Сценарий урока по теме «Русская культура XVII века»
план-конспект урока по истории (7 класс)

Добродеева Наталья Евгеньевна

Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 7-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по истории России_736.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Гимназия №11» Василеостровского района СПб                                                                                                                                                 Автор – Добродеева Наталья Евгеньевна

Тема урока «Русская культура XVII века»

класс – 7, предмет  - история, кол-во часов – 2

Цели урока: учащиеся должны овладеть способностью использовать приобретённые знания и умения при пояснении высказывания о характеристике русской культуры, искусства и образования в XVII веке

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный

- определять потребности в освоении учебной темы;

- формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России;

- осознавать успешность своей деятельности;

- проявлять отношение к основным моральным нормам.

Метапредметный

Познавательные умения

- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;

- извлекать информацию в соответствии с целью;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства;

- предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.).

Коммуникативные умения 

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работая индивидуально, в паре и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

- внимательно слушать и слышать партнёра;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные умения

- планировать свою деятельность;

- выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

- контролировать выполнение результата.

Предметный

- определять новые признаки, которые стали появляться в русской культуре XVII века;

- определять роль обмирщения русской культуры и усиления западноевропейского влияния на неё;

- оценивать значение выдающихся произведений русской литературы, архитектуры и изобразительного искусства XVII в.;

- овладевать целостным представлением об уровне развития русской культуры в XVII в.;

- научиться применять основные термины по теме;

- научиться делать анализ деятельности личности деятеля культуры.

Ресурсы: Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI-XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: «Русское слово», 2017.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Ключевые понятия: обмирщение, парсуна, «Дивное узорочье», Славяно-греко-латинская академия, «Нарышкинское (московское) барокко», «Житие протопопа Аввакума»

Исторические личности: Карион Истомин, Мелетий Смотрицкий, братья Софроний и Иоанникий Лихуды, Афанасий Ордин-Нащокин, Симеон Полоцкий, Симон Ушаков


Название этапа

Действия учителя

Действия учеников

I. Самоопределение к деятельности (СД)

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся

 

2

Актуализация знаний (повторение)

ТЕСТИРОВАНИЕ

1) Установите соответствие:

а) Симеон Полоцкий

1) иконописец и график

б) Афанасий Ордин-Нащокин

2) патриарх, автор церковной реформы 1653 г.

в) Симон Ушаков

3) богослов, писатель, наставник царских детей

г) Никон

4) дипломат, автор Новоторгового устава

2) Распределите факты и имена по группам:

XVI век

XVII век

Факты: шатровый стиль, Мелетий Смотрицкий, для воспитания царских детей приглашают иностранцев, А.М. Курбский, Славяно-греко-латинская академия, создан «Домострой», Ермолай-Еразм, московское барокко

Учащиеся выполняют задания

1) Установите соответствие:

а) Симеон Полоцкий

3) богослов, писатель, наставник царских детей

б) Афанасий Ордин-Нащокин

4) дипломат, автор Новоторгового устава

в) Симон Ушаков

1) иконописец и график

г) Никон

2) патриарх, автор церковной реформы 1653 г.

2) Распределите факты и имена по группам:

XVI век

XVII век

- создан «Домострой»

- А.М. Курбский

- шатровый стиль

- Ермолай-Еразм

- для воспитания царских детей приглашают иностранцев

- московское барокко

- Славяно-греко-латинская академия

- Мелетий Смотрицкий

3

Самоопределение к деятельности

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

- РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ:

Документ №1 «Свидетельство Павла Алеппского» + Документ №2 «Из трактата “Об иконописи“ Иосифа Владимирова» 

Документ №1 «Во время проповеди Никон велел принести иконы старые и новые, кои некоторые из московских иконописцев стали рисовать по образцам картин франкских и польских… Никон выколол глаза у этих образов, после чего стрельцы, выполнявшие обязанности царских глашатаев, носили их по городу, крича: “Кто отныне будет писать иконы по этому образцу, того постигнет примерное наказание”…»

Вопросы:

- Почему Никон приказал выколоть глаза у икон?

- Патриарх призывает сохранять традиции или использовать новые правила в русском искусстве?

Документ №2 «Сильная жалость нападает на меня, когда я думаю о тех, которые великими и разумными себя считают, а часто в премудром художестве живописи не понимают… Старину и смуглость они расхваливают… и ради этого иные и плохо и небрежно написанные иконы за старинный обычай почитают, а известно, что обычай считается законом неписаным… Если есть что хорошее и у иноверцев, не подлежит то ругать; они хотя и маловерные, но, однако, многих святых апостолов и пророков на листах и на стенах тщательно изображают…»

Вопросы:

- Царский иконописец призывает сохранять традиции или использовать новые правила в русском искусстве?

