Биляр на внутренний и внешний город. Во внутреннем городе было много кирпичных и каменных зданий. Иметь такие дома могли только богатые и знатные люди. В центре цитатели находился дворец эмира. Рядом с ним стояла белокаменная Соборная мечеть.

Внешний город сильно отличался от внутреннего. Здесь стояли неказистые бревенчатые дома. В них жили ремесленники и мелкие купцы. Металлурги и кузнецы, а также гончары селились слободами.

Посмотрите на схеме как выглядел город Булгар

Обратите внимание на укрепления города.

 Вот перед вами экспонаты нашего музея. Здесь есть серп, осколки черепков, наконечники стрел, ключ, ножи. Все они найдены археологами и моими учениками на территории городов Волжской Булгарии.

Около ворот, ведущий во внутренний город, располагался большой караван-сарай. Чужеземные купцы могли здесь сложить свои  товары, переночевать, отдохнуть перед дальней дорогой, сходить в баню.

Нигде не было столько купцов, как в Болгаре. Этот небольшой город на Волге стоял на пересечении торговых путей. И потому сюда приезжали купцы (гости) со всех концов мира. Здесь почти круглый год шумели многочисленные базары.

Вторым после Биляра крупным городом страны был Сувар. Он также имел мощные укрепления. На вершине наружных валов стояла деревянная стена из толстых столбов с заострёнными концами. За валами шел глубокий ров с водой. Со дна его торчали остро заточенные колья. Наверху внутренних валов были возведены дубовые стены с башнями.

И в Суваре было немало кирпичных домов. Простые горожане, ремесленники строили себе одноэтажные деревянные дома. И жили они вдали от центральной части города.

Главным городом булгар на правом берегу Волги являлся Ошель. Это был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов страны. Остатки Ошеля сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино.

 Знаменитым булгарским городом был и Джукетау. Он стоял на берегу Камы, там, где сейчас находится западная окраина г. Чистополя.

Что вы узнали о культуре Волжской Булгарии?

Просмотрите слайд «Связи с другими народами и странами» и сделайте выводы о связях Волжской Булгарии  с другими народами

Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур.

Читают текст презентации, делают комментарии по новому материал

Объясняют что такое полукочевой образ жизни

Это  современные венгры, которых в древности в наших краях называли мадьярами

Путешественник Ибн Фадлан описал историю принятия ислама в Волжской Булгарии(читают документ, подготовленный как опережающее задание )

Основными занятиями булгар были сельское хозяйство и торговля. 
Земледелием и скотоводством занимались сельские жители. Их было большинство. Арабский географ начало X века Ибн Русте писал: "Болгары - народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие".  Кроме того, они сеяли полбу, чечевицу, горох. Хлеб убирали серпами и косами.
 Земледелие у булгар было пашенным. Хлеба было много, и булгары могли оказать помощь русским княжествам в голодные годы.  Булгары не забывали свое традиционное занятие - скотоводство. Скот они держали крупный, породистый, а потому были с мясом и молоком. Булгары разводили также боевых и скаковых коней. Почти в каждом хозяйстве имелись овцы и козы, из домашней птицы - куры. В местах, богатых лесами, булгары ходили на охоту. Особый интерес вызывали пышные звери - соболи, белки и лисы. 

 В лесах также было много диких пчел, носивших в дупла деревьев дикий мед. Собирали этот мед булгары один-два раза за лето и делали из него свои любимые напитки набиз и суджув. Реки, богатые рыбой, привлекали рыболовов. Здесь в изобилии водились осетры, стерлядь, сом, сазан.

Городское население занималось ремеслом и торговлей. Каких ремесленников только не было: металлурги и кузнецы, ювелиры и косторезы, кожевенники и гончары ....

    Булгарские ремесленники были большими мастерами. Глиняные сосуды, кожа "булгари", ювелирные изделия расходились далеко за пределы страны.

     Славу Булгарии приумножали купцы. Развитию торговли благоприятствовало выгодное географическое положение страны. На булгарской земле сходились многие караванные пути. Один из них вел в Киев, другой - в Итиль, третий - в Хозерм. В крупных городах для иноземных купцов строились караван-сараи. Правители страны поощряли торговое дело.

