рабочая программа. 7 класс. История и культура Санкт-Петербурга
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

  • Рабочая программа  по «Истории и культуре Санкт-Петербурга. С древнейших времен до конца XVIII в.»  для обучающихся   7 «А», «Б», «В»  классов  составлена на основании  Авторской программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса «С древнейших времен до конца XVIII века», автора Л.К. Ермолаевой//Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. 7 класс. История и культура Санкт-Петербурга 2-9 классы.  - СПб.: СМИО Пресс, 2012.//

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (С древнейших времен до конца XVIII века) .7 класс: Учебник   для общеобразовательных  учебных   заведений. – СПб.: СМИО Пресс, 2013. – 240с. +илл.;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl.iik_spb.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 618

Принята                                                                                                                                          Утверждаю:                  

Педагогическим советом ГБОУ школа № 618                                                                                      Директор ГБОУ школа № 618

Протокол № 1 от 31.08. 2017 г.                                                                                                             ______________Иванова Л.И.

                                                                                                                                              Приказ № 201  от 31.08.2017 г.

Рабочая программа

по  истории и культуре Санкт-Петербурга

на 2017-2018 учебный год

для 7 АБВ   классов

1 час  в неделю (всего 34 часа)

Автор-составитель: учитель Сапожникова Т.М.

Санкт-Петербург

2017

  1. Пояснительная записка
  • Рабочая программа  по «Истории и культуре Санкт-Петербурга. С древнейших времен до конца XVIII в.»  для обучающихся   7 «А», «Б», «В»  классов  составлена на основании  Авторской программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса «С древнейших времен до конца XVIII века», автора Л.К. Ермолаевой//Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. 7 класс. История и культура Санкт-Петербурга 2-9 классы.  - СПб.: СМИО Пресс, 2012.//

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (С древнейших времен до конца XVIII века) .7 класс: Учебник   для общеобразовательных  учебных   заведений. – СПб.: СМИО Пресс, 2013. – 240с. +илл.;

Программа рассчитана в  соответствии:

с учебным планом    на 34 часа  в год (1  час в неделю);

с  календарно - учебным графиком на 33 часа

Планируемые  результаты освоения предмета.

В результате изучения истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе

Выпускник научится:

-ориентироваться по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.).

-ориентироваться в реальном городском и музейном пространстве (по природным ориентирам, по адресу, по городским ориентирам и доминантам, по маршрутному листу, по картам):

 - объяснять необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;

 - регулярно посещать учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам.

Уметь:

- извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);

 - узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города;

 - самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значении этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте.

Уметь:

- разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города, используя ранее полученные знания;

 - применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, прейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.)

Уметь:

 - сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

 - работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом;

 - работать с наглядным материалом;

 - обосновывать, аргументировать, доказывать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);

 - извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы.

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается

 - в их оценках и суждениях о конкретных объектах, традициях, деятельности горожан, культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города;

 - в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»);

 - в их повседневной жизни;

 - в участии их в городских акциях.

 

Формы текущего контроля: устный опрос, письменные работы, тесты.

Формы тематического контроля: проверочные работы.

Формы  промежуточной аттестации:

  • индивидуальный  проект,
  • исследовательская  работа,
  • защита творческой работы,
  •  комбинированный или дифференцированный зачет (устный и письменный),
  • защита реферата,
  • тестирование,
  • презентация,
  • итоговая проверочная работа

 Программой предусмотрено проведение в год:

  1. Проверочных работ – 3

Учебно-методическое обеспечение

Для ученика:

