“Интерактивные технологии кооперативного обучения на уроках истории и обществознания»
методическая разработка

Величко Оксана Викторовна

Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация работы учителя истории Величко Оксаны Викторовны

Слайд 2

Проблема над которой я работаю: “ Интерактивные технологии кооперативного обучения на уроках истории и обществознания» “ “ Задача учителя подвести ученика к осознанию его способностей и сил и пробудить в нем высокую заинтересованность, которая давала бы ему силу любви к наукам, к духовности и красоты." Г.Гессе

Слайд 3

ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА развитие познавательной активности формирование социальных и коммуникативных компетенций Реализация творческого потенциала формирование информационной культуры Создание представления о научной картине мира Мультимедийные средства обучение

Слайд 4

Результат, ожидаемый учителем Глубокие знания, постоянный поиск нетрадиционных, нестандартных форм обучения новый взгляд на учебную и референтную роль учителя Внешние технологии кооперативного обучения Формирование и развитие профессионального мастерства учителя Изменение методической функции педагога: не передавать знания, а учить, как их получить Организация учебной деятельности учащихся, при которой учитель организатор и ее участник

Слайд 5

Технологии интерактивного обучения Технологии ситуативного моделирования Технологии коллективного и группового обучения Технологии обработки дискуссионных вопросов Интерактивные технологии кооперативного обучения Технологии обучения истории

Слайд 6

Ожидаемые результаты История Обогащение знаний о нравственное содержание культуры человечества Умение оценивать собственные поступки и поступки других Развитие коммуникативных и социокультурных способностей Развитие творческих способностей Обогащение знаний в нравственное содержание культуры человечества

Слайд 7

Научить жить - это значит выработать свою позицию в жизни, определить свой жизненный выбор, жизненную стратегию. А. И. Алексеева интерактивные технологии на уроках истории "Работа в парах". Способ дать ученикам работать с новым партнером над четко поставленной задачей

Слайд 8

Фотогалерея форм и методов кооперативного обучения «Тройки» как вариант кооперативного обучения способствует активному, основательному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, усвоения и закрепления . “Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.

Слайд 9

Результаты по предмету за четыре года 2007-2008 уч . г. 2008-2009уч.г.

Слайд 10

Результаты по предмету за четыре года 2009-2010уч.г. 2010-2011уч.г.

Слайд 11

Творческая мастерская “ Своя игра” “ Аукцион” “ГАЛЕРЕЯ” “ Микрофон» Граффити “ Т-схема” “Минутка ” “ Думай-работай в паре -Делись ” “ Круг идей» “ Лингвистическая мастерская Собираться вместе-это начало. Держаться вместе –это процесс. Работать вместе-это успех. Г.Форд



Предварительный просмотр:

Новые образовательные функции учителя в условиях дистанционного обучения

 Что такое дистанционное обучение? В современном образовании широко внедрены различные технологии дистанционного обучения с использованием телевидения, интернета, новых форм хранения и передачи информации. Рассмотрим дистанционные формы обучения, которые делают возможным исключение (или существенное ограничение) прямого личного контакта учителя с учениками. Новейшие педагогические технологии позволяют учиться дома, на работе или в любом другом удобном для ученика месте и гибко планировать время обучения. Эта возможность важна для современного бизнеса и мобильных людей, а также для людей с ограниченными возможностями. Новая технология оказалась перспективной, развитие таких технологий дистанционного обучения не обошло и нашу школу (МАОУ «Средняя школа №5» г. Когалым).

 Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Целью дистанционного обучения является предоставление ученикам возможности обучения непосредственно по месту жительства, работы или временного пребывания. Такое обучение должно гибкий характер, ученики обычно не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров. Им предоставляются необходимые учебники и учебные пособия, разрабатываются систематизированные учебные программы. Консультации для учащихся проводятся через сеть филиалов, телестудии и компьютерные сети.

   Модели дистанционного обучения. 