 Смотрят на карте булгарские города

Смотрят на рисунки города  в презентации
 

Смотрят схему города

Рассматривают экспонаты витрины № 2

Принятие ислама Волжской Булгарией имело еще одно важное значение. Был дан сильный толчок развитию просвещения, литературы, науки.

 Первоначально булгары пользовались рунической письменностью. С принятием ислама они переходят к письменности на основе арабского алфавита.

 Со временем арабская письменность получила широкое распространение. На ней делали надписи на многочисленных памятниках, ювелирных изделиях, бытовых вещах. Многие образцы этих надписей являются настоящими произведениями каллиграфии.

Чаще всего писали на бересте и на досках, покрытых слоем воска. Орудием письма было костяное писало. Но в ход уже пошла и бумага. Ее привозили из Самарканда. Писали на ней чернилами и перьями.

 Арабской письменности, основам религиозных знаний обучали в мектебах. Это были начальные школы при мечетях, которые строились в булгарских городах и селах. Высшее образование булгарские юноши получали, обучаясь у среднеазиатских ученых.

 Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся ученых, поэтов Востока того времени. Это способствовало развитию в Волжской Булгарии разных наук и литературы. Булгары достигли немалых успехов в математике и астрономии, химии и медицине, географии и истории.
В странах Востока был очень популярен труд Таджеддина аль-Булгари "Лучшие лекарства от отравления". Поэты прославляли в стихах булгарского ученого, врачевателя Ходжи Булгари. Булгарский судья Йакуб ибн Нугман написал книгу "История Булгара". 
Значительное развитие в Волжской Булгарии получили художественная литература и поэтическое народное творчество. Лучшим произведением стала поэма Кул Гали "Кыйсса-и Йусуф" ("Сказание о Йусуфе").

 
Замечательным воплощением культуры Волжской Булгарии являюся работы ее архитекторов, строителей и ремесленников. Общественные сооружения, мечети, дома знатных людей украшались изразцовыми кирпичами и плитами, каменной резьбой. Произведениями архитектуры были булгарские бани.

Общий вывод: Со всеми этими народами и странами булгары

мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга.

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа.

Фронтальная

работа

Фронтальная

работа

Фронтальная

работа

Индивидуальная работа

Фронтальная

работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с другими обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из презентации; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе

знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты презентации и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют устный план

Коммуникативные: читают вслух  текст документа и при этом ведут «диалог с автором»

 Устные

ответы.

Устные ответы.

Устное задание

Устные ответы.

Устные ответы.

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах

Работа по карте

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация  работы в парах или в группах.

На карте находим города Волжской Булгарии

Учитель: Каково значение развития городов, культуры и международных связей Волжской Булгарии в истории России?

1. Выполнение заданий в устной форме

2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают  друг другу вопросы

В Волжской Булгарии культура достигла высокого уровня развития. Она развивалась как часть восточной культуры. Болгары создали в Средние века одну из ярких цивилизаций Европы

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Решение тестов

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание

§ 4, подготовить дополнительные материалы по культуре Волжской Булгарии

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Документ №1

Из дневника арабского путешественника, секретаря посольства багдадского халифа Ибн Фадлана, побывавшего в Волжской Булгарии в 922 г.

Когда же мы были от царя сакалибов(булгар),к которому мы направлялись, на расстоянии дня и ночи пути, он послал для нашей встречи четырех царей, находившихся под его властью, своих братьев и своих сыновей. Они встретили нас, неся с собой хлеб, мясо, просо, и поехали вместе с нами. Когда же мы были от него на(расстоянии) двух фарсахов(примерно 12-14 км),он нас встретил сам, и когда он увидел нас, он сошел(с лошади) и пал ниц… В рукаве унего были дирхемы, и он рассыпал их на нас. Он поставил для нас юрты. И мы поселились в них.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волжская Булгария Презентация составлена учителем истории МБОУ «Школа № 71» Халиковой Г.Г.

Слайд 2

Волжская Булгария: возникновение Первые болгары появились на Средней Волге в конце VII - начало VIII веков. Отправиться в столь долгий путь их вынудил разгром Великой Болгарии хазарами. Придя в наши края, болгары принесли с собой традиции полукочевого образа жизни. Занимались они в основном пастушеским скотоводством. Через сто лет крупное поражение от арабов терпят хазары, в зависимости от которых оказались приазовские болгары. Теснимые хазарами, болгары большими группами вновь уходят на Среднюю Волгу. Последнее переселение болгар в наши края было вызвано мощным наступлением на Хазарский каганат печенегов. Произошло это в конце IX - начало X веков.