- Сравните выводы и сформулируйте проблемный вопрос

Учащиеся работают с источниками и

отвечают на вопросы

- Патриарх приказал испортить иконы, чтобы не рисовали по-старому и по католическим образцам. Он провёл церковную реформу и требовал, чтобы книги и иконы писали по определённым канонам.

- Никон призывает использовать новые правила в русском искусстве.

- Иконописец призывает сохранять традиции: «…обычай считается законом неписанным…».

Что преобладало в русской культуре XVII века – традиции или новшества?

II. Учебно-познавательная деятельность (УПД)

4

Изучение нового материала

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

(карточки с вопросами по материалам §§25-26)

ГРУППА №1 «ОБРАЗОВАНИЕ и КНИЖНОЕ ДЕЛО»

(§25/1, стр. 183-186)

Вопросы:

1) Где и с помощью каких пособий в России XVII века можно было получить начальное, среднее и высшее образование? Это образование было светским или церковным?

2) Сравните, сколько и какие книги входили в набор российского школяра в XVI в. (§§7-8) и XVII в.  

3) Какие черты преобладали в развитии грамотности и просвещения?

ГРУППА №2 «ЛИТЕРАТУРА» (§25/2, стр. 186-188)

Вопросы:

1) Какие новые жанры литературы появились в XVII веке?

2) Назовите известные произведения, написанные в этих жанрах, и их авторов (при наличии).

3) Что собой представляла первая русская газета «Куранты»?

ГРУППА №3 ТЕАТР (§25/3, стр. 189)

Вопросы:

1) Где и когда построили первый театр в России? Как он назывался?

2) Что собой представляла труппа театра, кто ею руководил? Какие пьесы ставились в первом театре?

3) Каково было отношение власти к возникшему в России театру? Какова была его судьба?

ГРУППА №4 «АРХИТЕКТУРА» (§26/1, стр. 190-194)

Вопросы:

1) Назовите основные виды построек, представляющих русскую архитектуру XVII века. Приведите примеры наиболее известных сооружений и перечислите имена знаменитых зодчих этого времени.  

2) Объясните понятия: «узорочье» и «изразцы». Какой архитектурный памятник называли «восьмым чудом света»? Какова была его судьба?

3) Какой новый стиль утвердился в русском зодчестве XVII века? 

ГРУППА №5 «ЖИВОПИСЬ» (§26/2, стр. 194-197)

1) Какие черты отличали русскую живопись XVII века?

2) Какие изменения претерпевают русские икона и фреска в XVII веке? Назовите русских живописцев этого периода времени и перечислите их творения, которые вызывали восхищение современников.

3) Объясните термины «парсуна», «Царский титулярник».  

ТАБЛИЦА «Русская культура в XVII веке»

Преобладание

традиций

Преобладание

новшеств

Грамотность и просвещение

Литература

Театр

Архитектура

Живопись

Групповая работа

Преобладание

традиций

Преобладание

новшеств

Грамотность и просвещение

- издавалось большое количество религиозных книг

- в Академии преподавали в основном монахи

- по-прежнему создаются рукописные книги

- появилась учебная и научная литература

- стали возникать первые частные и государственные школы

- открылась Славяно-греко-латинская академия

Литература

- в основе остаётся религиозная тема

- сохраняются летописи

- появились новые литературные жанры: историческая повесть, автобиографии, сатирические произведения, поэзия, переводы иностранной литературы

- появилась первая русская газета «Куранты» (рукописная)

Театр

- царь Алексей Михайлович советовался со своим духовником, можно ли ему посетить спектакль

- после смерти Алексея Михайловича театральное дело в Москве прервалось

- у высших слоёв общества появилось новое развлечение – театр

- по приказу царя в селе Преображенском была построена специальная «комедийная хоромина»

- театральная труппа состояла из иностранных актёров

- организована театральная школа, где обучали и русских людей актерскому мастерству

- поставлено несколько спектаклей, в т.ч. и балет

Архитектура

- большинство зданий по-прежнему строятся из дерева: дворец Алексея Михайловича в Коломенском – «восьмое чудо света»

- каменные храмы украшали наличниками, крылечками, что было в традиции русского деревянного зодчества

- новый стиль – «московское барокко» – сохраняло черты русского стиля, для которого присуща пышность

- появление 2-х новых стилей: «московское барокко» и «дивное узорочье»

- здания украшают керамическими изразцами,

на которых делали выпуклые изображения птиц и цветов

Живопись

- преобладала иконопись

- иконы стали писать по новому, старались передавать «живость» лица, лица и тела писались объемными

