Рыцарство. Урок по истории Средних веков
презентация к уроку по истории (6 класс)

Смирнова Ирина Сергеевна

Презентация предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательной школы, к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. Урок открытия нового знания.

 

Цели: познакомить с замком феодала, снаряжением рыцарей, их развлечениями, дать представление о моральных ценностях, нормах и установках феодалов.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«От меча норманна и стрелы мадьяра упаси нас, Господи!» молитва IX – Х I веков Атака норманнов. Рис. современного художника

Слайд 2

РЫЦАРСТВО «Положение обязывает»

Слайд 3

Приветствую вас. Меня зовут Роберт. Я верный оруженосец графа Аласонского. Мой сеньор решил устроить мне экзамен прежде, чем наделить званием рыцаря. Помогите мне найти ответы на его вопросы.

Слайд 4

копье доспехи (латы) меч Рыцарь. Рис. современного художника Прежде, мне нужно ответить кто же такой рыцарь? Рыцарь (нем.) – конный воин Какие черты отличали рыцаря от простых смертных?

Слайд 5

Доспехи немецкого рыцаря. XIV в . Прочитайте в учебнике пункт 2 на странице 96. Дополните свой ответ.

Слайд 6

Помогите мне определить главное занятие рыцарей, используя иллюстрацию. Правильно! Это война! Война была не единственным занятием рыцарей. Посмотрим дальше. Рис. современного художника

Слайд 7

Разграбление Константинополя рыцарями-крестоносцами. Средневековая миниатюра О каком занятии свидетельствует этот исторический источник? Рыцари нередко грабили соседей, мирное население и даже церкви и монастыри.

Слайд 8

Чем занимались рыцари в мирное время? Охота на кабана. Рис. современного художника Соколиная охота. Средневековая миниатюра

Слайд 9

Самым зрелищным занятием был рыцарский турнир. Что это такое? Рыцарский турнир. Рис. современного художника Прочитайте на с. 98 текст «Рыцарский турнир». Дополните свой ответ.

Слайд 10

Изображение рыцаря. Манесский кодекс Изображение рыцаря. Манесский кодекс Как на турнире можно было отличить одного рыцаря от другого? У каждого рыцаря появился отличительный знак – герб.

Слайд 11

Занятия рыцаря: 1. война; 2. грабежи; 3. охота; 4. участие в турнирах. Проверим, все ли вы записали.

Слайд 12

И последний вопрос. Где жили рыцари?

Слайд 13

Рыцарский замок В Х в. по всей Европе начинается строительство замков. Замок становился защитой для феодала и его крестьян. С чем это могло быть связано? На Европу обрушились свирепые норманны и венгры!

Слайд 14

Опишите замок. Что делало его неприступной крепостью?

Слайд 15

Какой путь прошел Роберт, чтобы стать рыцарем? Какая церемония ждет его впереди? Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте пункт 3 на стр. 96 – 97. Посвящение в рыцари

Слайд 16

Не отнимать у сирот их добра, У вдов последний грош не вымогать, Святую церковь охранять всегда… И рыцарей своих не утеснять. Из поэмы о Карле Великом Карл Великий Подумайте, какова главная обязанность рыцаря?

Слайд 17

Не дай господь и ангелы святые, Чтоб обесчестил я наш край родимый. Позор и срам мне страшны — не кончина. Отвагою — вот чем мы Карлу милы. Из «Песни о Роланде» (XI – XII вв.)

Слайд 18

Рыцарь и прекрасная дама Кого должен был защищать рыцарь помимо веры и своего сеньора?

Слайд 19

Две полные недели тянулся пир честной, Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной, И развлекались гости, как было им угодно. Не пожалел казны на них хозяин благородный. Одеждой, и конями, и всяческим добром, И золотом червонным, и звонким серебром Он одарить приезжих велел своей родне, Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне. Из «Песни о нибелунгах » (конец XII— начало XIII в.)

Слайд 20

кодекс чести – это правила поведения рыцаря Запишите основные обязанности рыцаря. Кодекс чести: защищать веру; быть смелым; защищать сеньора; защищать дам и слабых; быть щедрым.

Слайд 21

Итак, давайте проверим все ли мы выяснили? Кто такой рыцарь? Где рыцари жили? Чем занимались рыцари? Какое занятие было основным у феодалов? Почему? Что значит «положение обязывает»? Какими качествами должен был обладать рыцарь? Нужны ли эти качества сегодня? И последнее испытание ждет вас дома: §12 прочитать, ответить на вопросы, выучить новые термины и написать сообщение на тему «Жизнь в замке»



Предварительный просмотр:

6 класс. Урок №13

Рыцарство

I. Проверка ДЗ: тест «Культура стран халифата»

II. Изучение нового материала:

Слайд №1 – 2: формулирование темы урока

В Европе в IX – X вв. часто слышалась молитва «От меча норманна и стрелы мадьяра упаси нас, Господи!».

  • Что значили эти слова?
  • Кто мог противостоять жестоким набегам норманнов и венгров? (феодалы)

Слайд №4:

рыцарь (нем.) – всадник, конный воин

  • с. 96 рисунок в учебнике (альтернатива презентации)
  • Как выглядел рыцарь?

Слайд №5

  • с. 96 п. 2 прочитать, дополнить описание иллюстрации

Если рыцарь в доспехах падал с коня, то сам он подняться не мог и попадал в плен. На войне рыцарей не убивали, за них можно было получить выкуп.

Слайд № 6 – 11 (с. 97 – 98 п. 4, выписать занятия рыцарей – альтернатива презентации)

Занятия рыцарей:

  1. война – основное занятие;
  2. грабежи феодалов, крестьян, а иногда даже церквей и монастырей
  • *Кто мог противостоять грабежам рыцарей? (Церковь)
  • *Где можно было спастись от меча?