Слайд 3

Задолго до прихода болгар в Среднем Поволжье жили поволжско-финские племена. То были предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Волжские булгары (в современной науке их принято писать через "у") быстро заняли среди местных племен лидирующее положение. Они активно осваивали пашенное (плужное) земледелие, новые ремесла, что ускорило нарастание имущественного неравенства в булгарской среде. У военно-племенной булгарской знати была сильная военная дружина. Дружинники совершали походы и набеги на соседние земли. При их помощи с населения собирались налоги. Завершающим этапом в образовании Булгарского государства явилось начало X века. Тогда на берегах Волги и Камы, в нашем крае, строятся города и крепости. Появляются первые булгарские монеты. В поисках союзников для борьбы с хазарами булгары приглашают к себе посольство багдадского халифа аль-Муктадира. Булгары получают поддержку арабов и принимают новую религию. В 922 г. ислам становится государственной религией Волжской Булгарии.

Слайд 4

Волжская Булгария: территория и население страны Волжская Булгария занимала обширные земли. К XII веку границы государства раздвинулись ещё больше. На севере они доходили до реки Казанки, на юге - до Самарской Луки. Западными пределами Булгарского государства служила река Зай. Соседями булгар были древние марийские, удмуртские, мордовские и другие племена. Булгары жили по обеим сторонам Волги и на землях, примыкающих к Каме с севера. Крунпные города Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау находились на волжском левобережье. Десятки городских, сельских поселений, и среди них знаменитый Ошель, располагались на правобережье Волги. Здесь среди городов наиболее известны Кашан и Чаллы. На реке Казанке в самом начале XI столетия возникает военная крепость и торговое поселение Казань - будущая столица нашей республики. Г.КАЗАНЬ

Слайд 5

Население страны было разноплеменным. Булгарские племена нам хорошо известны. Но были еще сувары, барсилы, баранджары, а также билеры и эсенгелы. Во второй половине X века из них сложились единая булгарская народность . Общим именем населения страны стало имя "булгары". БУЛГАРСКИЙ ДОМ Реконструкция. XI век

Слайд 6

Управление Волжской Булгарией Волжская Булгария управлялась, как и все раннефеодальные государства. Во главе стоял правитель. В Булгарии это был эмир. Его раньше называли эльтебер. Первым эмиром страны был Алмуш, князь города Болгара. Именно Алмуш отправил посольство булгар в Бухару и Багдад и принимал у себя посольство багдадского халифа. После обращения в новую веру он стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. Эмиру подчинялись правители отдельных земель - областей. Это был высший слой знати. К правящей верхушке принадлежали и предводители боевых дружин, беки, представители высшего духовенства. БУЛГАРСКИЙ ПРАВИТЕЛЬ АЛМУШ Худ. Рушан Шамсутдинов

Слайд 7

В роли управляемых находились земледельцы, ремесленники, торговцы. Они выполняли различные феодальные повинности в пользу государства, но зависимыми от феодалов не были.

Слайд 8

Основные занятия булгар Основными занятиями булгар были сельское хозяйство и торговля. Земледелием и скотоводством занимались сельские жители. Их было большинство. Арабский географ начало X века Ибн Русте писал: "Болгары - народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие". Кроме того, они сеяли полбу, чечевицу, горох. Хлеб убирали серпами и косами. Земледелие у булгар было пашенным. Хлеба было много, и булгары могли оказать помощь русским княжествам в голодные годы. Булгары не забывали свое традиционное занятие - скотоводство. Скот они держали крупный, породистый, а потому были с мясом и молоком. Булгары разводили также боевых и скаковых коней. Почти в каждом хозяйстве имелись овцы и козы, из домашней птицы - куры.