  • Учебник: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (С древнейших времен до конца XVIII века) .7 класс: Учебник   для общеобразовательных  учебных   заведений. – СПб.: СМИО Пресс, 2013. – 240с. +илл.;
  • Дополнительная литература для обучающихся:
  1. Шикурина А.О. Петербургские маршруты. (Серия «Школа Петербурга». – СПБ.: «Искусство – СПБ», 2—7. – 407 с., ил
  2. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – 3-е изд., испр. – СПб.: «Норинт», 2003. – 224 с.: ил.
  3. Синдаловский Н.А. Санкт-Петербург: действующие лица. Биографический словарь. – СПб., Журнал «Нева», 2002. – 288 с.
  4. Буренина М.С. Прогулки по Невскому проспекту. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002. – 272 с.: ил.
  5. Раков Ю.А. Энциклопедические заметки о Петербурге (ЭЗОП): Карманный справочник. – СПб: ХИМИЗДАТ, 2003. – 304 с.: ил.
  6. Лисовский В.Г. Санкт-Петербург. Очерки архитектурной истории города в 2 т. – СПб.: Коло, 2009. – 464 с.

Дл учителя:

  • Учебник: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (С древнейших времен до конца XVIII века) .7 класс: Учебник   для общеобразовательных  учебных   заведений. – СПб.: СМИО Пресс, 2013. – 240с. +илл.;

  • Дополнительная литература для учителя:
  1. Андреев А.Р. Царские дачи Северной столицы. – М.: Алгоритм, 2008 – 336 с.
  2. Горбачевич К.С. Почему так названы ?: О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. – 3 изд., испр. И доп. – Л.: Лениздат, 1985. – 512 с.
  3. Лисовский В.Г. Санкт-Петербург. Очерки архитектурной истории города в 2 т. – СПб.: Коло, 2009. – 464 с.
  4. Семенцов С.В., Красникова О.А. Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века – СПб.: Эклектика, 2004. – 436 с.
  5. Кукушкина В.В. Топонимика Санкт-Петербурга XVIII в. по планам города. – СПб, 2002. – 292 с.
  6. Шикурина А.О. Петербургские маршруты. (Серия «Школа Петербурга». – СПБ.: «Искусство – СПБ», 2—7. – 407 с., ил
  7. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – 3-е изд., испр. – СПб.: «Норинт», 2003. – 224 с.: ил.
  8. Синдаловский Н.А. Санкт-Петербург: действующие лица. Биографический словарь. – СПб., Журнал «Нева», 2002. – 288 с.
  9. Буренина М.С. Прогулки по Невскому проспекту. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002. – 272 с.: ил.
  10. Раков Ю.А. Энциклопедические заметки о Петербурге (ЭЗОП): Карманный справочник. – СПб: ХИМИЗДАТ, 2003. – 304 с.: ил.

Электронные ресурсы:

  1. www.walkspb.ru/istoriya_peterburga/
  2. www.opeterburge.ru
  3. www.on-line.spb.ru
  4. www.np-travel.spb.ru
  5. www.spbhi.ru
  6. www.protown.ru
  7. www.travellerspb.ru

2. Содержание учебного предмета

Тема

Основное содержание по теме

1

Раздел I. Наш край до основания Санкт-Петербурга (с древнейших времен до 1703 г.)

Введение

Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.

Из глубины веков…

Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.

Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.

В составе Великого Новгорода (1136-1478 гг.)

Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге.

Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских берегов.

В составе Московской Руси (1478-1617 гг.)

Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.

Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).

Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.

События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор.

По обычаям средневековой Москвы, но… (1617-1703 гг.)

Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.

Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт.

Тихвинский Успенский (Богородице - Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.

Под властью Шведского королевства (1617-1703 гг.)

Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.

Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.

Село Спасское и жизнь его обитателей.

Повторение и общение темы.

2

Раздел II. Санкт-Петербург – имперская столица

Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)

История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города.

Санкт-Петербург – центр экономики России.

Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный и Монетный дворы. Топонимы, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России.

Санкт-Петербург – новая столица России.

Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Объявление России империей в Троицкой церкви. Памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий соборы, Александро - Невский монастырь. Новая для России традиция – возведение иноверческих храмов.

Санкт-Петербург – новый для России город.