- стали писать «парсуны», на которых изображали как духовных, так и светских лиц

Повторение и закрепление пройденного

на уроке

РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД

По горизонтали:

1. Портретный жанр, во многом следовавший традициям иконы

3. Братья – греческие учёные монахи, основатели Славяно-греко-латинской академии

5. Архитектурный стиль, появившийся во второй половине XVII века

По вертикали:

2. Автор первого в русской литературе автобиографического произведения

4. Фамилия автора иллюстрированного букваря, изданного в конце XVII века

1

2

3

4

5

Учащиеся работают в парах

По горизонтали:

1. Портретный жанр, во многом следовавший традициям иконы (парсуна)

3. Братья – греческие учёные монахи, основатели Славяно-греко-латинской академии (Лихуды)

5. Архитектурный стиль, появившийся во второй половине XVII века (узорочье)

По вертикали:

2. Автор первого в русской литературе автобиографического произведения (Аввакум)

4. Фамилия автора иллюстрированного букваря, изданного в конце XVII века  (Истомин)

5

Диагностика освоения содержания темы урока

ТЕСТИРОВАНИЕ

1) «Какие из этих храмов построены в XVII веке?»

(выберите правильные ответы):

а) Церковь Вознесения в Коломенском

б) Церковь Троицы в Никитниках

в) Храм Василия Блаженного

г) Церковь Покрова в Филях

2) «Что характерно для развития культуры XVII века?» (выберите правильные ответы):

а) Появление свода правил поведения «Домострой»

б) Обмирщение культуры

в) Ассамблеи

г) Появление «дивного узорочья»

д) Массовое появление западных вещей в обиходе высших сословий

е) Бритье бород

Учащиеся индивидуально выполняют задания

1) «Какие из этих храмов построены в XVII веке?» (выберите правильные ответы):

а) Церковь Вознесения в Коломенском

б) Церковь Троицы в Никитниках

в) Храм Василия Блаженного

г) Церковь Покрова в Филях

2) «Что характерно для развития культуры XVII века?» (выберите правильные ответы):

а) Появление свода правил поведения «Домострой»

б) Обмирщение культуры

в) Ассамблеи

г) Появление «дивного узорочья»

д) Массовое появление западных вещей в обиходе высших сословий

е) Бритье бород

III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (ИПД)

6

Выполнение компетентностно-ориентированного задания

ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

- Давайте попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока:

Что преобладало в русской культуре XVII века – традиции или новшества?

- Удалось ли нам достигнуть цель урока?

Учащиеся отвечают на вопрос:

- несмотря на то, что во всех сферах общественной жизни появилось много нового, в XVII веке оно стало только появляться. Поэтому можно сделать вывод, что преобладали традиции.

IV. Рефлексивная деятельность (РД)

7

Самоанализ и самооценка

САМОАНАЛИЗ

Задание 1. Закончи предложение.

Для меня было полезно изучать тему «Культура России XVII в.», потому что ____________.

Задание 2. Оцени изученный материал, используя знаки:

√ - знакомая информация

+ - новая информация

! – я думал (думала) иначе

? – эта информация меня заинтересовала (удивила), хочу узнать больше

САМООЦЕНКА

Дополни предложения:

1) Я доволен (льна) (очень, не очень, не доволен) своей работой, которую я делал(а) ____________.

2) Я бы оценил(а) свою работу по теме «Культура России XVII в.» на ____________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ____________.

Учащиеся выполняют задания

8

Предъявление домашнего задания, оценивание

§26, задание №7*

Составьте описание архитектурного памятника XVII века (по выбору) – выполнить задание письменно в тетради

Учащиеся записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке»

Урок с использованием компьютерных технологий. Проводится в форме игры по основным разделам темы....

Тест по теме «Художественная культура XVII века»

Тест по теме«Художественная культура XVII века»( Италия, Франция, Германия). по учебнику МХК 10 класс, Л.А.Рапацкая...

Разработка урока по теме: Русское государство в конце IX начале XVII века"

Разработка обобщающе - повторительного урока по истории России 6 класс в форме игры "Звездный час". Игровая технология позволяет повторить важные факты из курса истории России за 6 классна эмоциональн...

Урок по теме " Русская культура 18 века"

Урок изучения нового материала " Русская культура в 18 веке"...

Технологическая карта урока истории «Музей русской культуры XVIII века» 8 класс

Урок посвящен интересной, но сложной по фактической насыщенности теме культуры 18в. Форма урока - презентация "Музея" - ученических проектов....

Практический урок по теме: "Русская архитектура XVIII века"

Подходит для использования на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга...

Игра на уроке повторения темы \'Россия в XVII веке\'

Игра предназначена для повторения материала для 7-11 классов. ...