Рассмотрим варианты (модели) организации дистанционного обучения. Консультационная модель является традиционной и до сих пор широко используется в дистанционном образовании. Она предусматривает регулярное посещение учениками консультационного (учебного) центра, где они прослушивают лекции, встречаются с другими учениками и учителями, получают необходимые им разъяснения и результаты оценки предыдущих работ. Преподаватели дают рекомендации о том, что и как необходимо изучить, ученики приносят свои домашние задания. Учебный процесс контролируется в школе учителями- тьюторами.

Модель кейс-технологии предполагает большую самостоятельность учащихся в учебной деятельности. Она напоминает схему заочного обучения, но имеет современное оснащение. Ученик получает набор (комплект, кейс) учебных материалов, основу которого составляют бумажные учебные пособия, могут также включаться видеоматериалы. На организационном занятии тьютор объясняет, как работать с учебно-методическими пособиями, инструктирует по организации самостоятельной работы. Затем периодически проводится консультирование и проверка тестов. Контролируемая самостоятельная работа составляет основу учебного процесса. Завершается изучение предмета заключительным занятием, па котором обсуждаются наиболее трудные вопросы. Экзамены проводятся, как правило, в письменной очной форме.

      Модель корреспондентского обучения - это обучение по переписке. Учителя и ученики постоянно обмениваются учебными материалами, домашними заданиями и результатами. Очные контакты не планируются. Ученики получают:

• 1) учебные материалы, которые они должны изучить за определенный промежуток времени;

• 2) задачи, которые необходимо выполнить;

• 3) вопросы, на которые необходимо ответить.

Учитель консультирует и проверяет контрольные работы. Ученик посылает все выполненные задания преподавателю и получает ответ, в котором содержится не только формальная оценка, но и анализ содержания ответов, рекомендации. Обмен информацией может происходить как по почте, так и по другим каналам связи: телефон, факс, компьютерных сетях. Модель в целом ориентирована на случаи, когда в месте обучения ученика отсутствуют связи.

       Модель сетевого обучения базируется на использовании сети Интернет. После зачисления на учебный курс ученик получает пароль для санкционированного доступа к учебной информации и фамилия тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов. Общение с преподавателем реализуется с помощью электронной почты, теле- или видеосвязи. Экзамены реализуются в очной форме или с помощью видео-конференц- связи.

Для успешного обучения ученику в системе дистанционного обучения необходимы хорошо подготовленные учебные пособия, которые должны отличаться четкостью изложения, наглядностью материала и оптимальной краткостью, а также выполнять методические функции руководства обучением.

Доставка учебной информации, как правило, осуществляется или по почте (текстовые материалы), или с использованием систем телекоммуникации (телевидение, Интернет, электронная почта). Важную роль для связи с учителем играет телефон, электронная почта. Групповая работа, интерактивные формы обучения реализуются в форме теле- и видеоконференций, дискуссионных групп в режиме онлайн.

   В современных условиях прогресса электронной связи основными дистанционными образовательными технологиями является интернет-технология и телекоммуникационная технология. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически проработаны информационные базы данных, включающие фонд основной учебной и учебно-методической литературы, фонд периодических изданий, фонд научной литературы (в виде изданий на различных типах носителей). При дистанционном обучении каждому ученику с помощью телекоммуникаций обеспечивается доступ к средствам дистанционного обучения и основным информационного ресурса в объеме часов учебного плана.

    Средства дистанционного обучения. В традиционном учебном процессе средствами обучения являются печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, записи на доске и конспекты, плакаты, кино- и видеофильмы, а также слово преподавателя. В дистанционном обучении средства обучения значительно шире. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения дистанционного обучения используются:

• - специализированные учебники по мультимедийным сопровождением;

• - электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия;

• - тренинговые компьютерные программы;

• - компьютерные лабораторные практикумы;

• - контрольно-тестирующие комплекты;

• - учебные видеофильмы и аудиозаписи;

• - компьютерные сети.

Электронные учебные пособия и комплексы имеют ряд преимуществ:

• - компактность хранения в памяти компьютера; гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемой;

• - возможность оперативного внесения изменений и дополнений;

• - удобство пересылки по электронной почте.

