Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Используется следующий УМК: Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ БАШКИРСКАЯ ГИМНАЗИЯ  С. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Д. НОВОМЕЩЕРОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТСТАН

Рассмотрена на заседании                                                                          Согласовано                                                            Утверждаю

педагогического совета                                                                              заместитель зав.филиала                                        заведующий филиала

Протокол ___ от «___»__________2018 г.                                               по УВР ________ Г.С.Гарипова                             с.Большеустьикинское СОШ д.Новомещерово

                                                                                                                      от «____» ___________2018г.                                ___________З.С.Сахаутдинова

                         Приказ № _____ «____» ___________2018 г.    

                                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «История»

основного общего образования
по примерной программе основного общего образования

5 класс.

Базовый уровень.

Срок реализации 2018 – 2019 учебный год

                                                                                                                       

                                                                                                                                       

Составитель: учитель

                                                                                                                                                                                             истории Гарипов Н.С.

Новомещерово


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

-Закон РФ « об образовании» от 12.12.2012. № 273 –ФЗ

-Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 №1312

-Приказ министерства образования и науки «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования» от 17.12.2010, № 1897

-Закон « Об образовании в Республике Башкортостан» от 20.06.2013,№ 696

-Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных  Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017 – 2018 учебный год

- Рабочая программа составлена на основе:  Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений; программы «Российская и всеобщая история» 5–9-й классы.– Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, Д.В. Лисейцев

   Учебный план школы 2017 – 2018 учебный год

                                                                                                                                           

Используется следующий УМК: Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

                                                                                                                                           

Цели курса «История древнего мира»:

 осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

 показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

 охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

Задачи курса:

формировать историческое мышление:

 дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

чем отличается Древний мир от мира современного.

 Картина мира в фактах.

Сформировать общие представления об эпохах (периодах) всемирной истории и дать детальную картину первых эпох – Первобытный мир и Древний мир: раскрыть основные факты (события, явления) истории первобытных коллективов, цивилизаций Древнего Востока, Древней Европы и показать их взаимодействие; обозначить вклад каждой древней цивилизации в общемировую культуру.

Картина мира в понятиях.

Для данной линии развития курс Древнего мира является основополагающим. Во-первых, необходимо сформировать базовые понятия, нужные для теоретического осмысления истории (первобытное общество, цивилизация, раб и т.п.). Во-вторых, требуется заложить понимание общей культуры обществоведческих понятий, представленной в виде четырех сфер: хозяйство (экономика), социальная сфера (общество), политика (управление), культура. В рамках каждой сферы необходимо сформировать базовые понятия («государство», «народ», «собственность», «религия» и т.п.) и постепенно подкреплять фактами систему взаимосвязи этих понятий с более частными.

Историчность мышления.

Постепенно добиться осмысления учениками многообразия фактов истории Первобытного и Древнего мира как разновариантного движения человеческих коллективов от первобытного общества к цивилизации. При этом возможно по-разному выстраивать причинно-следственные цепочки фактов, которые объясняли бы развитие и взаимодействие разных обществ, их сходство и различия. Недостаток или отсутствие материала об отдельных личностях заставляет при изучении тем по Первобытному миру и Древнему Востоку сделать упор на восприятии фактов как результатов действий безымянных «рядовых» личностей. Материал тем по истории Древней Европы позволяет правильно поставить акценты и уделить внимание фактам, связанным с конкретными персоналиями.

Нравственное самоопределение.

Создать условия для выбора самостоятельной личной нравственной оценки событий и явлений Первобытного мира и Древнего мира, соотносимых с современностью (проблема личного достоинства и общественной необходимости и т.д.). При сохранении самостоятельности в выборе ученика необходимо стремиться к тому, чтобы основанием для нравственной оценки служили гуманистические ценности. Следование принципу историзма требует, чтобы там, где это необходимо, оценка с позиций сегодняшнего дня была представлена обособленно позициям современников событий.

Культурное, гражданское и патриотическое самоопределение.

Создать условия для восприятия различных несхожих культур, существовавших в первобытной и древней истории, как истоков многогранной общечеловеческой культуры, показать, что каждая из этих культур сыграла свою роль в развитии общества; использовать различные эпизоды первобытной и древней истории для моделирования ситуаций, требующих от учеников самостоятельной гражданской оценки, определения своей гражданской позиции, выбора между разными мировоззренческими позициями, понимания иной позиции.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы  на изучение истории Древнего мира в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.    