Карта города в 1725г. Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – ранее барокко. Памятники раннего барокко.

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия, Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце.

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу.

Санкт-Петербург после Петра I (1725-1801 гг.)

Введение. Характеристика исторического периода. Источники.

Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени.

Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти XVIIIв. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. Санкт-Петербург – в последней четверти XVIIIв – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных.

Карта и облик города. Карты города конца XVIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П.Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация. Облик города дворцов и слобод по гравюрам М.Махаева, запискам иностранцев.

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. Академия художеств. Воспитательный дом. Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле». Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова.

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов. Развитие театрального искусства в столице. Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. Развитие архитектуры (художественные стили) и сохранившиеся памятники архитектуры. Первый монумент, установленный в России – памятник Петру I (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.

 Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. Промышленные предприятия в городе. Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах.

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. Особенности быта разных слоев населения. Праздничные традиции в столице.

Повторение и обобщение темы.

Жизнь нашего края в XVIII веке.

Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.

Повторение и обобщение курса.

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

1.Приложение № 1  Календарно – тематическое планирование.

2.Приложение №2   Лист изменений и коррекции в рабочей программе учителя.

Приложение №1        

Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-х классов

на  2017-2018учебный год

№ п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Тип  урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата проведения

план

факт

Раздел I. «Наш край до основания Санкт-Петербурга (с древнейших времен до 1703г.)» (8 ч.)

1

Введение

1

Вводный

Давать определение новым понятиям и терминам. Знать, кто и что влияет на город; что такое наш край; как формировались природные особенности нашего края; когда на территории нашего края появились первые люди.

Владеть монологической и диалогической речью. Уметь вступать в речевое общение. Приводить примеры. Формулировать выводы

Беседа, групповая работа, конспект

04.09

04.09

2

Из глубины веков… (VIII-IXвв.)

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Называть первые племена, освоившие наш край. Рассказывать, как обитатели края осваивали «дары природы»; как жили обитатели нашего края; какой международный водный путь проходил по территории нашего края.

Находить на карте 2 места расселения древних обитателей края. Объяснить выражение: «Природа определяла жизнь людей в древности». Предполагать, какими качествами должны были обладать древние обитатели нашего края.

Вопросы со свободным ответом

11.09

11.09

3

Древняя Ладога

1

Закрепление новых знаний

Давать определение новым понятиям и терминам. Знать, почему Старую Ладогу называют городом-музеем; когда, где и почему возникло поселение Ладога; кто жил в Ладоге и чем они занимались; почему Ладога – древнейшая столица Руси, судьба этой столицы; почему Ладогу называют защитницей Новгорода.

Уметь находить Ладогу на современной карте Ленинградской области; объяснить, какую роль играла Ладога в жизни нашего края; всей Руси; Новгорода. Выразить свое мнение на тему «Ладога – типичный средневековый город?»

Вопросы со свободным ответом

18.09

18.09

4

В составе Великого Новгорода (1136-1478 гг.)

1

Комплексное применение знаний

Уметь объяснять какую роль играл наш край для Новгорода. Комментировать сообщения новгородских летописей, шведских и немецких хроник. Называть сражение на территории края, вошедшее в историю Руси. Знать, когда начали заселяться невские берега.

Прокладывать по современной карте 8 возможные пути в новгородские земли шведского военного отряда; немецких рыцарей XIV-XVвв.; ганзейских купцов. Посчитать, сколько лет назад состоялась Невская битва; была построена крепость Ландскрона; основана русская крепость Орешек.

Вопросы, работа с картой

25.09

25.09

5

В составе Московской Руси (1478-1617гг.)

1

Комплексное применение знаний

Давать определение новым понятиям и терминам. Знать, что изменилось в жизни края после 1478г.; как жили крестьяне в XVIв.; какие деревни располагались в те времена по берегам Невы. Охарактеризовать крепости нашего края в XVIв. Называть события начла XVIIв.