По сути, это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, позволяющее использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Компьютерные обучающие системы позволяют дифференцировать процесс обучения, дают ученику обратную связь об ошибках, обеспечивают самоконтроль и самокоррекцию, демонстрируют визуальную информацию, моделируют и имитируют процессы, дают возможность проводить лабораторные работы в условиях виртуальной реальности.

Компьютерные сети есть множество компьютеров, соединенных каналами связи, осуществляющих хранение и передачу информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет соединила вместе много источников информации, прежде разделены. Они стали доступны для всех. Для пользователя (ученика) появилась возможность быстро получить текст источника, пользуясь компьютером, подключенным к Сети, и неважно, в каком городе или поселке, в какой стране этот компьютер находится. Ученик почти не ограничен пространственными и временными рамками для получения информации.

Современное дистанционное обучение требует от учащихся определенной компьютерной компетентности, понимания, как устроена Сеть, знания соответствующей терминологии и владение компьютерными навыками на уровне квалифицированного пользователя. Интернет несет в себе огромный потенциал образовательных услуг. Значительная часть пользователей работает в сети Интернет в диалоговом режиме, который требует постоянного участия пользователя в управлении поиском информации в Сети и ее "скачивании". В диалоговом режиме главное средство поиска информации в сети Интернет - Всемирная паутина (WWW - World Wide Web). Для навигации и просмотра интернет-ресурсов необходима специальная программа - браузер. Браузер - это программа навигации и просмотра интернет-ресурсов по их URL (Universal Resource Locator - универсальный ссылка). Наиболее распространенными браузерами для работы в настоящее время является Internet Explorer, Firefox и Google Chrome.

 Особенности учебных занятий в дистанционном обучении.

Хотя самостоятельная работа учеников является основной в дистанционном обучении, традиционные виды учебных занятий - лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены - также в нем используются. Однако проявляются некоторые специфические особенности в их проведении.

Лекции, в отличие от традиционных с учителем, исключают живое общение с преподавателем, но имеют другие преимущества. Для их записи используются аудио- и видеокассеты, СО-диски. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не нужно конспектировать материал.

Семинары дистанционного обучения является активной формой учебных занятий и могут проводиться в виде видеоконференций. Они позволяют включиться в дискуссию в любой момент, вернуться назад, пересмотреть предыдущие высказывания. Учитель выступает в роли равноправного партнера. Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернете: 1) "реальные" конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно, возможно, даже с использованием звука и изображения 2) отсроченные по времени дискуссии, которые чаще всего и называют электронными конференциями, или телеконференции.

  Консультации является формой руководства работой учеников и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Для этого используется телефонная связь и электронная почта, которая стала таким же обычным средством телекоммуникации, как телефон и факс, и служит для пересылки текстовых сообщений, а также файлов, содержащих компьютерную программу, графическое изображение, электронную таблицу, документ в текстовом редакторе, а также аудио- и видеоинформацию. Электронная почта может использоваться для пересылки учебных материалов, заданий, для обсуждения неясных вопросов. Это отличное средство консультации, которым ученики пользуются все чаще. Электронная почта удобнее (не нужно договариваться о встрече с преподавателем и ехать), дешевле многих других средств передачи сообщений, допускает удобный асинхронный режим консультирования (можно спросить и заниматься другими делами; преподаватель ответит, когда сможет).

    Лабораторные работы в дистанционном обучении предназначены для практического усвоения материала и могут использовать мультимедиа-технологии, имитационное моделирование. Виртуальная реальность позволяет продемонстрировать ученикам явления, которые в обычных условиях показать сложно или вообще невозможно.

Социальные сети, службы обмена мгновенными сообщениями и мобильные приложения вроде Viber позволяют создавать закрытые группы, сообщества, чаты, вести обсуждение тем, задач, проблем, информации.