Слайд 9

Земледелие у булгар было пашенным. Хлеба было много, и булгары могли оказать помощь русским княжествам в голодные годы. Булгары не забывали свое традиционное занятие - скотоводство. Скот они держали крупный, породистый, а потому были с мясои и молоком. Булгары разводили также боевых и скаковых коней. Почти в каждом хозяйстве имелись овцы и козы, из домашней птицы - куры. В местах, богатых лесами, булгары ходили на охоту. Особый интерес вызывали пышные звери - соболи, белки и лисы. В лесах также было много диких пчел, носивших в дупла деревьев дикий мед. Собирали этот мед булгары один-два раза за лето и делали из него свои любимые напитки набиз и суджув . Реки, богатые рыбой, привлекали рыболовов. Здесь в изобилии водились осетры, стерлядь, сом, сазан. Городское население занималось ремеслом и торговлей. Каких ремесленников только не было: металлурги и кузнецы, ювелиры и косторезы, кожевенники и гончары .... Булгарские ремесленники были большими мастерами. Глиняные сосуды, кожа "булгари", ювелирные изделия расходились далеко за пределы страны. Славу Булгарии приумножали купцы. Развитию торговли благоприятствовало выгодное географическое положение страны. На булгарской земле сходились многие караванные пути. Один из них вел в Киев, другой - в Итиль, третий - в Хозерм. В крупных городах для иноземных купцов строились караван-сараи. Правители страны поощряли торговое дело.

Слайд 10

Города Волжской Булгарии Булгарское государство славилоськак страна городов. Один из путешественников XIII века так и писал: "Булгария - великое и могущественное царство с богатыми городами". Крупнейшим городом всей средневековой Европы являлся Биляр. По своей територии он был в полтора раза больше Парижа и два раза больше Киева и Рима. Русские летописцы называли его Великим городом. Теперь у села Билярска Алексеевского района Республики Татарстан мы можем видеть только остатки города.

Слайд 11

Биляр был столицей государства. Булгарскую столицу окружали земляные валы и широкие стены с башнями по углам. Оборонительные сооружения делили Биляр на внутренний и внешний город. Во внутреннем городе было много кирпичных и каменных зданий. Иметь такие дома могли только богатые и знатные люди. В центре цитатели находился дворец эмира. Рядом с ним стояла белокаменная Соборная мечеть. Внешний город сильно отличался от внутреннего. Здесь стояли неказистые бревенчатые дома. В них жили ремесленники и мелкие купцы. Металлурги и кузнецы, а также гончары селились слободами. ОБЩИЙ ПЛАН БИЛЯРСКОГО ГОРОДИЩА

Слайд 12

БИЛЯР. СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ.X век КАРАВАН-САРАЙ БИЛЯРА Реконструкция А.А.Мазанова по раскопкам А.Х.Халикова АГА-БАЗАР В Г.БОЛГАР Худ. Рушан Шамсутдинов

Слайд 13

Около ворот, ведущий во внутренний город, располагался большой караван-сарай. Чужеземные купцы могли здесь сложить свои товары, переночевать, отдохнуть перед дальней дорогой, сходить в баню. Нигде не было столько купцов, как в Болгаре. Этот небольшой город на Волге стоял на пересечении торговых путей. И потому сюда приезжали купцы (гости) со всех концов мира. Здесь почти круглый год шумели многочисленные базары. Вторым после Биляра крупным городом страны был Сувар. Он также имел мощные укрепления. На вершине наружных валов стояла деревянная стена из толстых столбов с заострёнными концами. За валами шел глубокий ров с водой. Со дна его торчали остро заточенные колья. Наверху внутренних валов были возведены дубовые стены с башнями. И в Суваре было немало кирпичных домов. Простые горожане, ремесленники строили себе одноэтажные деревянные дома. И жили они вдали от центральной части города. Главным городом булгар на правом берегу Волги являлся Ошель. Это был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов страны. Остатки Ошеля сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино. Знаменитым булгарским городом был и Джукетау. Он стоял на берегу Камы, там, где сейчас находится западная окраина г. Чистополя.

Слайд 14

На рубеже X-XI столетий недалеко от места слияния Волги и Казанки возникла небольшая булгарская крепость, названная Казанью. Вскоре она стала одним из крупных центров международной торговли. На булгарской земле стояло более пятидесяти больших и малых городов. Это были центры ремесла, торговли и культуры.

