ГБОУ «Гимназия №11» Василеостровского района СПб Автор – Добродеева Наталья Евгеньевна
Тема урока «Русская культура XVII века»
класс – 7, предмет - история, кол-во часов – 2
Цели урока: учащиеся должны овладеть способностью использовать приобретённые знания и умения при пояснении высказывания о характеристике русской культуры, искусства и образования в XVII веке
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Личностный
- определять потребности в освоении учебной темы;
- формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России;
- осознавать успешность своей деятельности;
- проявлять отношение к основным моральным нормам.
Метапредметный
Познавательные умения
- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;
- извлекать информацию в соответствии с целью;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства;
- предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.).
Коммуникативные умения
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работая индивидуально, в паре и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
- внимательно слушать и слышать партнёра;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные умения
- планировать свою деятельность;
- выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
- контролировать выполнение результата.
Предметный
- определять новые признаки, которые стали появляться в русской культуре XVII века;
- определять роль обмирщения русской культуры и усиления западноевропейского влияния на неё;
- оценивать значение выдающихся произведений русской литературы, архитектуры и изобразительного искусства XVII в.;
- овладевать целостным представлением об уровне развития русской культуры в XVII в.;
- научиться применять основные термины по теме;
- научиться делать анализ деятельности личности деятеля культуры.
Ресурсы: Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI-XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: «Русское слово», 2017.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Ключевые понятия: обмирщение, парсуна, «Дивное узорочье», Славяно-греко-латинская академия, «Нарышкинское (московское) барокко», «Житие протопопа Аввакума»
Исторические личности: Карион Истомин, Мелетий Смотрицкий, братья Софроний и Иоанникий Лихуды, Афанасий Ордин-Нащокин, Симеон Полоцкий, Симон Ушаков
№ | Название этапа | Действия учителя | Действия учеников |
I. Самоопределение к деятельности (СД) |
1 | Организационный момент | Учитель приветствует учащихся | |
2
| Актуализация знаний (повторение) | ТЕСТИРОВАНИЕ 1) Установите соответствие: а) Симеон Полоцкий | 1) иконописец и график | б) Афанасий Ордин-Нащокин | 2) патриарх, автор церковной реформы 1653 г. | в) Симон Ушаков | 3) богослов, писатель, наставник царских детей | г) Никон | 4) дипломат, автор Новоторгового устава |
2) Распределите факты и имена по группам: Факты: шатровый стиль, Мелетий Смотрицкий, для воспитания царских детей приглашают иностранцев, А.М. Курбский, Славяно-греко-латинская академия, создан «Домострой», Ермолай-Еразм, московское барокко | Учащиеся выполняют задания 1) Установите соответствие: а) Симеон Полоцкий | 3) богослов, писатель, наставник царских детей | б) Афанасий Ордин-Нащокин | 4) дипломат, автор Новоторгового устава | в) Симон Ушаков | 1) иконописец и график | г) Никон | 2) патриарх, автор церковной реформы 1653 г. |
2) Распределите факты и имена по группам: XVI век | XVII век | - создан «Домострой» - А.М. Курбский - шатровый стиль - Ермолай-Еразм | - для воспитания царских детей приглашают иностранцев - московское барокко - Славяно-греко-латинская академия - Мелетий Смотрицкий |
|
3
| Самоопределение к деятельности | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ: Документ №1 «Свидетельство Павла Алеппского» + Документ №2 «Из трактата “Об иконописи“ Иосифа Владимирова» Документ №1 «Во время проповеди Никон велел принести иконы старые и новые, кои некоторые из московских иконописцев стали рисовать по образцам картин франкских и польских… Никон выколол глаза у этих образов, после чего стрельцы, выполнявшие обязанности царских глашатаев, носили их по городу, крича: “Кто отныне будет писать иконы по этому образцу, того постигнет примерное наказание”…» Вопросы: - Почему Никон приказал выколоть глаза у икон? - Патриарх призывает сохранять традиции или использовать новые правила в русском искусстве? Документ №2 «Сильная жалость нападает на меня, когда я думаю о тех, которые великими и разумными себя считают, а часто в премудром художестве живописи не понимают… Старину и смуглость они расхваливают… и ради этого иные и плохо и небрежно написанные иконы за старинный обычай почитают, а известно, что обычай считается законом неписаным… Если есть что хорошее и у иноверцев, не подлежит то ругать; они хотя и маловерные, но, однако, многих святых апостолов и пророков на листах и на стенах тщательно изображают…» Вопросы: - Царский иконописец призывает сохранять традиции или использовать новые правила в русском искусстве? - Сравните выводы и сформулируйте проблемный вопрос | Учащиеся работают с источниками и отвечают на вопросы
- Патриарх приказал испортить иконы, чтобы не рисовали по-старому и по католическим образцам. Он провёл церковную реформу и требовал, чтобы книги и иконы писали по определённым канонам. - Никон призывает использовать новые правила в русском искусстве.
