Игра на уроке повторения темы 'Россия в XVII веке'
план-конспект по истории

Ахпашева Агния Михайловна
Игра предназначена для повторения материала для 7-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра на уроке повторения темы
«Россия в XVII в.»

Урок в 10 классе по повторению изученной темы проводится в форме известной телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Класс делится на несколько команд. В центре кабинета на столе размещаются пакеты с заданиями и волчок с прикрепленной к нему стрелкой. Согласно жеребьевке команда занимает места за столом и отвечает на вопросы, выпавшие ей по стрелке. Если команда не смогла дать правильный ответ, ее место за игровым столом занимает другая команда.

Задание 1. Где богатые люди хранили носовой платок, если карманов в одежде XVII в. не было? (Выходит учащийся в костюме дьяка, снимает шапку, вынимает платок и утирается им.)

Задание 2. На подносе выносят лимон и огурец. Приведите пословицу, в которой упоминаются эти дары природы. («Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, едим огурцы».)

Задание 3. «Узнай дату».

Дворец без казны оставаться не мог.

Тогда-то на соль наложили налог:

по 20 копеек с пуда.

И тут прокатилась зловещей волной Народная ненависть грозно.

Тогда отменили налог соляной,

Но это было поздно.

                                            (Соляной бунт, 1648 г.)

Задание 4. «Узнай дату».

Если когда-либо в Кремль попадешь

Да по дворцу по Большому пройдешь,

Ты на решетку взглянуть не забудь

Медную, странную, с лицами чудищ.

Эта решетка как память важна —

Медного бунта свидетель она.

                                               (1662 г.)

Задание 5. «Что в черном ящике?» Известный авантюрист Казанова, объехавший весь мир, писал о русских: "Есть у них восхитительный напиток, название которого я позабыл. Но он намного превосходит константинопольский шербет. Слугам, несмотря на их многочисленность, отнюдь не дают пить воду, но этот легкий, приятный на вкус и питательный напиток, который к тому же весьма дешев, так как за 1 рубль его дают большую бочку».

Как называется этот напиток? (Выносится черный ящик, в нем деревянный сосуд с квасом.)

Задание 6. В октябре 1685 г. в Заиконоспасском монастыре открылась академия, дававшая как духовное, так и светское образование. Ученики Симеона Полоцкого настаивали на том, чтобы преподавание в ней велось на латинском языке, но значительная часть монашества предпочитала греческий.

Как называлась эта академия? (Славяно-греко-латинская.)

Задание 7. Воин Афанасьевич Ордин-Нащокин, сын видного дипломата и государственного деятеля, совершил тяжкое преступление — бежал из России в Польшу, а затем во Францию, прихватив с собой важные государственные документы. Отец беглеца ожидал опалы и даже казни, но царь Алексей Михайлович прислал ему сочувственное письмо, в котором выражал надежду, что беглец вернется. Как ни странно, царь оказался прав. Воин Афанасьевич вернулся и был прощен. Эти события легли в основу комедии.

Как называлась эта комедия, когда и кем была написана? (Комедия «О блудном сыне», написана Симеоном Полоцким в 1660 г.)

Задание 8. Уже в конце рассматриваемого нами столетия русские художни

ки начинают создавать произведения парсунной живописи. Рассмотрите имеющиеся у вас репродукции. Определите, где икона, а где парсуна.

Задание 9. «Укажите лишнее».

Дьяк: После праведных трудов обязательно «обед со товарищи». Посмотрим, чем Авдотья Ивановна нас попотчует.

Девочка вносит поднос, на нем — молоко, мед, сахар, хлеб, пряники, картофель, семечки, маринованные грибы, помидоры.

Чего не могло быть на столе в XVII в.? (Сахара, картофеля, семечек, маринованных грибов, помидоров.)

Задание 10. «Что не так?»

Дьяк: Авдотья! Мыться! (Авдотья вносит тазик с водой, кружку, кусок мыла, зубной порошок, зубную щетку, полотенце. Дьяк умывается, чистит зубы.) Авдотья! Одеколон, пудру!

Что не так в этой сценке? (В XVII в. в России мыло было только жидкое. Зубная паста появилась два столетия спустя, зубы чистили тряпочкой и мелом. Одеколон был изобретен в XVIII в. Пудра была известна у нас как «испанская бумага» с XVI в.)

Задание 11. «Что не так?»

Дьяк: Служилый человек должен быть бодр, трудолюбив и беспокоен, подобно маятнику в часах. В трудах праведных живем. (Раскладывает на столе бумаги, надевает очки.) Однако, когда к ракетному заведению приписали, ни сна тебе, ни отдыха. Пороха на эти ракеты немыслимо уходит, материалу всякого и денег без счета. А ведь за все отчитываться надо... Авдотья! Неси машинку заграничную! (Девица вносит ящичек- арифмометр). Ишь, чего удумали иноземцы... Машина самосчетная. (Крутит ручку.) Ну-ка, расход прикинем... Ох, батюшки! Разорила на ракетах машинка заграничная. (Откладывает арифмометр в сторону.) На счетах-то оно, может, дешевле выйдет. (Достает счеты, считает, берет карандаш, записывает.) Убытки, убытки! Ну да ладно, пора на службу. Раньше придешь — выгонят, опоздаешь — высекут. Авдотья! Шубу!

Что не так в этой сценке? (Ракета — старинное оружие, в 1680 г. в Москве было открыто ракетное заведение. Карандашом дьяк пользоваться не мог, он был изобретен во Франции в 1790 г. Арифмометр сконструировал Б.Паскаль в 1641-1642 гг. Счеты, часы с маятником появились в России в XVII в., очки — в XVI в.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для повторения к итоговому уроку по истории средних веков

Материал для повторения очень большой, содержит разнообразные варианты заданий, в том числе и тесты. Обычно я даю его полностью каждому уч-ся и оставляю на дом доделать. Это позволяет не только провер...

7 класс. История России. Урок повторения "Россия в 17 веке"

Методическая разработка урока-повторения в форме игры, с ответами....

Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

Тип урока:          повторительно-обобщающий  Технологии:       технология развития критического мышления, ...

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

Урок по истории Средних веков "Урок - игра "Час Средневековья"

Материал урока может быть использован для проведения обобщающего урока по истории Средних веков....

Игра "Кладоискатели". Урок повторения и обобщения за курс «География материков и океанов" в 7 классе

Один из заключительных уроков по курсу "География материков и океанов" в 7 классе представлен в форме игры "Кладоискатели". Большая часть урока проводится на свежем воздухе в пределах школьного двора ...

Презентация к уроку-повторению по теме "Химия клетки" 11 класс по типу телевизионной игры "Своя игра"

Данная презентация используется на интегрированном уроке химии и биологии в 11 профильном классе по теме "Химия хлетки". И позволяет в игровой форме (проводится урок по типу телевизионной пе...