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества. В курсе  происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества с внешними цивилизациями Древнего мира. Курс ставит целью  дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса  учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы по истории;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.


Структура курса

1. Первая историческая эпоха.

Вводная тема. Что изучает и история  (2 урока).

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Счёт лет в истории. Деление всемирной истории на периоды. История Отечества как часть всемирной теории.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Предмет и хронология истории древнего мира. Исторические источники: археологические, мифологические, письменные, этнографические.

Обучающийся должен уметь:

Применять счет лет в истории.

Тема 1. Первобытный мир. (6 часов + 2 часа на повторение и контроль)

Происхождение человека. Появление вида человек умелый. Расселение древнейшего человека. Историческая карта как источник исторических сведений. Приспособление людей к изменению климата. Родоплеменные отношения. Значение религиозных верований. Развитие орудий труда. Переход от первобытности к цивилизации.

Обобщение и контроль.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Древнейшие люди.  Орудия труда. Расселение первобытных людей. Собирательство и охота. Изобретение лука и стрел. Пещерная живопись. Мотыжное земледелие. Приручение животных. Развитие ремесла. Появление неравенств. Род. Племя. Понятие «Человек разумный», «родовая община».

Обучающийся должен уметь:

- пересказать текст учебника и рассказ учителя.

2. Цивилизации Древнего Востока.

Тема 2. Древний Египет. (5 часов + 2 урока повторения).

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта. Образование Древнеегипетского государства. Власть и положение фараона. Древнеегипетское общество. Культурное наследие Древнего Египта. Расцвет египетского государства.

Повторение и обобщение.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Фараон,  вельможа, налог, писец. Неограниченная власть фараонов. Держава Тутмоса II. Храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг, скульптура, статуя, рельеф, иероглиф, папирус, свиток.

Обучающийся должен уметь:

1. Пересказать текст.

2.Показать по карте Египет, Нил.

     3. Проанализировать документ.

Тема 3. Древние цивилизации Азии. (9 часов + 2 часа обобщение и контроль)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего междуречья. Отличительные особенности Междуречья. Законы Хаммурапи. Образование государств в Передней Азии. Начало железного века. Завоевания Ассирии. Значение персидской державы. Культурное наследие. Библия и религиозные верования евреев.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии. Особенности цивилизации Индии. Культурное наследие Древней индии. Буддизм.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая. Особенности цивилизации. Культурное наследие древнего Китая. Великая Китайская стена. Иероглифы. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль.

Обучающийся должен знать:

 «Законы Хаммурапи», Закон, ростовщик, клинопись. Ассирийская держава. Боги Брахма (Индия). Буддизм. Учение Конфуция (Китай). Великая Китайская стена. Деспотизм.

Обучающийся должен уметь:

1. Пересказать текст.

2.Показать по карте Ассирию, Двуречье. Индию, Китай. Реки этих стран.

3. Анализировать документ «Законы Хаммурапи», « Так говорил Конфуций».

3. Первая цивилизация Запада.

Тема 4. Зарождение цивилизации в Древней Греции (8 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции.

Возникновение полисов. Отличие Афин и Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии.

Культурное наследие Древней Греции. Значение олимпийских игр.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации. (5 часов + 2 урока обобщения и контроля).

Греко – персидские войны. Граждане и рабы. Расцвет демократии при Перикле. Культурное наследие Древней Греции. Отличия цивилизации Древних греков от цивилизаций Древнего востока.

Обобщение и контроль.

Обучающийся должен знать основные понятия:

Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Эллинистический мир. Культурные наследия Древней Греции.

Обучающийся должен уметь:

1. Воспроизводить текст учебника и рассказ учителя, раскрывать содержание иллюстраций.

2. Сравнивать происходящие события в разных странах.

3. Работать с исторической картой.

4.  Анализировать исторический источник.

5. Оперировать историческими датами.


4. Империя эллинов и римлян.

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока. (4 часа).

Подчинение Греции Македонии. Александр Македонский и его завоевательные походы. Распад империи Александра Македонского и создание эллинистической цивилизации.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима. (8 часов).