- Иконописец призывает сохранять традиции: «…обычай считается законом неписанным…». Что преобладало в русской культуре XVII века – традиции или новшества? |
II. Учебно-познавательная деятельность (УПД) |
4
| Изучение нового материала | РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ (карточки с вопросами по материалам §§25-26)
ГРУППА №1 «ОБРАЗОВАНИЕ и КНИЖНОЕ ДЕЛО» (§25/1, стр. 183-186) Вопросы: 1) Где и с помощью каких пособий в России XVII века можно было получить начальное, среднее и высшее образование? Это образование было светским или церковным? 2) Сравните, сколько и какие книги входили в набор российского школяра в XVI в. (§§7-8) и XVII в. 3) Какие черты преобладали в развитии грамотности и просвещения? ГРУППА №2 «ЛИТЕРАТУРА» (§25/2, стр. 186-188) Вопросы: 1) Какие новые жанры литературы появились в XVII веке? 2) Назовите известные произведения, написанные в этих жанрах, и их авторов (при наличии). 3) Что собой представляла первая русская газета «Куранты»? ГРУППА №3 ТЕАТР (§25/3, стр. 189) Вопросы: 1) Где и когда построили первый театр в России? Как он назывался? 2) Что собой представляла труппа театра, кто ею руководил? Какие пьесы ставились в первом театре? 3) Каково было отношение власти к возникшему в России театру? Какова была его судьба? ГРУППА №4 «АРХИТЕКТУРА» (§26/1, стр. 190-194) Вопросы: 1) Назовите основные виды построек, представляющих русскую архитектуру XVII века. Приведите примеры наиболее известных сооружений и перечислите имена знаменитых зодчих этого времени. 2) Объясните понятия: «узорочье» и «изразцы». Какой архитектурный памятник называли «восьмым чудом света»? Какова была его судьба? 3) Какой новый стиль утвердился в русском зодчестве XVII века? ГРУППА №5 «ЖИВОПИСЬ» (§26/2, стр. 194-197) 1) Какие черты отличали русскую живопись XVII века? 2) Какие изменения претерпевают русские икона и фреска в XVII веке? Назовите русских живописцев этого периода времени и перечислите их творения, которые вызывали восхищение современников. 3) Объясните термины «парсуна», «Царский титулярник».