Распространены веб-ресурсы для дистанционного обучения

Платформа Moodle (https://moodle.org/) - бесплатная открытая система управления дистанционным обучением. Позволяет использовать широкий набор инструментов для образовательного взаимодействия учителя, учеников и администрации учебного заведения. В частности, дает возможность подавать учебный материал в различных форматах (текст, презентация, видеоматериал, веб-страница; урок как совокупность веб-страниц с возможным промежуточным выполнением тестовых заданий); осуществлять тестирование и опрос школьников с использованием вопросов закрытого (множественный выбор правильного ответа и сопоставления) и открытого типов; ученики могут выполнять задания с возможностью пересылать соответствующие файлы. Кроме того, система имеет широкий спектр инструментов мониторинга учебной деятельности учащихся, например: по общему времени работы ученика с конкретным учебным предметом, соответствующими темами или частями учебного материала, общей успеваемости ученика или класса в процессе выполнения тестовых заданий и тому подобное.

Moodle имеет в своем инструментарии:

  • формы сдачи задач;
  • дискуссионные форумы;
  • загрузки файлов;
  • журнал оценивания;
  • обмен сообщениями;
  • календарь;
  • новости и анонсы;
  • онлайн-тестирования;
  • Вики-ресурсы.

Платформа Google Classroom (https://classroom.google.com) - это сервис, связывающий Google Docs, Google Drive и Gmail, позволяет организовать онлайн-обучения, используя видео, текстовую и графическую информацию. Учитель имеет возможность проводить тестирование, контролировать, систематизировать, оценивать деятельность, просматривать результаты выполнения упражнений, применять различные формы оценивания, комментировать и организовывать эффективное общение с учениками в режиме реального времени. Основным элементом Google Classroom есть группы. Функционально группы напоминают структурой форумы, поскольку они позволяют пользователям легко отправлять сообщения другим пользователям. Благодаря сервису для общения Hangouts ученики и учитель могут вести онлайн-беседы в режиме реального времени с компьютера или мобильного устройства, участники  команды могут показывать свои экраны, смотреть и работать вместе над всем. Такая трансляция автоматически публиковаться на YouTube-канале. Также платформа позволяет с помощью Google-форм собирать ответы учеников и затем проводить автоматическое оценивания результатов тестирования.

   Zoom (zoom.us/download) - сервис для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Для этого нужно создать учетную запись. Бесплатная версия программы позволяет проводить видеоконференцию продолжительностью 40 минут, однако на период пандемии сервис снял это ограничение.

  Zoom подходит для индивидуальных и групповых занятий. Пользователи могут использовать приложение как на компьютере, так и на планшете или смартфоне. К видеоконференции может подключиться любой пользователь  по ссылке или идентификатором конференции. Занятия можно запланировать заранее, а также сделать ссылку для постоянных встреч в определенное время. В платформу встроенная интерактивная доска, которую можно демонстрировать ученикам. Кроме того, есть возможность легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на интерактивную доску. Видеоконференции можно проводить также с помощью Microsoft Teams, Google Meet, Skype и т.д.

   ClassDojo (https://www.classdojo.com/uk-ua/signup/) - простой инструмент для оценки работы класса в режиме реального времени. Здесь создана комфортная система поощрения с различными ролями и уровнями доступа. В ClassDojo регистрируется учитель и регистрирует учеников своего класса. Персональный код для доступа к собственному профилю высылается ученикам; родители также получают доступ к профилю ребенка. Есть возможность общения учащихся на странице класса: после того как учитель  создал  пост, школьники могут его комментировать. Каждый ученик получает аватарку в виде монстрика. Задача монстрика - собирать баллы за задания. За каждое задание учитель  придает ученикам определенное количество баллов. Родители могут наблюдать успеваемость учащихся по отдельным предметам, а также видеть прогресс в социальных и мягких навыках ребенка.

   Classtime (https://www.classtime.com/uk/) - платформа для создания интерактивных учебных приложений, которая позволяет вести аналитику учебного процесса и реализовывать стратегии индивидуального подхода. Есть библиотека ресурсов, а также возможность создавать вопросы. Принцип работы таков: учитель разрабатывает интерактивный учебный материал по определенной теме (можно использовать материалы из библиотеки), учащиеся получают доступ к учебному материалу и начинают работу, учитель в режиме реального времени отслеживает прогресс каждого ученика.