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Патриции и плебеи. Республика. Культурное наследие Рима. Кризис Римской республики. Восстание рабов. Г.Ю.Цезарь. Падение республики.

Тема 8. Античная Греко-римская цивилизация. (9 часов +2 часа обобщение и контроля).

Октавиан Август. Римская империя. Соседи Рима. Возникновение христианства. Кризис империи. Распространение христианства. Разделение империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Обобщение и контроль.

Обучающийся должен знать основные понятия: 

  1. Империя Александра Македонского.
  2. Древний Рим.
  3. Легенды и верования римлян.
  4. Патриции и плебеи.
  5. Республика.
  6. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь.
  7. Римская империя и соседние народы.
  8. Возникновение и распространение христианство.
  9. Раздел Римской империи на Западную и Восточную.
  10. Падение Римской империи.
  11. Культурное наследие Древнего Рима.

Обучающийся должен уметь:

1. Воспроизводить текст учебника и рассказ учителя, раскрывать содержание иллюстраций.

2. Сравнивать происходящие события в разных странах.

3. Работать с исторической картой.

4.  Анализировать исторический источник.

5. Оперировать историческими датами.


Требования к уровню подготовки в конце 5 класса.

В конце 5 класса учащиеся должны

-Уметь определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю древних государств и цивилизаций.

-Определять и доказывать,  какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое  - взошло на ступень цивилизации.

-Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

-Свободно использовать в письменной и устной речи понятия и явления, развивавшиеся в эпоху Древнего мира.

-Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

-Предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей.

-Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху древнего мира.

-При оценке порядков древних обществ, завоеваний, набегов, гражданских войн, учений Будды и Христа, выявлять гуманистические и нравственные ценности.

-Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей по защите Родины, установлению порядков.

-Определять своё собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи первобытного и Древнего мира.


II. Учебно - тематический план с указанием выделяемого времени в часах

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Жизнь первобытных людей

7

3

Древний Восток  

20

Древний Египет

8

Западная Азия

7

Индия и Китай

4

Урок обобщения

1

4

Древняя Греция

21

Древнейшая Греция

5

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

5

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3

Повторение

1

5

Древний Рим

17

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

Гражданские войны в Риме

4

Римская империя в первые века нашей эры

5

Падение Западной Римской империи

2

6

Повторение

2

Итого:

68


III.  Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол.

час

Дата

Дом. задание

Дидактический материал

Характеристика  УУД

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

1

Введение.

Что изучает наука история.

1

09

Выучить определения

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельнанализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

Раздел I. Жизнь первобытных людей. 6 ч

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 3 ч

2

Древнейшие люди.

1

09

§1пересказать и ответить на вопросы

История 5 класс, Просвещение, 2015, Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Изображать  в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека.  Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

09

§2 пересказ, ответить на вопрос №4

Знание о своей этнической принадлежностиуважение к ценностям семьи, любовь к природе.

Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.  Характеризовать новые способы охоты.

Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.

4

Возникновение искусства и религии.

1

09

§3 пересказ, заполнить таблицу

Презентацияиллюстрации

Освоение общемирового культурного наследия.

Охарактеризовать первобытные верования людей.

Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

Тема 2.  Первобытные земледельцы и скотоводы.2 ч

Презентация

5

Возникновение  земледелия и скотоводства.

1

09

§4 пересказ, ответить на вопрос №3

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе.   Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.  Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.   Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.  Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

6

Появление неравенства и знати.

1

09

§5 пересказ, повторить основные понятия

История 5 класс, Просвещение, 2015

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.

Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.  

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

7

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

1

09

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Тема 3. Счёт лет в истории.1ч.

8

Счет лет в истории

1

09

Ответить на вопросы 3-4 на с.30

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.

Уметь определять историческое время по ленте времени.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Раздел II. Древний Восток.  20ч.

Тема 4. Древний Египет.8ч.

9

Государство на берегах Нила.

1

10

§6 пересказ

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.

10

Как жили земледельцы и ремесленники

в Египте

1

10

§7,8 составить рассказ по вопросу №3 на с.39

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Экологическое сознание.

Оценивать достижения культуры.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф,  и самостоятельно формулировать их.

11

Жизнь египетского вельможи.

1

10

§8,

Ориентация в особенностях  и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Учиться работать в малой группе над общим заданием.

Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе.  Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12

Военные походы фараонов.

