Конспект урока истории в 5 классе по теме "Ассирийская держава"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Сойма Елена Александровна

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Ассирийская держава"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе                                                   22.11.17

Тема урока: Ассирийская держава.

Цели: дать представление об изменениях, произошедших после того, как люди освоили железо, о причинах возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, об их нравах и обычаях; объяснить значение понятий держава, тиран.

Планируемые результаты:

Предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийской державе; расширять опыт оценочной деятельности

Метапредметные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии сзадачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средство достижения цели из предложенных; а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы связи и отношения выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Личностные УУД: обрести познавательный интерес к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: карта «Ассирийская держава», проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте ребята.

Встаньте прямо, расправьте плечи, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Садитесь, ребята. Я желаю вам хорошего настроения и  плодотворной работы на уроке.

II Разминка

Работа с понятиями по карточкам

Фараон, вельможа, папирус, писцы, пирамида, Тутмос III, шадуф, Хеопс, Мемфис, амулет, бронза, жрец, Бастет, Исида, сфинкс, иероглифы, Урук, Шамаш, клинопись, Хаммурапи, законы. Библ, Карфаген, Яхве, Ветхий завет

Слайды 1-8  Работа с иллюстрациями Задание «Определи государство»

III Мотивацонно-целевой этап

Слайд 9 Тема урока: Ассирийская держава(запись в тетрадь)

Среди тех, кто так или иначе интересуется историей, существуют противоположные мнения.

-Люди благодарны государству, которое первым стало использовать железо.

- Все ненавидели Ассирийское государство.

Какая сторона права? Мы попытаемся выяснить это на нашем уроке.

Слайд 10 План урока

  1. Освоение железа.
  2.  Географическое положение. Занятия населения.
  3. Ассирийское войско.
  4.  Завоевания ассирийских царей.
  5.  Сокровища Ассирийской державы

VI Работа по теме урока

  1. Освоение железа.

Я предлагаю вам решить историческую задачу: В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего более 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет и священный жук.

- Как вы думаете, почему железных изделий было так мало?

Слайд 11 В X веке до н.э. начало широко использоваться  железо.

 (запись в тетрадях)        

- Какие металлы использовали до железа?

-Дайте характеристики этих металлов. Вспомните их достоинства и недостатки.

Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно получить вещество намного более твердое, чем медь. Иногда железо падало на нашу планету из космоса – падало землю в виде обломков небесных тел (метеоритов), поэтому некоторые народы называли его «небесным камнем». (показать детям, как выглядит железная руда)

Железо плавится при более высокой температуре, чем медь. Для плавки железа нужны специальные печи, много топлива и особые навыки литейщиков и кузнецов. Но зато железная руда встречается чаще,  чем медная, и потому железо значительно дешевле чем бронза.

- Как это открытие могло повлиять на жизнь людей?

Земледелие процветало уже не только в речных долинах с мягкими плодородными землями, поэтому требовались более крепкие орудия труда.

 Проблемное задание - Что еще можно было изготовить из железа?

Действительно, в 1 тыс. до н.э. железным оружием оснащаются большие армии.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641894/img1.gif

  1. Географическое положение страны (работа с контурной картой)

Работа с картой: Ассирия располагалась в Западной Азии, в верхнем течении реки Тигр. Древнее Междуречье делилось на Южное, которое обычно называют Вавилонией, и Северное, где располагалась страна Ассирия.

  1. Занятия населения Ассирии

Природные условия

Занятия людей

Находилась в Северной Месопотамии,

на реках Тигр и Евфрат, из-за отсутствия

естественных барьеров (море или горы) она

была открыта для нападения со всех сторон

Создание сильной боеспособной армии

Располагалась на перекрестке основных

торговых путей, проходивших через

Месопотамию

Развитие торговли

Горный камень, залежи железной руды

Строительство, изготовление оружия и орудий труда

Во время царя Хаммурапи Ассирия была подчинена Вавилону. Но через 700-800 лет происходит усиление Ассирии, она переживает хозяйственный подъем. Это связано с тем, что ее жители уже овладели способом добычи железа. Значительную часть территории составляли предгорья, богатые залежами железной руды. В Ассирии были   каменистые почвы. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили самый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгой рыхлили твердые  почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, но и в странах с более суровым климатом.