Находить на современной карте Санкт-Петербурга (карта 7) места бывших поселений XVIв. Составить план рассказа «О чем напоминает крепость Орешек?», используя материал §3,4.

Вопросы, работа с картой

02.10

02.10

6

По обычаям средневековой Москвы, но…

1

Закрепление новых знаний

Уметь рассказывать, как жили крестьяне в восточной, московской части края, Тихвина; значение Тихвина

Уметь составлять план рассказа о жизни крестьян нашего края в средние века.

Вопросы, работа с картой

09.10

09.10

7

Под властью шведского королевства

1

Обобщение и систематизация знаний

Давать определение новым понятиям и терминам. Знать, какие источники рассказывают об изменениях, происшедших в дельте Невы, на месте современного Петербурга. Перечислять шведские укрепления в дельте Невы. Рассказывать, как жили коренные обитатели невской дельты.

Находить на карте города (карта 7) места, где располагались бывшие шведские поселения и укрепления, село Спасское. Объяснять, чем отличался быт коренных жителей невской дельты и жителей города Ниена. Предполагать, на каких языках говорили обитатели невских берегов.

Вопросы, работа с картой, документами

16.10

16.10

8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Наш край до основания

Санкт-Петербурга (с древнейших времен до 1703г.)»

1

Проверка, оценка и коррекция знаний

Знать материал раздела «Наш край до основания Санкт-Петербурга (с древнейших времен до 1703г.)»

Дидактическая игра. Тест

23.10

23.10

Раздел II. «Санкт-Петербург – имперская столица» (26 ч.)

9 - 10

«Назло надменному соседу…»

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знать, какая крепость была первой и главной защитницей невского устья; какие укрепления кроме Санкт-Питербурха защищали вход в Неву. Объяснять происхождение слов Санкт-Питербурх, Петропавловский собор, Адмиралтейство, Кроншлот, Кронштадт.

Перечислить даты, важные для истории города. Подумать, из каких источников стало известно о том, какие военные действия происходили на невских берегах, как были основаны крепости.

Вопросы, работа с картой

13.11

20.11

13.11

20.11

11

«Вырос город…»

1

Закрепление новых знаний

Называть первую и главную площадь в городе. Рассказывать, где создавался Балтийский военно-морской флот. Называть предприятия, работавшие на войну (построенные на берегах Невы); предприятия, работавшие на горожан.

Находить на карте 4 указанные в тексте объекты петербургского наследия первой части XVIIIв. Перечислить источники, рассказывающие об экономике молодого города.

Вопросы, работа с картой

27.11

27.11

12

Санкт-Петербург – новая столица России

1

Комплексное применение знаний

Называть время и причину возвышения нового города. Называть кто и где решал судьбы России в новом городе. Называть памятники новой столицы, напоминающие о православных традициях Московской Руси и о новых петербургских традициях. Объяснять, почему столицу называют «зеркалом» российской истории.

Называть источники, помогающие узнать о столичном значении Санкт-Петербурга. Владеть монологической и диалогической речью.

Вопросы, работа с картой

04.12

04.12

13-14

Новый для России город

2

Комплексное применение знаний

Давать определение новым понятиям и терминам. Знать, что можно узнать о Санкт-Петербурге 1725 года из карты города; какие города служили образцом для строящегося Санкт-Петербурга; каким был облик Санкт-Петербурга; по какому плану строился город на Васильевском Острове; какой архитектурный стиль сложился в новом городе.

Объяснять слова: «облик города», «регулярный город», «градостроительный план», «образцовые дома», архитектурный стиль, барокко, ранее барокко.

Вопросы, работа с картой, документами

11.12

18.12

11.12

18.12

15

Санкт-Петербург – город светской культуры

1

Комплексное применение знаний

Рассказывать, где и как обучались петербуржцы; какие центры просвещения были в Петербурге, какие виды европейского искусства «прижились» в Петербурге; как петербургские дворяне приобщились к театру. Знать особенность художественной культуры петровского Петербурга.