1

10

§9 составить рассказ по вопросу №6 на с.48

Тест, «Атлас Древнего мира», ЗАО «Новый диск», 2012

Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.

13

Религия древних египтян.

1

10

§10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян.

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Характеризовать религию древних египтян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

14

Искусство древних египтян.

1

10

§10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян.

Презентация

  Освоение общекультурного наследия древних египтян.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Подготовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

15

Письменность и знания древних египтян.

1

10

§11, ответить на вопросы

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16

 «Древний Египет»

1

10

Понимание культурного многообразия мира,  уважение к культуре других народов.

Анализировать достижения в земледелии.

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Тема 5. Западная Азия в древности7ч.

17

Древнее Двуречье.

1

10

§13

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

18

Хаммурапи и его законы.

1

10

§14 ответить на вопросы

История 5 класс, Просвещение, 2015

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим

Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

Выделять основные понятия  параграфа, раскрывающие  его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.  

19

Финикийские мореплаватели

1

11

§15 р/т

Презентация, иллюстрации

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей

20

Библейские  сказания.

1

11

§16 подготовить пересказ одного из библейских сказаний

Презентация, иллюстрации

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен

Проводить аналогию и устанавливать  какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами

21

Древнееврейское царство.

1

11

§17 ответить на вопросе на с.81.

Презентация

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Дать оценку поступков Давиду и Самсону

Выделять  в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)

Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

22

Ассирийская держава.

1

11

§18

формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала

Определять причины падения Ассирийской державы

23

Персидская держава «царя царей».

1

11

§19

Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях

Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.

Установить причины возникновения Персидской державы

Тема 6. Индия и Китай в древности. 4 ч.

24

Природа и люди  Древней Индии.

1

11

  §20 подготовить сообщение о поклонении в Индии животным.

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Формировать уважение к истории  Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии

Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах)

Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

25

Индийские касты.

1

12

§21 ответить на вопрос 33 на с. 100.

Формировать уважение к истории  Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Дать собственную оценку буддисткой религии;  составлять простой план пунктов параграфа по плану

Подготовить сообщение о жизни Будды

Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

12

§22

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Формировать уважение к истории  Китая культурным и историческим памятникам  китайского народа

Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая

Определять и формировать особенности китайской религии

27

Первый властелин единого Китая.

1

12

§23 подготовить сообщение о Китайской стене.

Формировать уважение к истории  Китая культурным и историческим памятникам  китайского народа

Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

Составлять кроссворды по тематике урока

Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены

28

Древний Восток

тест

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Раздел III. Древняя Греция.21 ч

Тема 7. Древнейшая Греция.5ч.

29

Греки и критяне.

1

12

§24 подготовить постановку Мифа о Тесее и Минотавре.

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам  греческого народа

Работать с картой, заданиями рабочей тетради

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)

Называть отличительные признаки критской культуры

30

Микены и Троя.

1

12

§25 составить конспект

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации

Показывать по карте местоположение Микен

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты

Выделять различия между микенской и критской культурой

31

Поэма Гомера «Илиада».

1

12

§26, 27

Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.

Характеризовать образы основных героев «Илиады»

Принимать участие в ролевой игре.

Раскрывать кратко суть поэмы Гомера

32

Поэма Гомера «Одиссея».

1

12

§28

Презентация

Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой

Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события

33

Религия древних греков.

1

12

§29 выучить понятия

Презентация

Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)

Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.7ч

33

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

12

§30

Презентация

Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции

Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики  за собственное благополучие и нормальную жизнь

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)

Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом

34

Зарождение демократии в Афинах.

1

01

§31   ответить на вопрос №3 на с. 144

Выразить свое собственное отношение  к демократическим процессам, происходящим в древней Греции

Дать собственную  оценку поступкам Солона

Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения

35

Древняя Спарта.

1

01

§30-31, заполнить сравнительную таблицу

Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение  к спартанскому воспитанию

Показывать на карте расположение Спарты

Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

Анализировать ответы одноклассников.

Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты

36

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

01

§32, Вопрос №2 (работа с картой)

Карточки «Греческая колония Ольвия», иллюстрация,

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Осознавать принадлежность греков к единой культуре

Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты

Составлять план «Причины переселения греков»

Объяснять причины и значение возникновения колоний

37

Олимпийские игры в древности.