  1. Ассирийское войско.

В 8 веке до н.э. их армия стала самой сильной в мире. Как вы думаете, почему?

Находилась в Северной Месопотамии, на реках Тигр и Евфрат, из-за отсутствия естественных барьеров (море или горы) она  была открыта для нападения со всех сторон, поэтому необходимо было создание сильной боеспособной армии

Задание Работая с текстом учебника п.2 параграфа 18 стр. 86- 87, иллюстрациями учебника и используя опорные слова, записанные на доске, дайте характеристику ассирийского войска.

Опорные слова:

Железные мечи

Железные топорики

Круглые щиты, обитые железными бляхами

Панцири

Тугие луки

Конница

Надувные мешки из овечьих шкур

Таран

Слайд 13 Ассирийская пехота. Страшной тучей налетали ассирийцы на соседей. Быстро двигались вперед воины. Для них не было никаких препятствий: они переплывали реки на больших раздутых мехах. Голова воина была покрыта остроконечным медным шлемом, на теле поверх рубахи – панцирь, т.е. кожаная куртка, обитая выпуклыми металлическими пластинками, в одной руке длинное копье с железным наконечником, в другой- большой щит, обитый бронзой, ноги также защищены металлическими полосами. Такой воин был почти неуязвим.

Слайд 14 Ассирийская конница. Вначале ассирийцы как и египтяне использовали колесницу, но со временем они пришли к выводу, что оседлать лошадь будет более эффективно. В отличие от колесницы всадник на лошади может преодолевать большее расстояние, легче справляться с препятствиями. В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск.

Слайд 15 Осада городов. После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен. Перед нами навес на колесах на колесах, покрытый кожами с металлическими бляхами. Внутри его на канатах подвешены большие бревна с железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

  1. Завоевания ассирийских царей (слайд 16)

-Работая с картой в учебнике стр. 86,назовите, какие государства были завоеваны Ассирией.

Урарту                                                                    совершали походы  в Египет

Ассирийская

держава

                    Вавилон

                   Библ Тир  Сидон                                Часть Палестины

-Взгляните на карту. Каковы размеры Ассирийского государства?

Такие большие и сильные государства назывались державами. Ассирия стала первой державой того времени.

(Запись в тетрадях)

-Работа с историческим документом (раздаточный материал)

Из анналов Салманасара III (859-824гг до н.э.)        

Салманасар III  - вел борьбу с государством Урарту.

К Арзашку, царскому городу Араму урартского, я приблизился. Араму урартский испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся; за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг своим оружием, как Адад, тучу над ними пролил я дождем, их кровью окрасил я горы, как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привел я с гор. Араму,  свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжег огнем.

- С какой целью ассирийские цари совершали военные походы? (с целью обогащения)

-Что забирали с собой в качестве добычи ассирийские воины? (воинов, оружие, коней, домашний скот)

-Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (захватнический, грабительский, несправедливый)

-Цари какой известной нам страны тоже активно совершали завоевательные походы? (Фараоны Египта)

- Как относились ассирийцы к покоренным людям?        

Ассирийские вожди были очень жестоки. На стенах дворцов, на каменных досках и столбах они оставили рассказы о своих деяниях. Один из них пишет: Я пронесся подобно истребительному урагану. На обагренной земле оружие тонуло в крови врагов, как в реке. Я нагромоздил трупы солдат в виде победных курганов и отрубил им конечности. Пленникам я отсек руки, я сокрушил их, как солому». Часто истребляли все мужское население покоренной земли, женщин и детей забирали в рабство.

Население облагалось данью, территориями управляли сурово, бунтовщиков предавали казням. Такая политика быстро настроила порабощенное население против ассирийцев.

По своей жестокости и кровожадности ассирийские воины превзошли все другие древневосточные армии. Недаром столицу Ассирии – город Ниневию – называли логовищем львов и городом крови.