ТАБЛИЦА «Русская культура в XVII веке»
Преобладание традиций | Преобладание новшеств | Грамотность и просвещение | Литература | Театр | Архитектура | Живопись |
| Групповая работа Преобладание традиций | Преобладание новшеств | Грамотность и просвещение | - издавалось большое количество религиозных книг - в Академии преподавали в основном монахи - по-прежнему создаются рукописные книги | - появилась учебная и научная литература - стали возникать первые частные и государственные школы - открылась Славяно-греко-латинская академия | Литература | - в основе остаётся религиозная тема - сохраняются летописи
| - появились новые литературные жанры: историческая повесть, автобиографии, сатирические произведения, поэзия, переводы иностранной литературы - появилась первая русская газета «Куранты» (рукописная) | Театр | - царь Алексей Михайлович советовался со своим духовником, можно ли ему посетить спектакль - после смерти Алексея Михайловича театральное дело в Москве прервалось
| - у высших слоёв общества появилось новое развлечение – театр - по приказу царя в селе Преображенском была построена специальная «комедийная хоромина» - театральная труппа состояла из иностранных актёров - организована театральная школа, где обучали и русских людей актерскому мастерству - поставлено несколько спектаклей, в т.ч. и балет | Архитектура | - большинство зданий по-прежнему строятся из дерева: дворец Алексея Михайловича в Коломенском – «восьмое чудо света» - каменные храмы украшали наличниками, крылечками, что было в традиции русского деревянного зодчества - новый стиль – «московское барокко» – сохраняло черты русского стиля, для которого присуща пышность | - появление 2-х новых стилей: «московское барокко» и «дивное узорочье» - здания украшают керамическими изразцами, на которых делали выпуклые изображения птиц и цветов | Живопись | - преобладала иконопись | - иконы стали писать по новому, старались передавать «живость» лица, лица и тела писались объемными - стали писать «парсуны», на которых изображали как духовных, так и светских лиц |
|
| Повторение и закрепление пройденного на уроке | РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД По горизонтали: 1. Портретный жанр, во многом следовавший традициям иконы 3. Братья – греческие учёные монахи, основатели Славяно-греко-латинской академии 5. Архитектурный стиль, появившийся во второй половине XVII века По вертикали: 2. Автор первого в русской литературе автобиографического произведения 4. Фамилия автора иллюстрированного букваря, изданного в конце XVII века
| Учащиеся работают в парах По горизонтали: 1. Портретный жанр, во многом следовавший традициям иконы (парсуна) 3. Братья – греческие учёные монахи, основатели Славяно-греко-латинской академии (Лихуды) 5. Архитектурный стиль, появившийся во второй половине XVII века (узорочье) По вертикали: 2. Автор первого в русской литературе автобиографического произведения (Аввакум) 4. Фамилия автора иллюстрированного букваря, изданного в конце XVII века (Истомин)
|
5 | Диагностика освоения содержания темы урока | ТЕСТИРОВАНИЕ 1) «Какие из этих храмов построены в XVII веке?» (выберите правильные ответы): а) Церковь Вознесения в Коломенском б) Церковь Троицы в Никитниках в) Храм Василия Блаженного г) Церковь Покрова в Филях 2) «Что характерно для развития культуры XVII века?» (выберите правильные ответы): а) Появление свода правил поведения «Домострой» б) Обмирщение культуры в) Ассамблеи г) Появление «дивного узорочья» д) Массовое появление западных вещей в обиходе высших сословий е) Бритье бород | Учащиеся индивидуально выполняют задания 1) «Какие из этих храмов построены в XVII веке?» (выберите правильные ответы): а) Церковь Вознесения в Коломенском б) Церковь Троицы в Никитниках в) Храм Василия Блаженного г) Церковь Покрова в Филях 2) «Что характерно для развития культуры XVII века?» (выберите правильные ответы): а) Появление свода правил поведения «Домострой» б) Обмирщение культуры в) Ассамблеи г) Появление «дивного узорочья» д) Массовое появление западных вещей в обиходе высших сословий е) Бритье бород |
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (ИПД) |
6 | Выполнение компетентностно-ориентированного задания | ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ - Давайте попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: Что преобладало в русской культуре XVII века – традиции или новшества? - Удалось ли нам достигнуть цель урока? | Учащиеся отвечают на вопрос: - несмотря на то, что во всех сферах общественной жизни появилось много нового, в XVII веке оно стало только появляться. Поэтому можно сделать вывод, что преобладали традиции. … |
IV. Рефлексивная деятельность (РД) |
7 | Самоанализ и самооценка | САМОАНАЛИЗ Задание 1. Закончи предложение. Для меня было полезно изучать тему «Культура России XVII в.», потому что ____________. Задание 2. Оцени изученный материал, используя знаки: √ - знакомая информация + - новая информация ! – я думал (думала) иначе ? – эта информация меня заинтересовала (удивила), хочу узнать больше САМООЦЕНКА Дополни предложения: 1) Я доволен (льна) (очень, не очень, не доволен) своей работой, которую я делал(а) ____________. 2) Я бы оценил(а) свою работу по теме «Культура России XVII в.» на ____________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ____________. | Учащиеся выполняют задания |
8
| Предъявление домашнего задания, оценивание | §26, задание №7* Составьте описание архитектурного памятника XVII века (по выбору) – выполнить задание письменно в тетради | Учащиеся записывают д/з
|