1

01

§33 вопрос №4 на с.154

Презентация

Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека

Описывать основные правила проведения Олимпийских игр

С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя

Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции

38

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

01

§34

Презентация, электронный тест «Мараф. битва»

Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства

Описывать ход боевых действий между персами и греками

Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве

Объяснять причины победы греков в Марафонской битве

39

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

02

§35

Карточки,

 Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2007

Описывать чувства человека-защитника своего государства

Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения

Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

Тема 9. Возвышение  Афин в V в. до н.э. и расцвет  демократии.5ч.

40

В гаванях афинского порта Пирей.

1

02

§36.  Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин»

Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»

устно описывать торговый порт Афин

Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа

Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции

41

В городе богини Афины

1

02

§37,39 Подготовить сообщение об Акрополе.

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015,

История 5 класс, Просвещение, 2015

Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились

Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие

Описывать произведения древнегреческой архитектуры

Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей

42

В афинских школах и гимнасиях.

1

02

§38 Вопрос №3 на с.176

Описывать собственные представления о важности образования

Описывать особенности древнегреческого воспитания

Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте

Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции

43

В Афинском театре.

1

02

§37,39 Подготовить сообщение об Акрополе.

Высказывать суждения о роли театра в жизни греков

Объяснять отличия трагедий и комедий

Сравнивать современный театр и древнегреческий

Рассказывать о развитии древнегреческого тетра

44

Афинская демократия  при Перикле.

1

02

§40 пересказ

Иллюстрация «Перикл», электронный тест

Объяснять значение участия граждан в управлении государством

Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле

Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте

Характеризовать афинскую демократию при Перикле

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.3ч

45

Города Эллады подчиняются Македонии

1

02

§41 Подготовить реферат о Филиппе Македонском.

Электронная карта, Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Описывать значение потери Грецией независимости

Показывать на карте места сражений

Характеризовать  македонское войско

Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии

46

Поход Александра Македонского на Восток

1

02

§42 Подготовить реферат об Александре Македонском.

Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского

Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского

Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского

47

В Александрии Египетской.

1

02

§43 Повторить понятия.

Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней

Составлять рассказ- описание города Александрия

Объяснять причины распада державы Александра Македонского

48

Повторение по теме «Древняя Греция»

03

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам  греческого народа

Планирование последовательности действий

Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

Раздел IV. Древний Рим.18ч

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.3ч

49

Древнейший Рим.

1

03

§44 Сравнит природные условия Греции и Италии.

Презентация с использованием интерактивной доски

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Планирование последовательности действий

Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия

50

Завоевание Римом  Италии.

1

03

§45

Формирование мотивации к обучению и познанию

Планирование последовательности действий

Организация и планирование работы в группе

Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения

51

Устройство Римской республики

1

03

§46

Формирование мотивации к обучению и познанию

Планирование последовательности действий

Организация и планирование работы в группе

Характеризовать Римскую республику

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.3ч

52

  Вторая война Рима с Карфагеном.

1

03

§47 составить опорный конспект

Презентация,

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Характеризовать цели и поступки Ганнибала

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Анализировать ответы одноклассников

Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.

53

Установление господства Рима во всем Восточном  Средиземноморье.

1

03

§48 Подготовить пересказ с использованием иллюстраций параграфа.

«Атлас Древнего мира», 2015

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Работать с картой в процессе изучения событий.

Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме

54

Рабство в Древнем Риме.

1

03

§49 Ответить на вопрос №3 на с.230

Презентация

Составление плана и последовательности действий

Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах

Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника

Тема 13. Гражданские войны в Риме.4ч

55

Земельный закон братьев  Гракхов.

1

04

§50

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп

56

Восстание Спартака.

1

04

§51 Подготовить развернутый ответ на вопрос №2 на с.238

Презентация

Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака

Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»

Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения

57

Единовластие Цезаря.

1

04

§53 Подготовить сообщение о Юлии Цезаре

Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Умение работать в группе

Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

58

Установление империи.

1

04

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Организация и планирование работы в группе

Формирование умений работать с исторической картой.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.5 ч.

59

Соседи Римской империи.

1

04

§54 Составить план пересказа.

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2015

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам

Умение составлять простой план

Обмениваться в группе результатами поиска

Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации

60

 Рим при императоре Нероне.

1

04

§55 Подготовить сообщении об императоре Нейроне.