Но не только военными достижениями прославилась Ассирия.

Слайды 17-21

Почему ассирийские книги не сгорели?

(запись в тетрадях) В 612 году до н.э Ниневия была захвачена и  разрушена. Ассирийская держава распалась. Почему это произошло?  потому что завоевателей ненавидели все покоренные народы.

Работа с линией времени. Сколько лет назад была разрушена Ниневия? (2629 лет)

Среди тех, кто так или иначе интересуется историей, существуют противоположные мнения об Ассирии

 -Люди благодарны государству, которое первым стало использовать железо.

- Все ненавидели Ассирийское государство.

Какая сторона права?        

Как вы думаете, как связаны страна Ирак и Ассирия.

- Правильно, Современное название Ассирии Ирак .

Закрепление

  1. Ассирия была расположена в верхнем течении Евфрата. 2. Ремесленники стали широко использовать железо в X веке до н.э. 3. Значительную часть территории Ассирии составляли равнины. 4. Страна была богата залежами железной руды. 5. Ассирийцы издавна занимались земледелием. 6. В 8 веке до н.э. их армия стала самой сильной в мире. 7. Ассирийцы не привыкли к суровому образу жизни. 8. Ассирийские воины имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами. 9. Ассирийская военная держава охватывала небольшую территорию. 10. В завоёванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям.

Д/З читать пар.19.,        задание на стр.90, описать рисунок по плану,

Выучить даты и определения.

Оценки за урок.

Рефлексия

        

Тест «Ассирийская держава»

Вариант 1

1. Ассирия находилась:

1) в Двуречье, по верхнему течению Тигра

2) в Двуречье, по верхнему течению Евфрата

3) в Палестине по течению Иордана

2. Железные мечи, надувные кожаные мешки, окованные железом тараны

1) это предметы вооружения, которые использовали египтяне, вавилоняне, ассирийцы и воины других государств  Древнего Востока

2) это предметы вооружения, которые впервые применили ассирийцы

3) это предметы вооружения, которые ассирийцы заимствовали у жителей Вавилона

3. Установите соответствие между именем, названиями и их описанием. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Имя, название

Описание

А)Ашшурбанапал

1) ассирийский царь, повелевший собрать в своем дворце большую библиотеку

Б) Ниневия

2) столица Ассирийской державы

В) Урарту

3) горное царство на севере от Ассирии

Ответ:

А

Б

В

4. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Столицу Ассирии называли в древности «логовищем __________» и «городом_________________» . Жестокость ассирийских правителей нашла в этих названиях точное отражение.

5. Ассирия покорила финикийские города

1) Тир   2) Библ

3) Вавилонию4) Сидон

Найдите и укажите номер города, лишнего в этом перечне.

Тест «Ассирийская держава»

Вариант 2

1. Одной из важнейших причин военных успехов Ассирии было

1) широкое использование железного оружия

2) милосердие ассирийцы к побежденным

3) применение  колесниц

2. Вавилония, Библ, Тир, Сидон

1) это финикийские города, завоеванные Ассирией в 8-7 веках до н.э.

2) это города Западной Азии, завоеванные Ассирией в 8-7 веках до н.э.

3) это города Двуречья, завоеванные Ассирией в 8-7 веках до н.э.

3. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Имя, название

Описание

А) конница

1) род войск, который впервые широко использовала Ассирия

Б) мидийцы

2) кочевники, жившие к северо-востоку от Ассирии

В) Ниневия

3) «логовище львов», «город крови»

Ответ:

А

Б

В

4. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Ассирийский царь__________был образованным человек. Он повелел собрать в своем дворце большую библиотеку, где хранились сосуды с_____________табличками.

5. Столица Ассирии была сожжена в 612 году до н.э. в пожаре погибли

1) царский дворец     2) последний царь Ассирии

3) знаменитая библиотека

Найдите и укажите лишнее в этом перечне

        

Image2445


Image2445

Image2445


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией

Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока истории 5 класс

Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

Конспект урока история 5 класс тема "Ассирийская держава"

Разработка урока по истории 5 класс "Ассирийская держава"...