Найти перечень музеев и их адреса, экспонаты которых рассказывают о художественной культуре петровского времени.

Вопросы, работа с картой, документами

25.12

25.12

16-17

Жизнь первых петербуржцев

2

Обобщение и систематизация знаний

Рассказать о первых жителях города; кто определял жизнь горожан; проблемах первых горожан и кто их решал; Знать систему наказания петербуржцев. Проследить измену мировоззрения петербуржцев. Описать повседневный быт петербуржцев; отдых, праздники.

Высказать аргументированное мнение на тему «Хотел бы я жить в петровском Петербурге?». Умение использовать различные источники информации

Вопросы, работа с картой, документами

15.01

22.01

15.01

22.01

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальный Санкт-Петербург»

1

Проверка, оценка и коррекция знаний

Знать материал темы «Первоначальный Санкт-Петербург»

Тест

29.01

29.01

19-20

Новой столице быть!

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Уметь рассказывать о судьбе столицы после смерти Петра I. Знать, как изменилась территория города; каким был облик пятидесятилетнего Санкт-Петербурга.

Приводить доказательства, что история Санкт-Петербурга отражает историю дворцовых переворотов в России. Высказывать свое мнение. Предполагать, какие источники рассказывают о Петербурге середины XVIIIв. Находить на карте 5 памятные места послепетровского Петербурга (до 60-х гг. XVIIIв.)

Вопросы, работа с картой, документами

05.02

12.02

05.02

12.02

21-22

Наследие причудливого века

2

Комплексное применение знаний

Перечислять, какие взгляды и вкусы были у законодателей петербургской моды. Рассказать, какие архитектурные памятники напоминают о пышном, причудливом барокко.  Знать, какие произведения искусства напоминают о моде, вкусах людей эпохи барокко. Владеть информацией, как развивалось театральное и музыкальное искусство

Объяснять разницу в определениях: «каждый храм и дворец – памятник архитектуры», «каждый храм и дворец – памятник культурного наследия».

Беседа, вопросы

19.02

26.02

19.02

26.02

23

Во главе российского образования, просвещения, науки…

1

Закрепление новых знаний

Знать последствия петровской эпохи. Называть первых русских академиков и их достижения. Знать, где просвещались и обучались дворянские дети.

Высказать свое мнение, что изменилось в восприятии мира у петербуржцев середины XVIIIв. Выяснить, что сейчас находится в зданиях Академии наук, Кунсткамеры. Перечислить используемые справочники для выполнения этого задания.

Вопросы, беседа, работа с биографиями, фрагментами гравюр

05.03

05.03

24

Рядовые жители Санкт-Петербурга

1

Комплексное применение знаний

Рассказывать об изменениях в составе жителей Петербурга. Знать, где работали петербуржцы. Перечислять кто и как решал проблемы рядовых петербуржцев. Знать, как власти относились к рядовым горожанам. Описать быт рядовых петербуржцев.

Составить план рассказа о повседневной жизни рядовых горожан на основе книги, написанной англичанкой.

Объяснить, что изменилось в торговле и производстве по сравнению с петровским временем, используя материал §10

Вопросы, работа с документами

12.03

12.03

25

Столичный город при Екатерине II

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знать ход событий 1762г. Рассказать о месте жительства Екатерины и ее окружении. Рассказывать, что изменилось на карте города к концу XVIIIв. Описывать облик столичного города в конце XVIIIв.

Объяснить, что из предыдущих десятилетий «взял» город конца XVIIIв, используя карту 5.

Сделать вывод о роли города конца XVIIIв в формировании территории современного Санкт-Петербурга, используя карту 9

Вопросы, беседа, работа с картами 5, 9

19.03

19.03

26

Императорский двор – законодатель моды в России

1

Комплексное применение знаний

Описать день в императорском дворце. Знать, чем гордилась Екатерина II. Рассказывать о петербургских дворцах и усадьбах (не менее 2).