Презентация

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

Планирование и организация деятельности

Планирование учебных действий

Уметь  самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону

61

Первые христиане и их учение.

1

04

§56

Презентация

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами

62

Расцвет Римской империи во II в.

1

04

§57 Подготовить сообщение о бетоне, арке, амфитеатре.

Презентация

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Формирование умений работать  с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

Умение слушать и вступать в диалог

Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера

63

«Вечный город» и его жители.

1

05

§58 Подготовить реферат о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору)

Развитие эстетического сознания

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Анализировать ответы одноклассников

Инсценирование виртуальной экскурсии

 Изучение культурной жизни в Древнем Риме  

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.2ч.

64

Римская империя при Константине

1

05

§59

Презентация

Умение выражать и отстаивать свою позицию

Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях

65

Взятие Рима варварами.

1

05

§60

Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., 2011

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей

Организация самоконтроля и самооценивания

Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

Умение структурировать знания, строить речевые высказывания

66

Расцвет и закат Римской империи

1ч.

05

Умение выражать и отстаивать свою позицию

Осознание  учащимися качества и уровняусвоени

Планирование учебных действий

Рефлексия способов и условий действия

67

О прошлом рассказывают гербы.

1ч.

05

Формирование уважения к государственной символике.

Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации.

Планировать общие способы работы.

Давать определение науки  геральдика.

68

Итоговое повторение.

1ч.

05

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

Осознание  учащимися качества и уровня усвоения

Планирование учебных действий

Рефлексия способов и условий действия


IV.УМК:

  1. Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2015.
  2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2015.
  3. Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2015.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Средства обучения:

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных  заведений / – М.: Просвещение,  2015
  2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.
  1. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток;
  2. Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.

3)Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2015.

ЛИТЕРАТУРА

Книги для учителя

Учебная литература

1.        Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение, 1998.–95 с.

2.        Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.:учебно-метод.пособие.–М: Дрофа, 2000.–224 с.

3.        Д. Д. Данилов Е. В. Сизова А. В. Кузнецов С. С. Кузнецова А. А. НиколаеваВсеобщая история История Древнего мира 5 класс

4.        Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику Всеобщая история История Древнего мира 5 класс В 2-х частях

Дополнительная

1. Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер,  И.С. Свенцицкая.. – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная рекомендуемая литература

Вейнберг Й.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1988.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.

Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.

Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.

Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.

Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.

Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.

Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.

Книги для учащихся

«Всеобщая история. История Древнего мира», авторы Д.Д. Данилов, А.В.Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, А.А. Николаева, Москва, Баласс, 2012

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер,  И.С. Свенцицкая.. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные учебные материалы

Учебная программа «Тест-тренинг комплекс «Память»

Энциклопедия «Кругосвет»

Основные Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения

http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://museum.ru/  Портал «Музеи России».

Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.

Технические средства обучения.

Ноутбук.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Настенные исторические карты

  1. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
  2. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
  3. Древняя Греция (до середины Vв. до н. э.).
  4. Древняя Греция (Vв. до н.э.).
  5. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
  6. Древняя Италия.
  7. Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
  8. Римская республика в III—I вв. до н. э.
  9. Римская империя в I—III вв. н. э.

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов


V. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Промежуточное тестирование
  2. Итоговое тестирование.

Промежуточный тест

Контрольный тест по истории Древнего мира по итогам I полугодия  

I вариант

1.Укажите главное отличие древнейших людей от животных:

а) внешний облик;

б) умение изготавливать орудия труда;

в) физическая сила;

г) приспособление к природным условиям

2.Укажите, какое наказание было самым страшным для первобытного человека:

а) лишение пищи; б) удары плетью; в) штрафы; г) изгнание из племени

3. Найдите лишнее. Основными занятиями древнейших людей были:

а) охота; б) земледелие; в) собирательство; г) рыбная ловля

4.  Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Высший правитель, главный судья, живой бог, высший военачальник:

а) это название высших должностей в Египте;

б) это титулы фараона;

в) это обязанности верховного жреца

5. Назовите понятие, которому соответствует данное описание.

Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Они заботились о сохранении тела умершего: в него,  думали они, должна вернуться душа. Для фараонов возводились особые гробницы. Они считаются первым изчудес света:

а) саркофаги; б) пирамиды; в) храмы

6. Приведите в соответствие:

а) бог солнца                                                                       1) Тутмос;

б) фараон, при котором Египет достиг наивысшего      2) Тутанхамон

могущества

в) фараон, чья гробница сохранилась до наших             3) Амон-Ра

дней в первозданном виде

а)

б)

в)

7. Когда были совершены самые успешные военные походы египетских фараонов?

а) в 1792г. до н.э.; б) в 1500г. до н.э.; в) в 3000г. до н.э.

8.Выберите правильный ответ.

Древнее Двуречье – это страна, находившаяся:

а) на северо-восточных границах Египта между реками Тигр и Евфрат;

б) в нескольких сотнях километров к северо-востоку от Египта между реками Тигр и Евфрат;

в) в нескольких сотнях километрах от Египта между реками Нил  и Тигр

9. Назовите имя царя, в годы правления которого в Междуречье были созданы первые законы:

а) Ашшурбанапал; б) Дарий I; в) Хаммурапи

10. Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

Поселения, основанные финикийцами в местах, которые они постоянно посещали.

а) гавани;б) колонии; в) деревни

11. Выберите правильный  и полный ответ.

Древние евреи:

а) подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим богам;

б) в отличие от египтян и вавилонян поклонялись одному богу;

в) подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим богам, но постепенно пришли к единобожию

12.Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Железные мечи, надувные кожаные мешки, окованные железом тараны:

а) это предметы вооружения, которые использовали египтяне, вавилоняне, ассирийцы и воины других государств  Древнего Востока;

б) это предметы вооружения, которые впервые применили ассирийцы;

в) это предметы вооружения, которые ассирийцы заимствовали  у жителей Вавилона

13. Найдите лишнее.

Столица Ассирии была сожжена в 612 году до н.э. В пожаре погибли:

а) царский дворец; б) последний царь Ассирии;

в) знаменитая библиотека

14. Восстановите последовательность событий:

а) победа персов над Вавилоном;

б) победа персов над Лидией;

в) победа персов над Мидией;

г) победа персов над Египтом

15. Найдите лишнее. Крупнейшие правители древних государствЗападной Азии:

а) Соломон;б) Ашшурбанапал; в) Шамаш;г) Кир;д) Хаммурапи

16. Выберите правильный ответ.

Выдающиеся мудрецы Древней Индии и Древнего Китая:

а) Будда и Ашока;

б) Конфуций и Цинь Шихуан;

в)Будда иКонфуций

17. Выберите неправильный ответ.

Великие реки Китая:

а) Хуанхэ;б) Евфрат;в) Янцзы


II вариант

1. Оцените утверждение. Люди разумные, в отличие от древнейших людей,могли общаться друг с другом при помощи слов:

а) верно; б) неверно

2. Приведите в соответствие:

а) человеческое стадо        1) древнейшие занятия людей;              

б) вождь                              2) древнейший коллектив  людей;

в) собирательство              3) глава племени во время войны

и  охота

а)

б)

в)

3.Укажите, какое наказание было самым страшным для первобытного человека:

а) лишение пищи; б) удары плетью; в) штрафы; г) изгнание из племени

4. Оцените утверждение.

Древний Египет – страна, которая располагалась на берегах Нила от первого  порога до Средиземного моря:

а) верно                б) неверно

5. Найдите лишнее.

Рассказывая об  египетской письменности, мы обязательно назовем этислова:

а) иероглифы; б) бумага; в) папирус; г) чернила

6. Восстановите последовательность событий:

а) строительство пирамиды Хеопса;

б) военные походы Тутмоса;

в) объединение Египта

7.  Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

Материал для письменности в Древнем Двуречье:

а) иероглифы;б) папирус;в) глиняные таблички

8. Назовите имя царя, в годы правления которого в Междуречье были созданы первые законы:

а) Ашшурбанапал; б) Дарий I; в) Хаммурапи

9. Финикия славилась:

а) виноградниками и оливковыми рощами;

б) обширными полями  и пастбищами;

в) строительным лесом

10. Выберите правильный ответ.

В отличие от Египта и Двуречья основным занятием финикийцев было:

а) торговля;б) ремесло;в) земледелие

11.Выберите правильный ответ.

Ассирия находилась:

а) В Двуречье, по верхнему течению Тигра;

б) В Двуречье, по верхнему течению Евфрата;

в) В Палестине, по течению Иордана

12. Найдите лишнее слово.