Слайд 15

Культура Принятие ислама Волжской Булгарией имело еще одно важное значение. Был дан сильный толчок развитию просвещения, литературы, науки. Первоначально булгары пользовались рунической письменностью. С принятием ислама они переходят к письменности на основе арабского алфавита . Со временем арабская письменность получила широкое распространение. На ней делали надписи на многочисленных памятниках, ювелирных изделиях, бытовых вещах. Многие образцы этих надписей являются настоящими произведениями каллиграфии. Чаще всего писали на бересте и на досках, покрытых слоем воска. Орудием письма было костяное писало. Но в ход уже пошла и бумага. Ее привозили из Самарканда. Писали на ней чернилами и перьями. Арабской письменности, основам религиозных знаний обучали в мектебах . Это были начальные школы при мечетях, которые строились в булгарских городах и селах. Высшее образование булгарские юноши получали, обучаясь у среднеазиатских ученых. Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся ученых, поэтов Востока того времени. Это способствовало развитию в Волжской Булгарии разных наук и литературы.

Слайд 16

Булгары достигли немалых успехов в математике и астрономии, химии и медицине, географии и истории. В странах Востока был очень популярен труд Таджеддина аль-Булгари "Лучшие лекарства от отравления". Поэты прославляли в стихах булгарского ученого, врачевателя Ходжи Булгари. Булгарский судья Йакуб ибн Нугман написал книгу "История Булгара". Значительное развитие в Волжской Булгарии получили художественная литература и поэтическое народное творчество. Лучшим произведением стала поэма Кул Гали "Кыйсса-и Йусуф" ("Сказание о Йусуфе"). Поэт Кул Гали жил в конце XII-первой половине XIII веков. Он создавал свои произведения в Биляре. Здесь Кул Гали и написал свою поэму. В ней он создал образ идеального правителя и идеального государства. Правитель, по его мысли, должен быть мудрым, справедливым, нравственно безупречным. Государство же должно обеспечивать мирную, счастливую жизнь народа. Счастье Кул Гали не представлял без верной и чистой любви, без крепкой и дружной семьи. КУЛ ГАЛИ ПОЭМА "КЫЙССА-И ЙУСУФ"

Слайд 17

Замечательным воплощением культуры Волжской Булгарии являюся работы ее архитекторов, строителей и ремесленников. Общественные сооружения, мечети, дома знатных людей украшались изразцовыми кирпичами и плитами, каменной резьбой. Произведениями архитектуры были булгарские бани. АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ В Г. БОЛГАР

Слайд 18

Большим художественным вкусом отмечены многие изделия булгарских ремесленников. В западных и восточных странах были известны работы ювелиров из Булгарии под названием "булгарская филигрань". ЗОЛОТОЕ ВИСОЧНОЕ КОЛЬЦО С ПОДВЕСКАМИ В Волжской Булгарии культура достигла высокого уровня развития. Она развивалась как часть восточной культуры. Болгары создали в Средние века одну из ярких цивилизации Европы .

Слайд 19

Связи с другими народами и странами Волжская Булгария наладила и поддерживала тесные связи со многими странами и народами. Это были прежде всего торговые отношения. Активно торговали булгары со своими ближними соседями - предками современных удмуртов, марийцев, чувашей, мордвы. Центрами их торговых отношений с ближними соседями были фактории, основанные по берегам рек. В поисках дорогих мехов булгары дошли до народов Прикамья и далекого Севера. С предками современных ханты и манси велась меновая, или "немая" торговля. При такой торговле одна вешь просто обменивалась на другую. На юге основным торговым партнером Волжской Булгарии был Хазарский каганат. Булгары торговали также с иранскими, среднеазиатскими, византийскими городами. Они поддерживали торговые связи с Прибалтикой, скандинавскими странами, Индией.

Слайд 20

Торговля занимала важное место в булгаро-русских отношениях. На Русь вывозились скот, мех и хлеб, глиняная посуда, бронзовые замки в виде животных. Из Руси поступали меха, стеклянные бусы и браслеты, посуда, железные замки и ключи, костяные и глиняные поделки. После принятия ислама укрепились связи Булгарского государства со странами Востока. Булгария стала частью исламского мира. Булгарские эмиры поддерживали отношения с правителями мусульманских государств, обменивались подарками. Широкими были торговые связи. Жители страны начали совершать хадж в Мекку. ГЛИНЯНЫЕ ГОНЧАРНЫЕ КУВШИНЫ