*В Х в. Церковь призвала население к «Божьему миру». Нельзя было вести войны во время церковных праздников, постов, воскресений. Запрещено было нападать на безоружных паломников, священников, крестьян и женщин. Спастись можно было в церкви, у придорожных каменных крестов. За нарушение «Божьего мира» следовало строгое наказание.

  1. охота:

а) охота на кабана или оленя – проявление отваги и ловкости;

б) соколиная охота на птиц;

  1. Слайд №9. Опишите иллюстрацию

турниры – военные состязания в силе и умении владеть оружием

Два славных рыцаря стремглав

Несутся; тот и этот щит

Смят; под ударами трещит

Нагрудник конский и подпруга.

Сбить наземь силятся друг друга,

И каждый не жалеет шпор.

Жесток удар, могуч напор.

Сбив седла, копья изломав,

Дерутся с помощью булав

И жезлов; шлем стремясь рассечь,

Лишь гнут его, зазубрив меч.

Не видел свет подобной рубки.

Никто не делает уступки,

Показывая, как он смел.

Из средневековой поэмы

с. 98 «Рыцарский турнир». Прочитать и дополнить ответ. (Альтернатива презентации – прочитать и описать турнир, отвечая на вопросы)

Турнир был любимым развлечением и знати, и простолюдинов. Успех в турнире приносил славу, а также деньги – с побежденного брался выкуп. Проводились схватки отдельных пар или устраивались сражения целых отрядов. Оружие на турнире было затуплено, чтобы избежать гибели противника.

  • Что такое турнир? Как проходило состязание?
  • Что приносила победа на турнире?
  • Какое оружие использовалось на турнире? Почему?
  • Какие новые термины вы узнали?

герольды – организаторы и судьи турниров

герб – отличительный знак рода

геральдика – искусство составлять и описывать гербы

Слайд №12 – 14

  • Где жили рыцари? (в замках – укрепленных крепостях)
  • В Х в. по всей Европе начинается строительство замков. С чем это было связано? (нашествие норманнов и венгров)
  • Опишите замок? Что делало его неприступной крепостью?

(с. 95 рисунок и/или макет – альтернатива презентации)

Первоначально замок представлял из себя одну каменную или деревянную башню – донжон. Со временем к донжону стали пристраивать несколько рядов стен и башни, а сам замок окружать рвом. Строился подземный ход, чтобы в случае крайней опасности можно было покинуть замок. Запасов воды и продовольствия хватало на несколько месяцев осады.

Но вот уютным домом замок не был. Внутри было темно, сыро и холодно.

Слайд №15

•        с. 96 – 97 п. 3 чтение

•        Чему отдавалось предпочтение в воспитании рыцаря? (военному искусству)

В 7 лет мальчика отдавали пажом к крупному феодалу, где мальчик постигал азы военного искусства и рыцарского быта.

•        Кем становился юноша после обучения военному делу? (оруженосцем)

•        Как оруженосец становился рыцарем? (церемониал посвящения)

Рыцарь получал шпоры и опоясывался мечом – символы рыцарства.

Слайд №16 – 20: (с. 98 – 100 п. 5 чтение и обсуждение – альтернатива презентации)

Рыцарская культура строилась на особом рыцарском кодексе чести – правилах поведения. Ему подчинялись все феодалы. Этот кодекс чести должен был отличить благородного человека – рыцаря – от простолюдина.

Кодекс чести:

  1. быть смелым;
  2. защищать веру;
  3. защищать сеньора;
  4. защищать дам и слабых;
  5. быть щедрым.
  • с. 98 – 100 выписать положения кодекса рыцарской чести (альтернатива презентации)

Кодекс чести:

  1. щедрость
  2. верность сеньору
  3. смелость
  4. благородство
  5. совершение подвигов
  6. защита христианской веры
  7. защита дам, а также слабых и обиженных
  8. справедливость

*куртуазность (фр. – двор) – умение вести себя при дворе

Особым образом рыцарь должен был себя вести по отношению к даме. Во имя дамы сердца рыцарь должен был совершать подвиги, чтобы прославить ее и заслужить ее любовь. Возникает поэзия рыцарей-странников – трубадуров на юге Франции, труверов – на ее севере и миннезингеров – в Германии.

III. Закрепление: слайд №21

  • Кто такой рыцарь? Где рыцари жили?
  • Чем занимались рыцари? Какое занятие было основным у феодалов? Почему?
  • Что значит «положение обязывает»? Какими качествами должен был обладать рыцарь? Нужны ли эти качества сегодня?

IV. ДЗ: (слайд №21) §12, сообщение «Жизнь в замке», выписать термины в словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Материал для повторения к итоговому уроку по истории средних веков

Материал для повторения очень большой, содержит разнообразные варианты заданий, в том числе и тесты. Обычно я даю его полностью каждому уч-ся и оставляю на дом доделать. Это позволяет не только провер...

Разработка урока по истории Средних веков . 6 класс

  Тема урока:  Католическая церковь:  путь к вершине могущества. Ознакомить  учащихся с новыми понятиями: индульгенция, католическая церковь, православная  церковь, отлучение от церкви, анафема, путь ...

Урок по истории средних веков (6 класс) "Самая долгая война в истории"

Цели: Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриот...

Урок по истории Средних веков "Урок - игра "Час Средневековья"

Материал урока может быть использован для проведения обобщающего урока по истории Средних веков....

Интегрированный урок с историей средних веков, литературой и МХК. в 7 классе по всеобщей истории

Тема: Мир художественной культуры Возрождения.Цель: знакомство с великими произведениями творцов искусства Высокого               Возро...