Ассирия покорила финикийские города:

а) Тир;б) Библ;в) Вавилонию;г) Сидон

13. Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

а) Цинь Шихуан – Сын Неба;

б) Цинь Шихуан – Первый властелин Цинь;

в) Цинь Шихуан –Вечный властелин Цинь

14. Выбери неправильный ответ.

Касты в Индии:

а) брахманы;б) буддисты;в) воины

15. Назовите принцип, объединяющий эти  слова.

Осирис, Шамаш, Иштар, Яхве:

а) это боги, которым поклонялись на Древнем Востоке;

б) это боги, которым поклонялись в Египте;

в) это боги, которым поклонялись в Двуречье

16. Восстановите последовательность событий:

а) победа персов над Вавилоном;

б) победа персов над Лидией;

в) победа персов над Мидией;

г) победа персов над Египтом

17. Приведите в соответствие:

а) Ассирия                          1) царская дорога;

б) Египет                            2) использование конницы;

в) Персия                            3) мумия;

г) Китай                              4) компас

а)

б)

в)

г)


Ответы на вопросы теста:                

Б

Б

  1.  

Г

1в,2а,3б

Б

Г

Б

А

Б

Г

1в,2б,3а

ваб

Б

В

Б

В

В

В

Б

А

Б

Б

Б

В

А

А

вбаг

Б

А

А

В

вбаг

Б

1в,2а,3б,4г

Итоговое тестирование

1. Какому событию присущи следующие признаки?

«Это война между гражданами одного государства; длительные, кровопролитные бои завласть в одной стране, длятся, как правило, долго...»

а) мировая война; б) межпланетные войны; в) гражданская война;

г) Отечественная война

2. Полис- это:

а) область в южной Греции

б) небольшой город на острове Крит

в) небольшой самостоятельный город - государство в Греции    

г) страна

 3. Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется:

а) колдовством;б) религией; в) магией; г) искусством

4. Замените, одним словом следующие выражения:

а. «говорящие орудия»

б. знак на теле раба  

в. письменность Двуречья

г. поселения финикийцев за пределами Финикии

д. человек, дающий имущество «в рост»

е. высокий тростник в Египте, из которого делали материал  для письма

5. Главой древнеегипетского государства был:

а) фараонб) вождьв) князьг) вельможа

6. Первая часть Библии - Ветхий Завет - написана:

а) ассирийцамиб) евреямив) египтянамиг) Финикии

7. Соотнеси названия и государства:

а) Нил;                           1. Финикия;

б) Аравийский п-ов;    2. Египет;

в) Иордан;                     3. Вавилония;

г) Сидон;                       4. Еврейское царство;

д) Евфрат и Тигр          5. Междуречье

8. Определите, какие из перечисленных достижений человечества относятся к семи чудесам света:

а) Храм Артемиды в Эфесе

б) Великая китайская стена

в) Колосс Родосский

г) статуя Зевса в Афинах

д) Колизей

е) «висячие сады» Семирамиды

ж) Египетские пирамиды

з) Мавзолей Мавзола в Галикарнасе

и)  Фаросский маяк

к)  Преображенская церковь в Кижах

9.Что означают крылатые выражения:

а) Пиррова победа -

б) Яблоко раздора –

в) Троянский конь -

г) Нить Ариадны –

д) Рубикон перейден –

Ответы  на вопросы теста

В

В

Б

а- раб; б – клеймо; в – клинопись; г – колония; д – ростовщик; е- папирус

А

Б

1г,2а,3д,4в,5б

а,в,г,е,ж,з,и

Пиррова победа -  доставшаяся слишком высокой ценой; победа, равносильная поражению.

Яблоко раздора – предмет спора.

Троянский конь - подарок, приносящий вред.

Нить Ариадны - о, что помогает найти выход из затруднительного положения.

Рубикон перейден - выражение, означающая готовность к решительным действиям, сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок, пройти «точку невозвращения».

Карты:

  1. Атлас История Древнего мира 5 класс
  2. Древний Египет в IV-I тыс. до н.э.
  3. Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности
  4. Индия и Китай в древности
  5. Эллинистические государства
  6. Греция в IV в. до н.э.
  7. Завоевания Александра Македонского
  8. Рост Римского государства в III-II вв. до н.э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...