Цифровое творчество учащихся

Существует целый спектр цифровых инструментов, которые позволяют создавать информационные продукты для поддержки учебного процесса. Они могут быть использованы учащимися для того, чтобы продемонстрировать овладение определенной теме из учебного материала.

Объектами цифрового творчества учащихся могут быть:

  • карты понятий (https://www.mindmeister.com/)
  • комиксы (https://www.storyboardthat.com/)
  • блоги (https://www.blogger.com/)
  • программы (https://scratch.mit.edu/)
  • инфографика (https://www.canva.com/)
  • аннотированные изображения (https://www.thinglink.com/)
  • флэш-карты, собственные тесты и тому подобное.

   Контроль в дистанционном образовании предназначен для проверки результатов теоретического и практического усвоения учебного материала и широко использует тестовые формы. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий с использованием компьютера и Интернета.

     Надежность оценки усвоения знаний и умений учеников в системе дистанционного обучения достигается за счет того, что текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся осуществляются или традиционными методами, либо с использованием электронных средств (например, электронное тестирование), обеспечивающие идентификацию личности. Традиционные методы оценки оказываются незаменимыми там, где необходима очная демонстрация профессиональных умений. Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Онлайн-обучения является перспективной формой дистанционного обучения и может осуществляться в рамках обычных (очных) образовательных программ, а также в условиях заочного образования. Преподавание курса может быть полностью или частично онлайн через Интернет. Оно дает больше свободы в организации учебного процесса. В случае, когда курс полностью осуществляется в режиме онлайн, учитель и ученики могут находиться в разных частях страны или даже в разных странах; они собираются в виртуальной аудитории. В других случаях преподаватель использует онлайн-обучения как дополнение к своему традиционному аудиторного курса. Например, он размещает там информационные материалы, собирает ученические работы или организует дискуссионный работу в малых ученических группах. Такая форма проведения онлайн-курса получила название "гибридный курс" (Hybrid course).

Чем онлайн курс отличается от обычного? Прежде всего, тем, что преподаватель не имеет возможности влиять голосом, интонацией, мимикой, позой, жестами, что обычно помогает в общении с учениками. Он не может улыбнуться в знак одобрения, вместо этого нелепая маленькая иконка ©. По крайней мере, в настоящее время преподаватель может полагаться прежде всего на электронное слово, если он хочет что-то сказать ученикам, поэтому важно обращать внимание на стиль и интонацию, как она выражается в письменной форме. Однако возможность моментально обмениваться информацией и эмоциями делает электронную коммуникацию очень привлекательной для учеников, перед которыми открываются удобные формы сотрудничества друг с другом при работе над совместными проектами. Им не обязательно собираться всем вместе в одно время и в одном месте. В перспективе появляются возможности использования анимации, имитации, а также других медиаеффектов.

    Развитие дистанционных технологий является очень важным направлением в системе образования, а содержание деятельности преподавателя значительно отличается от традиционного.

  Во-первых, усложняется разработка курсов, которая требует от преподавателя специальных навыков, связанных с быстрым развитием информационных технологий.

  Во-вторых, коммуникационные технологии позволяют сделать взаимодействия между учителем и учеником более активными и интенсивными, что требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.

  В-третьих, в отличие от традиционного образования, где центральная фигура - преподаватель, при использовании дистанционных технологий внимание переносится на ученика, а функция учителя - поддержать, направить, помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания

Статья раскрывает все этапы научного исследования в процессе проектной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания....

Использование технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания

В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование ги...

Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания

Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания...

Технология исследовательского обучения на уроках истории и обществознания.

Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской де...

Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Методы технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания....

Технологии активного обучения на уроках истории и обществознания

В статье представлен собственный опыт по применению технологии активного обучения на уроках истории и обществознания....