Находить на карте 5 известные дворцы вельмож конца XVIIIв. Сравнивать императорский двор Екатерины II с елизаветинским.

Вопросы, работа с картой 5

02.04

02.04

27

Центр просвещения умов

1

Закрепление новых знаний

Объяснять, почему Санкт-Петербург называли центром российского образования; центром российской науки; российской литературы; театрального и музыкального искусства.

Составить рассказ об одном из петербуржцев, изображенных на памятнике Екатерине II, используя материал §21, 22

Вопросы, беседа

09.04

09.04

28

«Три знатнейших искусства» в Санкт-Петербурге

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знать, где обучали российских Мастеров. Объяснить отличительные черты классического стиля в искусстве 60-90-х гг. XVIIIв. На конкретных примерах.

Проложить по карте маршрут прогулки «Архитектурные памятники второй половины XVIIIв. В Санкт-Петербурге», используя иллюстрации.

Вопросы, беседа, работа с иллюстрациями

16.04

16.04

29

Повседневная культура петербуржцев

1

Комплексное применение знаний

Рассказать, где можно было найти работу в Петербурге; какие проблемы были у петербуржцев. Высказывать свое мнение, чем отличалась жизнь разных групп петербуржцев. Описывать праздники, развлечения  петербуржцев

Объяснять утверждение, что Время и Город меняли традиционное мировосприятие людей

Вопросы, беседа, работа с иллюстрациями

23.04

23.04

30

Санкт-Петербург времен Павла – великого князя и императора

1

Обобщение и систематизация знаний

Знать, что изменилось в столичной жизни при Павле I; какое памятное место в Петербурге напоминает о художественных вкусах Павла Петровича.

Находить на карте 5 памятные места и памятники, связанные с жизнью и деятельностью Павла I.

Вопросы, беседа, работа с картой 5

28.04

28.04

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Санкт-Петербург после Петра I»

1

Проверка, оценка и коррекция знаний

Знать материал темы «Санкт-Петербург после Петра I»

Тест

07.05

07.05

32

Спустя сто лет

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знать, какие пути вели к столице России; сохранял ли наш край пограничное, оборонное значение; торговое значение. Называть предприятия на территории края. Объяснять, что общего было в облике городов губернии и жизни их обитателей.

Находить на карте 6 новые объекты, возникшие в XVIII – первой половине XIX вв. на территории края. Называть источники, рассказывающие об истории нашего края в  XVIII – первой половине XIX вв.

Вопросы, беседа, работа с картой 6

14.05

14.05

33

«Жемчужное ожерелье» Санкт-Петербурга

1

Закрепление новых знаний

Знать, какие изменения произошли на территории края за 100 лет; что называют «жемчужным ожерельем» Петербурга.

Вопросы, беседа

21.05

21.05

34

Итоговый повторительно-обобщающий урок

1

Обобщение и систематизация знаний

Подумать, существует ли связь между жизнью сегодняшнего нашего края и далеким прошлым. Выбрать памятник, который можно считать символом нашего края в XVIII – первой половине XIX вв., используя иллюстрации учебника.

Беседа

                


                                                                                                                                        Приложение №2

Лист  корректировки календарно - тематического планирования

Предмет___ИиК СПб________

Класс_______7_______________

Учитель__Сапожникова Т.М.__

                                                                                    2017-2018 учебный год

№ урока

Дата по основному ктп

Даты проведения

Тема урока

Количество часов

Причины корректировки

Способ корректировки

По плану

дано

34

03.06

21.05

Итоговый повторительно-обобщающий урок

2

1

Праздничные дни

Объединение тем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс

Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...

Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 класса

Программа учебного курса«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»для учащихся 7 – 9 классов[1] (программа рассчитана на три года обучения – 102 часа) Идея содержания программы Процесс формирова...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Рабочая программа  «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...