Слайд 21

Вопросы и задания для повторения 1. Откуда пришли болгары на Среднюю Волгу? Что привело их в наши края? 2. Кто был первым правителем Волжской Булгарии? 3. Закончите предложение: "Во второй половине X века из разных племен Волжской Булгарии...". 4. Когда ислам стал государственной религией Волжской Булгарии? 5. В учебнике нам уже встречалось утверждение арабского географа Ибн Русте о том, что "болгары - народ земледельческий". Выдающийся российский историк С.М.Соловьев писал, что "болгары - торговый и промышленный народ". Кто прав? Попробуйте рассудить этих авторов, подыскивая аргументы в пользу каждого утверждения. Запишите эти аргументы в таблицу. Сформулируйте свой вывод. "Болгары – народ земледельческий" "Болгары - торговый и промышленный народ"

Слайд 22

Тест по теме "Волжская Булгария: возникновение, территория, население, управление, занятия 1. Ранние булгары на Средней Волге изначально вели: А) кочевой образ жизни б) полукочевой образ жизни в)оседлый образ жизни 2. Одним из исследователей жизни Волжской Булгарии начала X века был: А) византийский император Константин Багрянородный Б) русский путешественник Афанасий Никитин В) арабский географ Ибн Русте Г)местный богослов Ахмед ал-Булгари 3. Основой экономики Волжской Булгарии являлось: А) земледелие б)скотоводство в) ремесло Г)торговое дело 4. Аборигенами (т.е. коренным населением) Волго-Камья можно считать: А)финно-угорские племена Б) тюркоязычные племена В) восточнославянские племена Г) мадьярские племена

Слайд 23

5. Волжская Булгария приняла ислам: А) в 922 году Б) в 1236 году В) в 988 году Г) в 1047 году 6. Принятие Волжской Булгарией ислама связано с именем тогдашнего булгарского эмира: А) Абдуллы ибн Микаила Б) Алмуша В) Микаила ибн Джафара Г) Мумина ибн Хасана 7. Принято считать, что единая народность с общим названием "булгары" возникла: А) в X веке Б) в XI веке В) в XII веке Г) в XIII веке 8. Государство волжских булгар окончательно сложилось: А) в VIII веке Б) в начале IX века В) в начале X века Г) к концу X века 9. Какое из утверждений вы считаете неверным? А) булгары добывали пушных зверей и использовали меха для собственных нужд Б) булгары продавали пушнину за границу В) булгары покупали пушнину у своих соседей Г) булгары не занимались промыслом пушнины 10. Правитель Волжской Булгарии в разные периоды назывался: А) султан Б) халиф В) эмир Г) король Д) хан Е)эльтебер Ж)царь

Слайд 24

Проверь себя! 1-Б 2-В 3-А 4-А 5-А 6-Б 7-А 8-В 9-Г 10-В,Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории 6 класс по теме "Куликовская битва"

Презентация позволяет красочно рассказать учащимся о куликовской битве и её историческом значении для русского народа....

Технологическая карта и презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»Составил учитель высшей категории МБОУ «Новотроицкая СОШ» Тукаевского района Республики ТатарстанГусева ГульфиняХаевна Предмет: ...

Технологическая карта интегрированного (англо-немецкого) урока в 5 классе по теме " Свободное время.Хобби"

Итоговый урок (урок развивающего контроля) по теме "Свободное время. Хобби"  Учебники: немецкиий язык  -"Горизонты", английский язык - "Английский в фокусе"....

Технологическая карта и презентация к уроку истории в 7 классе на тему "Династия Романовых в первой четверти 18 века".

Данная разработка предназначена для проведения урока в 7 классе в рамках ФГОС....

Технологическая карта и презентация к уроку "Масштаб". 6 класс.

Разработка урока по теме "Масштаб" в 6 классе содержит технологическую карту урока и презентацию....

Технологическая карта и презентация к уроку в 11 классе "Der wissenschaftlich-technisce Fortschritt. Was hat er uns gebracht? Sind Naturkatastrophen seine Folgen?"

Урок в 11 классе по теме "Der wissenschaftlich-technisce Fortschritt. Was hat er uns gebracht? Sind Naturkatastrophen seine Folgen?" составленный с применением ФГОС II поколения...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....